Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №23/2008

Учительская

Деловая игра на педсовете

Цель: определение путей и способов формирования культуры здоровья школьников, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении.

Задачи:

  • анализ составляющих культуры здоровья и ее влияния на образовательный процесс;

  •  изучение и обобщение опыта работы педагогов по формированию культуры здоровья у детей;

  •  развитие у преподавателей потребности в сохранении собственного здоровья;

  •  знакомство с приемами, позволяющими обеспечить психологическое здоровье учителям и детям.

Оборудование: 2 ватмана, листы бумаги (формат А4), маркеры или фломастеры (4 пачки), картины с изображением пейзажей (времен года), записи спокойной музыки, памятки, стаканчики, травяные отвары.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Сегодня мы поговорим о культуре здоровья, путях ее формирования у детей и педагогов.

Давайте определимся: что такое «культура здоровья»? (Обсуждение.) Итак, под культурой здоровья понимается совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма (не забываем и о взрослых!) в процессе образования и воспитания.
Я думаю, что, прежде чем говорить о путях ее формирования, необходимо выявить и проанализировать составляющие культуры здоровья и ее влияние на образовательный процесс. Давайте совместно обозначим составляющие культуры здоровья.

(Обсуждение, во время которого ведущий записывает на доске предлагаемые варианты.)

Как много составляющих входит в понятие «культура здоровья»? Если остановиться на четырех самых важных, то какие бы выбрали вы? Пожалуйста, напишите 4 самые важные, на ваш взгляд, составляющие культуры здоровья. Например, двигательная активность, культура питания, душевное равновесие, отказ от вредных привычек.

(После выбора педагогов листы собираются и обрабатываются, 4 выбранные составляющие записываются на отдельных листочках.

В это время психолог предлагает педагогам опросник «В какой мере вы подвержены стрессам?».)
Вами, уважаемые педагоги, были выбраны следующие составляющие культуры здоровья (перечисление). Для того чтобы продолжить работу, предлагаю разделиться на 4 группы, в чем нам помогут времена года, а именно: у нас в комнате находятся картины, изображающие зиму, весну, лето и осень. Прошу собраться в группы около картин соответственно вашим дням рождения: кто родился зимой – рядом с изображением зимы и т.д.

(В случае, если какая-то группа будет малочисленной, предложить на время сменить сезон.)

Группы сформированы, теперь послушайте, пожалуйста, задание. Сейчас каждая группа выберет 1 составляющую культуры здоровья, получит лист бумаги, маркеры и подготовит презентацию выбранной темы. Во время подготовки презентации учитывайте два момента:
– докажите значимость и пользу составляющей культуры здоровья;
– познакомьте нас с приемами, методами, играми и пр., позволяющими ее формировать на практике (эту информацию оформите, пожалуйста, на бумаге).

(На подготовку, во время которой звучит музыка, отводится 10 мин., затем каждая группа выступает, наработки прикрепляются на доске, производится обмен практическими наработками. В итоге оформляется «Банк педагогических находок».)

Мы уже дали определение понятию «культура здоровья», выявили и охарактеризовали его составляющие, обменялись практическими наработками, сформировали «банк педагогических находок».
А теперь хотелось бы поговорить о нашем здоровье, потому что рабочий день педагога насыщен ситуациями, которые воспринимаются и оцениваются как сложные, трудные, опасные и вызывают сильные эмоции (как правило, негативные). Поэтому важно знать и использовать приемы, обеспечивающие психологическое здоровье нам и нашим ученикам, воспитанникам. Ведь есть одна аксиома: «Если хочешь изменить кого-то, начни с себя». Для начала давайте проанализируем результаты теста «В какой мере вы подвержены стрессам?». (Обобщаются результаты.)
Продолжим работу в группах. Вам необходимо разработать и записать «Правила здорового педагога». Чтобы, дорогие коллеги, вам было проще, предлагаем «Советы в помощь педагогу».

(Каждой группе раздаются листы ватмана и маркеры, «Советы в помощь педагогу». Время работы – 10 мин. Включается музыка...

После подготовки происходит обсуждение правил, отбор лучших. В случае слабых предложений преподавателям предлагаются готовые «Правила здорового педагога».)
Самым важным сегодня считаю практические наработки, обмен опытом. А в конце хотелось бы познакомить вас с некоторыми упражнениями, значение которых можно охарактеризовать как «скорую помощь» при нарастании негативных эмоций.

Упражнение «Пресс». Оно эффективно в начале возникновения состояния, мешающего работе. Суть: учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и связанное с ней внутреннее напряжение. При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет.

