Каждому – дело по душе
Программа воспитательной работы
Пояснительная записка
Одним из показателей процветания
нации является состояние здоровья детей.
Пожалуй, самая важная роль в формировании
здорового образа жизни среди подрастающего
поколения отводится школьному учителю. Именно он
помогает сформировать систему ценностных
ориентаций так, чтобы бережное отношение к
своему здоровью стало неотъемлемой частью
поведенческих реакций ребенка. Однако было бы
неправильно ограничивать сферу деятельности
учителя только занятиями в школе. Настоящего
педагога не может не волновать, что делает, как
живет, чем увлекается его воспитанник после
уроков. Поэтому здоровьесберегающая работа в
школе должна быть системной и комплексной,
подкрепленной внеклассными воспитательными
мероприятиями.
Кратковременные и хронические отклонения в
состоянии здоровья сказываются на умственной
работоспособности учащихся, преобладание
статических нагрузок способствует
искусственному сокращению объема двигательной
активности ребят. Поэтому в настоящее время
много внимания уделяется физическому развитию.
Но хорошо известно, что образованный, физически
развитый человек может оказаться злым и
безнравственным.
Родители и учителя должны осознавать важность
трех направлений развития – умственного,
физического и нравственного.
Психологи установили, что самый благоприятный
возраст для формирования полезных привычек –
дошкольный и школьный. В этот период большую
часть времени дети проводят в семье, в школе,
среди сверстников, педагогов, чей образ жизни и
поведение становится сильнейшим фактором
формирования их представлений о жизни, о
сохранении здоровья.
Цель программы: создать атмосферу
успеха для каждого ребенка, научить детей верить
в себя, свои силы, сформировать представление о
сохранении и укреплении здоровья.
Задачи:
1. Создание благоприятного
морального климата, что проявляется в
доброжелательности, готовности простить, понять,
стремлении прийти на помощь.
2. Создание атмосферы взаимного уважения
среди учащихся, родителей и педагогов.
3. Отслеживание и мониторинг состояния
здоровья учащихся.
4. Создание оптимальных
санитарно-гигиенических условий в школе.
5. Стремление достичь во внеклассной работе
массовости.
6. Пропаганда здорового образа жизни.
7. Формирование социальных навыков,
способствующих социальной адаптации и
профилактике вредных привычек.
При этом в действие вступают следующие принципы
воспитания:
– Принцип природосообразности. Не бороться с
природой ребенка, не переделывать его, а
развивать то, что уже есть.
– Принцип смыслового равенства взаимоотношений
«учитель – ученик».
– Принципы демократизма и гуманизма,
культуросообразности, творческого начала, опоры
на лучшие качества человека, системности
воспитания.
Ожидаемые результаты
1. Формирование навыков
сознательного отношения к здоровому образу
жизни.
2. Накопление опыта по гигиене питания и
использованию растений-целителей в
оздоровлении.
3. Воспитание навыков создания фитомодулей в
классном кабинете и своей квартире.
4. Снижение уровня заболеваемости у учащихся.
5. Положительная динамика состояния здоровья.
6. Снижение агрессивности в поведении.
7. Умение отказаться от вредных привычек.
8. Осмысление полученного опыта, рефлексия.
Направления воспитательной
деятельности
Направления |
Решаемые
задачи |
Технология |
1.
Интеллектуальное здоровье |
– Развивать
интеллектуальные умения класса и возможности
каждого ученика с последующей коррекцией.
– Определить приемы, формы индивидуальной
работы с учащимися во внеурочное время.
– Расширить кругозор учащихся, увлечения,
интересы.
– Организовать помощь семье в воспитании
ребенка |
1. Организация
бесед, тематических классных часов.
2. Проведение диспутов, дискуссий на этические
темы.
3. Проведение предметных олимпиад,
интеллектуального марафона.
4. Выпуск предметных газет.
5. Участие в ежегодной научно-практической
конференции учащихся |
2. Нравственное
здоровье |
– Воспитывать
личность, умеющую отвечать за свои поступки.
– Воспитание интереса ученика к самому себе,
желания стать лучше.
– Воспитание правильной нравственной позиции.
– Воспитание волевых качеств ученика,
способности к самокритике.
– Воспитание у ученика, живущего в социуме,
уважения к законам, нормам поведения |
1. Посещение
театров, концертов.
2. Проведение бесед, тематических классных часов.
3. Организация и проведение семейных вечеров.
4. Проведение диспутов, дискуссий на этические и
нравственные темы.
5. Проведение Дней дублера.
6. Акция «Мы с вами, ветераны» |
3. Экологическое
здоровье |
– Воспитание
любви и бережного отношения к окружающей среде.
– Формирование ответственности за природу.
