Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №18/2008

Технология

Урок без отметки

Как на уроке физкультуры учесть индивидуальные особенности каждого ученика и при этом обеспечить ему полноценное физическое развитие? Петрозаводские учителя предлагают свое решение

Желаете образовать вашего ученика,
упражняйте его силы,
которыми ум должен управлять,
развивайте его тело,
сделайте его крепким и здоровым,
чтобы он стал мудрым и рассудительным.

Жан Жак Руссо

Соревнуемся с собой

Возраст от 6 до 10 лет – самый благоприятный для развития основных физических качеств и координационных способностей, формирования основы будущего потенциала здоровья, воспитания привычки и любви к занятиям физической культурой и спортом. Учитывая, что сейчас большой процент детей имеет различные отклонения в состоянии здоровья, мы предлагаем безотметочную систему обучения, которая позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и обеспечивает его полноценное развитие. Безотметочная система предполагает не только работу на уроке, но и дома самостоятельно, и в спортивной секции. Работая по этой системе, учитель не может требовать от всех детей выполнения задания на высший балл, он учитывает индивидуальный показатель достижений ребенка.
Все таблицы, которые мы представляем, разработаны для учащихся 42-й средней школы г. Петрозаводска. Если учителя других школ захотят последовать нашему примеру, они должны сами разработать подобные контрольные упражнения и тесты, которые будут приемлемы в условиях их школ и учитывать физическую подготовленность их учеников. Тесты рассчитаны только на учащихся основной медицинской группы. При работе с учащимися подготовительной медицинской группы целесообразно оценивать динамику улучшения результата в одном и том же упражнении. Разнообразные тесты позволяют не только определить уровень физической подготовленности ученика, но и по сумме набранных баллов установить его место среди параллельных классов по общей физической подготовке.
Главная цель учителя состоит в том, чтобы стимулировать учебную активность школьника. Такую деятельность учителя психологи называют обучением. Обучение предполагает не просто передачу опыта учителя ученику, а прежде всего организацию учения. Чтобы активизировать учащихся, обычно используется оценочный компонент учебной деятельности.
Вопросы оценки знаний, умений и навыков на уроках физической культуры являются сложнейшими педагогическими проблемами. Оценки и отметки – вот где часто сталкиваются противоположные мнения. Объективность оценки – это определение учебных успехов школьника вне зависимости от отношения к нему учителя. О чем мы, учителя и родители, мечтаем? Конечно, о том, чтобы дети росли здоровыми, сильными, самостоятельными и защищенными от превратностей судьбы. Я пытаюсь найти такие пути физического воспитания, чтобы учеников не подгонять под программы и нормативы, а, наоборот, программы и нормативы выбираю так, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и обеспечивать ему полноценное развитие.
Половина детей, поступивших в первый класс, имеют различные отклонения в состоянии здоровья. В режиме учебного дня умственная нагрузка и статическое напряжение в сочетании с психическими перегрузками в 15 раз превышают объемы двигательной активности (расчет в неделю).
На уроке физкультуры можно обходиться устной оценкой независимо от возраста ученика. Когда ученик видит, что учитель заинтересован в его успехе, тогда и устная похвала – «молодец», «умничка», да еще при всем классе, имеет не меньший эффект, чем отметка.

Отметка 100 баллов

Перед тем как начать работать по безотметочной системе, у меня было много сомнений, поиски идеального варианта, находки и потери. Я взяла за основу 100-балльную оценочную систему и адаптировала ее для условий своей школы. Почему 100-балльная? Она допускает большую вариативность.
80 баллов равняется результату «5»;
90 и 100 – для сильных учеников, чтобы и им было к чему стремиться;
60 баллов соответствует оценке «4»;
40 баллов – «3».
50 и 70 баллов – промежуточный стимулятор, а вот 10, 20, 30 баллов – для тех, у кого уровень физической подготовленности низкий, для тех, кому часто ставят «2».
100-балльная оценка позволяет:
– объективно оценить ученика, считаясь с его силами;
– дает возможность каждому спланировать себе отметку еще в начале учебного года;
– наметить результаты, к которым он будет стремиться на уроке, дома, в спортивной секции;
– избавить ученика от страха получить плохую отметку на уроке;
– не зависеть от прихоти учителя;
– физически сильным детям подняться до высокого уровня, слабым – улучшать результат постепенно.
Безотметочную систему я ввожу с первого класса. В первом классе в конце полугодия каждый ученик получает табель по физической культуре. Это информация для родителей об успехах ребенка.
В табеле родители пишут свои просьбы, предложения, отзывы. В конце года первоклассники сдают контрольные тесты по 6 видам упражнений. Их результаты заносятся в протокол.
1. Челночный бег.
2. Подтягивание в висе на высокой перекладине и вис на согнутых руках.
3. Наклон вперед из положения сидя.
4. Поднимание туловища из положения сидя за 30 сек.
5. Прыжок в длину с места.
6. Прыжки через скакалку за 30 сек.
Эти результаты позволяют судить о физической подготовленности каждого ребенка и планировать работу на следующий год.
Для всех классов разработаны таблицы, составленные с учетом требований к знаниям. В течение года ученику предлагается сдать 9 нормативов в начальной школе и 10 нормативов в средней школе. (См. приложение. Программа контрольных тестов по физической культуре, таблицы. Показатели физической подготовленности учащихся.)

Троекратное тестирование

В начале учебного года для определения уровня физической подготовленности учащихся проводится первичное тестирование. Все результаты заносятся в протокол. Здесь нет традиционных отметок: рядом с результатом ставятся баллы, по определенной сумме которых ученик получает итоговую оценку за год. Тот, кто занимается в спортивной секции, получает дополнительно 100 баллов. Конечно, за изменениями уровня физической подготовленности учащихся необходим постоянный контроль в течение всего года, для этого я планирую промежуточное тестирование. Таким образом, оценка уровня развития каждого физического качества, если она проводится систематически, является стимулом для самого ученика, побуждает его к самостоятельным занятиям и к контролю своей физической формы. Я не требую от всех ребят выполнения заданий на высший балл, учитывая, что безотметочная система – индивидуальный показатель достижений. Успеваемость по предмету определяется в основном уровнем физической подготовленности учащихся на конец учебного года. В конце года набравший 820 баллов в начальной школе и 900 баллов в средней получает звание «Лучший спортсмен школы». Набравший 770 и 850 баллов получает звание «Отличник по физической культуре». 660 и 720 баллов – оценка «5»; 520 и 580 баллов – «4»; 360 и 400 баллов – «3».
Удостоверения о присвоении званий вручаются на итоговых линейках в конце года.

Программа контрольных тестов
по физической культуре
МОУ «Средняя школа № 42»
г. Петрозаводска

1. Подтягивание в висе на высокой перекладине (мальчики, 1–11-е кл.).
Вис на согнутых руках (девочки, 1–3-й кл.).

Учащийся принимает положение виса на согнутых руках хватом сверху, подбородок выше перекладины, и удерживает это положение. С началом удержания включают секундомер. Как только подбородок опускается ниже перекладины, секундомер останавливают.

Сгибание рук в упоре лежа от скамейки (девочки, 4–9-е кл.).

Туловище составляет единую прямую, при сгибании рук локоть сгибается до угла 90 градусов.

2. Поднимание туловища за 30 сек.   (2–11-е кл.).

Учащийся лежит на спине, ноги согнуты в коленных суставах на 90 градусов. Партнер держит ноги. Руки за головой в замок. Учащийся поднимает туловище, затем опускается на пол, касаясь пола лопатками. Фиксируется количество выполненных подниманий за 30 секунд.

3. Наклон вперед из положения сидя (1– 11-е кл.).

На полу чертится линия АБ. От нее под прямым углом кладется линейка. Ученик садится со стороны так, чтобы его пятки находились рядом с линией АБ. Расстояние между пятками – 30 см. Руки вперед-внутрь, ладони вниз. Партнеры прижимают колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов. Выполняются 3 медленных предварительных наклона. Четвертый наклон – зачетный, выполняется за 3 сек. Результат засчитывается по кончикам пальцев (может быть отрицательный или положительный) с точностью до 1 см.

4. Челночный бег 4ґ9,14 м (1–11-е кл.).

На полу проводятся две параллельные прямые линии на расстоянии 9,14 м. Для проведения челночного бега необходимо иметь два кубика. Учащийся становится на линию старта, за противоположной линией кладутся два кубика. По команде «Марш!» учащийся бежит к кубикам, поднимает один из них, бежит назад к стартовой линии, кладет кубик за линию, поворачивается, бежит за вторым кубиком, берет его и кладет за стартовую линию. Бросать кубики через линию запрещается.

5. Прыжок в длину с места (1–11-е кл.).

Выполняется на разметочной дорожке. Для выполнения прыжка делаются 3 попытки. Засчитывается лучший результат.

6. Прыжки через скакалку за 30 сек. (2–11-е кл.).

Прыжки выполняются на двух ногах, скакалку вращаем вперед.

7. Штрафной бросок в баскетбольную корзину.

Для 8–9-х кл. выполняется с линии штрафного броска, для 5–7-х кл. с более близкого расстояния. Учащийся выполняет 10 бросков, считается количество попаданий.

8. Бег (1–11-е кл.) – 30, 60, 100, 1000 м, проводится на беговых дорожках.

9. Бег на лыжах (4–11-е кл.) 1, 2, 3 км, проводится на учебных трассах.

Итоговый протокол показателей
физической подготовленности учащихся школы № ______ класса
Учитель ____________

Ф.И.

Бег
30 м,
60 м

Бег
100 м

Прыжок
в длину
с места

Челночный бег

Сгибание рук
в упоре,
подтягивание

Наклон вперед

Поднимание
туловища

Скакалка
30 сек.

Лыжи

Игры

Секция

Годовая
оценка

Табель по физической культуре

Ученик____ класса_____ школы №

Шкала оценок: А – отлично, В – хорошо, С – удовлетворительно, Д – слабо, Е – провалился

Проявленные качества

I полугодие

II полугодие

1. Проявляет усердие

2. Внимательность

3. Самостоятельность

4. Аккуратность

5. Выносливость

6. Активность

7. Рост умений и навыков

Оценка за четверть

Дорогие родители!
Этот табель – об успехах вашего ребенка по физической культуре. Если вам нужна дополнительная информация, вы можете поговорить с учителем.

Обратная сторона

Отзыв учителя

Комментарии родителей

Нина Попова