|
«Зожик»*Дополнительная образовательная программа
__________ * От ЗОЖ – здоровый образ жизни. Статья опубликована при поддержке компании БЛЕСКМЕТ, основная сфера деятельности которой — монтаж перил и ограждений из нержавейки "под ключ". Ограждения, перила и пристенные поручни под торговой маркой БЛЕСКМЕТ — это качество материалов и изготовления, надежность установки и монтажа, долговечность и удобство в использовании, эстетически привлекательный вид. Продукция из нержавеющей стали — это еще и, пожалуй, самый оптимальный выбор для установки на открытом воздухе или в помещениях с влажной средой, например, в бассейнах и душевых комнатах. Ведь пристенные поручни или перила из нержавейки не подвержены коррозии, за ними легко ухаживать и они не теряют привлекательный внешний вид даже после долгих лет использования. С каталогом продукции, предлагаемой компанией, подробной информацией об услугах для клиентов и ценами на них можно ознакомиться на сайте bleskmet.ru. Программа
|
Раздел |
Темы занятий |
Кол-во часов |
1. Путешествие в Страну понимания. Психологические тренинги по адаптации младших школьников к процессу обучения (5 часов) |
1. Кто и зачем
должен соблюдать правила? |
1 |
2. Общее представление о строении и уходе за внешними органами человека. Защитная функция одежды, обуви (4 часа) |
1. Элементарное
строение и назначение глаз. Профилактика и
гигиена зрения. Гимнастика для глаз. |
1 |
3. Элементарные сведения о строении скелета, мышц, связок и их назначении (3 часа) |
1. Основные кости
скелета, их сочленение, строение. |
1 |
4. Основные средства общения (вербальные и невербальные) (4 часа) |
1. Язык как
средство общения. Для чего нужна речь? Какой
окраски твой голос? (Говорим медленно – быстро,
тихо – громко). Интонация, темп и тон речи. |
1 |
5. Что такое «я» (3 часа) |
1. Я вижу мир. Я
ощущаю себя в мире. Мой портрет. |
1 |
6. Ценностные ориентиры личности (6 часов) |
1. Чтобы радость
и счастье людям дарить, нужно добрым и вежливым
быть. |
1 |
7. Как следует питаться (2 часа) |
1. Питание –
необходимое условие для жизни человека. |
1 |
8. Правила безопасного поведения: в доме, школе, на улице (3 часа) |
1. Какие
опасности могут подстерегать нас в доме: в
квартире, на лестнице, в подъезде. |
1 |
9. Правила безопасного поведения человека в природной среде (на воде, в лесных массивах, при общении с животными) (4 часа) |
1. Вода – наш
друг и враг. Правила пребывания на воде. |
1 |
10. Начальные сведения об элементарных вредных привычках, о причинах их возникновения и исправлении (нивелировании) (2 часа) |
1. Вредные
привычки как безусловные (врожденные) рефлексы.
