Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2008

Конкурс

«Зожик»*

Дополнительная образовательная программа

Продолжительность освоения программы – 4 года. Возрастной диапазон — 6–8 лет. Сохранение здоровья российских школьников выдвигается в число приоритетных задач образования. В результате в современной концепции модернизации образования появился новый раздел – «Образование и здоровье». Применительно к детям и подросткам задача заключается в том, чтобы создать «моду» на здоровье, предупредить возникновение негативного, пренебрежительного отношения к самому понятию «здоровый образ жизни».
Важный шаг в формировании культуры здоровья – учет и использование возможностей окружающей среды – внутренней и внешней. Влияние внутренней среды школы анализируется как совокупность различных факторов: психофизических, санитарно-гигиенических, эстетических, материально-технических, социально-педагогических.
Внешняя среда изучается с целью выявления общественных групп, заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья детей.
Данные разработки – результат деятельности учителей начальных классов; рекомендованы в качестве методического пособия для проведения уроков здоровья в начальных классах.

__________

* От ЗОЖ – здоровый образ жизни.

Статья опубликована при поддержке компании БЛЕСКМЕТ, основная сфера деятельности которой — монтаж перил и ограждений из нержавейки "под ключ". Ограждения, перила и пристенные поручни под торговой маркой БЛЕСКМЕТ — это качество материалов и изготовления, надежность установки и монтажа, долговечность и удобство в использовании, эстетически привлекательный вид. Продукция из нержавеющей стали — это еще и, пожалуй, самый оптимальный выбор для установки на открытом воздухе или в помещениях с влажной средой, например, в бассейнах и душевых комнатах. Ведь пристенные поручни или перила из нержавейки не подвержены коррозии, за ними легко ухаживать и они не теряют привлекательный внешний вид даже после долгих лет использования. С каталогом продукции, предлагаемой компанией, подробной информацией об услугах для клиентов и ценами на них можно ознакомиться на сайте bleskmet.ru.

Программа
по сохранению здоровья
для учащихся начальных классов

Современное содержание любой учебной программы по предмету с точки зрения психолого-педагогической науки должно предполагать описание каждого элемента конструируемой педагогической системы в такой форме, чтобы достигалась однозначность в понимании не только представленного в ней материала, но и его реализации на практике.
В связи с этим в учебной программе курса должны быть отражены такие элементы педагогической системы, как цели обучения и воспитания, указаны рекомендуемые дидактические процессы и предпочтительные организационные формы обучения.
Программа по здоровьесбережению включает в себя межпредметный интегративный курс формирования знаний, умений, навыков, ценностей (ЗУНЦ) в области понимания, сохранения и развития здоровья человека в соответствии с потребностями учащихся на каждой ступени образования.
Предметом курса здоровьесбережения является здоровье человека как категория качества жизни (полного удовлетворения духовных, физических и социальных запросов), обусловленная его мотивационной сферой и реализующаяся в способности организма адекватно приспосабливаться к условиям среды посредством самоорганизации.Она не похожа на профилактическую медицину тем, что, в отличие от изучения механизмов болезней, методов их предупреждения, познает психофизиологические (индивидуально-генетические), возрастные и историко-временные механизмы здоровья, методы и средства его развития и сохранения от рождения до завершения жизни человека.
Развитие духовного мира, творческих способностей, позитивного отношения к труду и социальной среде является стратегией валеологического образования школьников, направленного на изменение образа жизни с целью сохранения индивидуального здоровья.
В чем состоит социальная ценность здоровья, определяющая качество жизни человека? На эти и другие вопросы традиционная школа практически не в состоянии дать ответы, как и не в состоянии воспитывать у учащихся потребность в здоровье и сформировать научное понимание сущности здорового образа жизни.
Необходимо соединять физическое воспитание с теоретическим материалом по курсу здоровьесбережения.
Установлено, что на адаптацию и сохранение здоровья в большей мере оказывают влияние психологические факторы.
Психотравмирующей является прежде всего сама система обучения, работая в которой учитель остается в позиции «над» школьниками и, не осознавая этого, подавляет инициативу учащихся, их познавательную активность, столь необходимую в учебной деятельности. В результате возникает школьная дезадаптация, сопровождающаяся психогенными реакциями и дидактогенными неврозами, вызванными в первую очередь отсутствием педагогического такта у воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т.д.).
Основная цель программы – вырабатывать у каждого ребенка (подростка) убеждения в необходимости бережного отношения к своему здоровью, самостоятельного приобретения знаний по его охране и их воплощения в повседневную жизнь. В школе, лицее, семье должны царить культ здоровья, здорового образа жизни, стремление к постоянному физическому и психическому совершенствованию.

