Современные условия жизни и
образования предъявляют высокие требования к
уровню психофизического состояния ребенка при
переходе из детского сада в школу. Поэтому
активизируется поиск таких подходов к его
оздоровлению, воспитанию и развитию средствами
физкультуры, которые могли бы как повышать
физическую подготовленность дошкольника, так и
развивать его умственные и познавательные
способности.
Создаваемая в дошкольных учреждениях
предметно-развивающая среда должна
соответствовать правилам охраны жизни и
здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики,
отвечать анатомо-физиологическим особенностям
ребенка, быть доступной, многофункциональной,
практичной, экономичной и привлекательной для
дошкольников.
В детском саду «Теремок» при организации
двигательной активности детей на воздухе в
качестве предметно-развивающей среды
разработаны игры с использованием рисунков на
асфальте.
Игры не требуют специального оборудования и
дополнительного места. Их легко организовать
там, где есть асфальт, – на групповом участке или
дорожке вокруг детского сада.
Количество участников не ограничено, правила
предусматривают одновременное участие в игре
всех детей без выбывания.
Игры и упражнения многофункциональны и
вариативны. Одну и ту же игру можно
организовывать каждый день, но через разные виды
двигательной активности и использование других
рисунков. Меняющаяся игровая ситуация вносит
разнообразие в процесс, развивает физические
качества и навыки детей: быстроту реакции,
ловкость, равновесие, координацию движений,
выносливость, пространственную ориентировку,
глазомер.
Занятия с использованием рисунков активизируют
умственную деятельность, закрепляя полученные
знания (прямой и обратный счет, формы
геометрических фигур), кругозор детей, пополняют
их словарный запас.
Игры содействуют обогащению нравственного опыта
дошкольников. Организуя соревновательную
деятельность, воспитатель учит их вежливому,
внимательному отношению к товарищам по команде,
умению управлять своим поведением в коллективе
ровесников. Необходимость подчиняться правилам
и реагировать на сигнал дисциплинирует детей,
развивает у них сообразительность и
самостоятельность.
Еще игры на асфальте способствуют формированию
волевых черт характера ребенка. Они основаны на
продолжительном и многократном повторении
однообразных действий, при выполнении которых
возникает необходимость проявлять усилия для
преодоления физического и эмоционального
напряжения.
Движения на свежем воздухе – эффективное
средство закаливания детей.
Игры на асфальте являются хорошим дополнением к
традиционной физкультуре, делая процесс
каждодневных занятий эмоциональнее и
разнообразнее.
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина детских товаров "3D-TOY.RU". В каталоге магазина Вы найдёте большое количество интересных товаров для детей и подростков. 3D ручки, аксессуары к ним (ABS, PLA, PRO пластик), трафареты, запасные части и инстурменты, умные GPS детские часы, Часы Smart Watch Q60 (https://3d-toy.ru/catalog/smart-baby-watch/smart-baby-watch-q60/), конструкторы из металла, пластика, дерева, глины, LEGO и многое другое. Гарантия качества, доступные цены, удобный поиск по каталогу, доставка по всей России. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и оформить заказ Вы сможете по ссылке: https://3d-toy.ru/.
Варианты игр и упражнений для
старших дошкольников (5-7 лет)
«Воздушный шарик»
На асфальте нарисован огромный
воздушный шар, внутри которого находятся 4 вида
геометрических фигур с порядковыми номерами
(рис. 1).
Рисунок используется для игр, упражнений и
эстафет в организованной и самостоятельной
деятельности детей при фронтальном и поточном
способе. С целью повышения двигательного
компонента и плотности
физкультурно-оздоровительных мероприятий можно
нарисовать два или три воздушных шарика.
Рис. 1
«Кто быстрее?» (эстафета). Участвуют
одновременно 2–4 команды, каждая из которых
выстраивается с одной стороны «шарика» напротив
определенной геометрической фигуры. По сигналу
ведущего первые участники команд начинают
передвигаться прыжками на одной или двух ногах с
мячом между коленями по «фигурам» от цифры «1» до
цифры «5» по порядку номеров.
Выполнив задание, они выпрыгивают из «шарика» с
противоположной стороны, в то время как в
соревнование включаются следующие участники
команды, и т.д. Закончив эстафету, команды
выстраиваются на противоположной стороне
«шарика». Эстафета повторяется, выполняются
прыжки в обратном порядке.
«Донеси – не урони» (эстафета).
Дети передвигаются по «фигурам» по порядку
номеров, стараясь удержать мешочек на голове.
«По местам». Ребята встают на
любую «фигуру». По сигналу ведущего «синие!»
начинают бег вокруг «шарика» дети, стоящие на
«фигурах» синего цвета, по сигналу «зеленые!» к
ним присоединяются дети, стоящие на зеленых
«фигурах», по сигналу «оранжевые!» – те, кто
находится на «фигурах» оранжевого цвета, и т.д.
