Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №21/2008

Медкабинет

Воздух школы

Напряженный учебный процесс, повышенная учебная нагрузка, а также увеличение из года в год числа современных школ – все это требует поиска новых путей улучшения условий труда учащихся, среди которых организация рационального воздушного режима учебных помещений занимает особенно важное место. Наиболее перспективным в гигиеническом отношении является создание динамического микроклимата, о его высокой физиологической эффективности говорят многие ученые.
Нами изучено влияние на детский организм двух экспериментальных динамических режимов: первый – с колебаниями скорости движения воздуха в зоне относительного благоприятствования (количество подаваемого воздуха соответствовало минимально необходимым 40 м3 в час на 1 ребенка для младших школьников и 60 м3 для старших). Второй – с колебаниями температуры воздуха в зоне относительного оптимума теплового состояния школьников (от 17 до 22°С для младших и от 16 до 23°С для старших). Второй динамический режим был изучен в течение учебного года в экспериментальной школе.
Анализ физиологических реакций детей позволил сделать вывод: динамический микроклимат учебных помещений оказывает на детский организм более благоприятное влияние по сравнению с постоянно поддерживаемыми микроклиматическими параметрами. Так, частота простудных заболеваний школьников снизилась за год как в экспериментальном (с динамическим режимом) классе, так и в контрольном (со стабильным режимом, где количество подаваемого воздуха соответствовало минимально необходимому по возрасту). Однако частота простудных заболеваний в классе с динамическим режимом снизилась почти в 3 раза, в классе со стабильным режимом – только в 1,7 раза. Это различие объясняется тем, что длительное динамическое воздействие температуры воздуха в зоне относительного оптимума теплового состояния школьников способствует повышению резистентности детского организма к простудным заболеваниям в первую очередь за счет повышения функциональных возможностей системы терморегуляции.
Показатели холодовой пробы – лабильности, отражающей уровень закаленности организма школьников, в классе с динамическим микроклиматом достоверно возросли (с 3,1 до 3,9) к концу года, что указывает на рост функциональных возможностей системы терморегуляции у этих детей. У учеников класса со стабильным микроклиматом отмечена тенденция к снижению этого показателя (с 3,2 до 2,8).
У учащихся экспериментального класса при длительном воздействии динамического микроклимата наблюдалась и более благоприятная динамика частоты сердечных сокращений, пульсового давления, а также показателей умственной работоспособности в течение учебного года, недели, дня по сравнению с контрольным. Так, в экспериментальном классе к концу года коэффициент П повысился в 7,3 раза, в контрольном – лишь в 1,5 раза. Число работ без ошибок в экспериментальном классе возросло в 3 раза, в контрольном – только в 1,6 раза.
Таким образом, наилучшие условия в учебных помещениях создаются при минимально необходимой воздухоподаче (в зависимости от возраста) в сочетании с динамическим микроклиматом, который, тонизируя и стимулируя деятельность головного мозга, препятствует развитию утомления в процессе обучения, повышает эффективность работы кардиореспираторного аппарата, тренирует терморецепторы, способствуя оздоровлению организма.

Берта Воронова ;
Евгений Овчинников