Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2008

Конкурс

Позабудь про докторов!

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о живой воде и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной и общественной гигиены – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Давно известно, что здоровье человека на 10–20% зависит от наследственности, 10–20% – от состояния окружающей среды, 8–12% – от уровня здравоохранения и на 50–70% – от образа жизни. Здоровый образ жизни – это рациональное питание, занятия спортом, отказ от алкоголя и курения, закаливание и многое другое.

Гимнастика

В Древней Греции долгое время атлеты выступали на соревнованиях в одних легких плащах. Однажды кто-то из победителей состязаний во время бега потерял плащ, и все решили, что без плаща ему было легче бежать. С той поры все участники соревнований стали выходить на арену обнаженными. «обнаженный» – по-гречески «гимнос»; отсюда появилось слово «гимнастика», к которой в древности относили все виды физических упражнений.
В наше время гимнастикой называют систему специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для всестороннего физического развития, совершенствования двигательных способностей и оздоровления.
Гимнастика имеет много разновидностей, и знакомство с ними мы начнем с зарядки. «Лучшего средства от хвори нет – делай зарядку до старости лет», – гласит народная мудрость. А зарядкой принято называть 10–15-минутную утреннюю гигиеническую гимнастику, выполняемую после сна. Она помогает организму быстрее перейти от пассивного состояния к активному, создает хорошее настроение и дает заряд бодрости. Поэтому гимнастические упражнения полезно выполнять не только утром, но и днем. Перед началом учебы в течение 7–10 минут выполняется комплекс простейших упражнений, подготавливающих организм к предстоящим занятиям (вводная гимнастика), а затем во время уроков необходима 5–7-минутная физкультурная пауза. Эти упражнения снимают утомляемость и способствуют высокой работоспособности.
Во всех школах и учебных заведениях есть обязательный предмет – основная гимнастика. В ее программе – обучение прикладным двигательным навыкам (ходьба, бег, прыжки, лазание, преодоление различных препятствий, равновесие, переноска груза), а также несложным гимнастическим и акробатическим упражнениям. К основной гимнастике относится и так называемая оздоровительная гимнастика, предназначенная для самостоятельных занятий на досуге.
Тот, кто хочет обрести стройную фигуру с красивой, рельефно выделяющейся мускулатурой, занимается атлетической гимнастикой. Она состоит из общеразвивающих упражнений с предметами-отягощениями (металлические палки, гантели, резиновые амортизаторы, эспандеры, гири, блочные устройства и др.) и без предметов.
Наконец, лечебная гимнастика призвана восстанавливать подвижность поврежденных частей тела и устранять недостатки телосложения, появившиеся в результате травм или болезней.

Общеразвивающие упражнения

Комплексы упражнений составлены для учащихся начальной школы, в помощь классным руководителям 1–4-х классов. Упражнения могут быть использованы как на уроках физической культуры, так и для организации физкультминуток на различных уроках.
Комплексы созданы с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Их рекомендуется проводить циклично: с детьми 6–7 лет один и тот же комплекс – в течение 4–6 уроков, 7–8 лет – 4 урока, с детьми 8–10 лет – 2–3 урока. Повторение пройденного комплекса можно планировать не раньше чем через месяц: в этом случае дети снова проявляют к нему интерес.
Эффективность предлагаемых комплексов определяется методикой их проведения. На уроках физической культуры рекомендуется включать в комплексы лишь упражнения, хорошо освоенные детьми; применять в начале обучения неоптимальные скорости при выполнении упражнений; добиваться свободы движений; использовать звуковые и зрительные сигналы, способствующие изменению темпа движений; учитывать при повторении движений не количество упражнений, а настрой учеников на их выполнение; использовать наглядный метод (его применение требует от учителя образцового показа деталей изучаемого движения).
Движения, входящие в комплексы общеразвивающих упражнений, естественны, понятны и доступны для детей, они не требуют большого пространства и могут выполняться на месте в классных комнатах.