Участники двигаются вокруг «шарика», отбивая мяч
одной или двумя руками (попеременно правой и
левой). По команде «по местам!» ребята стараются
найти «фигуру» своего цвета.
При повторении игры дети двигаются вокруг
«шарика» подскоками, галопом.
«Змейка»
На асфальте вычерчивают две дорожки,
равные по длине и количеству поворотов (рис. 2,
2а).
Рисунок «Змейка» интересен для проведения
эстафет, аттракционов, общеразвивающих и игровых
упражнений.
Рис. 2, 2а
1-й вариант. Две одинаковые по
количеству участников команды строятся на
старте. Забег начинает игрок под номером 1. Как
только он достигает финиша, стартует следующий
участник и т.д. Эстафета заканчивается, когда вся
команда построена на другом конце «дорожки».
2-й вариант. Ребята выполняют ведение
баскетбольного (футбольного) мяча.
3-й вариант. Бег через короткую скакалку.
4-й вариант. Две команды одновременно
начинают бег по «дорожкам», соблюдая повороты.
Побеждает та, которая сделала меньше ошибок на
дистанции и быстрее добралась до финиша.
«Хоккейный слалом» (аттракцион).
Ведение мяча (шайбы) клюшкой по «дорожке».
«Донеси – не урони» (аттракцион).
Ребенок несет теннисный шарик на ракетке.
«Полоса препятствий» (эстафета).
На каждом повороте «дорожки» установлен
вертикальный или горизонтальный обруч. Дети
пробегают дистанцию, пролезая в них. Победителем
определяется команда, участники которой первыми
выполнили задание и допустили меньше ошибок.
«Пройди с мешочком на голове».
Ходьба по контуру «змейки» с мешочком на голове.
«Лови – бросай – упасть не давай». Дети
строятся в шеренгу на самую ближнюю к ведущему
часть «дорожки», который бросает мяч каждому
игроку способом «снизу» («от груди с ударом о
пол»). Ребенок ловит мяч и возвращает его
ведущему этим же способом. Выполнив упражнение
без ошибки, дети продолжают игру, отойдя назад, на
следующую часть «дорожки». Допустивший ошибку в
ловле или броске мяча остается на своем месте до
следующей попытки. По окончании игры победителем
выбирают участника, который оказался на самой
дальней части «дорожки» от ведущего.
«Фрукты – овощи – ягоды»
Для организации двигательной
активности детей на асфальте нужно изобразить
овощи, фрукты и ягоды и расположить их в
чередовании по кругу (рис. 3). Через рисунки
можно отразить и другие темы, например:
транспорт, спорт, деревья, грибы, цветы и т.д.
Рисунки позволяют организовать фронтальную
деятельность детей через игры и упражнения.
Рис. 3
«Найди свою грядку». Дети
располагаются в «домиках». По сигналу «яблоки»
начинают бег вокруг рисунка ребята из «яблочных
домиков», по сигналу «морковь» к ним
присоединяются участники из «морковных», по
сигналу «вишня» включаются в игру дети из
«вишневых». По команде «в огород!» все стремятся
занять свое первоначальное место. При повторении
игры нужно менять способ передвижения ребят по
площадке (разные виды бега, ходьбы). Если детей в
игре больше, чем «домиков», то в одном «домике»
могут находиться по 2 игрока. Следует отметить
быстрых и внимательных ребят.
Когда дети двигаются вокруг рисунка, они
отбивают мяч одной или двумя руками (попеременно
правой и левой).
Не задень
Ведение мяча «змейкой» между
фруктовыми, овощными и ягодными «домиками».
«Осенние листочки»
На рисунке «Осенние листочки»
интересно проводить игры и эстафеты
одномоментного участия детей (рис. 4).
Изображают несколько видов осенних листьев в
чередующемся порядке на двух противоположных
сторонах площадки. Темы для игр: спорт, транспорт,
цифры, фигуры, фрукты – овощи – ягоды, цветы и т.д.
Рис. 4
1-й вариант. Дети располагаются
на «листочках», количество которых должно
соответствовать числу ребят. По сигналу
воспитателя «клен» бегут наперегонки только
дети, стоящие на «кленовых листочках». Они
добегают до таких же «листочков» на другой
стороне площадки и возвращаются на свои места.
Повторяя игру, воспитатель называет другие
«листочки».
Двигаются ребята с мешочком на голове.
2-й вариант. Дети передвигаются по площадке,
отбивая мяч. Можно использовать разные способы
его ведения.
«Божья коровка»
(«Бабочка»)
На крыльях «божьей коровки»
нарисованы следы (цифры) (рис. 5). Аналогичный
вариант – «бабочка» с геометрическими
фигурами на крыльях. Количество участников
не ограничено. Задания на данном рисунке можно
выполнять индивидуально и подгруппой детей,
фронтально и поточно, в форме упражнений и
эстафет.
