Современные научные исследования
и официальная статистика свидетельствуют о
неблагоприятной динамике основных показателей
здоровья детей в процессе школьного обучения.
Причем вклад факторов внутришкольной среды
увеличивается от начальной (12,5%) к средней школе
(20,7%) и оказывает существенное влияние на
самочувствие, настроение и работоспособность.
«Экологию школы» определяют температурный,
световой, звуковой (шумовой), питьевой режим
образовательного учреждения, адекватное и
безопасное питание; благоустроенность и
содержание территории вокруг школы и
внутришкольных помещений, соблюдение
эргономических требований к учебной мебели и
оборудованию, их цветовое оформление.
В нормативно-правовую базу по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия
детей и подростков в ОУ входят такие документы,
как СанПиНы 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к
условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях», 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические
требования к персональным ЭВМ и организации
работы» и др.
Необходимость неукоснительного выполнения
нормативов обусловлено еще и тем, что большинство
гигиенических регламентов обеспечивает не оптимальные,
а всего лишь допустимые условия обучения.
Школьный участок должен быть
достаточным по размеру (расстояние от здания
учреждения до красной линии – не менее 25 м),
удаленным от движения автотранспорта,
общественных гаражей и мусорных контейнеров. На
участке должны располагаться
физкультурно-спортивная, учебно-опытная (не
более 25% площади участка), хозяйственная зоны и
зона отдыха. Причем физкультурно-спортивная
зона включает школьный стадион с беговой
дорожкой, площадки для спортивных игр,
гимнастики, метания мяча, прыжков в высоту и
длину; спортивно-игровые площадки имеют твердое
покрытие, футбольное поле – травяной покров. С
целью профилактики детского травматизма занятия
на сырых площадках, имеющих выбоины и неровности,
проводить запрещено.
Зону отдыха следует размещать вблизи
сада, зеленых насаждений, в отдалении от
спортивной и хозяйственной зон. Она включает
площадки для подвижных игр (располагающиеся
вблизи выходов из здания для максимального
использования их во время перемен) и тихого
отдыха.
Хозяйственная зона располагается со
стороны входа в производственные помещения
столовой (буфета), ограждается зелеными
насаждениями и имеет самостоятельный въезд с
улицы. Мусоросборники устанавливаются на
бетонированных площадках и обеспечиваются
плотно закрывающимися крышками. Территория
участка школы ограждается забором высотой 1,5 м и
вдоль него – зелеными насаждениями (не менее 50%
площади его территории); не должно быть деревьев
и кустарников с ядовитыми плодами. На территории
школы необходимо проводить ежедневную уборку.
Мусоросборники опорожняются при заполнении на
2/3, после чего дезинфицируются.
На территорию школ не должны быть допущены
безнадзорные животные.
Воздушно-тепловой режим. В
закрытых помещениях школ за время пребывания
детей повышаются температура и влажность
воздуха. Изменяется химический состав воздуха
вследствие выделений продуктов
жизнедеятельности. Меняются биологические
свойства воздуха, повышается бактериальная
обсемененность (от начала учебного дня к концу
второй смены содержание патогенной флоры
увеличивается в 6–7 раз). Основным источником
микрофлоры в помещениях являются флора
носоглотки и пыль. Наиболее эффективный путь
профилактики – своевременная санация
носоглотки детей и борьба с пылью (озеленение
территории, влажная уборка помещений, смена
обуви и т.п.).
Температура воздуха в классных
помещениях, учебных кабинетах, лабораториях
составляет 18–20оС;
в учебных мастерских – 15–17оС;
в лекционной аудитории, классе пения и
музыки – 18–20оС;
в кабинетах информатики – оптимальная 19–21оС,
допустимая 18–22оС;
в спортзале – 15–17оС.
Относительная влажность воздуха соблюдается в
пределах 40–60%.
Необходимый воздушно-тепловой режим
поддерживается качественным проветриванием.
Важно следить за чистотой отверстий вытяжных
каналов, и нельзя их заклеивать! На переменах
необходимо проветривать классы, кабинеты,
мастерские, а во время уроков – рекреационные
помещения. До занятий и после их окончания – сквозное
проветривание учебных помещений. Длительность
сквозного проветривания определяется
погодными условиями. В малые перемены при
наружной температуре от +10оС до +6оС
продолжительность проветривания составляет 4–10
минут; от +5 до 0оС – 3–7 минут; при 0оС
–5оС – 2–5 мин.; при –5оС до –10оС
– 1–3 мин.; если ниже –10оС – 1–1,5 минуты. В
большие перемены и между сменами длительность
проветривания составляет от 25–35 минут (от +10оС
до +6оС) до 5–10 минут (при tо ниже –10оС).
В теплые дни целесообразно проводить занятия при
открытых фрамугах и форточках. Для контроля за
температурой среды в классном помещении
рационально использовать комнатные спиртовые
термометры.