Основные задачи курса

1. Воспитание у ребенка инициативности, способности отстаивать свое мнение.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3. Обретение необходимых навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности.
4. Познание социальной ценности здоровья и здорового образа жизни, осознание ценности своей самобытности и самоопределение в выборе профессии, адекватной здоровью и способностям.
5. Развитие духовного мира, творческих способностей, позитивного отношения к труду и социальной среде.
6. Развитие смыслотворческой деятельности, связанной с постижением смысла жизни, своего физического, психического и физиологического потенциала.
7. Формирование здорового образа жизни и приемов анализа собственного здоровья.
8. Развитие терпимости и взаимоуважения в условиях конфликтов и умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
9. Воспитание навыков общения, взаимопонимания в коммуникативной деятельности.
10. Развитие интереса к национальным особенностям культуры своего и других народов.

Учебный план программы дополнительного образования «Зожик»

1-й класс

Раздел

Темы занятий

Кол-во часов

1. Путешествие в Страну понимания. Психологические тренинги по адаптации младших школьников к процессу обучения (5 часов)

1. Кто и зачем должен соблюдать правила?
2. Нужны ли нам правила?
3. Обратите на меня внимание!
4. Зачем нам быть сдержанными?
5. Услышь меня!

1
1
1
1
1

2. Общее представление о строении и уходе за внешними органами человека. Защитная функция одежды, обуви (4 часа)

1. Элементарное строение и назначение глаз. Профилактика и гигиена зрения. Гимнастика для глаз.
2. Элементарное строение органов слуха, обоняния и их назначение, профилактика, личная гигиена.
3. Элементарное строение и назначение полости рта, зубов, уход за ними, профилактика.
4. Элементарное строение и назначение кожного покрова. Особенности ухода за кожей лица, шеи. Уход за руками, ногами, волосами.
5. Правильный подбор одежды и обуви, правила их ношения и ухода за ними

1
1
1
1

3. Элементарные сведения о строении скелета, мышц, связок и их назначении (3 часа)

1. Основные кости скелета, их сочленение, строение.
2. Соблюдение правильной осанки при сидении, стоянии, ходьбе – важное условие сохранения здоровья.
3. Надежная защита организма

1
1
1

4. Основные средства общения (вербальные и невербальные) (4 часа)

1. Язык как средство общения. Для чего нужна речь? Какой окраски твой голос? (Говорим медленно – быстро, тихо – громко). Интонация, темп и тон речи.
2. Невербальные (бессловесные) средства общения.
3. Учусь понимать других.
4. Мимика и жесты

1
1
1
1

5. Что такое «я» (3 часа)

1. Я вижу мир. Я ощущаю себя в мире. Мой портрет.
2. Твои поступки и привычки.
3. Помоги себе сам

1
1
1

6. Ценностные ориентиры личности (6 часов)

1. Чтобы радость и счастье людям дарить, нужно добрым и вежливым быть.
2. Добрым быть совсем не просто. Отворите волшебные двери добра и доверия!
3. Спешите делать добро.
4. Уступайте друг другу.
5. «Что такое хорошо и что такое плохо...»
6. Отчего бывает одиноко? «Нам счастья не сулит обида чья-то...»

1
1
1
1
1
1

7. Как следует питаться (2 часа)

1. Питание – необходимое условие для жизни человека.
2. Здоровая пища для всей семьи

1
1

8. Правила безопасного поведения: в доме, школе, на улице (3 часа)

1. Какие опасности могут подстерегать нас в доме: в квартире, на лестнице, в подъезде.
2. Как вести себя на улице, в общественных местах, транспорте.
3. Правила поведения при общении с незнакомыми людьми

1
1
1

9. Правила безопасного поведения человека в природной среде (на воде, в лесных массивах, при общении с животными) (4 часа)

