Проект
«Программа самовоспитания»
Базовая информация: самовоспитание
должно стать потребностью человека. Привычки не
возникают сами собой – они закрепляются
благодаря систематическому повторению, поэтому
самовоспитанием надо заниматься всю жизнь.
Методы исследования: самодиагностика,
интервьюирование.
Гипотеза: становление
личности и успех в жизни во многом зависят от
способности к самовоспитанию.
Выполнение проекта
1. Сбор аналитического материала с
помощью интервью.
Побеседуйте с людьми, которые достигли
успеха в разных областях деятельности. Попросите
их ответить на вопросы:
а) Какое образование вы получили?
б) Кто повлиял на выбор профессии?
в) Какие события в жизни помогли достичь цели?
г) Какие черты характера помогли, а какие мешали?
2. Проведение самодиагностики.
Известный психотерапевт В.Л. Леви
советует начать «работу над собой» таким
образом: составить два объективных списка –
своих недостатков и своих достоинств. Допустим, в
недостатки попадут: лень, курение, слабая
физическая подготовленность, недостаточное
пребывание на свежем воздухе, пренебрежение
режимом дня...
3. Составление программы
самовоспитания.
«Недостатки» разделите на три группы:
«от вас абсолютно не зависят», «зависят
частично», «зависят исключительно от вас». То же
самое сделайте со списком достоинств. У вас
получилась готовая программа самовоспитания.
Вы уже догадались, что надо начать с последней
группы. Если эта работа окажется удачной, то
постепенно вы станете трудиться над
недостатками других групп, вам уже не будет
казаться, что они от вас не зависят.
Психологи называют следующие методы
самовоспитания: самоубеждение, самоприказ,
самовнушение, самоодобрение, самокритика,
самоотчет, самоконтроль.
Рефлексия
Самовоспитание – разумная и
творческая деятельность, которая требует
мобилизации физических и духовных сил, а также
воли и настойчивости.
Святослав Рерих говорил, что «смысл человеческой
жизни – в достижении красоты, гармонии, в
самовыражении. Самая большая задача – это
самосовершенствование во всем. Если каждый из
нас каждый день будет делать что-то более
совершенно, чем вчера, и делать это сознательно,
это устремление неизбежно отпечатается в
сознании, а сумма устремлений изменит поведение
в лучшую сторону».
Занятие «Самопознание – путь к
совершенству»
Разделите класс на группы по 4–6
человек. Попросите их обсудить и записать, что
нужно человеку, чтобы быть счастливым.
Учащиеся читают список, учитель обращает
внимание, что счастье каждый понимает по-своему.
Учитель приводит примеры из жизни известных
людей и обращает внимание на то, что делало их
счастливыми.
1. У Марины Расковой был
прекрасный голос, а ее голосовой диапазон
простирался на две с половиной октавы. Однако она
стала знаменитой летчицей, первым штурманом в
дальних перелетах и прославила нашу страну как
авиатор.
2. Виновниками математической одержимости
Софьи Ковалевской стали ее родители. Во время
ремонта они неправильно рассчитали количество
обоев и решили оклеить детскую комнату простой
бумагой. На расклейку пошла тетрадь с лекциями по
дифференциальному и интегральному исчислению.
Одиннадцатилетняя девочка часами простаивала
перед обоями. Многие формулы она запомнила
наизусть и стала великим математиком.
3. Легенда утверждает, что изобретение
плова, вылечившего умирающего наследника Бухары,
принадлежит знаменитому Абу Али ибн Сине –
Авиценне. (Он же придумал название блюду: «палов
ош». Оно состоит из начальных букв названия
входящих в его состав продуктов: лук, морковь,
мясо, жир, соль, вода, рис.)
4. Еще в юности будущий нобелевский лауреат
Фредерик Жолио-Кюри получил предложение
заключить контракт с футбольной командой (он был
прекрасным вратарем), но посвятил свою жизнь
физике.
5. Михаил Зощенко составил список великих
людей, здоровье и долголетие которых были
организованы собственными руками: Кант – 81,
Толстой – 82, Галилей – 79, Пифагор – 76, Гёте – 82,
Платон – 81, Эдисон – 82, а знаменитый врач
Гиппократ, отец медицины, жил до 99 лет.
Вывод: самопознание,
самосовершенствование, постоянный поиск своего
места в жизни, интерес к жизни делают людей
счастливыми.
Проект «Влияние компьютера на
здоровье школьника»
Базовая информация: нормы
работы за компьютером, признаки зависимости,
факторы, влияющие на здоровье.
Методы исследования: опрос,
анкетирование.
Гипотеза: работа за
компьютером свыше рекомендованной нормы
приводит к изменениям физического здоровья и
вызывает компьютерную зависимость.
