Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №21/2008

Из первых рук

Один день из жизни школьной медсестры

В чем заключается работа школьных медиков, как складываются у них отношения с педагогами, с детьми? Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, я решила провести рабочий день в медкабинете известной на всю страну школы Тубельского. Здесь это называется «погружением»

Сразу скажу, что белого халата мне не дали. Медсестра Ирина Борисовна Скребцова и врач Людмила Владимировна Орлова не носят их принципиально, чтобы дети не чувствовали себя как в больничной палате.
Рабочий день начался в 8.30 в столовой. Нужно было проверить, все ли чисто, свежие ли привезли продукты, заполнить журналы и формуляры. В школе полного дня учатся 500 человек (есть еще детский сад на 180 мест), все ребята по 9-й класс завтракают и обедают бесплатно, старшеклассники из малообеспеченных семей получают талоны, остальные питаются за деньги.
Только вернулись в кабинет, сразу же пошли первые посетители: дети, а также их родители.

На приеме

Медкабинет открыт и доступен. С детьми здесь разговаривают достаточно твердо, но доброжелательно, готовы всегда оказать помощь, поэтому народу много, иногда бывает до 50 обращений в день (в эпидемию гриппа).
В понедельник посетителей больше всего. Причины самые разные: один с насморком, другой чувствует общее недомогание, у третьего голова болит (измеряют температуру и давление, просто так таблетки не дают, это не аптека). Несколько ушибов и синяков – дети ведь бегают, случается, и падают.
– А у нас голова не болит, – сообщают подружки-пятиклассницы, – просто мы решили сочинить танец, репетировали и почему-то упали, ушиблись сильно. Посмотрите, пожалуйста, что там у нас.
Девочка из 6-го класса пожаловалась, что вся горит, сердцебиение и температура поднялась. Вызвали маму, чтобы забрала домой.
– Случается, кто-то хочет пересидеть контрольную по математике, – рассказывает Ирина Борисовна. – Реагируем в зависимости от ситуации, от типа нервной системы: если ребенок просто сачкует, говорим, что готовы ему помочь, но на перемене. А когда видим, что он весь сжался от страха, испытывает стресс, – действуем в интересах ребенка: делаем вид, что не понимаем, зачем он здесь, осматриваем и иногда даем возможность передохнуть. Приходится быть и психологом, и чуть-чуть… мамой. Многим детям не хватает внимания и тепла в семье. Вот и приходят к нам.
Я обратила внимание, что всех детей здесь знают по именам.
– Ну а как же иначе? – удивляется медсестра, – мы с ними работаем с момента поступления в школу и все про них знаем. Часто сталкиваемся с формальными бумажками, не отражающими реальность. По документам дети здоровы, а начинаешь наблюдать – и понимаешь, что это фикция. То участковый врач оказался недобросовестным, то родители невнимательны или ребенок их вообще мало интересует, иногда бывают диагнозы, которые не хочется озвучивать. И начинается работа… Налаживаем контакт с мамами и папами, ведем беседы, убеждаем в необходимости обратиться к специалисту. Иногда выясняется, что ребенок – инвалид, а информация в школу не поступила из-за ложно понятой защиты прав человека (а отчеты о количестве инвалидов требуют!). У нас есть дети с эпилепсией, инсулинозависимым диабетом, врожденными пороками сердца, аллергическими реакциями, бронхиальной астмой… Не говоря уже о состоянии нервной системы. У некоторых бывают даже истерики от звука пожарной сирены во время учебной тревоги. Мы всем стараемся помочь. Но дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) нуждаются в постоянной опеке. За границей существует множество вариантов сопровождения для таких детей, а у нашего государства на это нет денег.
В кабинет вваливается стайка семиклассников – сегодня будут делать пробы Манту. По такому случаю медсестра надела короткий голубой халатик. Выясняется, что часть ребят забыли взять разрешение у родителей (хотя записки медсестра раздала заранее), у одной девочки болит горло, в таком состоянии пробу делать нельзя – эти дети уходят. Остальные хихикают, шутят, пытаясь скрыть страх. Девочки демонстративно визжат, но видно, что мальчишки боятся больше.
– Я знаю, вы мне сделаете больно, – басит подросток с дредами.
– Никогда, я тебя очень люблю, – улыбается сестра.
В течение часа проба была сделана ребятам из двух классов. Теперь все нужно записать, отчитаться по вакцине и сегодня же сдать остатки обратно в поликлинику.
– Приходится планировать дела на несколько дней вперед, иначе можно запутаться и что-то пропустить, – говорит Ирина Борисовна и одновременно «утилизирует» одноразовые шприцы (разделяет их на части, которые потом также сдаются).
Несколько минут затишья, а затем приходят пятиклассники, чтобы измерить вес, рост и давление, – это подготовка к диспансеризации, намеченной через неделю. Нужно еще заполнить личные карты детей, вложить отпечатки ступней (плантаграммы), сделанные заранее.
И записать в амбулаторный журнал, кто с чем обращался.

