В школах нужно учить, а не лечить
Медицинское обеспечение составляют
оборудование медицинских кабинетов и
квалифицированные кадры. Для всего этого нужны
деньги. В последние годы субъекты Федерации
перешли на самофинансирование. То есть
федеральные органы здравоохранения «спускают»
указы, а как их реализовать – решают местные
региональные и муниципальные власти. Существует
значительное различие между регионами по
ресурсному обеспечению системы здравоохранения.
Поэтому не может быть единых нормативов, должен
быть перечень обязательного оборудования
(стандарт) для школьного медицинского блока и
рекомендованного (см. табл. 1, 2).
Но сначала нужно определить основные функции
школьных медиков: что это – оказание первой
помощи или профилактическая работа? Споры на эту
тему идут уже давно. Министерство
здравоохранения и социального развития РФ
считает необходимым укомплектовать ОУ
оборудованием по оказанию экстренной помощи, в
обсуждаемый перечень входят даже приборы для
реанимации и искусственной вентиляции легких.
Специалисты Института гигиены детей и
подростков РАМН придерживаются иной точки
зрения. Нет смысла приобретать аппаратуру для ОУ,
которую рекомендует Минздравсоцразвития, ведь
это потребует наличия медиков высокой
квалификации. Гигиенисты считают, что задача
школьной медицины – оздоровление учащихся и
профилактика заболеваний. А лечить и оказывать
экстренную помощь нужно в специализированных,
хорошо оснащенных клиниках.
В отдельных российских школах есть свои
«поликлиники» со стоматологическими,
физиотерапевтическими и прочими кабинетами,
даже водолечебницами. Материально это
возможно, если школа участвует в каких-то
экспериментальных программах (например,
финансирование «школы здоровья» увеличивается
на 15%), получила грант или имеет спонсора.
Возможно, но нужно ли? Помимо новейшего
оборудования, должны присутствовать
высококвалифицированные специалисты. А зарплата
школьного врача не привлекает даже вчерашних
студентов. Есть еще проблемы с начислением стажа,
отсутствием льгот и другие.
ОУ могут заключать договоры с поликлиниками на
оказание услуг по проведению оздоровительной
работы или получить разрешение на осуществление
амбулаторной медицинской помощи. Но получить
лицензию крайне сложно или почти невозможно.
Кроме того, в школах старой постройки до сих пор
сохраняются помещения, которые не устраивают
Санэпиднадзор и не соответствуют современным
требованиям. Строящиеся новые здания
предусматривают «медблок». Появились даже
предложения не принимать школу, пока он не
готов… не нужно делать из школы больницу!
Прививки и медосмотры
Почти везде вакцинации делаются в ОУ,
обычно – медсестрами из ближайших поликлиник. В
школах Свердловской области, например,
медицинские кабинеты так и называются –
«кабинеты вакцинации и медосмотров».
«У нас ОУ вообще не получают лицензии на
медицинскую деятельность. Прививочные кабинеты
есть только от поликлиник, соответственно, и
диспансеризация проводится в поликлиниках, а
школы заключают с ними договоры, – рассказала Елена
Черныш, возглавляющая отдел
Роспотребнадзора Курской области, – ведь
очевидно, что диспансеризация в ОУ – просто
формальность». Елена Черныш считает, что для
качественного медицинского осмотра нужны
профессионально оборудованные кабинеты
специалистов, что в школе нереально, да и для
такого количества детей просто невозможно. Она
предлагает проводить медосмотры не во всех
классах, а по трем возрастам: первоклассники,
пятые классы и выпускники.
Есть и другие варианты сотрудничества. Например,
в Воронежской области на основании заключенных
договоров бригады врачей разных специальностей
приезжают на медицинские осмотры в школы.
А вот Татьяна Щипкова, директор
московской школы № 1240 (по образованию врач),
убеждена, что диспансеризацию лучше проводить в
ОУ. Она проанализировала, что более половины
родителей обратили внимание на заболевание
ребенка именно после диспансеризации в школе.
При этом возможно решение актуальной проблемы –
взаимодействие врачей, учителей и психологов,
которые пока работают сами по себе.
Если от подушевого финансирования каждого
ученика выделить определенный процент «на
здоровье», то учителя были бы заинтересованы в
здоровьесберегающей деятельности.
Школьный врач – кто он?
Врач в ОУ должен быть обязательно. С
этим утверждением согласились все без
исключения члены президиума. Но это должен быть
особый, школьный врач. К сожалению, медицинские
вузы страны таких специалистов пока не готовят. В
Минздравсоцразвитии считают, что категория
«школьный врач» ограничивает свободу выбора в
профессии: лучше стать врачом общей практики и
дополнительно получить набор лицензий. Пока этот
вопрос решается в высоких инстанциях, было бы
хорошо, если бы в каждой школе работал педиатр, а
у директора появился заместитель – выпускник
профилактического медицинского факультета.
Вот примерный перечень (предлагаемый стандарт)
профилактической и оздоровительной работы,
которую нужно проводить в школе (см. табл. 3, 4).
Деликатный вопрос
В последнее время нередки случаи,
когда необходимо определить наличие
алкогольного опьянения или наркотиков в крови у
ученика (и даже педагога!), как говорится, на
месте. Кто может это сделать: медсестра, врач? Но у
школьных медиков нет для этого юридического
права. Да и дорого – набор тестов для определения
наркотика в моче стоит 300 рублей.
Представитель Минздравсоцразвития Московской
области В.В. Митрофанова объяснила, что
это называется освидетельствованием и является
незаконным действием. По закону такая
диагностика может проводиться только
специалистами наркологической службы, только в
специальных учреждениях, а главное – только
добровольно. Но в связи с тем, что в некоторых
подмосковных ОУ до 30% ребят употребляют
марихуану и иные наркотики, бригады наркологов
периодически проводят выездные рейды. В первые
годы от соответствующих анализов отказывались 10%
учащихся, сейчас – менее 2%. Просто дети поняли,
что заставлять их не будут, но учителя сразу
возьмут на заметку. А если они согласились и
результат положительный, то нарколог не будет
сообщать об этом ни школьному врачу, ни
педагогам.
Итогом заседания президиума
РОШУМЗ стало утверждение перечня минимального
оборудования школьных медкабинетов для
оздоровительной и профилактической работы. Это
общие рекомендации, которые будут переданы в
министерство для утверждения, а затем в каждом
регионе – в соответствии с местными
условиями – можно добавить свои предложения.