Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №21/2008

Технология

Учимся писать портрет

Формирование культуры здоровья на уроках изобразительного искусства

В.Серов. Девочка с персиками

На примере Древней Греции

На уроках изобразительного искусства одна из ключевых тем связана с исследованием культуры человеческого тела, формированием у школьников понимания красоты.
Изучение человеческого тела и развитие вкуса у детей возможно на примере искусства Древней Греции, в частности античной скульптуры. В темах «Олимпийские игры» и «Спартакиада» тесно переплетаются нравственные и физические аспекты здоровья людей.
Взаимосвязь психического, физического и нравственного прослеживается в уроке «Рисуем доброго и злого героя». Перед детьми ставится задача передать внутреннее состояние человека через его глаза. А тема «Передача настроения через цвет» (1–3-и классы) дает возможность не только научить ребенка выражать свои чувства, но и в зависимости от выбора учеником цвета определить его настроение.

Зрительный ряд:

  • А.Венецианов. «Захарка»;

  • В.Серов. «Девочка с персиками», «Мика Морозов»;

  • С.Коненков. «Нике»;

  • Рембрандт. «Сын Титус за чтением»;

  • П.Веронезе. «Граф де Порто с сыном Адриано»;

  • Х.Рибера. «Хромоножка»;

  • Т.Гейнсборо. «Голубой мальчик» (портрет Джонатана Батолла), «Портрет дочерей художника»;

  • О.Кипренский. «Портрет мальчика А.А. Челищева»;

  • З.Серебрякова. «За завтраком»; А.Гирландайо. «Портрет старика с внуком»;

  • М.Врубель. «Девочка на фоне персидского ковра»;

  • А.Дюрер. «Автопортрет в 13 лет»;

  • В.Суриков. «Портрет О.В. Суриковой, дочери художника, в детстве»

Настроение и мимика

Как показывает опыт учителей изобразительного искусства Белгородской области, на уроке в 5-м классе по теме «Портрет» можно познакомить детей с влиянием эмоционального и психического состояния человека на его мимику.
В начале занятия учитель рассказывает о мимических мышцах лица, формирующих его и выявляющих различное эмоциональное состояние, о возрастных изменениях.
Мышцы лица можно разделить на две группы: 1) передвигающие нижнюю челюсть («жевательные»); 2) мышцы, которые под влиянием душевных переживаний, эмоций человека или иных воздействий изменяют выражение лица (мимические).
Мимические мышцы располагаются вокруг естественных отверстий лица: глаз, рта и ноздрей. Они намного слабее скелетных мышц, тоньше и не имеют заметного рельефа. Их работа видна по перемещению кожи и изменению форм частей лица – век, губ, по возникновению складок кожи.
Сдвиги кожи, изменения очертаний рта, носа, глаз создают на лице мимические изменения, придающие ему всевозможные выражения, соответствующие различным эмоциям – боли, печали, веселью, гневу и пр. Так, когда человек задумчив, он хмурит лоб. Если смеется, радуется чему-то, то в уголках его глаз образуются лучеобразно расходящиеся складки, углы рта подняты вверх. Когда человек плачет, у него горе, то выражение лица похоже на то, когда он смеется, только углы рта опускаются вниз.

Т.Гейнсборо. Голубой мальчик (портрет Джонатана Батолла)

По выражению лица, мимике мы можем определить, в каком состоянии находится человек в данную минуту, поймем, как с ним себя вести и разговаривать. Например, никто не станет утешать и успокаивать человека, который улыбается, находится в хорошем расположении духа. Зато такая помощь понадобится расстроенным или испуганным людям.
Очень приятно видеть доброго, улыбающегося человека. У тех, кто видит его, поднимается настроение. Если человек улыбается – значит, у него все в порядке: он здоров психически и физически, хорошо себя чувствует. С ним гораздо приятнее и интереснее разговаривать, чем с людьми, чьи лица выражают отрицательные эмоции.
Чем эластичнее кожа, тем скорее ее складки, возникающие при движении мимических мышц, сглаживаются. К старости кожа теряет свою эластичность. В результате складки приобретают привычный характер и остаются на коже даже тогда, когда действие мышц прекращается, – так возникают морщины. По ним мы можем определить, какое состояние наиболее свойственно человеку (грусть, радость, злоба, обида, веселый он или нет). Если человек постоянно улыбается, то мышцы и кожа «запоминают» это выражение и он всегда имеет приятный вид, даже когда серьезен.
Иногда морщинки говорят о том, какая у человека профессия. Например, моряки, привыкшие к ветру и солнцу, постоянно щурят глаза, и постепенно у них образуются складки во внешних уголках глаз.
Учитель обращает внимание школьников на то, что бывают люди, у которых буквально каждое изменение эмоций отражается на лице, а есть и такие, у кого лицо словно каменное – не выражает ничего или изменения его выражения незначительны. Это может объясняться особенностями работы мышц у отдельных людей (у одних они более подвижны, а кожа эластична, у других нет). Еще все люди отличаются по характеру. Так, одни всегда ровно, спокойно реагируют на все, происходящее вокруг, и мышцы их лица не выражают сильных эмоций, другие остро реагируют на все раздражители, что отражается на их лице. Но часто бывает и так, что выражение лица человека не совпадает с его эмоциональным состоянием. Это связано с тем, что мышцы подчиняются не только эмоциям людей, но и их разуму, воле. Именно поэтому они могут и не выражать внутреннее состояние человека.

