Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2008

Конкурс

Новое поколение выбирает...

Проект инициативного общества учащихся средних и старших классов

С тех пор как мир возник во мгле,
Еще никто на всей земле
Не предавался сожаленью,
Что отдал жизнь свою ученью.

Рудаки

Проект носит просветительский и практико-ориентированный характер, соблюдая разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Ребята получают возможность реализовать свои творческие потребности путем создания собственной модели здорового образа жизни (ЗОЖ) современного человека.
В ходе работы над проектом развиваются навыки самообразования, подготовка и проведение здоровьесберегающих занятий для сверстников формируют у подростков активную жизненную позицию и развивают коммуникативные качества.
Обязательный результат проекта – создание серии электронных продуктов для массовой пропаганды ЗОЖ.

Цель проекта: организация самостоятельной здоровьеобразовательной деятельности учащихся; формирование у подростков активной позиции по отношению к вредным привычкам; развитие коммуникативной компетентности.

Задачи проекта:

1. Организация работы детей по накоплению информации на темы лектория и подготовка мероприятий.
2. Формирование информационной компетентно­сти у учащихся через создание наглядной мультимедийной продукции по темам лектория.
3. Формирование коммуникативной компетентно­сти участников проекта через проведение мероприятий и распространение подготовленной информации о здоровом образе жизни.
Формы работы: лекторий, внеклассные мероприятия, экскурсии, семинары, итоговая конференция. Проект рассчитан на год и включает три этапа – подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап

Руководители проекта проводят информационные беседы с учащимися классов среднего и старшего звена о создании инициативного Общества по пропаганде здорового образа жизни; затем проводится анкетирование всех учащихся, выявляются заинтересованные ребята и создается общество.
На первом заседании идет вводная беседа, представляются цели и задачи деятельности.
Совместно с участниками проекта определяются основные направления работы:

  • «Наркотикам нет места в нашей жизни».

  • «Алкоголь – тропинка, ведущая к бездне».

  • «Мы против курения».

  • «За здоровый образ жизни».

Организуются 4 группы учащихся в соответствии с выбранными темами. Школьникам предлагается провести собственные исследования, отобрать материалы по этим направлениям с учетом рекомендаций школьного психолога и медицинского работника, подготовить под руководством педагогов лекции, беседы, викторины, конкурсы и другие мероприятия по своей тематике, подготовить демонстрационный материал и презентацию (см. Приложение).
Каждый участник проекта получает «Дневник лектора», в котором будут фиксироваться количество и время проведенных мероприятий, отзывы аудитории о его работе.

Основной этап

Прежде чем перейти к основной работе, в классах необходимо провести анкетирование «Что ты знаешь о здоровом образе жизни?», которое поможет диагностировать отношение учащихся к этому вопросу в начале учебного года.
Составляется график работы лектория и мероприятий, которые проводятся во внеурочное время, в соответствии с тематическим планированием воспитательной работы классных руководителей. Это День здоровья во время антинаркотической акции, День без сигареты и т.д.

Примерная программа работы
Общества по пропаганде здорового образа жизни

І. Беседы-лекции

1. «Полезные и вредные жвачки, конфеты, шоколадки».
2. «О пользе закаливания».
3. «Красиво! Вкусно! Полезно? (Основы рационального питания)».
4. «Компьютер и наше зрение».
5. «Наркомания – знак беды. Научись говорить «нет!».
6. «Курить или не курить? Вот в чем вопрос!»
7. «Влияние микроклимата в коллективе на здоровье».

ІІ. Викторины

1. «Здоровье в саду и на грядке».
2. «Кожа – зеркало здоровья».
3. «Корзина грецких орехов (задачи и ЗОЖ)».
4. Викторина о косметике «Свет мой зеркальце, скажи…».

ІІІ. Конкурсы

1. Конкурс рисунков «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
2. Конкурс плакатов «О вреде табака, алкоголя и наркотиков».
3. Конкурс газет о здоровом образе жизни.