Критерии изменения физического
здоровья: наличие искривления
позвоночника, падение зрения, болезни суставов
рук (другие изменения отследить сложнее: они
только называются и обсуждаются).
Показатели: данные
углубленного медицинского обследования, опрос.
Критерии возникновения зависимости: провел ночь
у компьютера, ест и пьет у компьютера, прогулял
школу – сидел за компьютером, забыл поесть;
сильное раздражение, если не работает компьютер.
Показатели: ответы
респондентов.
В соответствии с разработанными
критериями составлены вопросы анкеты:
1. Сколько лет вы работаете за компьютером?
2. Сколько часов в день вы проводите за
компьютером?
3. Сколько часов в день врачи рекомендуют
работать за компьютером?
4. Чему вы отдадите предпочтение – общению или
компьютерной игре?
5. Делаете ли вы гимнастику для глаз?
Ответы анализируются, обсуждаются, даются
рекомендации.
Проект «Влияние шума на здоровье
человека»
Базовая информация: строение
и работа звукового анализатора, порог
чувствительности.
Методы исследования: эксперимент.
Гипотеза: превышение порога
чувствительности, длительность шумового
воздействия, содержание звуковой информации
оказывают влияние на здоровье человека.
Критерии оценки: шум изменяет
физиологические процессы, влияет на психические
процессы.
Показатели: пульс, кровяное
давление, память.
Содержание эксперимента
Разделите класс на 8 групп. Подсчитайте
пульс у каждого участника (или измерьте кровяное
давление).
Чтобы получить больше фактического материала
для анализа, можно в одном классе считать пульс, а
в другом измерять кровяное давление. Через
наушники включите:
1-й и 2-й группам – спокойную музыку
(классическую), для релаксации – громко и тихо.
3-й и 4-й группам – музыку по выбору учащихся (рок,
поп и т.д.) – громко и тихо.
Через 15 минут проведите измерения. Обсудите
результаты, сделайте выводы.
Проект «Реклама и здоровье»
Базовая информация: пищевая
ценность продуктов питания, пищевые добавки,
генетически модифицированные продукты.
Методы исследования: опрос,
анкетирование.
Гипотеза: содержание рекламы
продуктов не всегда соответствует их пищевой
ценности.
Критерии оценки: мнение
ученых, врачей (можно использовать сведения из
литературных источников и с сайтов Интернета,
взять интервью у врача-гастроэнтеролога).
Выполнение проекта
Запишите названия продуктов, которые
чаще всего рекламируются по телевидению.
Для каждого рекламного ролика определите, на
какие потребительские свойства продукта
направлена реклама.
По этикеткам этого товара проверьте,
соответствуют ли заявленные свойства составу
продукта.
Вопросы для анкетирования:
l. На какую рекламу продуктов питания вы обратили
внимание?
2. Какие из них вы попробовали после рекламы?
3. Вы считаете этот продукт полезным для здоровья?
4. Какие еще источники информации влияют на ваш
выбор?
Проанализируйте собранные материалы, обсудите,
сделайте выводы.
Вывод: не все продукты,
которые рекламируются и считаются вкусными,
полезны для здоровья.
Проект «Как уберечься от гриппа»
Базовая информация: история
заболевания, возбудитель, передача инфекции,
опасность болезни.
Методы исследования: анкетирование,
опрос.
Гипотеза: чтобы уберечься от
гриппа, надо укреплять иммунитет.
Критерии оценки: мнение
фармацевтов, врачей, житейский опыт.
Выполнение проекта
Расспросите людей о ситуациях, когда
окружающие болели гриппом, а они оставались
здоровыми.
Узнайте у фармацевтов, какие средства чаще всего
покупают для профилактики гриппа.
Вопросы для анкетирования:
1. Когда в последний раз вы болели гриппом?
2. Какие средства вы считаете эффективными для
профилактики гриппа?
3. Как передается это заболевание?
4. Как вести себя, если рядом больной человек?
Обсудите результаты работы.
Вывод: подверженность гриппу
во многом зависит от каждого человека, от его
образа жизни.
Проект «Экологическая безопасность
городской среды»
Вам поручено составить заявку на
медикаменты для жителей города. Какие факторы вы
будете учитывать при ее составлении?
Базовая информация: факторы
среды, половой и возрастной состав жителей.
Методы исследования: опрос,
контент-анализ.
Гипотеза: на заболеваемость
людей влияют многие факторы, в том числе
географические, социальные, структура популяции,
уровень развития медицины, особенности самих
заболеваний и др.
Выполнение проекта
Соберите статистический материал в
управлении здравоохранения, центре
Санэпиднадзора. Побеседуйте с врачами.
Обсудите следующие факторы.
1. Климатические.
Вероятность заболеваний, зависящих от климата,
например, простудных. Заболевания, зависящие от
климата, например, конъюнктивит – от песчаных
бурь. Условия для выживания и размножения
переносчиков заболеваний, возбудителей
заболеваний.