Комплекс № 1

1. «К солнышку». И.п.: о.с. «Проснулись, потянулись к солнышку». На счет 1–2 руки через стороны вверх, встать на носки, посмотреть вверх, вдох. На счет 3–4 – вернуться в и.п., выдох.
2. «Бокс». И.п.: стойка. Ноги врозь, руки согнуты в локтях, кисти слегка сжаты в кулаки на уровне груди. 1 – выпрямляем руку вперед. 2 – и.п. 3–4 – то же другой рукой.
3. «Неваляшки». И.п.: стоя, ноги врозь, руки в стороны вниз. 1 – наклониться влево. 2 – вернуться в и.п. 3–4 – то же, но в другую сторону. Наклоняясь, делать выдох, выпрямляясь – вдох. Упражнение выполняется на месте и в движении шагом по кругу.
4. «Дровосек». И.п.: стоя, ноги врозь, руки вверх, пальцы сцеплены. 1 – быстро наклониться, выдох; 2–3 – медленно вернуться в и.п., вдох и т.д.
5. «Колобок». И.п.: стойка ноги врозь, руки вверх. 1–2 – присесть, обхватив руками колени, локти прижать к туловищу, подбородок к груди, выдох. 3–4 – вернуться в и.п., вдох.
6. «Хлопок под ногой». И.п.: о.с., руки в замок за головой. 1 – поднимаем ногу, согнутую в колене, и хлопок под ногой; 2 – и.п.; 3–4 – то же правой ногой. Держать локти назад и прямую спину.
7. «Бег лошадки». И.п.: руки на поясе. 1–4 – бег на месте, высоко поднимая бедро; 5–8 – захлест голени назад. Туловище держать прямо, ногу ставить с передней части стопы, пружиня.
8. «Попрыгунчики». И.п.: руки на поясе; 1–2 – прыжки на обеих ногах; 3 – прыжком поворот направо, хлопок перед грудью; 4 – и.п.
9. Упражнения на координацию движений «Пила и молоток». Одна рука имитирует удары молотком, другая – движение пилой.
10. «Два флажка». У учителя в каждой руке по флажку. Если педагог поднял вверх зеленого цвета флажок – ходьба на месте, красного цвета – остановка.

Комплекс № 2

1. «На параде». Энергичная ходьба на месте, высоко поднимая колени (до прямого угла). Туловище держать прямо.
2. «Штангист». И.п.: стойка ноги врозь. 1 – руки к плечам, локти вниз, пальцы сжаты в кулак; 2 – руки вверх; 3 – руки к плечам; 4 – и.п.
3. «Поймай комара». И.п.: о.с. 1 – быстро выполнить хлопок перед собой, руки согнуты; 2 – и.п.
4. «Медведь». Упражнение для укрепления свода стопы. Выполняется под любой речитатив, например: «Идет медведь по лесу, трещат сучки под лапами». И.п.: о.с., руки на поясе, 1–4 – ходьба на наружных сторонах стопы, руки в стороны под первую часть речитатива (шаг на каждый слог); 5–8 – ходьба на носках, руки вверх под вторую часть речитатива (шаг на каждый слог).
5. «Часики». И.п.: о.с. 1 – наклон туловища влево, правая рука скользит вверх (сгибается в локте); 2 – и.п.; 3 – наоборот.
6. «Пружинка». И.п.: узкая стойка, ноги врозь. 1 – глубокий присед, руки на колени; 2 – встать.
7. «Буратино». И.п.: руки на поясе. На каждый счет поочередно выносить ногу вперед. Темп быстрый, ноги в коленях не сгибать, спина прямая.
8. «Зайка». И.п.: о.с., руки в стороны вниз. 1 – прыжок на обеих ногах направо; 2 – прыжок на обеих ногах налево.
9. «Ножницы». И.п.: руки и ноги скрестно. В прыжке смена положения рук и ног.
10. «Поймай нос и ухо». Упражнение на координацию движений. И.п.: о.с., руки вперед. 1 – левая рука касается носа, правая – левого уха; 2 – и.п.; 3 – смена рук; 4 – и.п.

Закаливание

Важную роль в здоровом образе жизни играет закаливание. Закаливание – это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.
Закаливание – мощное оздоровительное средство. С его помощью можно избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться бытию.
Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. закаливающие процедуры в 2–4 раза снижают их число, а в отдельных случаях помогают вовсе избавиться от простуд. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Методы закаливания