ІV. Подготовка рекламного ролика «Пивной алкоголизм – миф или реальность?»

По окончании основного этапа вновь проводится анкета «Что ты знаешь о здоровом образе жизни?», куда включается вопрос о необходимости работы инициативного общества учащихся.

Заключительный этап

Участники проекта (ученики и педагоги) подводят итоги своей деятельности. Для этого организуется итоговая научно-практическая конференция. На конференцию приглашаются классные руководители, администрация учебного заведения, медицинский работник, представители средств массовой информации.
Оглашаются итоги мониторинга исследования отношения учащихся к здоровому образу жизни. Каждая из четырех групп представляет свое мнение об эффективности работы над проектом в течение года. Выявляются наиболее активные участники.
Каждая группа оформляет самые интересные материалы (стенгазета, стенд, странички сайта школы).

Статья опубликована при поддержке онлайн-журнала "Женщина и девушка". Интересные статьи, полезные советы, вкусные рецепты – все это представительницы прекрасного пола найдут на страницах сайта womengirl.ru. Знакомьтесь с новинками и узнавайте больше об уже хорошо известных брендах косметики в Екатеринбурге, получайте советы, как сохранить здоровье, молодость и красоту на долгие годы, готовьте вкусные и полезные блюда, находите ответы на интересующие вас вопросы о взаимоотношениях с родными и близкими, будьте в курсе последних тенденций современной индустрии моды. Журнал всегда рад предоставить Вам возможность поделиться своим положительным или не очень опытом, высказаться на волнующую Вас тему, получить консультацию ведущих экспертов, узнать мнение других читательниц. Уверены, пройдет совсем немного времени с момента Вашего первого знакомства с журналом "Женщина и девушка", и он займет достойное место среди Ваших самых любимых сетевых изданий.

Приложение 1

«Свет мой зеркальце, скажи…»

Викторина

Многие из вас, прибегая к косметике, пользуются сведениями «испорченного телефона». Часто слышим такие разговоры: «Моя подружка купила классную помаду, я себе тоже такую купила»; «У моей мамы такой замечательный крем, все недостатки кожи исправляет! Хочешь, я дам тебе попробовать?».
Можно ли пользоваться маминой или подружкиной косметикой?
(Нет.)
Почему?
(У каждого человека свой тип и цвет кожи, поэтому тона и свойства косметики тоже должны быть различающимися, индивидуальными).

Блицанкета «Определите тип своей кожи»

І. Ваше лицо блестит или есть ощущение жирности кожи?

1. На всем лице.
2. В зоне Т*.
3. Лишь в некоторых местах.

ІІ. На вашей спине, груди или шее появляется сыпь?

1. Часто.
2. С последующим появлением болезненной чувствительности.
3. Иногда или никогда.

ІІІ. В зоне Т появляются угри или сыпь?

1. Часто.
2. Иногда или никогда.
3. С воспалением.

ІV. Поры на вашем лице:

1. Крупные, неровные, расположенные в зоне Т.
2. Комбинация мелких и крупных пор.
3. Мелкие, едва заметные.

V. Вызывают ли некоторые применяемые вами очищающие средства покраснение кожи, сыпь или зуд?

1. Редко или никогда.
2. Иногда.
3. Часто.

VІ. Появляется ли ощущение сухости или жжения кожи после использования масла и других очищающих средств?

1. Редко или никогда.
2. Иногда.
3. Часто.

VІІ. Появляются ли на коже вашего лица сухие, зудящие участки?

1. Редко или никогда.
2. Иногда.
3. Часто.

*Зона Т – это область, начинающаяся над бровями и заканчивающаяся на кончике носа, имеющая форму буквы Т. Ответы пишутся цифрами 1, 2, 3.

Подсчитайте число цифр 1, 2, 3.
Если у вас больше всего цифр 3, то у вас чувствительный тип кожи, если, кроме чувствительного, есть еще какие-то цифры, тип кожи все же остается чувствительным. Если больше всего цифр 2, то у вас комбинированный (нормальный) тип кожи. Если больше цифр 1, то это жирный тип кожи.
А теперь проверим, какие знания у вас есть о строении кожи.