Прививки и права человека

25 августа 2008 г. Департамент здравоохранения Москвы принял указ о создании процедурных кабинетов во всех ОУ города. В декабре в школе откроется отдельный процедурный кабинет, и это хорошо – нельзя делать прививки там, где идет прием больных детей. С другой стороны – этот кабинет займет место уже существующего и хорошо оснащенного стоматологического. Отсутствие подходящих помещений – проблема всех старых школ.
Одни дети отказываются от прививок (и это их право), а другие, сидящие рядом с ними, имеют право не заразиться. Как с этим быть? У одних родителей есть права человека, а у других нет прав на здоровье собственного ребенка?
– Школьник без прививок – проблема для всех. У нас летом выезды – экскурсии, слеты… Как брать такого ребенка в поход? А если он поранится, а прививка от столбняка не сделана? Преподаватель должен бросить всех остальных и везти его в травмопункт? Мы для себя нашли такой выход: допуск в турпоход только в сопровождении родителей.
Медсестра сама делает прививки (по договору с поликлиникой). А назначения или отводы – дело участкового врача. Но в конечном счете за все приходится отвечать школьной службе. Вот родители и пишут отказы, а также жалобы на школьных врачей со ссылками на конвенцию по правам человека. Пишут грамотным юридическим языком, скачивают «рыбу» из Интернета, где перечислены все федеральные законы и предписания по иммунопрофилактике. Больше всего родители негодуют из-за того, что от прививок нужно отказываться ежегодно. И действительно, это ведомственные указы, противоречащие федеральному законодательству, они незаконны и исполнению не подлежат.
А некоторые мамы реагируют по-другому: мы, дескать, уже готовы сделать прививку, а вы нас даже не спросили…

Сейчас мы вместе

Педагоги тоже обращаются за помощью: кто температуру померить, кто – давление. Сегодня учитель 3-го класса пришел с жалобой на боли в желудке. Ему нужно было лекарство, а главное – чтобы его выслушали и успокоили после «разборок» со стоматологами (пока еще работающими в соседней комнате). Врач и сестра из поликлиники вызвали детей на осмотр во время урока без согласования с учителем. Пришлось школьной медсестре «разруливать» ситуацию, успокаивать отдельно врачей, отдельно педагога… быть психотерапевтом. Конфликт разрешился.
– О прививках и осмотрах мы с учителями договариваемся заранее. Сначала мы друг друга не понимали: школа призвана учить, а вы здесь мешаете. Или мы пишем допуск на поездку, подробно расписываем, какие у Васи, Коли, Даши проблемы, хронические заболевания, аллергические реакции. Это не нам нужно, а педагогу, чтобы он знал, что делать, когда останется с детьми один на один. Относились к нашим рекомендациям, мягко говоря, наплевательски. Но сейчас все хорошо, кризис прошел, и у нас с учителями установились доверительные отношения. Каждую неделю на оперативках вместе обсуждаем различные проблемы. Сейчас будет совместный обход по школе.

