Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2008

Конкурс

Мониторинг целостного развития

Современная модернизация образования нацелена на обеспечение условий обучения и воспитания, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.
Однако наблюдаемый в массовой практике процесс создания здоровьесберегающей образовательной среды зачастую приводит к снижению результативности педагогической деятельности, излишней трате учительских сил и времени, отчуждению преподавателей и учащихся от ценностей здоровья и снижению эффективности педагогической деятельности, сориентированной на здоровье детей.
В школьной практике мониторинг рассматривается, как правило, не с позиций целей, общих принципов, содержания, методов и средств целостного развития учащихся, а всего лишь как форма получения, передачи и накопления информации.
Все это не позволяет относить такой мониторинг к педагогической системе, ориентированной на сохранение здоровья школьников.
Надеемся, что разработанная и апробированная в ходе экспериментальной работы в рамках региональной площадки на базе общеобразовательной школы № 2 г. Строителя Белгородской области программа мониторинга целостного развития учащихся удовлетворяет современным требованиям и будет полезна в практической деятельности педагогическим работникам, занимающимся проблемами здоровьесбережения детей.
Целями мониторинга являются: отслеживание хода и промежуточных результатов здоровьесберегающей деятельности школы, создание динамического банка данных по уровню здоровья, позволяющих оценить эффективность работы и вносить коррективы в индивидуальные оздоровительные программы.

Публикация произведена при поддержке наркологического центра "Crystal" в Украине. Анонимная наркологическая клиника занимается лечением и реабилитацией алкогольной и наркотической зависимостей, первичной и вторичной профилактикой. Групповые тренинги, кинезиотерапия, занятия по коррекции личности, арт-терапия, трудотерапия, общеукрепляющие и оздоровительные процедуры, спортивные и культурно-массовые мероприятия. Квалифицированные специалисты работают с пациентами с зависимостями разных сроков потребления и разных возрастов. Узнать больше о наркомании и лечении Вы сможете на сайте центра: http://xczm.org/.

Задачи мониторинга:

1. Сбор и накопление фактического материала о состоянии здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и составление планов работы администрации и коллектива школы.
2. Анализ результатов медицинских исследований для выявления отклонений здоровья учащихся с целью дальнейшей корректировки и предупреждения обострений.
3. Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой).

Целостное развитие учащихся нами отслеживается по следующим компонентам:
– физическое развитие школьника и его здоровье;
– социальное развитие и здоровье учащегося;
– психологическое развитие и здоровье ребенка.

По каждому компоненту выделяются четыре уровня в зависимости от степени сформированности критериев и показателей развития учащихся.
В зависимости от полученных результатов определяются группы детей и пути работы по проблемам, выявленным в ходе мониторинга.
Критериями физического здоровья выступают медицинские показания школьника и уровень его физической подготовленности. Первые отслеживаются с помощью анализа медицинской документации (группа здоровья после осмотра ребенка врачами), учитывается также устойчивость к заболеваниям (с этой целью проводится анализ пропусков по болезни).
Показатели физической подготовленности в соответствии со стандартами образования по предмету «физическая культура» изложены в «Программе физического воспитания учащихся 1–11-х классов» и измеряются три раза в год согласно плану мониторинга. По параметрам функциональной и физической подготовленности определены критический (низкий), тревожный (ниже среднего), достаточный (средний), оптимальный (выше среднего) и высокий уровни. Анализ результатов позволяет сравнить фактические и расчетные показатели, дать им качественную и количественную оценку, проследить их динамику.
Социальное здоровье ребенка представляет совокупность социальных характеристик, имеющих в настоящий момент большую значимость для конкретных учащихся, коллектива школы и всего общества. Критериями сформированности социального здоровья выступают уровень воспитанности, обученность детей и социальный статус в ученическом коллективе.
Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. При этом если какая-то сторона поведения ребенка получила резко отрицательную оценку как не соответствующая нормам поведения в обществе, то независимо от других оценок общая будет соответствовать тревожному уровню. При выведении оценки уровня воспитанности используется весь педагогический инструментарий привлечения школьника к самооценке, система сочетания которой с оценкой позволяет ребенку корректировать свои отношения с миром, управлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха. В качестве диагностической процедуры мы используем методику Н.П. Капустина.
Следующим критерием выступает обученность школьников. Анализируя социальное здоровье детей в этом аспекте, ориентируясь на имеющийся опыт, осмысливая проблемы оценивания знаний учащихся, члены научно-методического совета школы пришли к выводу о необходимости взять за основу определения уровней обученности следующие требования:

  • ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке (учет развития ребенка, особенностей учебной деятельности и др.);

  • оценки используются как обратная связь, позволяющая учителю увидеть свои и ученические проблемы и возможные шаги для успешной коррекции;

  • использование для оценивания знаний разнообразных видов контроля;

  • включение учащихся в оценочную деятельность; обучение их умению оценивать как свою работу, так и работу одноклассников.