Естественным регулятором состояния воздушной
среды являются комнатные растения. Запах
терпенов (летучих веществ) положительно влияет
на регуляторно-координационную деятельность
коры головного мозга, органы дыхания. Фитонциды
обладают широким спектром антимикробной
активности, противогрибковыми и другими
свойствами. Комнатные растения оказывают
благоприятное воздействие и на эмоциональное
состояние учащихся. Всероссийским
научно-исследовательским институтом
лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР)
разработаны, обоснованы и апробированы
специальные композиции растений – фитомодули
для школ (табл. 1).
Таблица 1
Фитомодули для школ (ВИЛАР)
Композиция 1 |
Композиция 2 |
Композиция 3 |
Композиция 4 |
Хлорофитум – 1 шт.
Базилик Кипр – 1шт.
Мята – 2 шт.
Мелисса – 1 шт.
Герань душистая – 1 шт. |
Пилея – 1 шт.
Пеларгония – 1 шт.
Каланхоэ – 1 шт.
Гипоэстер – 3 шт.
Базилик Кипр – 2 шт. |
Спатифиллум – 1
шт.
Базилик Кипр – 2 шт.
Мята Кипр – 2 шт. |
Спатифиллум – 1
шт.
Ректантера – 1 шт.
Пеларгония – 1 шт.
Мелисса – 1 шт.
Мята Кипр – 2 шт. |
Свой вклад в загрязнение
воздушной среды вносят токсические летучие
вещества, выделяющиеся из полимерных отделочных
строительных материалов (а также мастик и
клеев, используемых для их приклеивания)
вследствие их химической нестабильности
(линолеум, поливинилхлоридная плитка,
синтетические ковровые покрытия,
древесно-стружечные – ДСП – или
древесно-волокнистые плиты – ДВП). Помимо
того, они имеют еще такие существенные
недостатки: горючесть, способность к накоплению
статического электричества. Имеются данные о
неблагоприятном воздействии выделяемых веществ
на детей с хроническими воспалительными
процессами, аллергическими заболеваниями и
реакциями; установлено снижение адаптационных
возможностей организма, снижение фагоцитарной
активности лейкоцитов. Применяемые полимерные
материалы должны отвечать санитарным
требованиям (не ухудшать микроклимат, быть
доступными для текущей влажной уборки и
дезинфекции); через месяц после окончания
отделочных работ выделение материалами вредных
веществ не должно превышать допустимый уровень
или предельно допустимую концентрацию
содержания их в воздухе помещения. В частности,
многочисленные исследования показали, что даже
на 5-м году эксплуатации содержание летучих
веществ (формальдегида) в воздухе было
значительно выше допустимого уровня. Не получило
положительной оценки и использование ДСП и ДВП
для производства защитных экранов на радиаторах
отопительной системы.
Основной материал для изготовления мебели –
различные виды древесины: пиломатериалы, фанера,
древесно-стружечные и древесно-волокнистые
плиты. Наиболее широко применяются ясень, береза,
бук, сосна, ель, пихта. Поверхность мебели –
гладкая, хорошо отполированная – не должна
разрушаться от длительной эксплуатации, от мытья
теплой водой с применением дезинфицирующих
средств. Рабочую поверхность следует делать
матовой, снижающей зрительное утомление во время
работы.
Необходимо соответствие размеров мебели длине и
пропорциям тела ребенка. При нарушении этого
требования увеличивается наклон туловища,
развивается его асимметрия, возрастает
напряжение мышц, обеспечивающих поддержание
вынужденной неудобной позы. В этом вопросе нужно
ориентироваться именно на антропометрические
показатели, а не на возраст ребенка.
Крайне важной задачей является и
обеспечение учащихся качественной питьевой
водой. Желательно в классах иметь
специальные установки (кулеры). В частности, это
нужно в период адаптации детей к учебному
процессу. В это время отмечается выраженное
напряжение симпатоадреналовой системы, что
обусловливает ряд физиологических
дискомфортных явлений у ребенка. Например,
сухость слизистых оболочек. Дети имеют право
беспрепятственно удовлетворять потребность в
питье, поэтому для них необходимо обеспечить
свободный доступ к питьевой воде.
Благоприятный световой режим в школе
помогает сохранению общей и зрительной
работоспособности, препятствует утомлению глаз
и связанному с ним расстройству зрения, в
частности – формированию близорукости. В
процессе занятий шторы необходимо сдвигать в
простенки между окнами. Рекомендуется не
закрашивать оконные стекла, не расставлять
на подоконниках цветы. Их следует размещать в
переносных цветочницах высотой 65–70 см от пола
или подвесных кашпо в простенках; мыть стекла не
реже 2 раз в год (осенью и весной). Что касается
искусственного освещения, то в учебных
помещениях рекомендуется отдавать предпочтение
люминесцентному освещению (лампы ЛБ, ЛБХ, ЛЕЦ).
Допускается использование ламп накаливания.
Следует обратить внимание на обязательное
дополнительное освещение над классной доской. Не
рекомендуется использовать в одном помещении
люминесцентные лампы и лампы накаливания!
