Напряженный учебный процесс,
повышенная учебная нагрузка, а также увеличение
из года в год числа современных школ – все это
требует поиска новых путей улучшения условий
труда учащихся, среди которых организация
рационального воздушного режима учебных
помещений занимает особенно важное место.
Наиболее перспективным в гигиеническом
отношении является создание динамического
микроклимата, о его высокой физиологической
эффективности говорят многие ученые.
Нами изучено влияние на детский организм двух
экспериментальных динамических режимов:
первый – с колебаниями скорости движения
воздуха в зоне относительного
благоприятствования (количество подаваемого
воздуха соответствовало минимально необходимым
40 м3 в час на 1 ребенка для младших
школьников и 60 м3 для старших). Второй – с
колебаниями температуры воздуха в зоне
относительного оптимума теплового состояния
школьников (от 17 до 22°С для младших и от 16 до 23°С
для старших). Второй динамический режим был
изучен в течение учебного года в
экспериментальной школе.
Анализ физиологических реакций детей позволил
сделать вывод: динамический микроклимат учебных
помещений оказывает на детский организм более
благоприятное влияние по сравнению с постоянно
поддерживаемыми микроклиматическими
параметрами. Так, частота простудных заболеваний
школьников снизилась за год как в
экспериментальном (с динамическим режимом)
классе, так и в контрольном (со стабильным
режимом, где количество подаваемого воздуха
соответствовало минимально необходимому по
возрасту). Однако частота простудных заболеваний
в классе с динамическим режимом снизилась почти
в 3 раза, в классе со стабильным режимом – только
в 1,7 раза. Это различие объясняется тем, что
длительное динамическое воздействие
температуры воздуха в зоне относительного
оптимума теплового состояния школьников
способствует повышению резистентности детского
организма к простудным заболеваниям в первую
очередь за счет повышения функциональных
возможностей системы терморегуляции.
Показатели холодовой пробы – лабильности,
отражающей уровень закаленности организма
школьников, в классе с динамическим
микроклиматом достоверно возросли (с 3,1 до 3,9) к
концу года, что указывает на рост функциональных
возможностей системы терморегуляции у этих
детей. У учеников класса со стабильным
микроклиматом отмечена тенденция к снижению
этого показателя (с 3,2 до 2,8).
У учащихся экспериментального класса при
длительном воздействии динамического
микроклимата наблюдалась и более благоприятная
динамика частоты сердечных сокращений,
пульсового давления, а также показателей
умственной работоспособности в течение учебного
года, недели, дня по сравнению с контрольным. Так,
в экспериментальном классе к концу года
коэффициент П повысился в 7,3 раза, в контрольном
– лишь в 1,5 раза. Число работ без ошибок в
экспериментальном классе возросло в 3 раза, в
контрольном – только в 1,6 раза.
Таким образом, наилучшие условия в учебных
помещениях создаются при минимально необходимой
воздухоподаче (в зависимости от возраста) в
сочетании с динамическим микроклиматом, который,
тонизируя и стимулируя деятельность головного
мозга, препятствует развитию утомления в
процессе обучения, повышает эффективность
работы кардиореспираторного аппарата, тренирует
терморецепторы, способствуя оздоровлению
организма.