  • Какой орган тела самый большой?

(Кожа взрослого человека составляет 10 кв. м.)

  • Как называется жирное вещество, поддерживающее влажность нашей кожи?

(Это – кожное сало, выделяемое сальными железами, благодаря которому кожа сохраняет влажность.)

  • Какая самая важная функция кожи?

(Защита тела от грязи, бактерий, солнца, инфекций.)

  • От чего зависят цвет, тон кожи?

(Кожа имеет большой диапазон цветов благодаря разному содержанию в ней меланина, пигмента, вырабатывающегося в эпидермисе кожи.)

  • Сколько раз в день необходимо умывать лицо?

(Если умываться чаще 3 раз в день, то высушивающий эффект приводит к тому, что кожа начнет вырабатывать еще больше кожного сала.)

  • Как вы будете подбирать моющие средства для своего типа кожи?

(На всех косметических средствах указано: для жирной, нормальной/комбинированной, чувствительной/сухой кожи.)

  • Какие группы косметики по применению вы знаете?

(Косметика для гигиены лица и тела: очищающие лосьоны, гели, скрабы, маски. Увлажняющие и питательные кремы, маски, тоники. Специальная косметика (лечебная): солнцезащитная, для удаления волос, морщин, пятен, прыщей. Декоративная косметика: тушь, тени, пудра, дезодоранты, духи, туалетная вода, помада, румяна, тональный крем.)

  • Какие средства по уходу за волосами вы знаете?

(Моющие и ухаживающие: шампуни, бальзамы, кондиционеры. Лечебные: дрожжи для волос, масло репейное, бальзамы. Средства для укладки: лаки, мусс, гель, спрей.)

  • Какие средства по уходу за ногтями вы знаете?

(Лечебные лаки, декоративные, защитные, кремы.)

  • Что такое антиперспиранты?

(Вещества, подавляющие выделение пота.)

  • Зачем нужен мусс для волос?

(Мусс необходим для создания объема и укладки волос, рекомендуется для тонких и ослабленных волос, мусс-колор изменяет оттенок волос до следующего мытья головы.)

  • Чем отличается гель от мусса?

(Гель создает эффект мокрых волос.)

  • Почему чаще всего для праздничной прически используют спрей?

(Спрей, или лак, долго удерживает объем и форму прически, может быть разной степени фиксации, может быть с блеском и разного оттенка для украшения прически.)

  • Почему ночной крем нельзя накладывать днем?

(Ночной крем содержит много жирных компонентов для питания кожи, поэтому кожа будет блестеть.)

  • Почему нельзя наносить увлажняющий крем в мороз?

(Избыток влаги ведет к обморожению, повреждению клеток кожи.)

  • Какую косметику накладывают в мороз?

(Содержащую натуральные жиры, предотвращающую обморожение кожи.)

  • Запах, который издает здоровая, чистая кожа, отличается от запаха немытой кожи. Можно ли использовать духи, туалетную воду, чтобы заглушить эти запахи?

(Нет, так как запах пота искажает запах духов.)

  • Как наносятся духи на тело?

(Духи наносятся на отдельные участки тела, например, на внутреннюю сторону запястья.)

Приложение 2

Человечество против наркотиков
Суд над наркотиками

Самое легкое в жизни – умереть,
самое трудное – жить.

А.Азад

Цель: профилактика наркомании среди детей старшего школьного возраста.

Оборудование: судейские шапочки и мантии, судейский молоток, большой шприц с иглой, муляж головного мозга человека, самодельные плакаты о вреде наркотиков, карта «Ближний Восток», свечи, видеокассета «Наркомания», экран, магнитофон, аудиокассета.
На сцене размещаются несколько столов с табличками «Судья», «Секретарь суда», «Прокурор». С правой стороны сцены – символическое ограждение для обвиняемых, перед ним стол адвоката и свидетелей «историк», «доктор-нарколог», «психолог», «статист»).

