Позабудь про докторов!
Какой бы совершенной ни была
медицина, она не может избавить каждого от всех
болезней. Человек сам творец своего здоровья!
Вместо того чтобы грезить о живой воде и прочих
чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста
вести активный и здоровый образ жизни,
закаливаться, заниматься физкультурой и спортом,
соблюдать правила личной и общественной гигиены
– словом, добиваться разумными путями подлинной
гармонии здоровья.
Давно известно, что здоровье человека на 10–20%
зависит от наследственности, 10–20% – от состояния
окружающей среды, 8–12% – от уровня
здравоохранения и на 50–70% – от образа жизни.
Здоровый образ жизни – это рациональное питание,
занятия спортом, отказ от алкоголя и курения,
закаливание и многое другое.
Гимнастика
В Древней Греции долгое время атлеты
выступали на соревнованиях в одних легких
плащах. Однажды кто-то из победителей состязаний
во время бега потерял плащ, и все решили, что без
плаща ему было легче бежать. С той поры все
участники соревнований стали выходить на арену
обнаженными. «обнаженный» – по-гречески
«гимнос»; отсюда появилось слово «гимнастика», к
которой в древности относили все виды физических
упражнений.
В наше время гимнастикой называют систему
специально подобранных физических упражнений и
методических приемов, применяемых для
всестороннего физического развития,
совершенствования двигательных способностей и
оздоровления.
Гимнастика имеет много разновидностей, и
знакомство с ними мы начнем с зарядки. «Лучшего
средства от хвори нет – делай зарядку до
старости лет», – гласит народная мудрость. А
зарядкой принято называть 10–15-минутную утреннюю
гигиеническую гимнастику, выполняемую после сна.
Она помогает организму быстрее перейти от
пассивного состояния к активному, создает
хорошее настроение и дает заряд бодрости.
Поэтому гимнастические упражнения полезно
выполнять не только утром, но и днем. Перед
началом учебы в течение 7–10 минут выполняется
комплекс простейших упражнений,
подготавливающих организм к предстоящим
занятиям (вводная гимнастика), а затем во
время уроков необходима 5–7-минутная
физкультурная пауза. Эти упражнения снимают
утомляемость и способствуют высокой
работоспособности.
Во всех школах и учебных заведениях есть
обязательный предмет – основная гимнастика.
В ее программе – обучение прикладным
двигательным навыкам (ходьба, бег, прыжки,
лазание, преодоление различных препятствий,
равновесие, переноска груза), а также несложным
гимнастическим и акробатическим упражнениям. К
основной гимнастике относится и так называемая оздоровительная
гимнастика, предназначенная для
самостоятельных занятий на досуге.
Тот, кто хочет обрести стройную фигуру с
красивой, рельефно выделяющейся мускулатурой,
занимается атлетической гимнастикой. Она
состоит из общеразвивающих упражнений с
предметами-отягощениями (металлические палки,
гантели, резиновые амортизаторы, эспандеры, гири,
блочные устройства и др.) и без предметов.
Наконец, лечебная гимнастика призвана
восстанавливать подвижность поврежденных
частей тела и устранять недостатки телосложения,
появившиеся в результате травм или болезней.
Общеразвивающие упражнения
Комплексы упражнений составлены для
учащихся начальной школы, в помощь классным
руководителям 1–4-х классов. Упражнения могут
быть использованы как на уроках физической
культуры, так и для организации физкультминуток
на различных уроках.
Комплексы созданы с учетом возрастных
особенностей детей младшего школьного возраста.
Их рекомендуется проводить циклично: с детьми 6–7
лет один и тот же комплекс – в течение 4–6 уроков,
7–8 лет – 4 урока, с детьми 8–10 лет – 2–3 урока.
Повторение пройденного комплекса можно
планировать не раньше чем через месяц: в этом
случае дети снова проявляют к нему интерес.
