Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2008

Медкабинет

Стандарт разработан

На очередном заседании президиума Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ) медики и педагоги обсуждали стандарты медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях

В школах нужно учить, а не лечить

Медицинское обеспечение составляют оборудование медицинских кабинетов и квалифицированные кадры. Для всего этого нужны деньги. В последние годы субъекты Федерации перешли на самофинансирование. То есть федеральные органы здравоохранения «спускают» указы, а как их реализовать – решают местные региональные и муниципальные власти. Существует значительное различие между регионами по ресурсному обеспечению системы здравоохранения. Поэтому не может быть единых нормативов, должен быть перечень обязательного оборудования (стандарт) для школьного медицинского блока и рекомендованного (см. табл. 1, 2).
Но сначала нужно определить основные функции школьных медиков: что это – оказание первой помощи или профилактическая работа? Споры на эту тему идут уже давно. Министерство здравоохранения и социального развития РФ считает необходимым укомплектовать ОУ оборудованием по оказанию экстренной помощи, в обсуждаемый перечень входят даже приборы для реанимации и искусственной вентиляции легких.
Специалисты Института гигиены детей и подростков РАМН придерживаются иной точки зрения. Нет смысла приобретать аппаратуру для ОУ, которую рекомендует Минздравсоцразвития, ведь это потребует наличия медиков высокой квалификации. Гигиенисты считают, что задача школьной медицины – оздоровление учащихся и профилактика заболеваний. А лечить и оказывать экстренную помощь нужно в специализированных, хорошо оснащенных клиниках.
В отдельных российских школах есть свои «поликлиники» со стоматологическими, физиотерапевтическими и прочими кабинетами, даже водолечебницами. Материально это возможно, если школа участвует в каких-то экспериментальных программах (например, финансирование «школы здоровья» увеличивается на 15%), получила грант или имеет спонсора. Возможно, но нужно ли? Помимо новейшего оборудования, должны присутствовать высококвалифицированные специалисты. А зарплата школьного врача не привлекает даже вчерашних студентов. Есть еще проблемы с начислением стажа, отсутствием льгот и другие.
ОУ могут заключать договоры с поликлиниками на оказание услуг по проведению оздоровительной работы или получить разрешение на осуществление амбулаторной медицинской помощи. Но получить лицензию крайне сложно или почти невозможно. Кроме того, в школах старой постройки до сих пор сохраняются помещения, которые не устраивают Санэпиднадзор и не соответствуют современным требованиям. Строящиеся новые здания предусматривают «медблок». Появились даже предложения не принимать школу, пока он не готов… не нужно делать из школы больницу!

Прививки и медосмотры

Почти везде вакцинации делаются в ОУ, обычно – медсестрами из ближайших поликлиник. В школах Свердловской области, например, медицинские кабинеты так и называются – «кабинеты вакцинации и медосмотров».
«У нас ОУ вообще не получают лицензии на медицинскую деятельность. Прививочные кабинеты есть только от поликлиник, соответственно, и диспансеризация проводится в поликлиниках, а школы заключают с ними договоры, – рассказала Елена Черныш, возглавляющая отдел Роспотребнадзора Курской области, – ведь очевидно, что диспансеризация в ОУ – просто формальность». Елена Черныш считает, что для качественного медицинского осмотра нужны профессионально оборудованные кабинеты специалистов, что в школе нереально, да и для такого количества детей просто невозможно. Она предлагает проводить медосмотры не во всех классах, а по трем возрастам: первоклассники, пятые классы и выпускники.
Есть и другие варианты сотрудничества. Например, в Воронежской области на основании заключенных договоров бригады врачей разных специальностей приезжают на медицинские осмотры в школы.
А вот Татьяна Щипкова, директор московской школы № 1240 (по образованию врач), убеждена, что диспансеризацию лучше проводить в ОУ. Она проанализировала, что более половины родителей обратили внимание на заболевание ребенка именно после диспансеризации в школе. При этом возможно решение актуальной проблемы – взаимодействие врачей, учителей и психологов, которые пока работают сами по себе.
Если от подушевого финансирования каждого ученика выделить определенный процент «на здоровье», то учителя были бы заинтересованы в здоровьесберегающей деятельности.

Школьный врач – кто он?

Врач в ОУ должен быть обязательно. С этим утверждением согласились все без исключения члены президиума. Но это должен быть особый, школьный врач. К сожалению, медицинские вузы страны таких специалистов пока не готовят. В Минздравсоцразвитии считают, что категория «школьный врач» ограничивает свободу выбора в профессии: лучше стать врачом общей практики и дополнительно получить набор лицензий. Пока этот вопрос решается в высоких инстанциях, было бы хорошо, если бы в каждой школе работал педиатр, а у директора появился заместитель – выпускник профилактического медицинского факультета.
Вот примерный перечень (предлагаемый стандарт) профилактической и оздоровительной работы, которую нужно проводить в школе (см. табл. 3, 4).

Деликатный вопрос

В последнее время нередки случаи, когда необходимо определить наличие алкогольного опьянения или наркотиков в крови у ученика (и даже педагога!), как говорится, на месте. Кто может это сделать: медсестра, врач? Но у школьных медиков нет для этого юридического права. Да и дорого – набор тестов для определения наркотика в моче стоит 300 рублей.
Представитель Минздравсоцразвития Московской области В.В. Митрофанова объяснила, что это называется освидетельствованием и является незаконным действием. По закону такая диагностика может проводиться только специалистами наркологической службы, только в специальных учреждениях, а главное – только добровольно. Но в связи с тем, что в некоторых подмосковных ОУ до 30% ребят употребляют марихуану и иные наркотики, бригады наркологов периодически проводят выездные рейды. В первые годы от соответствующих анализов отказывались 10% учащихся, сейчас – менее 2%. Просто дети поняли, что заставлять их не будут, но учителя сразу возьмут на заметку. А если они согласились и результат положительный, то нарколог не будет сообщать об этом ни школьному врачу, ни педагогам.

Итогом заседания президиума РОШУМЗ стало утверждение перечня минимального оборудования школьных медкабинетов для оздоровительной и профилактической работы. Это общие рекомендации, которые будут переданы в министерство для утверждения, а затем в каждом регионе – в соответствии с местными условиями – можно добавить свои предложения. 

Обязательный комплект медицинского оборудования для общеобразовательного учреждения с численностью учащихся свыше 600 человек

Нина Семина