Зоны тактильной чувствительности и их
раздражение движениями (почесывание кожных
покровов, ковыряние в носу, дерганье волос и
другие). |
1 |
Учебный план программы дополнительного образования «Зожик»
2-й класс
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
1. Основные системы жизнеобеспечения человека (дыхание, кровообращение, пищеварение, выделение) и их назначение, профилактика, гигиена (7 часов) |
|||
1 |
Элементарное строение и назначение органов дыхания (легких и дыхательных путей) в жизнедеятельности человека |
1 |
|
2 |
Типы дыхания |
1 |
|
3 |
Защита органов дыхания и предупреждение их заболеваний |
1 |
|
4 |
Элементарное строение кровеносной системы (сердце, малый и большой круг кровообращения). Ее значение и повышение функции сердечной деятельности |
1 |
|
5 |
Строение и функции пищевода, желудка, кишечника |
1 |
|
6 |
Голод и аппетит. Соблюдение культуры и режима питания – необходимое условие нормального функционирования органов пищеварения |
1 |
|
7 |
Строение и назначение органов выделения (почки, мочеточники, мочевой пузырь, выводящий канал), профилактика их заболеваний, гигиена. Питьевой режим |
1 |
|
2. Общее представление о детских болезнях, их возникновении, протекании и лечении (7 часов) |
|||
1 |
Понятие болезни и причины ее развития |
1 |
|
2 |
Как организм помогает себе сам |
1 |
|
3 |
Основные детские болезни (инфекционные, психосоматические, психические) |
1 |
|
4 |
Прививки, лекарства и выздоровление через лечение |
1 |
|
5 |
Домашняя аптечка |
1 |
|
6 |
Как избежать отравления |
1 |
|
7 |
Педиатр и врачи-специалисты в лечении детских болезней. Как уберечься от болезней |
1 |
|
3. Закаливание организма и профилактика простудных заболеваний, его принципы (4 часа) |
|||
1 |
Что следует понимать под закаливанием организма |
1 |
|
2 |
Простейшие способы закаливания (обтирание и обливание холодной водой) |
1 |
|
3 |
Факторы закаливания: солнце, воздух, вода |
1 |
|
4 |
Основные принципы закаливания организма (систематичность, постепенность, последовательность, комплексность, учет индивидуальных особенностей) |
1 |
|
4. Режим дня школьника и необходимость его соблюдения (1 час) |
|||
1 |
Режим дня школьника как сочетание нагрузки (психической, физической) и отдыха (пассивного и активного). Важность соблюдения режима дня для сохранения здоровья |
1 |
|
5. Первая доврачебная помощь себе и окружающим людям (4 часа) |
|||
1 |
Простейшие методы и средства оказания помощи при перегревании, тепловых ударах и отморожениях |
1 |
|
2 |
Простейшие методы и средства оказания помощи при травмах (ушибах, ранении, переломах), попадании инородных тел в нос, уши, глаза |
1 |
|
3 |
Укусы насекомых |
1 |
|
4 |
Укусы кошек и собак |
1 |
|
6. Общение в школе (5 часов) |
|||
1 |
Школьные правила этикета |
1 |
|
2 |
В школе ты – хозяин и гость |
1 |
|
3 |
Школьный конфликт. Как его разрешить? Мое поведение в трудной ситуации. Амортизационные приемы избегания конфликта |
1 |
|
4 |
Коллектив начинается с меня |
1 |
|
5 |
Когда чувствуешь локоть друга. Портрет моего друга |
1 |
|
7. Общение в семье (2 часа) |
|||
1 |
Мой дом – моя семья |
1 |
|
2 |
Раздели радость и печаль близкого |
1 |
|
8. Понятие о психоактивных веществах (табак, алкоголь, наркотики), зависимости от них и способах избавления (4 часа) |
|||
1 |
Общие сведения о вредных привычках: табакокурении, употреблении алкоголя и наркотиков |
1 |
|
2 |
Опасные последствия употребления психоактивных веществ |
1 |
|
3 |
Условия возникновения наркотической зависимости (курение табака, сигарет, папирос, трубки) |
1 |
|
4 |
Тренинг отказа от «желания курить» |
1 |
Основные методы обучения
1. Наблюдение.
2. Ролевые игры (сюжетно-ролевые,
музыкальные, словесные, драматургические,
подвижные).
3. Тренинги развития навыков общения,
взаимоуважения, сочувствия.
4. Групповые дискуссии.
5. Беседы.
6. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций,
их моделирование.
7. Анкетирование.
8. Тестирование.
9. Упражнения
подражательно-исполнительского и творческого
характера.
10. Метод стимульной информации.
11. Сочинения на этические темы.
12. Свободное и тематическое рисование.
13. Этюды и импровизации.
14. Организационно-деятельностные игры.
15. Социально-психологические тренинги
изменения поведения в провоцируемых и других
ситуациях.
Тема: «Здоровая пища для всей семьи».
Цели:
учить детей правильно питаться: умеренно и разнообразно;
познакомить с продуктами, особенно полезными для здоровья;
воспитывать культуру питания.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Беседа по теме
– Доктор Здоровая пища советует:
чтобы правильно питаться, нужно выполнять два
условия: умеренность и разнообразие. Что
означает «умеренность»? Древним людям
принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того,
чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть».
