Цели и задачи:
1. Формирование знаний о вреде
курения, употребления алкоголя и наркотических
веществ.
2. Формирование социальных навыков,
необходимых для здорового образа жизни. Развитие
роста самосознания подростков, умения
анализировать и делать свой собственный выбор.
3. Воспитание навыков здорового образа жизни
через познание себя.
Оборудование: плакаты о вреде курения,
алкоголя, плакаты с антирекламой, компьютер,
диски с фильмом о вредных привычках, анкеты
учащихся, на доске эпиграф: «Именно здоровье
людей должно служить главной визитной карточкой
социально-экономической зрелости, культуры и
преуспевания государства».
Урок для старшеклассников проводится в форме
круглого стола. На заседание приглашены
специалисты: химик, ботаник, лаборант, социолог,
рекламные агенты и врачи.
Учитель: Ребята! Вы скоро станете взрослыми и
замените своих родителей у станка, встанете у
руля правления страной, будете обучать детей,
защищать часть страны в спортивных состязаниях,
издавать законы. А для этого надо быть физически
и духовно здоровыми. А если здоровы дети, то будет
здоровой и страна. Что же для этого надо сделать? (Беседа
с учащимися.)
Социолог: Один из важнейших аспектов
здорового образа жизни – сознательный отказ от
табакокурения, приема алкоголя и наркотических
средств. Особое значение в наши дни приобретает
профилактика нарко-, токсикоманий. По мнению
экспертов Всемирной организации
здравоохранения, эта проблема среди подростков
приобрела сложный характер. Ведь в этом возрасте
происходят формирование личности, смена
интересов, переоценка ценностей. Все это делает
психику молодого человека уязвимой. Изменения в
организме и характере подростков с
психологическим умением используют в своих
интересах торговцы наркотиками. Они часто бывают
незримыми хозяевами дискотек и клубов. Такая
распространенная форма развлечения в
«увеселительных» заведениях, как коллективное
курение, становится чуть ли не обязательным
атрибутом признания «своим» в любой компании.
Результаты исследования социологов показывают,
что в последние десятилетия средний возраст
подростков, начинающих употреблять табак,
значительно понизился, а число курящих людей
намного увеличилось.
Химик: Проведя анализ табачного дыма, химики
установили, что в нем содержится 91 органическое
вещество. Причем концентрация большинства из них
там выше, чем предельно допустимая концентрация
этих соединений в воздухе. В процессе
термического разложения никотина образуется 900
твердых и газообразных веществ. Среди них
наиболее опасны канцерогенные бензидин и
бензпирен, приводящие к раку горла и легких.
Попадание спиртового раствора бензпирена на
кожу мыши вызывает в течение трех месяцев
развитие раковой опухоли.
Лаборант: Я хочу вам продемонстрировать
фильм «Легкие курильщика». В нем вата служит
моделью легких человека, ее помещают в стакан со
спиртом, растворители желтеют, получается
вытяжка табачного дегтя. Когда в спиртовую
вытяжку добавили хлорид железа, смесь стала
черно-фиолетовой, что говорит о наличии фенола и
его производных, эти соединения являются
канцерогенными. Никотин – самый вредный
компонент, потому что он содержит пиридиновое
кольцо, близкое ко многим необходимым для
организма соединениям. Эта молекулярная
«маскировка» помогает никотину блокировать
наиболее важные жизненные процессы, такие, как
дыхание, кровообращение. Никотин относится к
классу алкалоидов, несколько его миллиграммов
вызывают тяжелое отравление, головную боль,
рвоту, помрачение сознания.
Врач-пульмонолог: У курящего человека
развивается кашель и активизируется выделение
мокроты. Малые дыхательные пути воспаляются и
сужаются. Длительное воздействие дыма оказывает
повреждающее действие на реснички эпителия и
затрудняет их работу. В легких курильщика
увеличивается число воспаленных клеток, у него
часто происходят приступы астмы, которые имеют
тяжелую форму.
