Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №21/2008

Медкабинет

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний

Среди современных подростков отмечается высокая распространенность сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ). Причин этому много: гиподинамия, хроническое психоэмоциональное напряжение, курение, употребление алкоголя, нерациональное питание. Значительный рост функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы (ССС) среди детей, а также факторов, обусловленных образом жизни и условиями обучения, требует проведения активной профилактики ССЗ.
Школьная программа профилактики предусматривает различные уровни и направления действий. Стратегически она направлена на всех учащихся и имеет в виду снижение всех факторов риска, связанных с поведением и образом жизни школьников.

Популяционный уровень включает специальную подготовку учителей, активное вовлечение в профилактику родителей, обучение старшеклассников для работы среди сверстников и младших школьников, что повышает ее эффективность. Профилактика проводится в виде отдельных уроков, как составная часть уроков (биологии, физкультуры и т.д.), в рамках классных часов. Она диктует проведение общешкольных мероприятий, организацию викторин, конкурсов, рисунков, дней здоровья и т.д.

Групповой уровень – это профилактика среди школьников высокого риска по возникновению ССЗ. Ее стратегия основана на коррекции функциональных отклонений и факторов риска. В группы риска включаются школьники: с функциональными отклонениями ССС; имеющие поведенческие факторы риска; с нарушениями физического развития (ожирение, дефицит массы тела); с отклонениями в половом созревании при наличии других факторов риска. Профилактика ведется в отдельных группах с учетом вида функциональных нарушений.

Индивидуальный (семейный) уровень профилактики предусматривает повышение мотивации при выполнении рекомендуемых предупреждающих мероприятий, выработке рационального общесемейного образа жизни.
Эффективное просвещение в области здорового образа жизни способствует появлению необходимых навыков, изменению поведения и стиля жизни школьников, что, в свою очередь, снижает риск формирования ССЗ.

Ирина Звездина