2. Состав и структура населения.
Для разных возрастных групп характерны разные
заболевания; для разного пола – тоже.
3. Условия основных производств.
Профессиональные заболевания, связанные с
условиями производства или образа жизни.
4. Внешние контакты жителей.
5. Традиции населения.
Особенности питания, образа жизни, формы
проведения досуга.
6. Планировка города.
Близость промышленных предприятий, основные
загрязнители воздуха и воды, почв, озеленение.
7. Развитие коммунального хозяйства.
Очистка воды и отработанных вод, утилизация
мусора, уничтожение переносчиков.
8. Уровень медицинского обслуживания.
Проект «Паспорт здоровья»
После изучения факторов, влияющих на
здоровье, предлагаем школьникам составить
паспорт своего здоровья.
Первый этап работы: сбор и
анализ информации.
Для его реализации предлагаем
ответить на вопросы.
1. Как часто вы переносите простудные
заболевания? Вспомните: почему вы заболели в
последний раз? Вы попадали в последующем в
сходные ситуации? Какие предписания врача вы не
выполнили?
2. Соблюдаете ли вы режим дня?
3. Какие вредные привычки у вас имеются?
4. Сколько времени вы занимаетесь спортом?
5. Какие люди вызывают у вас симпатию? Почему?
6. Умеете ли вы сдерживать свои эмоции? Что вы
делаете, когда у вас плохое настроение?
Второй этап: составление
программы здоровья. Подумайте, как вы можете
устранить негативные стороны своей жизни.
Составьте программу здоровьесбережения.
Воспользуйтесь советом A.Шопенгауэра о
сохранении здоровья: «Средства к этому
несложные: избегать всех эксцессов, излишних
бурных и неприятных волнений, а также чересчур
напряженного и продолжительного умственного
труда, далее – усиленное движение на свежем
воздухе в течение по крайней мере двух часов,
частое купание в холодной воде и тому подобные
гигиенические меры».
Проект «Школьные болезни и их
профилактика»
Базовая информация: длительное
сидячее положение, нервно-психические нагрузки,
недостаток движения, нерациональное питание и
другие причины за время обучения в школе
вызывают заболевания.
Методы исследования: анкетирование,
анализ статистического материала.
Гипотеза: осознание факторов
риска школьных болезней будет способствовать их
профилактике.
Показатели: состояние
здоровья школьников в 1-, 5-, 11-х классах.
Выполнение проекта
Разделите заболевания, которые чаще
всего встречаются у школьников, на группы.
Определите факторы риска для каждой группы.
Сравните свои результаты с мнением ученых.
В начале ХХ века Ф.Ф. Эрисман назвал болезни,
возникновение которых обусловлено обучением
детей, школьными. Он отнес к ним близорукость
(нарушение зрения), сколиоз (боковое искривление
позвоночника), анемию (низкий уровень
гемоглобина в крови). Со временем список этих
болезней только расширился: нервно-психические
расстройства, гастриты, низкий иммунитет.
Пригласите специалиста для беседы по
профилактике этих заболеваний.
Проект «Как правильно питаться»
Базовая информация: питательные
вещества, режим питания, витамины, эстетика
приема пищи, качество продуктов питания.
Методы исследования: анкетирование.
Выполнение проекта
Вопросы для анкетирования:
а) Какие блюда у вас самые любимые?
б) Как часто вы принимаете пищу? В какое время
ужинаете?
в) Чем питаетесь в школе?
г) Есть ли в вашем рационе вредные продукты и
блюда?
Обсудите два исторических факта.
1. Пиры известного римского
полководца и гурмана Лукулла (ок. 117–56 гг. до н.э.)
вошли в историю кулинарии. Приводим меню одного
из приемов: устрицы, дрозды со спаржей, тушеные
моллюски, запеченные в тесте цесарки, белые и
черные каштаны; кабан с репой, салатом, редькой,
острым соусом; мурена с гарниром из морских
раков, гусиная печенка, испанские зайцы, утки с
инжиром, фрукты.
2. В Древней Спарте молодых мужчин, вес
которых превышал принятые стандарты, подвергали
телесным наказаниям или изгоняли из города.
Кулинаров, приготовивших вкусную еду, сбрасывали
со скалы. Аскетизм был во всем.
B письменных памятниках на Руси
упоминаются правила разумного потребления пищи.
В «Изборнике Святослава» есть немало советов по
правильному питанию. Людям рекомендовали есть
больше овощей, к которым отнесены также травы,
ягоды, фрукты и грибы.
Открытия в науке о питании
В начале 90-х годов ХХ века было
доказано, что виновниками атеросклероза
являются избыток жира и высококалорийное
питание.