Врач-кардиолог: После каждой выкуренной
сигареты повышается давление крови. Дым вызывает
сужение сосудов периферических артерий,
образование тромбов, сокращение периода жизни
тромбоцитов. В крови курильщика повышается
содержание холестерина и увеличивается риск
наступления внезапной смерти и развития
атеросклеротического заболевания. После
выкуривания сигареты наблюдается сужение
сосудов примерно в течение 30 минут, это приводит
к увеличению нагрузки на сердце. С годами у
заядлых курильщиков возникает «хромота» – боли
в конечностях при непродолжительной нагрузке.
Социолог: По данным статистики, в результате
курения каждые 10 секунд умирает один человек. В
настоящее время во всем мире табак ежегодно
убивает около трех миллионов человек. При
сохранении нынешних тенденций около 500 миллионов
из ныне живущих людей скончаются в конце концов
по причине курения. Если человек начал
употреблять табак в 15 лет, то продолжительность
его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Начавшие
курить до 15 лет в 5 раз чаще умирают от рака, чем
те, кто стал это делать после 25 лет.
Рекламный агент: Мы подготовили для вас
«Антирекламу табака». (Выступают учащиеся
школы с антирекламой табачных изделий).
Социолог: Не менее опасна для общества
проблема употребления алкоголя. От этого
страдают все, но в первую очередь под угрозу
ставится подрастающее поколение – дети и
молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь
алкоголь активно влияет на несформировавшийся
организм: он разносится по крови ко всем органам
и неблагоприятно действует на них вплоть до
разрушения. При систематическом употреблении
алкоголя развивается болезнь – алкоголизм. Он
опасен для здоровья, но он излечим, как и многие
другие болезни.
Главная проблема состоит в том, что большая часть
алкогольной продукции, выпускаемой
негосударственными предприятиями, содержит
много ядовитых веществ. Недоброкачественный
товар приводит к отравлению и смерти. Все это
наносит большой урон обществу, его культурным
ценностям.
Рекламный агент: Ребята, давайте поговорим с
вами о пословицах и изречениях, в которых
осуждается употребление алкоголя. Самым
активным болельщиком за здоровый образ жизни
будут даны жетоны для получения призов.
Выступление учащихся:
1. Из всех пороков пьянство более
других несовместимо с величием духа. (В.Скотт)
2. Подобно тому как бывает болезнь тела, бывает
также болезнь образа жизни. (Демокрит)
3. Опьянение – это добровольное сумасшествие. (Аристотель)
4. От вина гибнет красота, вином сокращается
молодость. (Гораций)
5. Пьянство есть упражнение в безумии. (Пифагор)
6. Пьянство – причина слабости и болезненности
детей. (Гиппократ)
7. Сквозь призму водки – все красотки. (В.Маяковский)
8. Выпивка, повышенная склонность к
волокитству уменьшают способность
воспользоваться ее плодами. (У.Шекспир)
9. Пьянство – это добровольное оскопление. (В.Кудлаев)
10. Для того чтобы сделаться пьяницей, нужно
прежде всего им родиться. (Ф.Рыбаков)
11. Лечить нужно больную психику, она-то и
заставляет искать счастье в бутылке. (Г.М. Энтин)
12. Вино дает море удовольствия и океан
несчастий. (Индийская пословица)
13. Водка белая, но красит нос и чернит
репутацию. (А.П. Чехов)
14. Путь пьяницы – это кратчайший путь на
кладбище. (Народная мудрость)
15. Пьяному море по колено, а лужа по уши. (Народная
мудрость)
16. Водка и мудреца делает дураком. (Народная
мудрость)
17. Было ремесло, да хмелем поросло. (Народная
мудрость)
18. В вине тонет больше людей, чем в море. (Народная
мудрость)
19. Вино входит, разум выходит. (Народная
мудрость)
20. Вино не вода, человеку беда. (Народная
мудрость)
Подведение итогов.
Микробиолог: Жизнь на нашей планете
зародилась в воде. Организм человека состоит из
нее на 80%. Значит, без нее нет жизни. Давайте,
ребята, вместе с вами выявим, как влияет спирт на
живые организмы. Наши лаборанты
продемонстрируют вам эксперименты.
