Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №21/2008

Урок здоровья

От всех болезней нам полезней

Занятие с первоклассниками

Цель: дать детям представление о закаливании и его пользе для здоровья.

Задачи: познакомить с правилами и видами закаливания; развивать стремление вести здоровый образ жизни; побуждать к применению закаливающих процедур. 

Ход занятия

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о закаливании, узнаем о его правилах и видах. Начну я свой рассказ с истории, которая произошла в стране Ватных одеял. Сядьте поудобнее и слушайте. 

(Учитель читает сказку «В стране Ватных одеял».) 

Давным-давно в государстве, называемом страной Ватных одеял (все его жители ходили, закутавшись в ватные одеяла), правила королевская семья. Все было у короля с королевой, и только одно обстоятельство мешало им быть счастливыми по-настоящему: маленький принц – королевский сын – очень часто болел. Родители не жалели денег на самые теплые одеяла, но болезни не отступали.
Но вот однажды в этой стране появился врач, который очень хорошо лечил всех куталок (так назывались жители государства Ватных одеял). Король сразу же пригласил его во дворец, чтобы он вылечил принца. Осмотрев мальчика, доктор сказал, что причина его болезни в изнеженности, и распорядился, чтобы принц перестал кутаться в одеяла, спал всегда с открытой форточкой, гулял в любую погоду по парку, ходил в лес, почаще бегал босиком по траве и влажному песку. 
Вскоре мальчик перестал болеть, и король сделал врача главным министром. Это не понравилось остальным придворным. Они стали нашептывать королю, что доктор очень жестоко обращается с принцем и хочет его погубить. 
По приказу короля врач был казнен. Принца стали снова закутывать в одеяла, ему запретили ходить босиком, приказали закрыть в его комнате все форточки, перестали пускать на прогулки. 
Очень скоро принц опять начал болеть… 

Учитель. Как справился с болезнью придворный врач? (Ответы детей.)

(Учитель вывешивает на доску выражения: «гулять в любую погоду»; «ходить босиком по влажному песку и траве»; «спать с открытой форточкой»; «одеваться по погоде».)

Учитель. Как назвать одним словом все эти действия, которые предложил придворный врач? (Закаляться.) А элементами закалки являются специальные процедуры.

(На доску вывешивается надпись «Закаливающие процедуры».)

Игра на внимание «Одень Машу» 

Учитель. Давайте проверим, как вы умеете подбирать себе одежду по погоде: в солнечный весенний денек; в дождливый осенний день; в морозное зимнее утро. (Детям предлагают картинки с одеждой, которые они должны подобрать к соответствующим погодным условиям.) 

Учитель. Послушайте рассказ о том, как проводит свое утро девочка Таня: 

По утрам и вечерам 
Открываю в ванной кран. 
Я воды не пожалею, 
Уши вымою и шею. 
Пусть течет водица – 
Я хочу умыться. 

Посильнее кран открыла 
И взяла кусочек мыла, 
Пышно пена поднялась – 
Смыла с рук и пыль, и грязь.
Полотенчиком махровым, 
Разноцветным, чистым, новым, 
Вытру спину, плечи, шею. 
Чувствую себя бодрее! 

Чищу зубы пастой мятной, 
Ароматной и приятной. 
Щеткой действую умело, 
Зубы будут очень белы! 

Учитель. Поднимите руки: кто сегодня умывался и чистил зубы? Расскажите, как проходит ваше утро. А как вы думаете: эти процедуры закаливают наш организм? (Ответы детей.) 

(Учитель на доске вывешивает выражения: «умывание прохладной водой»; «полоскание горла водой комнатной температуры».)

Учитель. Послушайте стихотворение о том, что делает по утрам девочка Юля: 

Воду в тазик я налью,
Горстку соли растворю, 
Лучше соли не простой,
А особенной – морской!
Мама мягкой рукавицей
Оботрет меня водицей, 
Спину, руки, шею, грудь. 
Скажет мне: «Здоровой будь!».

Можно обтираться специальной махровой рукавичкой. Для этого в таз наливают прохладную воду, растворяют в ней щепотку морской соли и, смочив рукавицу в воде, обтирают плечи, руки, ноги, шею, спину и грудь. Это очень полезная процедура – ведь к коже приливает кровь, от чего она слегка краснеет – улучшается кровообращение.
Вы сразу чувствуете себя бодрыми и веселыми. После обтирания нужно насухо растереть кожу махровым полотенцем.

(На доске вывешивается слово обтирание.)

Учитель. Послушайте, как еще можно начать утро:

Утром я едва проснусь –
Сразу в душе обольюсь.
На веселый летний дождь
Он немножечко похож.
Душ поет, журчит, звенит – 
Веселит он и бодрит. 
И ленивый, сладкий сон 
Струйками прогонит он! 

Ребята, а кто-нибудь из вас принимает по утрам душ? Расскажите, как вы это делаете. Какую воду выбираете: теплую или прохладную? Вы принимаете душ каждое утро? (Ответы детей.) 

(На доске вывешивают выражение «Обливание прохладной водой».)

Учитель. Одна из замечательных закаливающих процедур – мытье ног прохладной водой. Особенно приятно и полезно мыть их на ночь – во-первых, смоете с ног пот и грязь, а во-вторых, будете крепче спать. Ведь эта процедура благоприятна для сна! 

(На доске вывешивается выражение «Мытье ног на ночь».)