1. Вода – наш друг и враг. Правила пребывания на воде.
2. Не причиняй вреда и не наноси ущерба окружающей среде.  Умей обращаться с огнем.
3. Предосторожности при обращении с животными.
4. Как мы общаемся с природой

1
1
1
1

10. Начальные сведения об элементарных вредных привычках, о причинах их возникновения и исправлении (нивелировании) (2 часа)

1. Вредные привычки как безусловные (врожденные) рефлексы.   Зоны тактильной чувствительности и их раздражение движениями (почесывание кожных покровов, ковыряние в носу, дерганье волос и другие).
2. Курить – здоровью вредить

1
1

Учебный план программы дополнительного образования «Зожик»

2-й класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1. Основные системы жизнеобеспечения человека (дыхание, кровообращение, пищеварение, выделение)

и их назначение, профилактика, гигиена (7 часов)

1

Элементарное строение и назначение органов дыхания (легких и дыхательных путей) в жизнедеятельности человека

1

2

Типы дыхания

1

3

Защита органов дыхания и предупреждение их заболеваний

1

4

Элементарное строение кровеносной системы (сердце, малый и большой круг кровообращения). Ее значение и повышение функции сердечной деятельности

1

5

Строение и функции пищевода, желудка, кишечника

1

6

Голод и аппетит. Соблюдение культуры и режима питания – необходимое условие нормального функционирования органов пищеварения

1

7

Строение и назначение органов выделения (почки, мочеточники, мочевой пузырь, выводящий канал), профилактика их заболеваний, гигиена. Питьевой режим

1

2. Общее представление о детских болезнях, их возникновении, протекании и лечении (7 часов)

1

Понятие болезни и причины ее развития

1

2

Как организм помогает себе сам

1

3

Основные детские болезни (инфекционные, психосоматические, психические)

1

4

Прививки, лекарства и выздоровление через лечение

1

5

Домашняя аптечка

1

6

Как избежать отравления

1

7

Педиатр и врачи-специалисты в лечении детских болезней. Как уберечься от болезней

1

3. Закаливание организма и профилактика простудных заболеваний, его принципы (4 часа)

1

Что следует понимать под закаливанием организма

1

2

Простейшие способы закаливания (обтирание и обливание холодной водой)

1

3

Факторы закаливания: солнце, воздух, вода

1

4

Основные принципы закаливания организма (систематичность, постепенность, последовательность, комплексность, учет индивидуальных особенностей)

1

4. Режим дня школьника и необходимость его соблюдения (1 час)

1

Режим дня школьника как сочетание нагрузки (психической, физической) и отдыха (пассивного и активного). Важность соблюдения режима дня для сохранения здоровья

1

5. Первая доврачебная помощь себе и окружающим людям (4 часа)

1

Простейшие методы и средства оказания помощи при перегревании, тепловых ударах и отморожениях

1

2

Простейшие методы и средства оказания помощи при травмах (ушибах, ранении, переломах), попадании инородных тел в нос, уши, глаза

1

3

Укусы насекомых

1

4

Укусы кошек и собак

1

6. Общение в школе (5 часов)

1

Школьные правила этикета

1

2

В школе ты – хозяин и гость

1

3

Школьный конфликт. Как его разрешить? Мое поведение в трудной ситуации. Амортизационные приемы избегания конфликта

1

4

Коллектив начинается с меня

1

5

Когда чувствуешь локоть друга. Портрет моего друга

1

7. Общение в семье (2 часа)

1

Мой дом – моя семья

1

2

Раздели радость и печаль близкого

1

8. Понятие о психоактивных веществах (табак, алкоголь, наркотики), зависимости от них и способах избавления (4 часа)

1

Общие сведения о вредных привычках: табакокурении, употреблении алкоголя и наркотиков

1

2

Опасные последствия употребления психоактивных веществ

1

3

Условия возникновения наркотической зависимости (курение табака, сигарет, папирос, трубки)

1

4

Тренинг отказа от «желания курить»

1

Основные методы обучения

1. Наблюдение.
2. Ролевые игры (сюжетно-ролевые, музыкальные, словесные, драматургические, подвижные).
3. Тренинги развития навыков общения, взаимоуважения, сочувствия.
4. Групповые дискуссии.
5. Беседы.
6. 
Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, их моделирование.
7. Анкетирование.
8. Тестирование.
9. Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.
10. Метод стимульной информации.
11. Сочинения на этические темы.
12. Свободное и тематическое рисование.
13. Этюды и импровизации.
14. Организационно-деятельностные игры.
15. Социально-психологические тренинги изменения поведения в провоцируемых и других ситуациях.

