Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №22/2008

Игровая площадка

Лесные ориентиры

Воспитать в ребенке любовь и бережное отношение к окружающему миру непросто. Только постоянное общение с природой, наблюдение и постижение природных явлений, понимание того, что все вокруг живое и сознательное, даст со временем свои плоды. Экологическому воспитанию на практике способствует организация туристических походов, экскурсий и других школьных мероприятий. Можно организовать экологическую экспедицию с выездом в лес на целый день. В программу хорошо включить научные исследования природных явлений, организовать творческие мастер-классы, и, конечно, не обойтись без конкурсов и подвижных игр

«Я знаю»

Инвентарь: мяч.

Первый участник игры – капитан команды – подбрасывает мяч и говорит: «Я знаю названия птиц, зверей…». Затем он произносит одно название и передает мяч следующему игроку своей команды, тот, в свою очередь, также произносит название зверей, растений или других объектов природы и передает мяч дальше – и так до последнего участника. За каждое название команде начисляется 1 балл. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

«Охота на лисицу»

В игре участвуют от 3 до 10 и более человек. Все играющие собираются вместе и выбирают лисичку. Она берет с собой пакет или сумку с 40–50 заранее вырезанными из бумаги квадратиками (5х5 сантиметров). Лисица скрывается в лесу, а через 5–7 минут на ее поиски выходят остальные играющие – охотники. Участники идут цепочкой, как бы прочесывая лес, чтобы не пропустить лисий след, то есть бумажку, которую лисичка кладет на землю, накладывает на ветку кустарника или елочку, прикрепляет к дереву. Делает она это через каждые 15–20 шагов. Когда все бумажки кончаются, лисичка прячется в кустарнике, ельнике или овражке, маскируется, чтобы ее трудно было найти. Задача охотников – собирать все бумажки (следы) по пути, стараясь не упустить след лисицы.
Последние пять бумажек желтого цвета. Это значит, что уже где-то близко нора лисицы и охотники должны быть особенно внимательны. Когда, по их мнению, все или большая часть бумажек (следов) собрана, старший по игре объявляет поиск. Через 10 минут он дает свисток, по которому лиса, если она не найдена, должна голосом дать о себе знать. Все участники собираются вокруг хитрой лисы. Если же лисица в ходе игры обнаружена, она считается проигравшей и должна выполнить желания охотников. Спеть, например, сплясать, прочесть стихотворение, вспомнить поговорку, придумать историю.

«Пересмешник»

Игру можно провести в густом лесу, где легко спрятаться. Выбирают вожака и водящего. Водящего в этой игре называют еще пересмешником, как птицу, которая, услышав тот или иной звук, подражает ему. Вожаку и пересмешнику вручают по свистку. Хорошо, если они различаются немного по высоте тона. Пересмешник уходит в лес и минут через пять дает свисток. По этому сигналу на ловлю пересмешника отправляются все другие участники игры. Вожак время от времени свистит, ему тут же должен ответить пересмешник. Ориентируясь по звуку, играющие стараются поймать водящего, который, перебегая с места на место, прячется в лесу. Тот, кто поймает водящего, при повторении игры сменяет вожака, который становится пересмешником.

«Лесные ориентиры»

Ведущий игры – Леший – предлагает одной команде определить стороны горизонта по деревьям, другой – по солнцу, третьей – по часам, четвертой – по пням или муравейникам. Через некоторое время каждая команда сообщает свой результат. Кто правильнее и быстрее выполнит задание, того и объявят знатоком леса и начислят премиальные баллы.
Перед началом этой игры (а лучше – перед тем, как пойти в лес) можно объяснить участникам правила и способы ориентирования на местности.  Вот некоторые из них.

  • В средней полосе солнце летом бывает в 7 часов утра на востоке, в 13 часов стоит приблизительно на юге, в 19 часов – на западе.

  • Цветы подсолнечника и череды, как правило, поворачиваются за солнцем и никогда на север.

  • На отдельно растущих деревьях листва гуще с южной стороны. 

  • С северной стороны кора деревьев грубее и на стволе больше мха.

  • На пнях слои ежегодных приростов с северной стороны тоньше и плотнее, чем с южной, а валуны обрастают мхом с севера.

  • Муравейники почти всегда расположены у деревьев с юго-запада.

  • Пауки натягивают паутину обычно с севера на юг.

«Беги к своему листу!»

Участники игры строятся в две колонны. Ведущий – Лесовичок – показывает каждой колонне опавший лист (например, первой колонне – лист березы, второй – лист клена) и дает задание по первому сигналу разойтись по поляне и каждому в колонне найти соответствующий лист, а по второму сигналу – построиться в две шеренги на противоположных сторонах поляны (чья команда быстрее построится).
Стоящий в центре преподаватель поднимает лист, называет его. К нему подбегают дети с такими же листьями, кружатся и бегут обратно. Затем подбегает вторая подгруппа с другими листьями. Выигрывает команда, которая лучше выполнила задание.

«Паутинка»

Инвентарь: веревка 10–15 м, колокольчики.

Выбираются два дерева, стоящие друг от друга на расстоянии 5–6 м. Между стволами деревьев беспорядочно навязывается веревка, так чтобы получилась «паутинка». На некоторых участках веревки подвешиваются маленькие колокольчики. Хозяин паутинки Паук предлагает участникам пробраться сквозь паутинку, не вызвав звона. Если колокольчик зазвенит, команде начисляется штрафное очко. Выигрывает команда, получившая наименьшее количество штрафных очков.

«Переправа»

Инвентарь: две струганые доски 2,5–3 м.

Выбирается ровный участок поляны длиной 10 м. Стойками или колышками помечаются старт и финиш. Участники игры при помощи двух досок должны всей командой перебраться с одного берега (старт) на другой (финиш). Выигрывает команда, которая наиболее слаженно и быстро сумела выполнить задачу.

Марина Малыхина