Основные средства закаливания – воздух, вода, солнечные лучи; сочетание с физическими упражнениями повышает эффективность закаливающих воздействий.
Наиболее распространенная и доступная форма закаливания – использование свежего воздуха. При этом необходимо учитывать сезонные особенности. В теплое время года для закаливания можно использовать длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре воздуха не ниже 16°С. Полезно дома ежедневно ходить по полу босиком – начиная с 1 минуты, прибавляя через каждые 5–7 дней по 1 минуте, довести продолжительность ходьбы до 10–15 минут. В холодное время года для закаливания используют дозированные прогулки пешком, ходьбу на лыжах, «медленный», так называемый закаливающий, бег в облегченной одежде, бег на коньках и т.п.
Закаливание с помощью водных процедур имеет свои особенности: вода – более энергичный закаливающий фактор, чем воздух. Теплопроводность воды в 28 раз больше теплопроводности воздуха. Кроме температурного, вода оказывает механическое воздействие на кожу, являясь своеобразным массажем, который улучшает капиллярное кровообращение. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях – обтирания, обливания и душ. Начинать закаливание следует при температуре воды не ниже 34–35°С. При ежедневном обливании (обтирании) через каждые 6–7 дней температуру воды следует снижать на 1°С и довести ее до 22–24°С. Обтирания и обливания водой этой температуры рекомендуется продолжать 2–3 месяца. При отсутствии отрицательных реакций (катара верхних дыхательных путей, слабости, разбитости или раздражительности, повышенной возбудимости, расстройства сна, аппетита) можно перейти к закаливанию водой более низкой температуры – 22°С, снижая ее через каждые 10 дней на 1°; при ежедневном обтирании (обливании) довести температуру воды до 10–12°С (температура водопроводной воды). Эффективным способом закаливания является душ (рекомендуется только здоровым и достаточно закаленным людям): воду в течение примерно 3 минут следует несколько раз быстро переключать с теплой (около 40°С) на холодную.
К закаливающим факторам относятся также действие солнечных лучей и физические упражнения, в частности утренняя гигиеническая гимнастика, которую следует делать по возможности на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении. Чтобы не переохлаждать организм в холодную погоду, занятия на открытом воздухе проводятся в более энергичном темпе и менее продолжительное время. В жаркую погоду, в особенности при повышенной влажности, следует принимать меры против перегревания. После занятия физкультурой рекомендуется принять душ.
Энергичным закаливающим действием обладают купания в открытых водоемах, так как термическое и механическое раздражение водой сочетается с воздействием воздуха, солнечных лучей и движений при плавании. Зимним купанием («моржеванием») могут заниматься лишь практически здоровые люди; перед этим необходима тщательная постепенная (не менее года) подготовка организма к воздействию холода. Пребывание в холодной воде должно длиться не более 20–30 сек. и сопровождаться движением. Любители зимнего купания должны находиться под систематическим наблюдением врача.
Большое закаливающее значение имеет паровая баня, сочетание воздействия тепла, пара, воды и механического раздражения (мытье мочалкой или веником) усиливает обменные процессы, дыхание и кровообращение. Не следует, однако, париться слишком часто и длительно (не чаще 1–2 раз в неделю и не более 10–15 минут).