Необходимо проводить чистку осветительной
арматуры не реже 2 раз в год и своевременно
заменять перегоревшие лампы.
Говоря о цветовой гамме помещений, нельзя
предложить какой-либо один цвет. В комнатах
младших школьников лучше создавать теплую,
жизнерадостную обстановку, у старших – более
деловую атмосферу. Как правило, психологи
рекомендуют для школьных помещений гамму цветов
от желтовато-зеленого через желтый до
оранжевого, однако синий и зеленый цвета также
подходят для классных комнат, тем более
ориентированных на юг. Для классной доски
оптимальные цвета – коричневый и темно-зеленый.
Выбирая цвет для коридоров и рекреаций,
используйте те, которые еще не встречались в
отделке классов, выходящих в коридор, но
старайтесь сохранить общую цветовую гармонию.
Чтобы избежать «назойливости» в окраске
интерьера и цветового перенасыщения, учитывайте динамический
светоцветовой климат, то есть изменение
цветового решения и создание засветок в
зависимости от задач урока, режима работы,
времени дня, года и др.
Для оптимизации звукового режима в школе
должны проводиться специальные акустические
мероприятия, препятствующие усилению звука и его
распространению: защита от уличного шума
(звукозащитные строительные материалы, зеленые
насаждения, поглощающие шум и др.); уменьшение
«внутреннего» школьного шума: рациональное
взаиморасположение учебных помещений, нерезкие
(функциональные) сигналы звонков и т.п.
Микроклимат в кабинетах информатики
создается работой компьютеров (повышается
температура, снижается влажность, появляются
избыток положительных ионов, озон, ряд других
химических соединений и т.п.), поэтому классы
необходимо часто проветривать, желательна
установка кондиционеров с увлажнением,
аквариума, растений с широкими листьями. На одно
рабочее место с компьютером должно приходиться
не менее 6 м2 площади помещения и 18 м2
его объема. Расстановка рабочих мест учащихся в
кабинете информатики должна обеспечить прежде
всего электробезопасность и безопасность
воздействия электромагнитных полей. Излучение
от монитора идет не только с экрана, но и с
боковых и задней стенок. Компьютер необходимо
размещать так, чтобы его тыльная сторона не
«глядела» в затылок впереди сидящего ученика.
Освещение должно быть яркое, но без бликов.
Непрерывная длительность занятий на компьютере
на уроке не может превышать: для 1-го класса – 10
мин., для 2–5-го класса – 15 мин., для 6–7-го – 20 мин.,
для 8–9-го класса – 25 мин., для 10–11-го – 30 мин. в
первый час и 20 мин. во второй час занятий.
Использование новых цифровых технологий в
учебном процессе (например, интерактивные доски)
ставит задачу дальнейшего изучения их
воздействия на детский организм.
Что касается санитарного содержания школьных
помещений, то должна проводиться их ежедневная
влажная уборка с употреблением соды, мыла или
синтетических моющих средств. Уборка классов и
других учебных и вспомогательных помещений
проводится после окончания уроков (при работе в 2
смены – дважды). Один раз в месяц –
генеральная уборка с применением
дезинфицирующих средств. Санитарно-техническое
оборудование подлежит ежедневному
обеззараживанию. Уборку столовой производят
после каждого посещения ее детьми (завтрак, обед,
полдник). Столы моют горячей водой с мылом или
содой после каждого приема пищи.
Не следует забывать и об «экологии
взаимоотношений» в коллективе. По данным НИИ
гигиены и охраны здоровья детей и подростков,
авторитарный стиль преподавания обладает
выраженной стрессорной эффективностью (особенно
применительно к девочкам – успехи в обучении
имеют высокую физиологическую стоимость,
выраженную в значительном напряжении их
сердечно-сосудистой системы). Между тем известно,
что доброжелательность учителя формирует
благоприятный психологический климат в классе,
создает положительный эмоциональный фон.
Положительные эмоции стимулируют деятельность
сердца, в результате увеличивается количество
крови, поступающей в мозг, что улучшает питание
мозговой ткани. Тем самым повышаются
функциональные возможности мозга и
стимулируется ассоциативная деятельность.
Научные исследования убедительно доказывают
возможность значительного улучшения состояния
здоровья учащихся только путем оптимизации
санитарно-гигиенических условий в школе, что
указывает на огромную важность поддержания
благоприятной среды обучения.
Статья опубликована при поддержке компании "Лигнариус", основным направлением деятельности которой является изготовление деревянных лестниц, в том числе и винтовых. Такие конструкции не только позволят сэкономить место в небольшом помещении, но и могут стать неповторимым декоративным элементом и даже основой всей интерьерной композиции. Конечная цена винтовой лестницы зависит от многих факторов: от породы и качества древесины, количества ступеней, сложности сборки желаемой конструкции. Однако мы уверены, Вы всегда сможете подобрать в каталоге компании на сайте lignarius.ru лестницу, которая подойдет Вам по всем параметрам, или же заказать специалистам компании изготовление конструкции специально под Ваши особые требования.