Эксперимент 1. Перед вами два горшочка с
проростками гороха. В первом всходы поливали
водой. Они выросли, зазеленели и окрепли. Во
втором – водкой, росточки вначале зачахли, потом
погибли. Какой вы можете сделать вывод по данному
опыту?
Учащиеся: Развитию жизни способствует вода, а
водка жизнь убивает.
Эксперимент 2. Нередко мы слышим, что водка
помогает пищеварению и усвоению еды. Так ли это?
Давайте проверим. Возьмем немного хлеба, колбасы,
сыра и поместим в три пробирки, куда добавим воду.
Продукты размокают, растворяются и переходят в
раствор.
А в три другие пробирки прильем спирт. Продукты
не растворяются, не размокают, как бы
консервируются. Какой вывод можно сделать?
Учащиеся: Спирт и вода не способствуют
перевариванию и усвоению питательных веществ.
Эксперимент 3. Как влияют вода и спирт на
состояние мозга человека? Возьмем пробирку и
прильем яичный белок, затем нальем воду. Белок
хорошо растворяется в воде. Теперь добавим спирт.
Белок свернулся, и клетки погибли. Какой вывод
можно сделать по опыту?
Учащиеся: Алкоголь убивает и разрушает мозг.
Поэтому про пьяниц говорят, что «они пропили свой
ум». Водка губит мозг, лишает человека
возможности говорить, ходить, думать,
чувствовать, мозг высыхает.
Подведение итогов, получение
жетонов.
Историк: Человек не знал алкоголя
долгие сотни тысяч лет. Приобщение к пьянству –
молодая ошибка человечества. Явление
сбраживания было открыто одновременно во многих
местах. В России водка появилась в XVI веке.
Безудержным спаивание народа становится в конце
XIX века, когда в России складывается питейная
традиция, согласно которой ни одно
знаменательное событие не обходится без выпивки.
Первые попытки искоренить пьянство были
предприняты в 1917 году. С тех пор война не
прекращается и идет с переменным успехом, так как
зеленый змий оказался крайне живучим. Ребята,
подумайте над этими цифрами:
90% умственно отсталых детей – это
дети алкоголиков;
в пьющих семьях 45% детей недоразвитые
и больные;
в пьющих семьях мертворожденные дети
появляются чаще, детская смертность в 3 раза выше;
одна рюмка водки снижает
работоспособность на 30%;
в состоянии опьянения совершается 55%
всех краж, 79% грабежей, 69% нападений.
И самое ужасное, что алкоголь требует
себе в жертву не только взрослых людей, но и их
будущее потомство.
Социолог: В завершающей части нашего
круглого стола мы поговорим о проблемах
наркомании. Каждый год на подпольные рынки нашей
страны поступают новейшие разновидности
наркопрепаратов. В России на почве наркомании
совершается более 20 тысяч преступлений. По
данным социологических опросов, 12% школьников в
возрасте до 16 лет хотя бы один раз в жизни
пробовали наркотики.
Учитель: Ребята, заполните, пожалуйста,
анкеты. (Анкетирование проводится анонимно.)
Анкета
1. Употребляешь ли ты наркотики?
2. Если ты заметил, что твой друг
пристрастился к наркотикам, каковы будут твои
действия?
3. Знаешь ли ты, что употребление наркотиков
вредно?
4. Когда ты впервые попробовал наркотики и
где?
5. Почему ты согласился на пробу наркотика:
любопытство, не смог отказаться, нечего было
делать, другие причины?
Идет анализ анкет учащихся.
Ребята, какими бы мотивами ни
руководствовался человек, начинающий принимать
наркотики, конец его будет один – долгая,
мучительная деградация и смерть. Это
подтверждено личным опытом миллионов
наркоманов. Даже если человек вовремя опомнится
и расстанется с зельем, он уже никогда не станет
полностью здоровым.
Просмотр фильма «Вредные привычки» о наркомании,
состоянии ломки.
Ботаник: Человечеству давно известны
наркотические вещества: табак, кофе, алкоголь.