В 1980 году академик А.Уголев доказал
необходимость клетчатки и пектинов для
холестеринового, белкового и углеводного обмена.
Эти вещества также помогают вывести из организма
токсины, радионуклиды. Их много в хлебе из
цельного зерна, кашах из недробленых круп, во
фруктах, овощах, зелени.
В середине ХХ века советский ученый
Н.Эммануэль и американский ученый Д.Харман
выдвинули гипотезу о вреде для организма
свободных радикалов. Свободные радикалы мы
получаем с пищей. В организме человека
существует защитная антиоксидантная система,
включающая витамины, минералы, аминокислоты,
ферменты. Наиболее эффективны витамины: А, С, В1,
В3, В6 и биофлавоноиды. Их много в
ярких овощах, луке, зеленом чае. Желательно
употреблять льняное и оливковое масло, семечки и
орехи.
В середине 80-х годов ХХ века ученые
Канады обратили внимание на то, что жители стран,
где традиционно едят много морепродуктов и рыбы,
меньше подвержены инфарктам, ишемической
болезни сердца, тромбозам. Жир океанических рыб
препятствует отложению холестерина на стенках
сосудов, предотвращает склеивание эритроцитов,
стимулирует иммунитет. Наиболее полезны в этом
смысле ставрида, лосось, форель, скумбрия, мойва,
сардины.
Учащимся предлагается составить
список рекомендуемых и запрещенных продуктов.
Что полезно девушкам? Пища, богатая белком.
Включайте в меню мясо, орехи, бобовые, любую
зелень, фрукты (особенно бананы, апельсины,
яблоки).
Что полезно при высокой физической нагрузке?
Продукты, обогащенные углеводами (рис, крупяные
каши, овсяные хлопья, макароны, картофель, джемы,
мед). Белковая пища: говядина, птица, яйца, молоко
и молочные продукты. Ограничьте жареную пищу,
исключите свинину, животные жиры, консервы,
концентраты. Полезно пить фруктовые и овощные
соки.
Дополнительная информация
Разъясните смысл пословиц с точки
зрения гигиены питания:
Живот крепче – на сердце легче.
Голодное брюхо к учению глухо.
Красиво, да животу тоскливо.
Как начал говеть, так и стало брюхо болеть.
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
Кисель зубов не попортит.
Гречневая каша сама себя хвалит.
Без соли невкусно, без хлеба несытно.
Вывод: здоровье человека во
многом зависит от правильности питания.
Проект «Предназначение спорта»
Базовая информация: физическое
развитие.
Гипотеза: физическое
развитие – важный компонент гармоничного
развития личности.
Методы исследования: интервью,
сбор и анализ информации.
Выполнение проекта
1. Соберите информацию о видах
спорта, доступных для школьников в вашем городе.
2. Расспросите спортсменов, зачем они
занимаются спортом.
Обсуждение полученной информации
1. По преданию Геракл учредил
первые Олимпийские игры, в которые входило
пятиборье – пентатлон. Он состоял из бега,
прыжков в длину, метаний копья и диска, борьбы.
Победителя увенчивали лавровым венком, и лучшие
скульпторы воздвигали ему статую.
Ученые установили, что гармоничное физическое
воспитание дает правильное сочетание четырех
двигательных качеств: скорости, ловкости, силы и
выносливости.
Скорость – это способность выполнять движения в
возможно более короткое время, сохраняя высокий
темп.
Ловкость – это умение управлять своими
движениями, быстро приспосабливаясь к внезапно
меняющимся условиям во времени и пространстве.
Сила – это высокое мышечное напряжение.
Выносливость – это способность долго выполнять
какую-либо работу, не снижая темпа.
Разделите виды спорта на группы по развитию
перечисленных качеств.
Решите для себя, каким видом спорта займетесь
именно вы. Помните, что человек, который умеренно
и последовательно занимается физическими
упражнениями, не только «не нуждается ни в каком
лечении» (Авиценна), но и меньше устает на работе
и быстрее восстанавливает свои силы.
2. Древнегреческий мыслитель Пифагор
дважды становился олимпийским чемпионом по
фехтованию. Английский поэт Байрон, несмотря на
хромоту, был великолепным пловцом. Писатели
Антон Чехов и Владимир Гиляровский основали в 1882
году «Русское гимнастическое общество». Лев
Толстой увлекался верховой ездой, коньками,
гимнастикой, ездил на велосипеде. На вопрос о его
физической силе ответил: «Я слишком много и
постоянно упражняюсь в физической работе: сам
пашу землю, колю дрова, ношу воду, кладу печи,
много хожу пешком...».
Вывод:
– спорт помогает поддерживать
физическую форму, повышает работоспособность;
– помогает рационально использовать свободное
время;
– дает примеры стойкости, силы духа, бесстрашия;
– расширяет наше представление о красоте;
– сохраняет здоровье.