Ход мероприятия

(В зале и на сцене затемнение, звучит песня В.Цоя «Игла». Музыка звучит тише, на экране начинается трансляция фрагмента видеокассеты «Наркомания». Зажигается свет. Музыка стихает.)
Секретарь (входит в зал):
В открытом судебном заседании слушается дело «Человечество против наркотиков».
Встать! Суд идет.
(В зале появляются судья, адвокат, прокурор.)
Судья:
Прошу садиться.
В преступлениях против человека, его здоровья и психики обвиняются производители и распространители наркотиков. Секретарь суда, зачитайте, пожалуйста, справку. (Садится.)
Секретарь (стоя):
Наркотики (от греческого наркотикос – «приводящий в оцепенение») – природные и синтетические вещества, которые при введении в организм человека могут изменить одну или несколько его функций, а вследствие многократного употребления привести к возникновению психической или физической зависимости, то есть наркомании.
Законодательством установлена уголовная ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку и сбыт наркотиков; за их хищение, склонение к потреблению, организацию или содержание притонов для их потребления.
Судья: Слушаем показания свидетелей обвинения. Суд предупреждает: все свидетели обязаны говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.
Прокурор: В большинстве стран мира наркотики объявлены вне закона и за ними ведется настоящая охота. Для того чтобы запутать правосудие и сбить со следа сыщиков, наркоторговцы имеют массу фальшивых документов. Эти преступники тайно поселяются в тропических странах Азии и Южной Америки, где и производят на свет смертельную заразу в виде порошка или смолы.
Адвокат (вскакивая): Защита протестует! Свидетель называет моих подзащитных преступниками еще до вынесения приговора!
Судья: Протест принят. Прошу свидетелей быть корректными и не нарушать принцип презумпции невиновности. (Стучит молотком.) Продолжаем слушать свидетелей обвинения.
Прокурор: В качестве первого свидетеля обвинения мы просим пригласить историка-эксперта.
Историк: С веществами, которые теперь называют наркотиками, человек познакомился давно. Древние египтяне готовили из мака снотворное. Они получали опиум и употребляли его, желая уснуть или приглушить боль. Бедуины, отправляясь в дальний переход, запасались бангом смолой, известной под названием марихуаны и гашиша. Смолу курили, желая снять психическую нагрузку, вызванную однообразным пейзажем пустыни. Шахтеры Боливии издавна получали часть жалованья не деньгами, а листьями растения, содержащего кокаин, который жевали или курили. Это помогало им немного забыться после изнурительной каждодневной работы под землей. Вообще нет такого народа, который бы не знал о том или ином виде наркотического вещества.
Прокурор: Скажите, господин эксперт, как давно вы знакомы с обвиняемыми?
Историк: Слава богу, с этими господами я лично не знаком, а вот с их предками люди познакомились еще пять тысяч лет назад. Правда, в древности употреблять наркотики имели право лишь жрецы, шаманы, маги или вожди племен, да и то с определенной целью.
Вспомните трубку мира, которую раскуривали при заключении перемирия. А вот для простых смертных на эти средства было наложено строжайшее табу и рецепты приготовления тщательно охранялись.
Судья: Нельзя ли поподробнее?
Историк: Пожалуйста! (Подходит к карте.) Первыми, кто открыл психоактивное свойство мака, были шумеры. От них рецепт попал в Персию и Египет, а затем к арабам и грекам. Европа до XIII века не знала опия, пока его не завезли с Ближнего Востока возвращавшиеся домой рыцари-крестоносцы. В XVII веке в Англии открывают новый, более дешевый способ получения опиума. В 1805 году из опиума выделяют первый алкалоид – морфин, в 1832-м – кодеин, а в 1848-м – папаверин. Широкому распространению наркотиков содействовало изобретение врача из Эдинбурга Александра Вуда, который в 1853 году придумал иглу для подкожных инъекций, и прием наркотических препаратов стал более эффективным. В итоге возникло ошибочное мнение, что такое употребление наркотиков не ведет ни к физическому, ни к психологическому привыканию.