Это так называемые разрешенные наркотики.
Употребление других запрещено. К ним относятся:
1. Кокаин. Его получают из листьев
кустарника коки. Это – возбуждающее средство.
Человек чувствует себя сильным, уверенным, но
очень быстро такое состояние сменяется
беспокойством, галлюцинациями.
2. Опиаты – продукты переработки
мака. Активные компоненты опиума – морфин и
кодеин. В конце XIX века было открыто производство
морфина – героин. Эти вещества действуют на
головной мозг, блокируя болевые синдромы,
активизируя центры удовольствия. Затем приходит
зависимость – и наркоман должен увеличивать
дозу.
3. Марихуана, гашиш – продукты
переработки конопли. Это самые распространенные
наркотики, вызывающие галлюцинацию, эйфорию.
Большие дозы могут вызывать агрессивное
поведение.
4. Амфетамины – сильные
возбуждающие средства. Они создают у человека
ощущение благополучия, уверенности, силы.
Длительное употребление амфетаминов приводит к
паранойе, бредовым идеям и слуховым
галлюцинациям.
5. Галлюциногены, психоделики –
психотропные агенты: ЛСД, мескалин, буфотенин.
Они искажают восприятие окружающего, форму, цвет,
время.
Врач-терапевт: При наркомании поражаются все
органы и системы, но каждое средство вызывает
специфические изменения со стороны отдельных
органов и систем. Препараты опийного ряда
блокируют болевой центр головного мозга,
подавляют кашель, но вызывают затруднение
дыхания – и может наступить смерть от паралича
дыхательного центра. Эти наркотики уменьшают
двигательную и секреторную активность желудка и
кишечника, понижают обмен веществ. Кокаин
оказывает возбуждающее действие на центральную
нервную систему, которое сменяется повышенной
раздражительностью и подавленностью, вызывает
инфаркт миокарда, воспаление легких и
кровоизлияние в мозг. Амфетамин нарушает
мозговое кровообращение, приводит к
расстройству памяти, речи, слепоте. Героин
вызывает потерю рефлексов. Резкое падение
иммунной защиты происходит при приеме опия и
курении гашиша. Любой наркотик вызывает острый
психоз, во время которого больной опасен для себя
и для окружающих, возможны агрессия и несчастные
случаи.
Социолог: Очень жаль, что употребление
наркотиков в нашем обществе становится все более
распространенным и подростки часто знакомятся с
ними. Эту проблему нельзя оставлять без внимания.
Ребята! Давайте подведем итоги занятия.
Выступление учащихся:
1. У наркомана нет друзей.
2. Наркомания – это болезнь.
3. Наркомания – это болезнь, которая
неизлечима.
4. Наркоман может умереть от СПИДа.
5. Наркоманы – это зомби.
6. Наркомания – это преступление.
7. Наркоман опасен для окружающих.
8. Один наркоман вовлекает троих.
9. Прежде чем попробовать наркотик, подумай,
зачем тебе это надо.
10. Если, попробовав наркотик, тебе захотелось
повторить, знай, ты в начале пути к своей
безвременной смерти.
11. Наркодилеры хитры, они подстерегают на
дискотеках, на улицах, во дворе школы. Будь
бдителен.
12. В какой бы ситуации ты ни оказался, скажи
наркотику «нет!».
Подводится награждение активных учащихся,
рекламирующих и поддерживающих здоровый образ
жизни.
Литература
1. Буянов Т.А. Размышления о
наркомании. – М.: Просвещение, 1990.
2. Габиани А.А. На краю пропасти. – М.: Мысль,
1990.
3. Козлов В.В. Руководство по спасению
наркомана. – М., 2002.
4. Ляхович А.В., Маркова А.И. Здоровый образ
жизни – альтернатива наркомании. – М., 2004.
5. Макаров В.В. Первичная профилактика
наркоманических заболеваний у подростков. –
Вопросы наркологии, 1991, № 4.
6. Пятницкая И.Н. Наркомании. – М.: Медицина,
1994.