В некоторых странах зимние сады уже
давно стали неотъемлемой частью учебных
заведений, спортивных сооружений, офисов. В
России они получили распространение лишь в
последние десятилетия. А между тем зимние сады
были известны еще в античные времена.
Древние римляне устраивали для экзотических и
плодовых растений специальные помещения, крытые
слюдой, которые обогревались теплом органики. Во
дворцах европейских монархов еще в эпоху
Возрождения появились оранжереи для привезенных
из жарких стран растений. Настоящей
популярностью оранжереи стали пользоваться в XVII
веке для выращивания цитрусовых.
В обыкновенной московской общеобразовательной
школе учителя биологии, экологии,
педагоги-энтузиасты обратились на школьном
родительском собрании к общественности
микрорайона с предложением создать зимний сад
для оздоровления школьников. Взрослые и учащиеся
откликнулись на призыв по озеленению школы,
коллекция экзотических растений каждый день
пополнялась. Затем по нашему архитектурному
проекту дирекция школы выстроила многоуровневые
террасы для экспозиции растений.
Уголок природы, устроенный в школе, доставляет
огромное эстетическое наслаждение, приносит
ощущение спокойствия, умиротворенности и
гордости за плоды не напрасных усилий. Зимний сад
не только стал украшением учебного учреждения,
но и принес прямую пользу здоровью юных граждан.
Растения служат естественным фильтром для
очищения воздуха от токсичных веществ, от пыли.
Снижается количество вредных бактерий,
микроорганизмов в воздухе благодаря фитонцидам.
Сейчас установлено, что фитонциды выделяются
большинством растений как на земле, так и в воде.
Эфирные масла алоэ, каланхоэ, шалфея, мяты,
эвкалипта, базилика способствуют улучшению
дренажной функции бронхов при простудных
заболеваниях.
Еще одним терапевтически ценным свойством
эфирных масел является их спазмолитическое
влияние на коронарные, мозговые сосуды.
Это связано с тем, что летучие вещества
активизируют сосудорасширяющие рефлексы, при
этом оказывают легкое успокаивающее
воздействие, снимая спазматическое напряжение.
Растения школьного зимнего сада распределены по
принципу их происхождения, места их
первоначального произрастания.
Так, экспозиция Юго-Восточной Азии представлена
большим деревом – мушмулой японской, гигантским
деревом – гибискусом китайским (розан
китайский), бересклетом японским и др.
А экспозиция Африки пестрит сенполиями (фиалки),
фикусами лировидными, суккулентами причудливых
форм (агава, кактусы, молочан),
циперусами-папирусами...
Экспозиция Южной Америки представлена
тропическими растениями: монстерой лакомой,
монстерой косой, диффенбахией пятнистой,
диффенбахией Рудольфи, бегонией королевской,
бегонией Фиста, антуриумом Андре, антуриумом
Бейкера, агавой мексиканской…
В зимнем саду проводятся учебные экскурсии для
всех классов, где школьники заочно путешествуют
в пространстве и во времени.
Зеленые питомцы зимнего сада круглосуточно
работают, очищая воздух школьных помещений.
Фитонцидной активностью обладают базилик
комнатный, бегония, хризантемы, лавр, герань
душистая, хлорофитум хохлатый, которые тоже
представлены в экспозициях.
Озеленены рекреации на всех этажах. Эти
помещения используются для психологической
разгрузки учащихся.
Научно-исследовательская
экспериментальная работа ведется юными
экологами под руководством педагогов и научного
руководителя – специалиста из НИИ ВИЛАР.
Экологические практикумы по фитотерапии
проводятся под пристальным вниманием и
консультированием школьного врача.
В рекреациях юные экологи создали композиции из
целебных растений хлорофитума хохлатого,
каланхоэ, пеларгонии (герани), спатифиллюма,
циперуса и декоративных растений из аспарагусов,
нефролеписов. Получились зеленые оазисы, которые
дезинфицируют воздух в помещениях школы.
Весной 2008 года в пятый раз проходила
научно-практическая конференция «Удивительное
рядом» для начальных и средних классов,
организованная Московской городской станцией
юных натуралистов на базе школы № 709. Конференция
была посвящена реализации экологических
проектов по благоустройству школьных помещений,
по озеленению классов, рекреаций.
Основной проект «Зимний сад – здоровье
школьников» воплощается силами экологического
детского объединения «Зеленый рыцарь».
Младший школьный возраст отличается
эмоциональностью, образностью восприятия,
живостью воображения и стремлением активно
участвовать в жизни школы. Успешно озеленили
свой класс третьеклассники.
А четвертые классы проявили смекалку и фантазию,
защищая свой экологический проект на
презентации. Они овладели навыками по
выхаживанию живых фильтров, по систематическому
уходу за растениями своих фитомодулей на благо
Разума, Гармонии и Человечности.
Фитомодуль – в этом контексте композиция из
фитонцидных растений, ароматических и
декоративных растений, улучшающих и
оздоравливающих среду обитания человека в
интерьерах помещений.
Старшие школьники участвуют в Московской
городской конференции экспедиционных отрядов, в
международной конференции «Образование: ХХI век
глазами детей и взрослых», транслируют свой опыт
на городских выставках, посвященных Всемирному
дню охраны окружающей среды.
Ежегодно на базе детской библиотеки № 107
проходят школьные конференции с защитой устных
докладов на темы: «Целебные свойства комнатных
растений», «Фитотерапия и здоровье».
Дополнительное экологическое
образование
Зимний сад – огромная территория в
холле перед актовым залом, и это – благодатное
место для развития свободного общения
школьников: большое пространство, микроскопы,
микросъемки, и нет ограничения во времени; здесь
юные экологи ежедневно встречаются со старшими
наставниками-педагогами, учатся выстраивать
отношения в коллективе школьники младшего и
среднего звена. Здесь, в зимнем саду, работой не
наказывают, а только награждают, потому что
коллекцию экзотических растений можно доверить
только самым добросовестным и аккуратным детям!
Немного потрудились – теперь можно поиграть в
развивающие экологические игры: «Растения,
животные разных континентов», «А ты знаешь
местную флору? Фауну?», «Узнай растение по
силуэту», «Узнай растение по запаху с
завязанными глазами» и др.
Треть каждого занятия в детском объединении
«Зеленый рыцарь» отводится лабораторным
работам, во время которых ребенок самостоятельно
может сделать для себя маленькие открытия в
жизни растений.
Ребята с радостью ведут озеленительные работы в
учебном зимнем саду, в микрорайоне, и их
творческими успехами в фитодизайне восторгаются
родители и старшее поколение – ветераны Великой
Отечественной войны, ветераны труда, которые
стали частыми гостями в школе на тематических
праздниках и научно-практических конференциях.
В Северо-Восточном управлении образования
г. Москвы оценили комплексную работу со
школьниками по патриотическому, экологическому
воспитанию, по спортивным достижениям и год
назад присвоили школе новый статус – школа
здоровья.
Таким образом, школьный зимний сад содержит
большие возможности для формирования
экологических знаний и экологической культуры
учащихся, он – экологическая лаборатория для
детей. Мы гордимся своей школой!