Адвокат (обращаясь к историку): Использовались ли наркотики в медицине?
Историк: Использовались. Первыми начали применять опий в медицине в Древнем Междуречье. В Европе первый медицинский препарат, изготовленный на основе опиума, прописал больному знаменитый врач Парацельс. Пробовал применять кокаин как обезболивающее средство и «отец психоанализа» Зигмунд Фрейд.
Прокурор: И к чему это привело?
Историк: Один из его пациентов впал от кокаина в психоз и подвергся кошмарным галлюцинациям. Фрейд по-настоящему испугался и стал решительным противником использования наркотиков в психиатрии.
Адвокат: Но ведь знаменитый на весь мир напиток кока-кола включает в себя экстракт из листьев кокаинового куста. Недаром первая часть напитка называется кока!
Историк: Так было лишь до 20-х годов XX века. Позже «Тhе Соса-Соlа соmраnу» полностью отказалась от использования экстракта кокаинового куста.
Прокурор: Зафиксированы ли в истории случаи массового отравления людей наркотическими веществами?
Историк: Да, в 1994 году умерло более сорока тысяч французов!
Прокурор: Прошу высокий суд запомнить эту страшную цифру! Сорок тысяч человек одним махом были отправлены на тот свет. А если сложить все человеческие жизни, покалеченные этими мерзавцами! Какие еще необходимы доказательства, чтобы признать их виновными?
Адвокат: Я протестую! Господин судья, это неслыханно! Защита протестует!
Судья (стучит молотком): Я требую тишины! Еще раз предупреждаю обе стороны о корректном отношении друг к другу. Продолжаем слушать показания свидетелей обвинения.
Прокурор: Наш следующий свидетель – врач-нарколог. (Обращаясь к доктору.) Скажите, доктор, приходилось ли вам встречаться с обвиняемыми?
Доктор: С самими обвиняемыми – нет, а вот люди, которые с ними познакомились, доставляют нам немало проблем.
Прокурор: Вы говорите о наркомании?
Доктор: Да, о наркомании.
Секретарь: Наркомания (от греческого нарк – оцепенение и мания – влечение) – заболевание, возникающее в результате употребления наркотических веществ.
Наркомания проявляется в постоянной, непреодолимой тяге к приему этих веществ, вызывающих в малых дозах эйфорию, то есть возбуждение, а в больших – оглушение, то есть наркотический сон.
Прокурор: Скажите, доктор, в чем секрет власти наркотиков? Почему человек под угрозой смерти, преодолевая самый сильный из инстинктов – инстинкт самосохранения, продолжает принимать эти вещества?
Доктор: Наркотики непосредственно воздействуют на мозг человека (демонстрирует муляж), где находятся центры, отвечающие за его эмоциональное состояние.
(Транслируется фрагмент видеокассеты «Наркомания».)
Адвокат:
Вы хотите сказать, что мои подзащитные разрушают центры головного мозга?
Доктор: Нет, господин адвокат, ваши подзащитные не разрушают центров, так как любое разрушение никаких положительных эмоций вызвать не может. Они поступают намного хитрее и коварнее. Выделение дофамина возбуждает в головном мозге центры радости, и у человека возникает чувство необыкновенного счастья, кайфа.
Прокурор: В чем же заключается опасность?
Доктор: В том, что центральная нервная система очень быстро истощается и перестает выполнять свои функции.
Прокурор: Вы говорите о физической смерти наркомана?
Доктор: Да. Я приведу вам лишь несколько примеров. Средняя продолжительность жизни наркомана, не злоупотребляющего наркотиками, около 8 лет. По данным ВОЗ, на данный момент смертность от наркотиков занимает первое место в мире, обойдя смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Так что делайте выводы сами.
Прокурор: Господин судья, прошу приложить данную кассету к делу в качестве вещественного доказательства.
Адвокат: А какие причины толкают подростков к наркомании?