А.Венецианов. Захарка

Итак, мимические мышцы являются не только выразителями внутренней жизни человека и его реакцией на внешние раздражители, но и вместе с тем по необходимости они помогают человеку скрыть свое внутреннее состояние («дипломат») и даже создавать видимость другого («актер», «клоун»).
Учитель призывает детей обращать внимание на людей, которые их окружают, на то, какая реакция возникает на слова и поступки у тех, с кем они общаются.

З.Серебрякова. За завтраком

Учитель: Обращайте внимание на то, какое состояние наиболее соответствует человеку и как это отражается на его лице. Смотрите внимательно, соответствует ли выражение лица человека его словам и действиям. Старайтесь по внешнему виду человека определить, как вам следует с ним разговаривать. Например, с тем, кто плачет, и с человеком в гневе следует говорить одинаково тактично, ровно и спокойно, однако слова и интонация должны быть разными.

Схема изменений, производимых действием отдельных мимических мышц

I. Мышцы внимания. II. Мышцы боли. III. Мышцы угрозы. IV. Мышцы размышления. V. Мышцы смеха. VI. Мышцы плача (слабое напряжение). VII. То же (сильное напряжение). VIII. Мышцы презрения

Практическая работа

Задание выполняется под руководством учителя (он рисует на доске).

  1.  Лист расположить вертикально, разделив его на 4 части.

  2.  В каждой из четырех частей нарисовать по единой схеме заготовки для будущих портретов (голова и шея), сохраняя естественные пропорции человеческого лица.

  3.  Каждому лицу придать индивидуальные, разнохарактерные черты: по возрасту, полу, настроению, элементам одежды, прически и т.п.

  4.  Нарисовать портрет друга, подруги, родственника с наиболее характерным для него эмоциональным состоянием. Придать индивидуальные, разнохарактерные черты: по возрасту, полу, настроению, элементам одежды, прически и т.п.

  5.  Детальная проработка. Анализ общих ошибок.

Цветотерапия

Уроки изобразительного искусства, особенно в сочетании с использованием элементов музыкотерапии, благоприятны и с точки зрения профилактики или уменьшения нервно-эмоционального напряжения учащихся. Одновременно с этим школьники получают ценные сведения об общих закономерностях ощущений, вызываемых различной цветовой обстановкой. Полученные знания ученики могут использовать в повседневной жизни, помня, например, о том, что с точки зрения психофизического действия желтый цвет вызывает чувство тепла, света, сухости, рыхлости; оранжевый создает впечатление горячего, пушистого, плотного, компактного; пурпурный – холодного, тяжелого; фиолетовый – прохладного, прочного, массивного, густого; голубой – легкого, холодного, разряженного; белый – легкого, рыхлого; серый – безразличного; зеленый – холодного. В психофизиологическом смысле желтый цвет стимулирует, бодрит, веселит, оживляет; оранжевый радует, ободряет, активизирует; пурпурный примиряет, обезволивает; фиолетовый лишает воли, наводит легкую грусть; голубой успокаивает, создает иллюзии, уводит от реальности; белый и серый цвета оставляют равнодушным; зеленый успокаивает, уравновешивает.

***

Итак, уроки изобразительного искусства, развивая чувства ребенка, его умение понимать других людей, сопереживать им и владеть собой в любых ситуациях, в целом вносят существенный вклад в формирование культуры здоровья школьников. Рассматривая и анализируя картины или скульптуры, ученики узнают (а в ряде случаев и ощущают на себе) об их влиянии на здоровье человека и его психическое состояние. Через задание по изучению произведения изобразительного искусства дети учатся определять его духовный смысл, дифференцировать произведения по их способности оказывать эстетическое воздействие. Окружающая школьников цветовая гамма, умелое использование учителем цвета не только формирует эстетическое чувство учащихся, но и создает соответствующее настроение.