Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №22/2008

Медкабинет

Среда обитания

Школа, где ребенок вынужден находиться изо дня в день в течение десятка лет, становится его «средой обитания», взаимодействие с которой невольно обусловливает изменения в состоянии его здоровья

Современные научные исследования и официальная статистика свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей в процессе школьного обучения. Причем вклад факторов внутришкольной среды увеличивается от начальной (12,5%) к средней школе (20,7%) и оказывает существенное влияние на самочувствие, настроение и работоспособность. «Экологию школы» определяют температурный, световой, звуковой (шумовой), питьевой режим образовательного учреждения, адекватное и безопасное питание; благоустроенность и содержание территории вокруг школы и внутришкольных помещений, соблюдение эргономических требований к учебной мебели и оборудованию, их цветовое оформление.
В нормативно-правовую базу по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков в ОУ входят такие документы, как СанПиНы 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным ЭВМ и организации работы» и др.
Необходимость неукоснительного выполнения нормативов обусловлено еще и тем, что большинство гигиенических регламентов обеспечивает не оптимальные, а всего лишь допустимые условия обучения.

Школьный участок должен быть достаточным по размеру (расстояние от здания учреждения до красной линии – не менее 25 м), удаленным от движения автотранспорта, общественных гаражей и мусорных контейнеров. На участке должны располагаться физкультурно-спортивная, учебно-опытная (не более 25% площади участка), хозяйственная зоны и зона отдыха. Причем физкультурно-спортивная зона включает школьный стадион с беговой дорожкой, площадки для спортивных игр, гимнастики, метания мяча, прыжков в высоту и длину; спортивно-игровые площадки имеют твердое покрытие, футбольное поле – травяной покров. С целью профилактики детского травматизма занятия на сырых площадках, имеющих выбоины и неровности, проводить запрещено.
Зону отдыха следует размещать вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она включает площадки для подвижных игр (располагающиеся вблизи выходов из здания для максимального использования их во время перемен) и тихого отдыха.
Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета), ограждается зелеными насаждениями и имеет самостоятельный въезд с улицы. Мусоросборники устанавливаются на бетонированных площадках и обеспечиваются плотно закрывающимися крышками. Территория участка школы ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него – зелеными насаждениями (не менее 50% площади его территории); не должно быть деревьев и кустарников с ядовитыми плодами. На территории школы необходимо проводить ежедневную уборку. Мусоросборники опорожняются при заполнении на 2/3, после чего дезинфицируются.
На территорию школ не должны быть допущены безнадзорные животные.

Воздушно-тепловой режим. В закрытых помещениях школ за время пребывания детей повышаются температура и влажность воздуха. Изменяется химический состав воздуха вследствие выделений продуктов жизнедеятельности. Меняются биологические свойства воздуха, повышается бактериальная обсемененность (от начала учебного дня к концу второй смены содержание патогенной флоры увеличивается в 6–7 раз). Основным источником микрофлоры в помещениях являются флора носоглотки и пыль. Наиболее эффективный путь профилактики – своевременная санация носоглотки детей и борьба с пылью (озеленение территории, влажная уборка помещений, смена обуви и т.п.).

Температура воздуха в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях составляет 18–20оС;
в учебных мастерских – 15–17оС;
в лекционной аудитории, классе пения и музыки – 18–20оС;
в кабинетах информатики – оптимальная 19–21оС, допустимая 18–22оС;
в спортзале – 15–17оС.
Относительная влажность воздуха соблюдается в пределах 40–60%.
Необходимый воздушно-тепловой режим поддерживается качественным проветриванием. Важно следить за чистотой отверстий вытяжных каналов, и нельзя их заклеивать! На переменах необходимо проветривать классы, кабинеты, мастерские, а во время уроков – рекреационные помещения. До занятий и после их окончания – сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями. В малые перемены при наружной температуре от +10оС до +6оС продолжительность проветривания составляет 4–10 минут; от +5 до 0оС – 3–7 минут; при 0оС –5оС – 2–5 мин.; при –5оС до –10оС – 1–3 мин.; если ниже –10оС – 1–1,5 минуты. В большие перемены и между сменами длительность проветривания составляет от 25–35 минут (от +10оС до +6оС) до 5–10 минут (при tо ниже –10оС). В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках. Для контроля за температурой среды в классном помещении рационально использовать комнатные спиртовые термометры.
Естественным регулятором состояния воздушной среды являются комнатные растения. Запах терпенов (летучих веществ) положительно влияет на регуляторно-координационную деятельность коры головного мозга, органы дыхания. Фитонциды обладают широким спектром антимикробной активности, противогрибковыми и другими свойствами. Комнатные растения оказывают благоприятное воздействие и на эмоциональное состояние учащихся. Всероссийским научно-исследовательским институтом лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) разработаны, обоснованы и апробированы специальные композиции растений – фитомодули для школ (табл. 1).