Переедать очень вредно, желудок и кишечник не
успевают все переварить.
– Что значит «разнообразие»? Ни один продукт
не дает всех питательных веществ, которые
необходимы для поддержания здоровья. Одни
продукты дают организму энергию, чтобы
двигаться, хорошо думать, не уставать (мед,
гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают
строить организм и делать его более сильным (творог,
рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты и
овощи – содержат много витаминов и минеральных
веществ, которые помогают организму расти и
развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь,
бананы).
– Объясните, как вы понимаете пословицу
«Овощи – кладовая здоровья». Придумайте
загадки об овощах и фруктах.
– Подумайте, можно ли приготовить обед из трех
блюд, если у вас есть только свекла, картофель,
фасоль, лук и плоды шиповника.
– Какие из продуктов вы больше всего любите?
Анализ ситуации
Чтение и обсуждение стихотворения С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».
Раз бабулю Люсю посетила внучка,
Крохотная девочка, милая Варюшка.
Бабушка от радости накупила сладостей,
Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.
– Кушай, Варечка, скорей – будешь крепче,
здоровей,
Вырастешь такая – умная, большая,
Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.
Скушай суп, котлетки, йогурт и еще сырок.
– Не хочу, бабулечка, выпью только сок.
Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:
– Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.
Морщит Варя носик – есть она не хочет:
– Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,
Но компот, конфеты, мороженое – это главная еда,
Остальные все продукты – ерунда!
Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдет,
Если будет кушать Варя лишь конфеты и компот?
2. Игра «Угадайка»
– Молоко – такой знакомый продукт...
А знаете ли вы, что можно сделать из молока?
– Давайте поиграем: один из вас называет
молочный продукт, другой – иной молочный продукт
и так далее. Название одного и того же продукта
нельзя дважды повторять. Выиграет тот, кто
вспомнит больше названий. Вспомнить же некоторые
продукты, приготовленные из молока, вам поможет
текст на доске:
1. Если молоко оставить на сутки в теплом месте,
оно прокиснет и образуется...
2. Если прокисшее молоко слегка подогреть, из
него выделится плотный сгусток белого цвета...
3. Если молоко поставить в горячую духовку и
подержать там часа два, то получится...
4. Если в горячую духовку поставить прокисшее
молоко, то получится...
Это интересно!
Слово «витамин» придумал американский ученый-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово «вита» («жизнь») с «амин», получил новое слово – «витамин». Детям 6–7 лет надо съедать в день 500–600 граммов овощей и фруктов.
Доктор Здоровая пища дает нам советы:
воздерживайтесь от жирной пищи;
остерегайтесь очень острого и соленого;
помните: сладостей – тысячи, а здоровье – одно.
Совет мамам, бабушкам: когда готовите пищу, бросьте в нее немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье. Овощи и фрукты – полезные продукты.
3. Оздоровительная минутка
Упражнение «Деревце» (для осанки)
Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе,
стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая.
Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите
руки вверх. Держите их ладонями друг к другу.
Пальцы вместе. Потянитесь всем телом.
Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное
деревце. Высокий, стройный ствол тянется к
солнцу. Организм, как дерево, наливается силой,
бодростью, здоровьем (выполняется в течение 15–20
сек.).
Опустите руки и расслабьтесь.
4. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»
Выберите те продукты, которые любят в Стране здоровячков.
Полезные продукты Рыба |
Неполезные продукты Чипсы |
5. Практическое задание «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть»
– Нарисуйте продукты, полезные для здоровья.
Золотые правила питания:
Главное – не переедайте.
Ешьте в одно и то же время простую свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
Перед приемом пищи сделайте 5–6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.
6. Итог занятия
Дорогие читатели!В одном из первых номеров нашей газеты
в 2009 году программа «ЗОЖИК» будет опубликована
полностью. Вы сможете прочитать около 150
сценариев уроков здоровья и использовать их в
своей работе с детьми младшего школьного
возраста.
|