Современная модернизация
образования нацелена на обеспечение условий
обучения и воспитания, способствующих
сохранению и укреплению здоровья детей.
Однако наблюдаемый в массовой практике процесс
создания здоровьесберегающей образовательной
среды зачастую приводит к снижению
результативности педагогической деятельности,
излишней трате учительских сил и времени,
отчуждению преподавателей и учащихся от
ценностей здоровья и снижению эффективности
педагогической деятельности, сориентированной
на здоровье детей.
В школьной практике мониторинг рассматривается,
как правило, не с позиций целей, общих принципов,
содержания, методов и средств целостного
развития учащихся, а всего лишь как форма
получения, передачи и накопления информации.
Все это не позволяет относить такой мониторинг к
педагогической системе, ориентированной на
сохранение здоровья школьников.
Надеемся, что разработанная и апробированная в
ходе экспериментальной работы в рамках
региональной площадки на базе
общеобразовательной школы № 2 г. Строителя
Белгородской области программа мониторинга
целостного развития учащихся удовлетворяет
современным требованиям и будет полезна в
практической деятельности педагогическим
работникам, занимающимся проблемами
здоровьесбережения детей.
Целями мониторинга являются: отслеживание
хода и промежуточных результатов
здоровьесберегающей деятельности школы,
создание динамического банка данных по уровню
здоровья, позволяющих оценить эффективность
работы и вносить коррективы в индивидуальные
оздоровительные программы.
Публикация произведена при поддержке наркологического центра "Crystal" в Украине. Анонимная наркологическая клиника занимается лечением и реабилитацией алкогольной и наркотической зависимостей, первичной и вторичной профилактикой. Групповые тренинги, кинезиотерапия, занятия по коррекции личности, арт-терапия, трудотерапия, общеукрепляющие и оздоровительные процедуры, спортивные и культурно-массовые мероприятия. Квалифицированные специалисты работают с пациентами с зависимостями разных сроков потребления и разных возрастов. Узнать больше о наркомании и лечении Вы сможете на сайте центра: http://xczm.org/.
Задачи мониторинга:
1. Сбор и накопление фактического
материала о состоянии здоровьесберегающей
деятельности образовательного учреждения и
составление планов работы администрации и
коллектива школы.
2. Анализ результатов медицинских
исследований для выявления отклонений здоровья
учащихся с целью дальнейшей корректировки и
предупреждения обострений.
3. Осуществление контроля за соблюдением
норм учебной нагрузки (дневной, недельной,
годовой).
Целостное развитие учащихся нами
отслеживается по следующим компонентам:
– физическое развитие школьника и его здоровье;
– социальное развитие и здоровье учащегося;
– психологическое развитие и здоровье ребенка.
По каждому компоненту выделяются
четыре уровня в зависимости от степени
сформированности критериев и показателей
развития учащихся.
В зависимости от полученных результатов
определяются группы детей и пути работы по
проблемам, выявленным в ходе мониторинга.
Критериями физического здоровья выступают
медицинские показания школьника и уровень его
физической подготовленности. Первые
отслеживаются с помощью анализа медицинской
документации (группа здоровья после осмотра
ребенка врачами), учитывается также устойчивость
к заболеваниям (с этой целью проводится анализ
пропусков по болезни).
Показатели физической подготовленности в
соответствии со стандартами образования по
предмету «физическая культура» изложены в
«Программе физического воспитания учащихся
1–11-х классов» и измеряются три раза в год
согласно плану мониторинга. По параметрам
функциональной и физической подготовленности
определены критический (низкий), тревожный (ниже
среднего), достаточный (средний), оптимальный
(выше среднего) и высокий уровни. Анализ
результатов позволяет сравнить фактические и
расчетные показатели, дать им качественную и
количественную оценку, проследить их динамику.
Социальное здоровье ребенка представляет
совокупность социальных характеристик, имеющих
в настоящий момент большую значимость для
конкретных учащихся, коллектива школы и всего
общества. Критериями сформированности
социального здоровья выступают уровень
воспитанности, обученность детей и социальный
статус в ученическом коллективе.
Под уровнем воспитанности мы понимаем
степень сформированности (в соответствии с
возрастом) важнейших качеств личности. При этом
если какая-то сторона поведения ребенка получила
резко отрицательную оценку как не
соответствующая нормам поведения в обществе, то
независимо от других оценок общая будет
соответствовать тревожному уровню. При
выведении оценки уровня воспитанности
используется весь педагогический
инструментарий привлечения школьника к
самооценке, система сочетания которой с оценкой
позволяет ребенку корректировать свои отношения
с миром, управлять собой, заниматься
самовоспитанием, чтобы достичь лучших
результатов и успеха. В качестве диагностической
процедуры мы используем методику Н.П. Капустина.
Следующим критерием выступает обученность
школьников. Анализируя социальное здоровье
детей в этом аспекте, ориентируясь на имеющийся
опыт, осмысливая проблемы оценивания знаний
учащихся, члены научно-методического совета
школы пришли к выводу о необходимости взять за
основу определения уровней обученности
следующие требования:
ориентация на индивидуальную
относительную норму в оценке (учет развития
ребенка, особенностей учебной деятельности и
др.);
оценки используются как обратная
связь, позволяющая учителю увидеть свои и
ученические проблемы и возможные шаги для
успешной коррекции;
использование для оценивания
знаний разнообразных видов контроля;
включение учащихся в оценочную
деятельность; обучение их умению оценивать как
свою работу, так и работу одноклассников.