– Изучение воздействия окружающей среды на
организм человека.
– Формирование экологического сознания |
1. Организация
экскурсий в парки, в лимонарий, теплицу, на
очистные сооружения госпредприятия «Рощинский».
2. Участие в экосубботниках.
3. Озеленительная работа.
4. Участие в осенних ярмарках |
4. Воспитание
здоровья в семье |
– Организация
взаимодействия семьи и школы в целях
всестороннего развития и воспитания здоровой
личности.
– Вооружение родителей
психолого-педагогическими знаниями.
– Воспитание чувства ответственности, культуры
семейных отношений |
1. Формирование
традиций класса.
2. Организация семейных праздников.
3. Проведение бесед, классных часов.
4. Организация и проведение родительских
собраний.
5. Профилактика негативного семейного
воспитания.
6. Посещение учащихся на дому, индивидуальные
встречи, беседы |
5. «Я и
другие».Психологическое здоровье |
– Воспитание
осознанного отношения к себе как личности,
обретение навыков культурного общения.
– Создание атмосферы успеха для каждого ребенка,
веры в себя, свои силы.
– Создание позитивной атмосферы в классе, чтобы
каждый ребенок нашел свое место в коллективе,
умел общаться, дружить, мог поддержать товарищей
в трудную минуту |
1. Организация
встреч с интересными людьми.
2. Проведение тематических классных часов, игр,
тренингов по общению.
3. Операция «Ветеран».
4. Изготовление подарков, гуманитарная помощь,
выступление с концертами в детском доме |
6. Эстетическое
здоровье |
– Воспитание
чувства красоты, гармонии, формирование вкуса.
– Создание условий для реализации духовных,
физических и интеллектуальных потребностей.
– Знакомство с различными видами искусства |
1. Проведение
школьных традиционных праздников.
2. Подготовка и съемка классных роликов, клипов.
3. Организация встреч с людьми искусства.
4. Проведение школьных конкурсов.
5. Организация выставок работ учащихся.
6. Посещение театров, музеев |
7. Физическое
здоровье |
– Формирование
знаний о человеке как представителе общества.
– Воспитание негативного отношения к вредным
привычкам.
– Пропаганда и формирование навыков здорового
образа жизни.
– Формирование навыков рациональной
организации учебного процесса, труда, отдыха.
– Изучение правил гигиены и здорового образа
жизни |
1. Организация
походов, прогулок.
2. Встречи-беседы со специалистами (нарколог,
валеолог, психолог, юрист).
3. Выпуск листков здоровья.
4. Проведение физминуток.
5. Походы в лес для сбора лекарственных трав.
6. Отдых в школьном оздоровительном лагере.
7. Проведение дней здоровья, игр, спортивных
соревнований |
8. Здоровье в
труде |
– Формирование
уважительного отношения к труду.
– Формирование ответственности за выполненную
работу.
– Развитие организаторских способностей.
– Вооружение учащихся основными трудовыми
умениями и навыками |
1. Участие в
трудовых десантах.
2. Генеральные уборки классного кабинета, школы.
3. Организация экосубботников.
4. Работа на пришкольном учебно-опытном участке.
5. Работа по озеленению и благоустройству
школьной территории.
6. Работа по уборке урожая на полях совхоза |
План работы
В подготовке и проведении мероприятий
участвуют: завуч, классный руководитель, учителя
физкультуры, биологии, библиотекарь, школьный
психолог, староста класса, инициативная
творческая группа и родительский комитет
Сентябрь
День знаний.
Создание актива класса.
Организация дежурства в кабинете.
Экскурсия по ПДД «Опасные участки села
Рощинское».
Уборка урожая на пришкольном участке.
Участие в экосубботниках.
Участие в общешкольном легкоатлетическом
кроссе.
Экскурсия в осенний лес.
Классный час «Лукошко добрых дел».
Классный час «Правильный режим дня – залог
здоровья».
Классный час «Друзья Мойдодыра».
Классное родительское собрание «Педагогика
семейных отношений».
Контроль занятости учащихся в кружках,
спортивных секциях.
Посещение учащихся на дому.
Октябрь
Декадник к Дню Республики.
Оформление классного уголка.
Интеллектуальный марафон «Неоткрытые острова».
Презентация школьного фитобара «Сказки леса».
Открытие купального сезона в школьном бассейне.
Участие в ярмарке «Дары осени».
Посещение школьного зимнего сада во время
перемен для релаксации.
Родительское собрание «Воспитание здорового
ребенка в семье».
Школьный вечер «Осенний бал».
Классный час «Уроки «осердечивания».
Классный час «Профилактика табакокурения».
Классный час «Этикет».
Классный час «Учеба и труд рядом идут».
Операция «100 кедров».