Бумажная беда

– Главная наша беда – огромное количество бумаг, которые нужно постоянно заполнять, подписывать, утверждать и согласовывать, – включилась в разговор Людмила Орлова. – Сегодня, например, я целый день бегаю по инстанциям, вместо того чтобы заниматься детьми.
Людмила Владимировна работает в этой школе 13 лет. Вела группы ЛФК, занималась профилактикой: проводила уроки здоровья для маленьких и факультативные уроки медицины для больших. Кстати, многие выпускники поступили в медицинские вузы. Была возможность анализировать заболеваемость, адаптацию к школе, травматизм. А в последние два-три года для этого абсолютно нет времени.
Малышам теперь никто не рассказывает, как правильно чистить зубы, ухаживать за глазками, старшеклассники лишились интересных уроков медицины. Остался только проект в детском саду: школьные медики (с помощью специалистов из Первого мединститута и городского центра «Надежда»), учителя и психологи изучают состояние здоровья детей за год до школы, чтобы подготовить их к учебе и облегчить адаптацию. Но времени не хватает. А количество документов все увеличивается. Договоры, гарантийные письма, лицензирование, переход школы в новый статус «Центр образования», подготовка целых стопок документов (нужных и ненужных) к постоянным проверкам.
По приказу Департамента здравоохранения Москвы № 283 от 24 июля 2006 года на каждого школьника заведен паспорт здоровья. Идея, может быть, и хорошая, только с людьми, которые занимаются реальной работой, никто не посоветовался.
Цель паспорта здоровья – чтобы родители и учителя были в курсе того, что происходит с ребенком. Но если в школе есть свой медкабинет, то работа ведется постоянно: медики знакомят классных руководителей, администрацию школы и родителей с данными диспансеризации, фиксируют рекомендации и направления специалистов в журнале патологии, отслеживают результаты лечения детей. По мнению врача, механизм давно отлажен, и если эту работу вести добросовестно, то не надо больше ничего выдумывать.
Меня поразило количество папок с документами, рядами выстроившихся на книжных полках. Вот неполный список:

Папки с отчетностью по классам.
Журнал травматизма.
Амбулаторный журнал.
Журнал тубиркулинодиагностики.
Методические рекомендации.
Годовые отчеты.
Санпросветработа.
Инфекционная документация (карантинный, инфекционный журналы, тетрадь сигнализации).
Журнал для записей эпидемиолога.
Прививочная документация.
Карта ежегодной диспансеризации детей.

– Это абсурд, – вздыхает медсестра. – В течение рабочего дня заниматься бумагами просто невозможно. Приходится оставаться вечером. Такое впечатление, что тем, кто придумал все эти бумаги, дети просто мешают!

***

Медики в школе должны быть обязательно, они являются первичным фильтром: могут сразу заметить и изолировать ребенка с вирусной инфекцией, оказать первую помощь, обратить внимание вечно занятых родителей на появившуюся проблему и пр. Но платят им меньше, чем их коллегам, работающим от поликлиник, не говоря уже об участковых врачах. А, собственно, почему? Обязанностей много, нагрузка большая, а медицинский стаж не идет. Значит, не будет пенсии по выслуге через 25 лет и прибавки к ней (до 30%, в зависимости от стажа). Есть возможность отстаивать свои права по суду, но не каждый на это способен.
Идеальный вариант работы медицинской службы в школе врач и медсестра представляют так: разделение обязанностей с врачами из поликлиники, которые берут на себя прививки и отчетность по ним… Тогда появится возможность наблюдать детей, нуждающихся в заботе специалистов, психологов, заниматься их оздоровлением, профилактикой. Ведь дешевле предупредить, чем потом лечить.

Нина Семина