Пример проведения урока здоровья в первом классе

Тема: «Здоровая пища для всей семьи».

Цели:

  • учить детей правильно питаться: умеренно и разнообразно;

  • познакомить с продуктами, особенно полезными для здоровья;

  • воспитывать культуру питания.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Беседа по теме

– Доктор Здоровая пища советует: чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. Что означает «умеренность»? Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переварить.
– Что значит «разнообразие»? Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и делать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).
– Объясните, как вы понимаете пословицу «Овощи – кладовая здоровья». Придумайте загадки об овощах и фруктах.
– Подумайте, можно ли приготовить обед из трех блюд, если у вас есть только свекла, картофель, фасоль, лук и плоды шиповника.
– Какие из продуктов вы больше всего любите?

Анализ ситуации

Чтение и обсуждение стихотворения С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».

Раз бабулю Люсю посетила внучка,
Крохотная девочка, милая Варюшка.
Бабушка от радости накупила сладостей,
Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.
– Кушай, Варечка, скорей – будешь крепче, здоровей,
Вырастешь такая – умная, большая,
Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.
Скушай суп, котлетки, йогурт и еще сырок.
– Не хочу, бабулечка, выпью только сок.
Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:
– Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.
Морщит Варя носик – есть она не хочет:
– Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,
Но компот, конфеты, мороженое – это главная еда,
Остальные все продукты – ерунда!
Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдет,
Если будет кушать Варя лишь конфеты и компот?

2. Игра «Угадай­ка»

– Молоко – такой знакомый продукт... А знаете ли вы, что можно сделать из молока?
– Давайте поиграем: один из вас называет молочный продукт, другой – иной молочный продукт и так далее. Название одного и того же продукта нельзя дважды повторять. Выиграет тот, кто вспомнит больше названий. Вспомнить же некоторые продукты, приготовленные из молока, вам поможет текст на доске:
1. Если молоко оставить на сутки в теплом месте, оно прокиснет и образуется...
2. Если прокисшее молоко слегка подогреть, из него выделится плотный сгусток белого цвета...
3. Если молоко поставить в горячую духовку и подержать там часа два, то получится...
4. Если в горячую духовку поставить прокисшее молоко, то получится...

Это интересно!

Слово «витамин» придумал американский ученый-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово «вита» («жизнь») с «амин», получил новое слово – «витамин». Детям 6–7 лет надо съедать в день 500–600 граммов овощей и фруктов.

Доктор Здоровая пища дает нам советы:

  • воздерживайтесь от жирной пищи;

  • остерегайтесь очень острого и соленого;

  • помните: сладостей – тысячи, а здоровье – одно.

Совет мамам, бабушкам: когда готовите пищу, бросьте в нее немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье. Овощи и фрукты – полезные продукты.

3. Оздоровительная минутка

Упражнение «Деревце» (для осанки)
Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу. Пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем (выполняется в течение 15–20 сек.).
Опустите руки и расслабьтесь.

4. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»

Выберите те продукты, которые любят в Стране здоровячков.

Полезные продукты

Рыба
Кефир
Геркулес
Подсолнечное масло
Морковь
Лук
Капуста
Яблоки, груши

Неполезные продукты

Чипсы
Пепси
Фанта
Жирное мясо
Торты
«Сникерс»
Шоколадные конфеты
Сало

5. Практическое задание «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть»

– Нарисуйте продукты, полезные для здоровья.

Золотые правила питания:

  • Главное – не переедайте.

  • Ешьте в одно и то же время простую свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.

  • Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.

  • Перед приемом пищи сделайте 5–6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.

6. Итог занятия

Дорогие читатели!

В одном из первых номеров нашей газеты в 2009 году программа «ЗОЖИК» будет опубликована полностью. Вы сможете прочитать около 150 сценариев уроков здоровья и использовать их в своей работе с детьми младшего школьного возраста.
Не пропустите!

 

Татьяна Калиниченко ;
Людмила Ковалевская ;
Наталья Кусочек ;
Елена Сердюк