Упражнение «Конец света» (хорошо «работает» при подготовке педагогов к аттестации). Преподавателям предлагается представить, что завтра наступит «конец света» и у них остается полдня, поэтому надо написать на бумаге, с кем необходимо встретиться и что самое важное нужно сделать.
Когда вся ситуация прожита, все написано, следует посмотреть, есть ли в записях слово «аттестация». Эффект потрясающий.

Ведущий: Разрешите предложить памятки, с помощью которых вы сможете противостоять стрессу.

(Раздаются подготовленные материалы.)

Для восстановления и пополнения энергетики организма давайте выполним упражнение «Высокая энергия».
Представьте ночное небо. Выберите себе самую яркую звезду. А теперь... проглотите ее... Она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия проникает во все клетки вашего организма, наполняя его жаждой что-то сделать, изменить, поправить. Смелее, не ждите, действуйте!
Спасибо, коллеги, за работу! Приглашаем вас в фитобар.

(Участников угощают травяными отварами с медом.)

Приложение 1

Опросник «В какой мере вы подвержены стрессам?»

Ответьте на вопросы. За каждый утвердительный ответ начислите себе 1 очко, за каждый отрицательный – 5 очков.

1. Успеваете ли вы каждый день обедать?
2. Спите ли вы по 7–8 часов в сутки?
3. Спокойно ли протекает ваша семейная жизнь?
4. Есть ли у вас друг, готовый помочь в трудную минуту?
5. Занимаетесь ли вы регулярно спортом?
6. Курите ли вы?
7. Любите ли вы спиртное?
8. Соответствует ли ваш вес вашему росту?
9. Хватает ли вашей зарплаты на покрытие ваших расходов?
10. Имеете ли вы твердые убеждения?
11. Регулярно ли вы ходите в театр и кино?
12. Много ли у вас знакомых и друзей?
13. Делитесь ли вы с ними наболевшими проблемами?
14. Сохраняете ли вы спокойствие во время ссоры?
15. Рассказываете ли вы о своих проблемах и заботах соседям и сослуживцам?
16. Находите ли вы время для отдыха?
17. Умеете ли вы рационально организовать свое время?
18. Пьете ли вы ежедневно крепкий чай или кофе?
19. Любите ли вы спать днем?

Результаты:

Менее 30 очков – вообще не поддаетесь стрессу.
30–49 очков – легко относитесь к стрессовым ситуациям.
50–74 очка – с трудом справляетесь с ними.
Более 75 очков – чтобы выйти из стресса, вам требуется помощь друзей или медицины.

Приложение 2

Советы в помощь педагогу

– Смейтесь хотя бы 10 минут в день, тогда ваш сон станет спокойным, бодрствование – рассудительным и энергичным, а риск инфаркта снизится на 50%;
– ежедневно съедайте 30 граммов рыбы – это снижает уровень холестерина в крови и способствует профилактике болезней сердца и кровеносных сосудов;
– не подавляйте в себе негативные эмоции, вы рискуете приобрести невроз или какую-нибудь болезнь;
– больше ходите пешком;
– если любите петь, то делайте это каждый день;
– бойтесь попасть в плен к врачам;
– живите делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас», не сожалейте о прошлом и не беспокойтесь о том, что будет завтра;
– думайте больше о светлых и радостных сторонах жизни, ибо «наша жизнь есть то, что мы о ней думаем»;
– не держите злобу на своих оппонентов. «Ни минуты не думать о людях, которых мы не любим»;
– считайте свои удачи, а не несчастья;
– старайтесь приносить радость другим, так как, делая добро окружающим, вы делаете его прежде всего самому себе;
– активно ищите способы превращения минусов в плюсы;
– отдыхайте до того, как пришло чувство усталости;
– умейте расслабляться и сбрасывать лишнее напряжение;
– не задерживайте внимание на недостатках других;
– профилактикой от стресса является чувство юмора;
– помните: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.

 

Приложение 3

Правила здорового педагога

  • Спокойствие, только спокойствие!

  • Относитесь с юмором к себе и ситуации.

  • Всю работу делайте на работе!

  • Помните принцип здорового эгоизма: «Возлюби себя, прежде чем возлюбить ближнего».

  • Помните: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.

  • Будьте оптимистом!

  • Здоровый сон – важное условие вашего здоровья.

  • Имидж – все: встречают по одежке!

Приложение 4

Упражнения для снятия стресса

1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 сек.; расслабьте их тоже на 10 сек. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 сек. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
2. Крепко зажмурьтесь, напрягая веки на 10 сек., затем расслабьте, тоже на 10 сек. Повторите упражнение быстрее.
3. Наморщите нос на 10 сек. Расслабьте. Повторите быстрее.
4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьте. Повторите быстрее.
6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте. Повторите быстрее.
7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьте их. Повторите быстрее.

 

Светлана Макарченко