Рис. 5
«Кто быстрее (с мячом между
коленями)?» (эстафета). Дети делятся на две
команды и располагаются с одной стороны «божьей
коровки» около каждого ее крыла. По сигналу
первые участники начинают прыжки с мячом между
коленями по порядку номеров. Выполнив задание,
они обегают «божью коровку» сбоку и передают мяч
следующему участнику своей команды, встав в ее
конец. Эстафета заканчивается, когда все ребята
выполнят задание.
«Донеси и не урони» (эстафета).
Команды передвигаются по «цифрам» по порядку
номеров, стараясь удержать мешочек на голове.
«По местам!». Дети встают на любую
«цифру». Ведущий громко считает от 1 до 12. Каждый
из ребят, чью «цифру» назвал ведущий, начинает
ведение мяча вокруг «божьей коровки». По сигналу
«по местам!» каждый старается найти свое место.
«Баскетболисты».
1-й вариант. Дети передвигаются по
«следам», одновременно выполняя ведение мяча.
2-й вариант. Ведение мяча «змейкой» между
цифрами.
«Дубовый листок»
На асфальте изображают огромный лист
(дубовый или кленовый). Его контуры
представляют собой извилистую дорожку. Рисунок
используется для проведения упражнений и
эстафет. Эффективен поточный способ организации
детей.
«Гусеница» («Паровозик»)
Две-три одинаковые «гусеницы» (рис. 6)
или «паровозика» подходят для соревнования 2–3
команд. Рационально использовать поточный
способ организации детей.
Рис. 6
1-й вариант. Дети строятся в две
команды. По сигналу ведущего первые участники
команд начинают прыжки по следам «гусеницы»
(стрелкам «вагончиков») и остаются на
противоположной стороне рисунка. Затем задание
начинают выполнять следующие участники и т.д.
Побеждает команда, которая быстрее построится с
другой стороны.
2-й вариант. Прыжки на одной, двух ногах с
мешочком между коленями.
«Цветок»
Рисунок интересен для организации
индивидуальной и соревновательной деятельности
детей (рис. 7). Количество цифр определяется
программными задачами обучения с учетом зоны
ближайшего развития детей.
Рис. 7
1-й вариант. Дети строятся в
команды. По сигналу первый участник начинает
передвигаться прыжками от цифры 1 до цифры 15. Как
только он достигает цифры 15, стартует следующий
игрок. Эстафета заканчивается, когда вся команда
добирается до последней цифры.
2-й вариант. Участники команд
передвигаются по цифрам по порядку номеров,
стараясь удержать мешочек на голове.
3-й вариант. Задание выполняется с
мешочком (мячом) между коленями.
«Солнышко с косичками»
«Солнышко с косичками» позволяет
организовать фронтальную деятельность ребят
через игры, упражнения и эстафеты (рис. 8).
Количество нарисованных косичек-лучей должно
соответствовать числу детей в подгруппе.
Рис. 8
«Кто быстрее до флажка?» (эстафета).
Дети выстраиваются в команды на «бантиках» по 2
ребенка на каждом. По сигналу ведущего первые
участники команд начинают передвигаться
прыжками по косичкам к центру «солнышка» по
порядку номеров. Запрыгнув в центр, ребенок берет
флажок и в обратном порядке прыжками
возвращается на свой «бантик».
В это время вторые участники эстафеты
отслеживают правильность выполнения задания
товарищами по команде. После окончания эстафеты
выбирается победитель, который быстрее всех и
без ошибок выполнил задание. Эстафета
повторяется, и дети в командах меняются ролями.
Ребята совершают прыжки на одной ноге или на двух
с мячом (мешочком) между коленями.
«Найди свой бантик». Дети
располагаются на «бантиках». Если ребят по
количеству больше, чем «бантиков», то на каждый
«из них» встают по 2–3 человека. По сигналу
«зеленые» начинают выполнять ведение мяча
вокруг «солнышка» дети, стоящие на зеленых
«бантиках», по сигналу «синие» к ним
присоединяются стоящие на синих и т.д. По сигналу
«по местам» все стараются занять «бантик» своего
цвета. Ведение мяча ребята выполняют одной или
двумя руками (попеременно правой и левой).
Таким образом, игры на асфальте
помогают развитию двигательных качеств и
способностей детей, психических процессов и
свойств личности, формированию навыков и умений.
Они повышают функциональные возможности
организма ребенка, воспитывают нравственные и
волевые качества, а также интерес к занятиям
физическими упражнениями.
Литература
1. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А.
Методика физического воспитания детей
дошкольного возраста: Пособие для педагогов
дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.: ил.
2. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А.
Физическое воспитание дошкольников: Учебное
пособие для студентов средних педагогических
учебных заведений. – 2-е изд. – М.: «Академия»,
1997. – 192 с.
3. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на
улице. От 2 до 14 лет. – 2-е изд. – М.:
Айрис-пресс, 2007. – 208 с.: ил. – (Внимание:
дети!).
4. «Физическая культура: воспитание, образование,
тренировка». – 2002. – № 1.