Таблица 1

Фитомодули для школ (ВИЛАР)

Композиция 1

Композиция 2

Композиция 3

Композиция 4

Хлорофитум – 1 шт.

Базилик Кипр – 1шт.

Мята – 2 шт.

Мелисса – 1 шт.

Герань душистая – 1 шт.

Пилея – 1 шт.

Пеларгония – 1 шт.

Каланхоэ – 1 шт.

Гипоэстер – 3 шт.

Базилик Кипр – 2 шт.

Спатифиллум – 1 шт.

Базилик Кипр – 2 шт.

Мята Кипр – 2 шт.

Спатифиллум – 1 шт.

Ректантера – 1 шт.

Пеларгония – 1 шт.

Мелисса – 1 шт.

Мята Кипр – 2 шт.

Свой вклад в загрязнение воздушной среды вносят токсические летучие вещества, выделяющиеся из полимерных отделочных строительных материалов (а также мастик и клеев, используемых для их приклеивания) вследствие их химической нестабильности (линолеум, поливинилхлоридная плитка, синтетические ковровые покрытия, древесно-стружечные – ДСП – или древесно-волокнистые плиты – ДВП). Помимо того, они имеют еще такие существенные недостатки: горючесть, способность к накоплению статического электричества. Имеются данные о неблагоприятном воздействии выделяемых веществ на детей с хроническими воспалительными процессами, аллергическими заболеваниями и реакциями; установлено снижение адаптационных возможностей организма, снижение фагоцитарной активности лейкоцитов. Применяемые полимерные материалы должны отвечать санитарным требованиям (не ухудшать микроклимат, быть доступными для текущей влажной уборки и дезинфекции); через месяц после окончания отделочных работ выделение материалами вредных веществ не должно превышать допустимый уровень или предельно допустимую концентрацию содержания их в воздухе помещения. В частности, многочисленные исследования показали, что даже на 5-м году эксплуатации содержание летучих веществ (формальдегида) в воздухе было значительно выше допустимого уровня. Не получило положительной оценки и использование ДСП и ДВП для производства защитных экранов на радиаторах отопительной системы.
Основной материал для изготовления мебели – различные виды древесины: пиломатериалы, фанера, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты. Наиболее широко применяются ясень, береза, бук, сосна, ель, пихта. Поверхность мебели – гладкая, хорошо отполированная – не должна разрушаться от длительной эксплуатации, от мытья теплой водой с применением дезинфицирующих средств. Рабочую поверхность следует делать матовой, снижающей зрительное утомление во время работы.
Необходимо соответствие размеров мебели длине и пропорциям тела ребенка. При нарушении этого требования увеличивается наклон туловища, развивается его асимметрия, возрастает напряжение мышц, обеспечивающих поддержание вынужденной неудобной позы. В этом вопросе нужно ориентироваться именно на антропометрические показатели, а не на возраст ребенка.