Ноябрь
Посещение русского драмтеатра г.
Стерлитамака.
Участие в Неделе книги.
Участие в первенстве школы по плаванию.
Работа по озеленению и уходу за растениями
школьного зимнего сада, составление фитомодулей.
Рейд «Читательские формуляры».
Посещение учащихся на дому.
Участие в декаднике математики.
Классный час «Дорога, ведущая к бездне».
Классный сбор «Каждому — дело по душе».
Экскурсия в лимонарий.
Декабрь
Лыжная вылазка на природу «Здравствуй,
снежная зима».
Диагностика сформированности коллектива.
Участие в декаднике русского языка «Коронация
писателей».
Конкурс новогодних стенгазет.
Конкурс ледовых скульптур.
Участие в фабрике Деда Мороза.
Новогодний вечер.
Воспитательное дело «В плену иллюзий».
Классный час по правилам дорожного движения.
Классный час «Наш класс в борьбе за экономию и
бережливость».
Классный час «Человек и природа – единое целое».
Изготовление и развешивание кормушек для птиц.
Классное родительское собрание «Микроклимат в
семье».
Классная генеральная уборка.
Январь
Галерея детского рисунка.
01 – пароль отважных.
Диагностика знаний по правилам пожарной
безопасности.
Неделя искусства – в гостях у музыки.
Экологическая игра в системе
здоровьесберегающей педагогики.
Сбор «Знаешь сам – помоги другому».
Операция «Книжкина больница».
Контроль занятости в спортивных секциях.
Конкурс экологических сказок.
Классный час «Профилактика вредных привычек».
Февраль
Праздник песни и строя.
Участие в спортивной игре «Орленок».
Вечер отдыха «Сильные, смелые, ловкие».
Экскурсия на очистные сооружения.
Участие в экоспектакле «Все живое должно жить».
Работа экоклуба «Зимний сад».
Конкурс семейных газет «Семья вместе – душа на
месте».
Классное родительское собрание «Кафе».
Классное собрание «Планы на самую большую
четверть».
Классный сбор «Мы – друзья природы».
Классный час «Правила дорожного движения».
Классный час – конкурс плакатов «Я забочусь о
своем здоровье».
Март
Участие в общешкольном празднике 8
Марта.
Акция «Детский дом».
Фольклорный праздник.
Операция «Макулатура».
Участие в шахматном фестивале.
Мониторинг школьной экологической среды.
Праздник «День птиц».
Классный час «Моя семья».
Воспитательное дело «Задумайся о будущем».
Классный час «Загляните в мамины глаза».
Классный час «Уроки ОБЖ, ПДД».
Апрель
Месячник здоровья.
Детский лекторий «ЗОЖ».
Операция «Антилень».
Акция-дискотека «Мы голосуем за ЗОЖ».
Встреча с врачом участковой больницы.
Операция «Первоцвет».
Неделя психологии.
Праздник «Семейная юморина».
Экскурсия на молочный комбинат г. Стерлитамака.
Беседа «Об уважении и чуткости».
Классный час «Эскиз одной проблемы». Вредные
привычки.
Экологические субботники.
Май
Вахта памяти.
Последний звонок.
Операция «Родник».
Экскурсия в весенний лес.
Школьный турслет.
Очистка берегов реки Асава от мусора.
Работа на пришкольном участке.
Посадка деревьев в школьном дендрарии.
Участие в легкоатлетическом кроссе «Весна
победы».
Классный час «Встреча с ветеранами ВОВ.
Классный час «Мой досуг летом».
Итоговое родительское собрание.
Июнь
Организация и работа на пришкольном
учебно-опытном участке.
Участие в работе школьного летнего
оздоровительного лагеря «Островок здоровья».
Поход с классом и родителями на гору Шиханы.
Организация поездки учащихся в лес для сбора
лекарственных трав.
Литература
Габиани А.А. На краю пропасти. – М.:
Мысль, 1990.
Глушков В.А. Наркомания у
подростков. – Киев: Здоровье, 1989.
Жиренко О.Е., Литвинова Л.С.
Нравственно-экологическое воспитание
школьников. – М., 2005.
Коростелев Н.Б. Воспитание
здорового школьника. – М., 1986.
Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и
наркоманы. – М.: Просвещение, 1991.
Рыжова Н.М. Экологизация
развивающей природной среды. — Журнал
«Дошкольное воспитание», 1999, № 3.
Маханева М.Д. Воспитание
здорового ребенка. – М., 2000.
Тарнавский Ю.Б. Курить – здоровью
вредить. – М.: Медицина, 1978.
Суханов В.И., Мокович В.А. Вредные
привычки: причины и профилактика. – Челябинск,
1988.
Светлана Алибаева
|