Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №18/2008

Медкабинет

Еще раз о курении

По определению экспертов ВОЗ Россия занимает первое место по распространенности курения среди подростков

По данным ряда исследователей, в разных регионах страны курят от 21,5 до 67,0% подростков. В Москве курят 50% мальчиков и 40% девочек, что в 1,5–2 раза превышает европейские показатели.
В период интенсивного физического развития у детей повышена чувствительность организма к токсическим продуктам табачного дыма. На фоне школьных факторов риска (интенсивные учебные нагрузки, нарушение режима труда, отдыха, питания, гипокинезия) курение провоцирует заболевания, ранее несвойственные этому возрасту. В их числе отклонения в сердечно-сосудистой системе: функциональные расстройства, артериальная гипертензия, гипотония.
Эти обстоятельства выдвигают необходимость проведения профилактической работы в подростковой аудитории на первый план.
Как известно, формирование поведения, а значит, и здоровья проходит ряд последовательных этапов, среди которых информированность является ключевой: информированность (уровень знаний) – мотивация (убеждения, установки) – готовность – навыки (привычки, поведение) – здоровье.
Широкая распространенность курения в старшей подростковой группе (по нашим данным, курят почти половина учащихся 9–11-х классов) подтверждает необходимость проведения профилактической работы с 5–6-х классов. Эта цель лежит в основе соревнования под названием «Класс, свободный от курения», проводимого на городском уровне.
Профилактика вредных привычек – это не только разговоры и теория, но и вовлечение школьников в активные мероприятия с использованием интерактивных методов обучения (конкурсы, театрализованные представления, спортивные мероприятия и т.д.). На этом принципе и было построено обучение учащихся средних классов и шли соревнования.
Разработанная программа по профилактике курения рассчитана на 16 часов (по одному академическому часу в неделю в течение 5–6 месяцев).
Содержательная часть программы включает вопросы из истории табакокурения, о химическом составе табака и табачного дыма, влиянии курения на разные стороны жизнедеятельности, медицинских и социальных последствиях курения. Программа также предусматривает игровые компоненты, оформление уголка здоровья, рисунки, постеры, проектную работу, сочинение стихов и рассказов о здоровом образе жизни (ЗОЖ) и вреде курения.
В процессе обучения проводились тестирование знаний, социологический опрос. В конце учебного года заключительное занятие прошло в виде шоу. В сценарий были внесены конкурсы: «Что, где, когда?», «Знаешь ли ты?», «Продолжи предложение» и др., а также художественная самодеятельность, спортивные упражнения.
Результатом работы следует считать возросший уровень гигиенических знаний по проблеме курения, выявленный при сравнительном анализе данных анонимного опроса школьников до и после обучения и опроса учащихся из контрольной группы (не участвовавших в соревнованиях).
Выявлены позитивные тенденции во взглядах участников соревнования на здоровье как необходимое условие успеха в жизни.
Однако следует отметить, что у учащихся 6–7-х классов значение здоровья и наносимого курением вреда здоровью еще недостаточно осознано. Это подтверждается завышенной оценкой своего здоровья и переоценкой своей физической активности. Из числа опрошенных школьников 6–7-х классов считают свое здоровье отличным 24,0%, хорошим – 49,3%, 20,0% – удовлетворительным и 6,7% – плохим. Самооценка противоречит данным диспансеризации, согласно которой соотношение групп с хорошим, удовлетворительным и плохим здоровьем соответственно 3,2; 57,6; 39,2%.
Двигательная активность – естественный и необходимый компонент жизнедеятельности у подростков 11–13 лет достаточно низкая: 36,0% школьников на разные виды физической активности уделяют менее 1 часа в неделю, 40,0% – 2 часов, 16,0% – 3–4 часов и лишь 8,0% подростков, занимающихся в спортивных секциях, затрачивают 8 и более часов. Согласно данным ученых подросткам необходимо затрачивать на физическую активность не менее 8 часов в неделю. Таким образом, знания о важности здоровья недостаточно подкрепляются активными действиями. Кроме того, занятия физической культурой являются альтернативой курению, выбором здорового образа жизни.
В процессе обучения выявлен значительный прирост знаний у участников соревнований о негативном влиянии активного курения на физиологические параметры учебной деятельности: отмечены достоверные различия до и после обучения у участников соревнования и у учащихся контрольных классов по показателям влияния курения на память, внимание и умственную работоспособность, а также на спортивные достижения.
Отрицательное влияние пассивного курения на здоровье все опрошенные школьники (участники соревнования и учащиеся контрольных групп) недооценивают. Достаточно высокий уровень знаний проявили все опрошенные школьники относительно влияния пассивного курения на определенные группы населения – детей, беременных женщин, кормящих матерей. Однако опасность пассивного курения для взрослых оценивают лишь половина шестиклассников. Аналогичная ситуация и в группе семиклассников. По-видимому, причисляя себя к категории взрослых, подростки исключают возможность негативного влияния табачного дыма на собственное здоровье.
Число курящих подростков в 6-х и 7-х классах невелико (9,5%), и у них еще не сформирована зависимость. Это следует считать шагом в сторону отказа от курения.

Анализ проводимой работы в ходе соревнования «Класс, свободный от курения» позволяет констатировать:
1. Участие школьников в городской программе «Класс, свободный от курения», безусловно, является стимулирующим фактором в формировании активной позиции относительно курения.
2. В процессе обучения выявлен достоверный прирост знаний по основным позициям проблемы табакокурения у учащихся, принимающих участие в соревновании, по сравнению со сверстниками параллельных классов, не участвующих в городской программе.
3. Положительным моментом антитабачного воспитания в рамках соревнования является осуждение подростками курения сверстников – юношей и девушек.
4. Отмечены положительные тенденции в мотивации учащихся (убеждение во вреде курения для здоровья и во влиянии поведения на здоровье, осуждение курящих) и увеличение двигательной активности доступными самостоятельными методами (катание на роликах, скейте, велосипеде, спортивные игры и т.д.).
5. С целью сохранения устойчивости мотивационно-ценностных ориентаций у подростков необходима постоянная работа в семье и школе по формированию здорового образа жизни и охране здоровья как залога благополучия в их дальнейшей жизни и альтернативы курению.
6. Незанятость в свободное время, отсутствие интересов и низкая двигательная активность провоцируют подростков к нездоровому образу жизни, к аддиктивному поведению. Для предупреждения этих явлений необходимо усилить воспитательную работу в школе по привлечению учащихся в спортивные секции, кружки по интересам. Особое внимание следует обратить на подростков из группы риска (отстающих в учебе и в физическом развитии, с низкой самооценкой, из неблагополучных семей, болезненных детей и т.д.). К совместной работе по антитабачному воспитанию необходимо привлекать школьного психолога и медработников.

Алла Маркова