Эффективность предлагаемых комплексов
определяется методикой их проведения. На уроках
физической культуры рекомендуется включать в
комплексы лишь упражнения, хорошо освоенные
детьми; применять в начале обучения
неоптимальные скорости при выполнении
упражнений; добиваться свободы движений;
использовать звуковые и зрительные сигналы,
способствующие изменению темпа движений;
учитывать при повторении движений не количество
упражнений, а настрой учеников на их выполнение;
использовать наглядный метод (его применение
требует от учителя образцового показа деталей
изучаемого движения).
Движения, входящие в комплексы общеразвивающих
упражнений, естественны, понятны и доступны для
детей, они не требуют большого пространства и
могут выполняться на месте в классных комнатах.
Комплекс № 1
1. «К солнышку». И.п.: о.с.
«Проснулись, потянулись к солнышку». На счет 1–2
руки через стороны вверх, встать на носки,
посмотреть вверх, вдох. На счет 3–4 – вернуться в
и.п., выдох.
2. «Бокс». И.п.: стойка. Ноги врозь, руки
согнуты в локтях, кисти слегка сжаты в кулаки на
уровне груди. 1 – выпрямляем руку вперед. 2 –
и.п. 3–4 – то же другой рукой.
3. «Неваляшки». И.п.: стоя, ноги врозь,
руки в стороны вниз. 1 – наклониться влево. 2 –
вернуться в и.п. 3–4 – то же, но в другую сторону.
Наклоняясь, делать выдох, выпрямляясь – вдох.
Упражнение выполняется на месте и в движении
шагом по кругу.
4. «Дровосек». И.п.: стоя, ноги врозь,
руки вверх, пальцы сцеплены. 1 – быстро
наклониться, выдох; 2–3 – медленно вернуться в
и.п., вдох и т.д.
5. «Колобок». И.п.: стойка ноги врозь,
руки вверх. 1–2 – присесть, обхватив руками
колени, локти прижать к туловищу, подбородок к
груди, выдох. 3–4 – вернуться в и.п., вдох.
6. «Хлопок под ногой». И.п.: о.с., руки в
замок за головой. 1 – поднимаем ногу, согнутую в
колене, и хлопок под ногой; 2 – и.п.; 3–4 – то же
правой ногой. Держать локти назад и прямую спину.
7. «Бег лошадки». И.п.: руки на поясе.
1–4 – бег на месте, высоко поднимая бедро;
5–8 – захлест голени назад. Туловище держать
прямо, ногу ставить с передней части стопы,
пружиня.
8. «Попрыгунчики». И.п.: руки на поясе;
1–2 – прыжки на обеих ногах; 3 – прыжком
поворот направо, хлопок перед грудью; 4 – и.п.
9. Упражнения на координацию движений «Пила
и молоток». Одна рука имитирует удары
молотком, другая – движение пилой.
10. «Два флажка». У учителя в каждой руке
по флажку. Если педагог поднял вверх зеленого
цвета флажок – ходьба на месте, красного
цвета – остановка.
Комплекс № 2
1. «На параде». Энергичная
ходьба на месте, высоко поднимая колени (до
прямого угла). Туловище держать прямо.
2. «Штангист». И.п.: стойка ноги врозь.
1 – руки к плечам, локти вниз, пальцы сжаты в
кулак; 2 – руки вверх; 3 – руки к плечам; 4 – и.п.
3. «Поймай комара». И.п.: о.с. 1 – быстро
выполнить хлопок перед собой, руки согнуты; 2 –
и.п.
4. «Медведь». Упражнение для укрепления
свода стопы. Выполняется под любой речитатив,
например: «Идет медведь по лесу, трещат сучки под
лапами». И.п.: о.с., руки на поясе, 1–4 – ходьба на
наружных сторонах стопы, руки в стороны под
первую часть речитатива (шаг на каждый слог); 5–8
– ходьба на носках, руки вверх под вторую часть
речитатива (шаг на каждый слог).
5. «Часики». И.п.: о.с. 1 – наклон туловища
влево, правая рука скользит вверх (сгибается в
локте); 2 – и.п.; 3 – наоборот.
6. «Пружинка». И.п.: узкая стойка, ноги
врозь. 1 – глубокий присед, руки на колени; 2 –
встать.
7. «Буратино». И.п.: руки на поясе. На
каждый счет поочередно выносить ногу вперед.
Темп быстрый, ноги в коленях не сгибать, спина
прямая.
8. «Зайка». И.п.: о.с., руки в стороны вниз.
1 – прыжок на обеих ногах направо; 2 – прыжок на
обеих ногах налево.
9. «Ножницы». И.п.: руки и ноги скрестно.
В прыжке смена положения рук и ног.
10. «Поймай нос и ухо». Упражнение на
координацию движений. И.п.: о.с., руки вперед. 1 –
левая рука касается носа, правая – левого уха; 2 –
и.п.; 3 – смена рук; 4 – и.п.
Закаливание
Важную роль в здоровом образе жизни
играет закаливание. Закаливание – это научно
обоснованное систематическое использование
естественных факторов природы для повышения
устойчивости организма к неблагоприятным
агентам окружающей среды.
Закаливание – мощное оздоровительное средство.
С его помощью можно избежать многих болезней,
продлить жизнь и на долгие годы сохранить
трудоспособность, умение радоваться бытию.
Особенно велика роль закаливания в профилактике
простудных заболеваний. закаливающие процедуры
в 2–4 раза снижают их число, а в отдельных случаях
помогают вовсе избавиться от простуд.
Закаливание оказывает общеукрепляющее действие
на организм, повышает тонус центральной нервной
системы, улучшает кровообращение, нормализует
обмен веществ.
Методы закаливания
Основные средства закаливания –
воздух, вода, солнечные лучи; сочетание с
физическими упражнениями повышает
эффективность закаливающих воздействий.
Наиболее распространенная и доступная форма
закаливания – использование свежего воздуха.
При этом необходимо учитывать сезонные
особенности. В теплое время года для закаливания
можно использовать длительные прогулки на
свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном
при температуре воздуха не ниже 16°С. Полезно дома
ежедневно ходить по полу босиком – начиная с 1
минуты, прибавляя через каждые 5–7 дней по 1
минуте, довести продолжительность ходьбы до 10–15
минут. В холодное время года для закаливания
используют дозированные прогулки пешком, ходьбу
на лыжах, «медленный», так называемый
закаливающий, бег в облегченной одежде, бег на
коньках и т.п.
Закаливание с помощью водных процедур имеет свои
особенности: вода – более энергичный
закаливающий фактор, чем воздух.
Теплопроводность воды в 28 раз больше
теплопроводности воздуха. Кроме температурного,
вода оказывает механическое воздействие на кожу,
являясь своеобразным массажем, который улучшает
капиллярное кровообращение. Наиболее
распространенные формы закаливания водой в
домашних условиях – обтирания, обливания и душ.
Начинать закаливание следует при температуре
воды не ниже 34–35°С. При ежедневном обливании
(обтирании) через каждые 6–7 дней температуру
воды следует снижать на 1°С и довести ее до 22–24°С.
Обтирания и обливания водой этой температуры
рекомендуется продолжать 2–3 месяца. При
отсутствии отрицательных реакций (катара
верхних дыхательных путей, слабости, разбитости
или раздражительности, повышенной возбудимости,
расстройства сна, аппетита) можно перейти к
закаливанию водой более низкой температуры –
22°С, снижая ее через каждые 10 дней на 1°; при
ежедневном обтирании (обливании) довести
температуру воды до 10–12°С (температура
водопроводной воды). Эффективным способом
закаливания является душ (рекомендуется только
здоровым и достаточно закаленным людям): воду в
течение примерно 3 минут следует несколько раз
быстро переключать с теплой (около 40°С) на
холодную.
К закаливающим факторам относятся также
действие солнечных лучей и физические
упражнения, в частности утренняя гигиеническая
гимнастика, которую следует делать по
возможности на открытом воздухе или в тщательно
проветриваемом помещении. Чтобы не
переохлаждать организм в холодную погоду,
занятия на открытом воздухе проводятся в более
энергичном темпе и менее продолжительное время.
В жаркую погоду, в особенности при повышенной
влажности, следует принимать меры против
перегревания. После занятия физкультурой
рекомендуется принять душ.
Энергичным закаливающим действием обладают
купания в открытых водоемах, так как термическое
и механическое раздражение водой сочетается с
воздействием воздуха, солнечных лучей и движений
при плавании. Зимним купанием («моржеванием»)
могут заниматься лишь практически здоровые люди;
перед этим необходима тщательная постепенная (не
менее года) подготовка организма к воздействию
холода. Пребывание в холодной воде должно
длиться не более 20–30 сек. и сопровождаться
движением. Любители зимнего купания должны
находиться под систематическим наблюдением
врача.
Большое закаливающее значение имеет паровая
баня, сочетание воздействия тепла, пара, воды и
механического раздражения (мытье мочалкой или
веником) усиливает обменные процессы, дыхание и
кровообращение. Не следует, однако, париться
слишком часто и длительно (не чаще 1–2 раз в
неделю и не более 10–15 минут).
Историческая
справка
Закаливание как фактор повышения
сопротивляемости организма к различным
метеорологическим условиям использовалось с
древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания
насчитывает свыше тысячи лет. Абу Али ибн Сина
(Авиценна) в VIII–IX вв. создал «Канон врачебной
науки». Он разделил медицину на теоретическую и
практическую, а последнюю – на науку сохранения
здоровья и науку лечения больного тела. В одной
из глав своего труда Авиценна говорит о купании в
холодной воде, а также о методах подготовки к
своеобразному закаливанию путешественников в
условиях жаркой пустыни и зимней непогоды. В
папирусах Древнего Египта, к примеру, обнаружены
указания на то, что для укрепления здоровья
полезно систематически применять охлаждающие
воздушные и водные процедуры. Полагают, что
египетская культура закаливания была воспринята
Древней Грецией. Так, в Спарте воспитание юношей
– будущих воинов – было подчинено физическому
развитию и закаливанию. Большую часть года
спартанцы ходили босиком, без головных уборов, в
легкой одежде, в зимнее время – в одном только
верхнем платье без нижнего белья, спали на сене
или соломе без подстилки и покрывала.
Уважительно к закаливанию относились и в Древней
Руси. Е.А. Покровский писал о том, что у жителей
Древней Руси считалось величайшей добродетелью
приучение тела с самого раннего возраста к
холоду и непогоде.
Прославленный русский полководец А.В. Суворов,
будучи от рождения хилым и болезненным,
благодаря неотступно проводимому на протяжении
долгих лет закаливанию сумел стать выносливым и
стойким человеком, невосприимчивым ни к холоду,
ни к жаре. До преклонного возраста легендарный
полководец сохранял неукротимую энергию,
жизнерадостность, творческую работоспособность.
Он ходил по нескольку часов обнаженным, чтобы
приучить себя к холоду и превозмочь слабость
своей природы. С помощью этой привычки плюс
обливание холодной водой он, можно сказать,
избавил свое тело от влияния непогоды и казался
существом сверхъестественным, вспоминал позднее
подкамердинер полководца сержант Иван Сергеев.
По свидетельству очевидца, А.В. Суворов не
только обливался холодной водой, но и с большим
удовольствием парился с веником в жаркой парной
бане.
Суворов ввел физическую подготовку и
закаливание в армейский обиход и строго требовал
их соблюдения как основы здоровья воинов.
Высокая степень собственной физической закалки,
а также и его воинов позволила А.В. Суворову в
преклонном возрасте осуществить легендарный
переход по снегам и льдам Альп и затем нанести
сокрушительное поражение лучшей по тем временам
французской армии.
Фельдмаршал М.И. Кутузов, продолжая ратные
суворовские традиции, строго требовал от
офицеров соблюдения правил закаливания и
гигиены. Уместно сослаться на поучительный
пример одного из героев Отечественной войны 1812
года генерала В.Г. Костенецкого, человека
беспредельной отваги и огромной силы. Вот что
писал о нем современник: «Тело его было закалено
против непогоды. Вставая перед зарею в летнее
время, раздетый донага, валялся он в утренней
росистой траве, а зимою, невзирая ни на какой
мороз, ходил вокруг своего дома в нагольном
тулупе и в кеньгах (cапоги из оленьих шкур, мехом
наружу) без всякой другой обувки. Он любил
русскую баню и прямо с полка кидался в снег...».