Учитель. А сейчас представьте, что наступило лето и мы на берегу реки… 

Физкультминутка «Пловцы» 

К речке быстро мы спустились 
Наклонились и умылись. 
Раз, два, три, четыре – 
Вот как славно освежились. 
А теперь поплыли дружно. 
Делать так руками нужно: 
Вместе раз – это брасс. 
Одной, другой – это кроль. 
Три, два, один – плывем, как дельфин. 
Качаясь на волне, плывем на спине. 
Вышли на берег крутой, отряхнулись – и домой. 

(Во время чтения стихотворения учитель делает соответствующие движения руками, которые ребята должны за ним повторять.) 

Учитель. Ребята, как вы думаете, когда мы купаемся летом в реке или озере, наш организм закаляется? (Ответы детей.) 

(Вывешивается выражение «Купание в открытых водоемах».) 

После купания полезно принимать воздушные и солнечные ванны. Воздушные принимают под тенистыми деревьями. На солнце первое время проводят всего 5–10 минут (обязательно с покрытой головой), а когда организм привыкнет к солнечным лучам, тогда загорать можно уже подольше. 

(Вывешивается выражение «Воздушные и солнечные ванны».).

Учитель. Ребята, посмотрите на доску, о скольких видах закаливания мы вспомнили.

(Звучит музыка. В класс заходит профессор Закалкин.) 

Закалкин. Здравствуйте, дорогие ребята. Я пришел к вам в гости для того, чтобы поговорить о закаливании. Кто из вас знает, что это такое? (Ответы детей.) 
Закаливание – это тренировка, помогающая организму сопротивляться неблагоприятным погодным условиям (холоду, жаре, слякоти и сквознякам). Для того чтобы закаливание было эффективным, следует соблюдать определенные правила. 

(На доску вывешивают правила закаливания.) 

Первое правило:

Если хочешь быть здоровым, 
Прогони подальше лень. 
Если начал закаляться, 
Закаляйся каждый день. 

Закалкин. Закаливание должно быть ежедневным, постоянным. Делать водные процедуры надо каждый день, без пропусков. Для этого нужна немалая сила воли. 

Второе правило:

Вышел сразу на мороз – 
Весь до косточек промерз. 
Закаляйся постепенно – 
Это для здоровья ценно. 

Закалкин. Закаливание должно быть постепенным. Его лучше начинать с воздушных процедур: умываться и делать зарядку в одних трусах при комнатной температуре (15–20 минут). Если на коже появились «пупырышки», нужно сразу одеться. Обливание следует начинать с теплого душа, постепенно снижая температуру воды на 1 градус каждые два-три дня, доведя ее до 15–18 градусов. 

Третье правило:

Если закаляться – в радость, 
Вам простуда не подружка. 
Вы здоровье берегите. 
Это, дети, не игрушка. 

Закаливание должно быть приятным. Нельзя мерзнуть на холоде, загорать до ожогов, купаться до гусиной кожи. 

Правила эти помните, дети. 
Будьте здоровы и не болейте! 

Закалкин. Ребята! Я получил зашифрованное письмо, а ключа к нему у меня нет. Вы мне не поможете его расшифровать и прочесть? (Дети расшифровывают слова «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!».) 

Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей.)

Людям, которые закаливаются, здоровье дает именно природа, ведь солнце, воздух и вода – это ее составные части. Общение с природой доставляет радость, повышает настроение, успокаивает, а значит, оздоравливает

Песня «Закаляйся»

Закаляйся, если хочешь быть здоров! 
Постарайся позабыть про докторов. 
Водой холодной обливайся, 
Если хочешь быть здоров! 

Ты не кутай и не прячь от ветра нос 
Даже в лютый, показательный мороз. 
Ходи прямой, а не согнутый, 
Как какой-нибудь вопрос! 

Всех полезней солнце, воздух и вода! 
От болезней помогают нам всегда. 
От всех болезней нам полезней 
Солнце, воздух и вода! 
Закаляйся, если хочешь быть здоров, 
Постарайся позабыть про докторов, 
Водой холодной обливайся, 
Если хочешь быть здоров! 

Итог занятия

Учитель. Ребята, а вы согласны со словами «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит»? (Ответы детей.)

Закалкин. Как вы думаете: как выглядит здоровый и закаленный человек, какими признаками он должен обладать? (Ответы детей.) 

Задание 

Выберите шесть признаков для характеристики здорового человека: 
– Очень редко болеет. 
– Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы. 
– Всегда носит теплую одежду. 
– Хороший, спокойный сон. 
– Всегда отличное, «солнечное» настроение. 
– Имеет бледный вид, тусклый взгляд. 
– Живет не менее 80 лет.
– Если заболел, то быстро поправляется.
– Может без одышки пробежать 5 километров. 
– Постоянно раздражителен. 
– На уроках собран и внимателен.
– Излишне не утепляется. (Ответы детей.) 

Закалкин. Ребята, как вы считаете: хорошее у вас здоровье? Можете ли вы себя назвать закаленными? 

Учитель. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Мы сегодня вспомнили все виды закаливания, а профессор рассказал о том, как правильно этим заниматься. 

Закалкин. Если вы прямо с завтрашнего дня начнете закаливающие процедуры и будете выполнять их каждый день, то будете здоровыми и крепкими людьми. А напоследок я предлагаю вам «пройти» по дорожкам лабиринта и прочитать пожелание для всех. 

(На доске плакат с лабиринтом со словами «Желаю крепкого здоровья!».) 

Задание на дом

Нарисовать здорового, закаленного человека и его друзей (солнце, речку, полотенце, душ, мыло, зубную щетку и т.д.)

Анна Бурова