Выделение уровней обученности
осуществляется в соответствии с успешностью
усвоения школьниками учебного материала на
основе стандартов общего образования и программ
учебных курсов. Кроме того, нами используется
методика измерения степени обученности (СО)
класса или группы учащихся по формуле К.Симонова:
где:
k5 – количество полученных в результате
тестирования пятерок;
k4 – количество четверок;
k3 – количество троек;
N – количество учащихся в классе;
Р – число изучаемых предметов.
Еще одним критерием социального
здоровья учащегося выступает степень
благополучия его социальной ситуации развития. В
школе это проявляется в социальном статусе
ребенка. В ученическом коллективе он
измеряется с помощью социометрии.
Социометрическая техника, разработанная Дж.
Морено, применяется для диагностики
межличностных и межгрупповых отношений в целях
их изменения, улучшения и совершенствования.
С помощью социометрии можно изучать поведение
школьников в условиях групповой деятельности,
судить об их психологической совместимости,
проводить определение лидеров для
перегруппировки детей в классе так, чтобы
снизить напряженность в коллективе, возникающую
из-за взаимной неприязни некоторых школьников.
Психологическое здоровье учащегося мы
связываем с развитием
индивидуально-психологических особенностей
личности, способствующих успешной социальной
адаптации ребенка. С целью оценки актуального
состояния психологического здоровья, прогноза
дальнейшего развития и разработки рекомендаций
нами выделены следующие критерии: мотивация к
здоровому образу жизни и умение вести его,
психоэмоциональное состояние школьника и
соответствие психического развития возрастным
нормативам.
Мотивация здорового образа жизни (ЗОЖ). Насущной
психолого-педагогической проблемой является
формирование у учащихся потребности в хорошем
здоровье, обучение умению ответственно
относиться не только к собственному здоровью, но
и к здоровью других людей, а также сохранению
среды обитания. Здоровьеориентированные цели
воспитания школьников включают: развитие
природных возможностей; сохранение здоровья в
младшем школьном возрасте; обеспечение
интенсивного физического и социального
созревания в подростковом; физическое и
нравственное самосовершенствование и
социально-психологическую адаптацию в старших
классах.
В процессе обучения наиболее значимой
становится комплексная диагностика мотивации и
умений ЗОЖ, используемая не для оценки имеющихся
способностей ребят или решения вопроса об их
пригодности либо непригодности, а для
нацеливания школьников на ведение здорового
образа жизни.
Мы выделяем 4 уровня
сформированности мотивации ЗОЖ у учащегося:
оптимальный – предполагает
положительную мотивацию здорового образа жизни,
причем ученик занимает осознанно активную
позицию, т.е. не просто отмечает необходимость
ЗОЖ, но и аргументированно это доказывает;
допустимый – отражает
положительное отношение школьника к ЗОЖ, однако
позиция скорее пассивна;
тревожный – ребенок признает
необходимость ведения здорового образа жизни, но
в структуре мотивов данная мотивация занимает
второстепенное положение;
критический – мотивация ЗОЖ у
учащегося не сформирована.
В качестве диагностической процедуры
школьникам предлагается написать мини-сочинение
на тему «Почему необходимо вести здоровый образ
жизни?».
Умения ЗОЖ рассматриваются нами в двух аспектах:
навыки здорового образа жизни и отсутствие
вредных привычек. Родители и учителя выступают в
роли экспертов по оцениванию умений и навыков
ребенка, используя также четыре уровня:
1 – оптимальный – положительное отношение к идее
ведения ЗОЖ сочетается с навыками ЗОЖ; учащийся с
вниманием относится к собственному здоровью,
негативно – к вредным привычкам (не только сам,
но и пропагандирует отказ от них среди друзей);
2 – допустимый – навыки ЗОЖ сочетаются с
отсутствием вредных привычек, однако забота о
здоровье носит эпизодический, нерегулярный
характер;
3 – тревожный – понимание необходимости ведения
ЗОЖ не сочетается с навыками собственной
жизнедеятельности; употребление алкоголя или
табакокурение носят эпизодический характер;
4 – критический – отсутствие навыков ЗОЖ.
Психоэмоциональное состояние отслеживается с
помощью ряда методик и процедур. Цветовой тест
Люшера позволяет определить актуальное
психическое состояние (настроение) ребенка по
предъявлению специальных карточек разных
цветов; с помощью опросника САН оцениваются его
самочувствие, активность и настроение в течение
определенного времени; методика Ч.Спилбергера
позволяет дифференцированно измерять
тревожность, а также выявить уровень личностной
и ситуативной тревожности. Методика школьной
тревожности Филлипса необходима для изучения ее
уровня и характера у детей младшего школьного
возраста.
Соответствие психического развития возрастным
нормативам определяется с помощью различных
психометрических тестов: Амтхауэра для младших
школьников, группового интеллектуального теста
(ГИТ) при переходе из начальных классов в среднее
звено школы, школьного теста умственного
развития (ШТУР) для подростков, теста интеллекта
Г. Айзенка для старшеклассников. Особенности
личностного развития младших подростков
определяются по методике Дж. Кеттелла. Для
диагностики акцентуации личности и выявления
характерологических особенностей у старших
подростков и старшеклассников используется
тест-опросник Шмишека.
По выделенным параметрам проводятся срезы в
течение учебного года, вычерчивается профиль
класса (параллели), а иногда и отдельного
школьника (см. схему), выявляются проблемные поля,
в соответствии с которыми разрабатывается
система мероприятий, способствующих решению
возникших и чаще всего назревающих вопросов по
организации здоровьесберегающей деятельности
«школы здоровья».