Психолог: Вообще-то конкретная причина у каждого своя, но в обобщенном виде можно выделить несколько: стресс, внушаемость, любопытство, стремление понравиться. Так, в наших исследованиях к наркотикам как к способу избежать стресса прибегают 32% подростков; 28% впервые пробуют наркотики, причем без особого на то желания, в результате стороннего внушения, под давлением авторитетных для них лиц, и 39,5% – пробуют наркотики из любопытства.
Адвокат: И последний вопрос. Какие подростки чаще всего становятся наркоманами?
Психолог: Как правило, это слабохарактерные, безвольные люди с неустойчивой психикой, привыкшие все свои проблемы перекладывать на плечи других. Встретившись с трудностями, они не стремятся их преодолевать. Кстати, на поздних этапах развития болезни индивидуальные различия наркоманов стираются и они становятся похожими друг на друга как в плане внешнего вида, так и в образе мышления, в отношении к жизни.
Адвокат: Благодарю вас. Господин судья! Защита закончила опрос свидетелей.
Судья: Опрос свидетелей завершен. Суд предоставляет заключительное слово главному обвинителю.
Прокурор: Уважаемый господин судья и присяжные заседатели! Я взываю к справедливости. Обвиняемые должны быть признаны виновными и наказаны, так как они представляют опасность для общества. У каждого человека в жизни случаются несчастья, и у большинства хватает сил перенести горе, перестроить заново образ жизни, бороться и даже радоваться жизни.
В подобных ситуациях у многих возникают неврозы и психологические кризисы, которые выражаются в раздражительности, перепадах настроения, неуверенности в себе, навязчивых страхах и плохом сне. У некоторых возникают мысли о самоубийстве. Вот здесь-то и появляются наши обвиняемые. Притворившись друзьями, они вроде бы сочувствуют попавшему в беду и часто уводят его в мир иллюзий. Раз от раза отсутствие порции наркотиков усугубляет его невыносимые боли, и ради порошка он готов на любые преступления.
Судья: Суд предоставляет последнее слово обвиняемым.
Подсудимые (за сценой): Уважаемый суд! Уважаемые присяжные заседатели! Нам было очень горько и обидно выслушивать обвинения в наш адрес. Взгляните на нас внимательно. Мы всего лишь растения. Это человек нашел нас в дикой природе. Он создал целые плантации наркотических растений, производит, продает и употребляет наркотики. Мы всего лишь пешки в его руках. Приблизить нас к себе или, наоборот, отдалить – решает только человек. Мы просим суд проявить к нам человеческую жалость, посочувствовать нам и проявить снисхождение. Со своей стороны мы клянемся никогда не нарушать человеческие законы и всячески сотрудничать с людьми в области медицины.
Судья: Судебная коллегия, рассмотрев в открытом судебном заседании дело «Человечество против наркотиков», изучив обстоятельства дела, документы экспертизы, заслушав показания свидетелей обвинения и защиты, выслушав выступления подсудимых, готова огласить приговор.
Секретарь: Для оглашения приговора суда прошу всех встать.
Судья (стоя): Суд постановляет:
1. Признать все наркотические вещества опасными для жизни и здоровья человечества.
2. Прекратить употребление и распространение наркотических веществ.
3. Пресекать распространение наркотических веществ среди подростков.
4. Не быть равнодушным к друзьям и знакомым, попавшим в беду.
5. Объявить 24 июня Днем борьбы с наркоманией и распространением наркотиков.
Приговор окончательный и обжалованию не подлежит (стучит молотком по столу).
Давайте еще раз скажем наркотикам «НЕТ!».
(Просмотр фильма «Наркомания».)\

Анкета

1. Является ли актуальной для тебя проблема наркомании?
2. Какие наркотические вещества ты знаешь?
3. Что такое наркомания?
а) Болезнь;
б) вредная привычка;
в) преступление.
4. Как ты относишься к наркоманам?
а) Ненавидишь;
б) равнодушно;
в) жалеешь.
5. Есть ли среди твоих знакомых люди, употребляющие наркотики?

Людмила Гренкова