Думается, не случайно у русского народа родилась
такая поговорка: укрепится человек – крепче
камня, а ослабнет – слабее воды. Большой смысл
скрыт в этих мудрых словах. Суровые
климатические условия России заставляли людей
искать самобытные формы и методы закаливания.
Например, у народов Севера было принято приучать
к холоду уже в раннем детстве. Якуты трое и более
суток по нескольку раз в день натирали
новорожденных снегом или обливали холодной
водой. Остяки и тунгусы погружали младенцев в
снег, обливали ледяной водой и закутывали затем в
оленьи шкуры. Цыгане также сразу после рождения
обливали детей холодной водой, иногда клали в
снег, никогда не пеленали. В обычаи разных
народов России издавна входит использование
естественных средств закаливания: длительные
воздушные ванны, купание в холодной воде, русская
баня, ходьба босиком, катание на санках, лыжах и
коньках.
|
Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «Здоровье и красота». Посетив сайт для женщин «Здоровье и красота», Вы найдете большое количество полезных статей о макияже, спорте, взаимоотношениях, материнстве и моде. Одна из последних публикация расскажет, что такое гимнастика для беременных и как её делать самостоятельно. Сайт «Здоровье и красота» располагается по адресу Koketki.Biz
Закаливание детей надо
начинать с первых дней жизни и проводить
систематически, осторожно, учитывая, что ряд
органов и систем ребенка еще функционально
незрелы. Дети, ослабленные гипотрофией, рахитом,
повторными или хроническими заболеваниями,
особенно нуждаются в закаливающих процедурах,
повышающих сопротивляемость организма. Однако
использование средств закаливания для
оздоровления больных и ослабленных детей
требует врачебного контроля.
Дети очень чувствительны к недостатку свежего
воздуха. Находясь длительное время в плохо
проветриваемых помещениях, они становятся
вялыми, раздражительными. Нарушается сон,
снижается аппетит, появляются головная боль,
тошнота. Свежий, чистый воздух оказывает
благотворное действие при любых заболеваниях; им
следует пользоваться во время дневного сна
детей. Общие воздушные ванны в помещении с учетом
состояния здоровья ребенка иногда заменяют лишь
частичным, кратковременным обнажением тела во
время смены одежды.
Световоздушные и солнечные ванны должны строго
дозироваться, детям следует принимать их лежа,
поворачиваясь через определенные интервалы. Для
закаливания ослабленных детей рекомендуются
слабо действующие водные процедуры, умывание,
влажное обтирание, обливание.
В случае появления признаков заболевания
закаливание временно прекращают, после
выздоровления следует возобновить его с
начального периода.
Основные принципы закаливания
Существует несколько принципов,
которые необходимо соблюдать для получения
положительного эффекта от закаливания
независимо от действующих факторов закаливания.
Эти принципы следующие:
1. Систематичность проведения
закаливающих процедур во все сезоны года.
Естественной (безусловно-рефлекторной)
реакцией организма на холод является
максимальное сужение, а затем максимальное
расширение сосудов, для того чтобы усилить
кровоток и согреть организм. Но через некоторое
время это приводит к еще более сильному
переохлаждению. Путем же регулярного
закаливания можно выработать
условно-рефлекторное сужение сосудов до
оптимального размера, предотвращающее
охлаждение организма.
2. Постепенность увеличения силы
раздражающего воздействия.
Важность этого принципа определяется самой
сущностью закаливания – постепенно
приспосабливаться к необычным условиям. Резкое
охлаждение, превышающее возможности организма
противостоять такому неблагоприятному фактору,
не только не принесет пользы, а, наоборот, вызовет
заболевание, простуду. Привычка к холодовым
воздействиям должна воспитываться постепенно.
Марина Листова
|