Историческая справка

Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям использовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет. Абу Али ибн Сина (Авиценна) в VIII–IX вв. создал «Канон врачебной науки». Он разделил медицину на теоретическую и практическую, а последнюю – на науку сохранения здоровья и науку лечения больного тела. В одной из глав своего труда Авиценна говорит о купании в холодной воде, а также о методах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в условиях жаркой пустыни и зимней непогоды. В папирусах Древнего Египта, к примеру, обнаружены указания на то, что для укрепления здоровья полезно систематически применять охлаждающие воздушные и водные процедуры. Полагают, что египетская культура закаливания была воспринята Древней Грецией. Так, в Спарте воспитание юношей – будущих воинов – было подчинено физическому развитию и закаливанию. Большую часть года спартанцы ходили босиком, без головных уборов, в легкой одежде, в зимнее время – в одном только верхнем платье без нижнего белья, спали на сене или соломе без подстилки и покрывала.
Уважительно к закаливанию относились и в Древней Руси. Е.А. Покровский писал о том, что у жителей Древней Руси считалось величайшей добродетелью приучение тела с самого раннего возраста к холоду и непогоде.
Прославленный русский полководец А.В. Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, благодаря неотступно проводимому на протяжении долгих лет закаливанию сумел стать выносливым и стойким человеком, невосприимчивым ни к холоду, ни к жаре. До преклонного возраста легендарный полководец сохранял неукротимую энергию, жизнерадостность, творческую работоспособность. Он ходил по нескольку часов обнаженным, чтобы приучить себя к холоду и превозмочь слабость своей природы. С помощью этой привычки плюс обливание холодной водой он, можно сказать, избавил свое тело от влияния непогоды и казался существом сверхъестественным, вспоминал позднее подкамердинер полководца сержант Иван Сергеев. По свидетельству очевидца, А.В. Суворов не только обливался холодной водой, но и с большим удовольствием парился с веником в жаркой парной бане.
Суворов ввел физическую подготовку и закаливание в армейский обиход и строго требовал их соблюдения как основы здоровья воинов. Высокая степень собственной физической закалки, а также и его воинов позволила А.В. Суворову в преклонном возрасте осуществить легендарный переход по снегам и льдам Альп и затем нанести сокрушительное поражение лучшей по тем временам французской армии.
Фельдмаршал М.И. Кутузов, продолжая ратные суворовские традиции, строго требовал от офицеров соблюдения правил закаливания и гигиены. Уместно сослаться на поучительный пример одного из героев Отечественной войны 1812 года генерала В.Г. Костенецкого, человека беспредельной отваги и огромной силы. Вот что писал о нем современник: «Тело его было закалено против непогоды. Вставая перед зарею в летнее время, раздетый донага, валялся он в утренней росистой траве, а зимою, невзирая ни на какой мороз, ходил вокруг своего дома в нагольном тулупе и в кеньгах (cапоги из оленьих шкур, мехом наружу) без всякой другой обувки. Он любил русскую баню и прямо с полка кидался в снег...».
Думается, не случайно у русского народа родилась такая поговорка: укрепится человек – крепче камня, а ослабнет – слабее воды. Большой смысл скрыт в этих мудрых словах. Суровые климатические условия России заставляли людей искать самобытные формы и методы закаливания. Например, у народов Севера было принято приучать к холоду уже в раннем детстве. Якуты трое и более суток по нескольку раз в день натирали новорожденных снегом или обливали холодной водой. Остяки и тунгусы погружали младенцев в снег, обливали ледяной водой и закутывали затем в оленьи шкуры. Цыгане также сразу после рождения обливали детей холодной водой, иногда клали в снег, никогда не пеленали. В обычаи разных народов России издавна входит использование естественных средств закаливания: длительные воздушные ванны, купание в холодной воде, русская баня, ходьба босиком, катание на санках, лыжах и коньках.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «Здоровье и красота». Посетив сайт для женщин «Здоровье и красота», Вы найдете большое количество полезных статей о макияже, спорте, взаимоотношениях, материнстве и моде. Одна из последних публикация расскажет, что такое гимнастика для беременных и как её делать самостоятельно. Сайт «Здоровье и красота» располагается по адресу Koketki.Biz

Закаливание детей надо начинать с первых дней жизни и проводить систематически, осторожно, учитывая, что ряд органов и систем ребенка еще функционально незрелы. Дети, ослабленные гипотрофией, рахитом, повторными или хроническими заболеваниями, особенно нуждаются в закаливающих процедурах, повышающих сопротивляемость организма. Однако использование средств закаливания для оздоровления больных и ослабленных детей требует врачебного контроля.
Дети очень чувствительны к недостатку свежего воздуха. Находясь длительное время в плохо проветриваемых помещениях, они становятся вялыми, раздражительными. Нарушается сон, снижается аппетит, появляются головная боль, тошнота. Свежий, чистый воздух оказывает благотворное действие при любых заболеваниях; им следует пользоваться во время дневного сна детей. Общие воздушные ванны в помещении с учетом состояния здоровья ребенка иногда заменяют лишь частичным, кратковременным обнажением тела во время смены одежды.
Световоздушные и солнечные ванны должны строго дозироваться, детям следует принимать их лежа, поворачиваясь через определенные интервалы. Для закаливания ослабленных детей рекомендуются слабо действующие водные процедуры, умывание, влажное обтирание, обливание.
В случае появления признаков заболевания закаливание временно прекращают, после выздоровления следует возобновить его с начального периода.

Основные принципы закаливания

Существует несколько принципов, которые необходимо соблюдать для получения положительного эффекта от закаливания независимо от действующих факторов закаливания. Эти принципы следующие:

1. Систематичность проведения закаливающих процедур во все сезоны года.
Естественной (безусловно-рефлекторной) реакцией организма на холод является максимальное сужение, а затем максимальное расширение сосудов, для того чтобы усилить кровоток и согреть организм. Но через некоторое время это приводит к еще более сильному переохлаждению. Путем же регулярного закаливания можно выработать условно-рефлекторное сужение сосудов до оптимального размера, предотвращающее охлаждение организма.
2. Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.
Важность этого принципа определяется самой сущностью закаливания – постепенно приспосабливаться к необычным условиям. Резкое охлаждение, превышающее возможности организма противостоять такому неблагоприятному фактору, не только не принесет пользы, а, наоборот, вызовет заболевание, простуду. Привычка к холодовым воздействиям должна воспитываться постепенно.

Марина Листова