Выделение уровней обученности осуществляется в соответствии с успешностью усвоения школьниками учебного материала на основе стандартов общего образования и программ учебных курсов. Кроме того, нами используется методика измерения степени обученности (СО) класса или группы учащихся по формуле К.Симонова:

где:
k5 – количество полученных в результате тестирования пятерок;
k4 – количество четверок;
k3 – количество троек;
N – количество учащихся в классе;
Р – число изучаемых предметов.

Еще одним критерием социального здоровья учащегося выступает степень благополучия его социальной ситуации развития. В школе это проявляется в социальном статусе ребенка. В ученическом коллективе он измеряется с помощью социометрии. Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.
С помощью социометрии можно изучать поведение школьников в условиях групповой деятельности, судить об их психологической совместимости, проводить определение лидеров для перегруппировки детей в классе так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых школьников.
Психологическое здоровье учащегося мы связываем с развитием индивидуально-психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации ребенка. С целью оценки актуального состояния психологического здоровья, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций нами выделены следующие критерии: мотивация к здоровому образу жизни и умение вести его, психоэмоциональное состояние школьника и соответствие психического развития возрастным нормативам.
Мотивация здорового образа жизни (ЗОЖ). Насущной психолого-педагогической проблемой является формирование у учащихся потребности в хорошем здоровье, обучение умению ответственно относиться не только к собственному здоровью, но и к здоровью других людей, а также сохранению среды обитания. Здоровьеориентированные цели воспитания школьников включают: развитие природных возможностей; сохранение здоровья в младшем школьном возрасте; обеспечение интенсивного физического и социального созревания в подростковом; физическое и нравственное самосовершенствование и социально-психологическую адаптацию в старших классах.
В процессе обучения наиболее значимой становится комплексная диагностика мотивации и умений ЗОЖ, используемая не для оценки имеющихся способностей ребят или решения вопроса об их пригодности либо непригодности, а для нацеливания школьников на ведение здорового образа жизни.

Мы выделяем 4 уровня сформированности мотивации ЗОЖ у учащегося:

  • оптимальный – предполагает положительную мотивацию здорового образа жизни, причем ученик занимает осознанно активную позицию, т.е. не просто отмечает необходимость ЗОЖ, но и аргументированно это доказывает;

  • допустимый – отражает положительное отношение школьника к ЗОЖ, однако позиция скорее пассивна;

  • тревожный – ребенок признает необходимость ведения здорового образа жизни, но в структуре мотивов данная мотивация занимает второстепенное положение;

  • критический – мотивация ЗОЖ у учащегося не сформирована.

В качестве диагностической процедуры школьникам предлагается написать мини-сочинение на тему «Почему необходимо вести здоровый образ жизни?».
Умения ЗОЖ рассматриваются нами в двух аспектах: навыки здорового образа жизни и отсутствие вредных привычек. Родители и учителя выступают в роли экспертов по оцениванию умений и навыков ребенка, используя также четыре уровня:
1 – оптимальный – положительное отношение к идее ведения ЗОЖ сочетается с навыками ЗОЖ; учащийся с вниманием относится к собственному здоровью, негативно – к вредным привычкам (не только сам, но и пропагандирует отказ от них среди друзей);
2 – допустимый – навыки ЗОЖ сочетаются с отсутствием вредных привычек, однако забота о здоровье носит эпизодический, нерегулярный характер;
3 – тревожный – понимание необходимости ведения ЗОЖ не сочетается с навыками собственной жизнедеятельности; употребление алкоголя или табакокурение носят эпизодический характер;
4 – критический – отсутствие навыков ЗОЖ.
Психоэмоциональное состояние отслеживается с помощью ряда методик и процедур. Цветовой тест Люшера позволяет определить актуальное психическое состояние (настроение) ребенка по предъявлению специальных карточек разных цветов; с помощью опросника САН оцениваются его самочувствие, активность и настроение в течение определенного времени; методика Ч.Спилбергера позволяет дифференцированно измерять тревожность, а также выявить уровень личностной и ситуативной тревожности. Методика школьной тревожности Филлипса необходима для изучения ее уровня и характера у детей младшего школьного возраста.
Соответствие психического развития возрастным нормативам определяется с помощью различных психометрических тестов: Амтхауэра для младших школьников, группового интеллектуального теста (ГИТ) при переходе из начальных классов в среднее звено школы, школьного теста умственного развития (ШТУР) для подростков, теста интеллекта Г. Айзенка для старшеклассников. Особенности личностного развития младших подростков определяются по методике Дж. Кеттелла. Для диагностики акцентуации личности и выявления характерологических особенностей у старших подростков и старшеклассников используется тест-опросник Шмишека.
По выделенным параметрам проводятся срезы в течение учебного года, вычерчивается профиль класса (параллели), а иногда и отдельного школьника (см. схему), выявляются проблемные поля, в соответствии с которыми разрабатывается система мероприятий, способствующих решению возникших и чаще всего назревающих вопросов по организации здоровьесберегающей деятельности «школы здоровья».

Лариса Годовникова ;
Светлана Лычева