Крайне важной задачей является и обеспечение учащихся качественной питьевой водой. Желательно в классах иметь специальные установки (кулеры). В частности, это нужно в период адаптации детей к учебному процессу. В это время отмечается выраженное напряжение симпатоадреналовой системы, что обусловливает ряд физиологических дискомфортных явлений у ребенка. Например, сухость слизистых оболочек. Дети имеют право беспрепятственно удовлетворять потребность в питье, поэтому для них необходимо обеспечить свободный доступ к питьевой воде.
Благоприятный световой режим в школе помогает сохранению общей и зрительной работоспособности, препятствует утомлению глаз и связанному с ним расстройству зрения, в частности – формированию близорукости. В процессе занятий шторы необходимо сдвигать в простенки между окнами. Рекомендуется не закрашивать оконные стекла, не расставлять на подоконниках цветы. Их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65–70 см от пола или подвесных кашпо в простенках; мыть стекла не реже 2 раз в год (осенью и весной). Что касается искусственного освещения, то в учебных помещениях рекомендуется отдавать предпочтение люминесцентному освещению (лампы ЛБ, ЛБХ, ЛЕЦ). Допускается использование ламп накаливания.
Следует обратить внимание на обязательное дополнительное освещение над классной доской. Не рекомендуется использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания! Необходимо проводить чистку осветительной арматуры не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.
Говоря о цветовой гамме помещений, нельзя предложить какой-либо один цвет. В комнатах младших школьников лучше создавать теплую, жизнерадостную обстановку, у старших – более деловую атмосферу. Как правило, психологи рекомендуют для школьных помещений гамму цветов от желтовато-зеленого через желтый до оранжевого, однако синий и зеленый цвета также подходят для классных комнат, тем более ориентированных на юг. Для классной доски оптимальные цвета – коричневый и темно-зеленый. Выбирая цвет для коридоров и рекреаций, используйте те, которые еще не встречались в отделке классов, выходящих в коридор, но старайтесь сохранить общую цветовую гармонию. Чтобы избежать «назойливости» в окраске интерьера и цветового перенасыщения, учитывайте динамический светоцветовой климат, то есть изменение цветового решения и создание засветок в зависимости от задач урока, режима работы, времени дня, года и др.
Для оптимизации звукового режима в школе должны проводиться специальные акустические мероприятия, препятствующие усилению звука и его распространению: защита от уличного шума (звукозащитные строительные материалы, зеленые насаждения, поглощающие шум и др.); уменьшение «внутреннего» школьного шума: рациональное взаиморасположение учебных помещений, нерезкие (функциональные) сигналы звонков и т.п.
Микроклимат в кабинетах информатики создается работой компьютеров (повышается температура, снижается влажность, появляются избыток положительных ионов, озон, ряд других химических соединений и т.п.), поэтому классы необходимо часто проветривать, желательна установка кондиционеров с увлажнением, аквариума, растений с широкими листьями. На одно рабочее место с компьютером должно приходиться не менее 6 м2 площади помещения и 18 м2 его объема. Расстановка рабочих мест учащихся в кабинете информатики должна обеспечить прежде всего электробезопасность и безопасность воздействия электромагнитных полей. Излучение от монитора идет не только с экрана, но и с боковых и задней стенок. Компьютер необходимо размещать так, чтобы его тыльная сторона не «глядела» в затылок впереди сидящего ученика. Освещение должно быть яркое, но без бликов. Непрерывная длительность занятий на компьютере на уроке не может превышать: для 1-го класса – 10 мин., для 2–5-го класса – 15 мин., для 6–7-го – 20 мин., для 8–9-го класса – 25 мин., для 10–11-го – 30 мин. в первый час и 20 мин. во второй час занятий.
Использование новых цифровых технологий в учебном процессе (например, интерактивные доски) ставит задачу дальнейшего изучения их воздействия на детский организм.
Что касается санитарного содержания школьных помещений, то должна проводиться их ежедневная влажная уборка с употреблением соды, мыла или синтетических моющих средств. Уборка классов и других учебных и вспомогательных помещений проводится после окончания уроков (при работе в 2 смены – дважды). Один раз в месяц – генеральная уборка с применением дезинфицирующих средств. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Уборку столовой производят после каждого посещения ее детьми (завтрак, обед, полдник). Столы моют горячей водой с мылом или содой после каждого приема пищи.
Не следует забывать и об «экологии взаимоотношений» в коллективе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, авторитарный стиль преподавания обладает выраженной стрессорной эффективностью (особенно применительно к девочкам – успехи в обучении имеют высокую физиологическую стоимость, выраженную в значительном напряжении их сердечно-сосудистой системы). Между тем известно, что доброжелательность учителя формирует благоприятный психологический климат в классе, создает положительный эмоциональный фон. Положительные эмоции стимулируют деятельность сердца, в результате увеличивается количество крови, поступающей в мозг, что улучшает питание мозговой ткани. Тем самым повышаются функциональные возможности мозга и стимулируется ассоциативная деятельность.
Научные исследования убедительно доказывают возможность значительного улучшения состояния здоровья учащихся только путем оптимизации санитарно-гигиенических условий в школе, что указывает на огромную важность поддержания благоприятной среды обучения.

Статья опубликована при поддержке компании "Лигнариус", основным направлением деятельности которой является изготовление деревянных лестниц, в том числе и винтовых. Такие конструкции не только позволят сэкономить место в небольшом помещении, но и могут стать неповторимым декоративным элементом и даже основой всей интерьерной композиции. Конечная цена винтовой лестницы зависит от многих факторов: от породы и качества древесины, количества ступеней, сложности сборки желаемой конструкции. Однако мы уверены, Вы всегда сможете подобрать в каталоге компании на сайте lignarius.ru лестницу, которая подойдет Вам по всем параметрам, или же заказать специалистам компании изготовление конструкции специально под Ваши особые требования.

Ирина Александрова ;
Евгения Лапонова ,
кандидат медицинских наук, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН