Чем оборачиваются для родителей
школьные проблемы подростков? Что может
чувствовать родитель, чей подросток
отказывается учиться? Кто нуждается в помощи?
Какой подход со стороны учителей окажется
грамотным и помогающим? В помощи нуждаются все: и
сам подросток, и учителя, и родители.
Разговор сегодня именно о родителях.
Это совершенно особая категория родителей –
родители подростков. Время, которое они
переживают, называют периодом тройного
кризиса.
Первый кризис связан с принятием факта
вступления ребенка в подростковый возраст, с
необходимостью приспособиться к взрослению
ребенка.
Что меняется в отношениях между родителями и
ребенком и каковы глубинные психологические
причины этих изменений?
Всем известно, что подросток стремится к
независимости и самостоятельности (как он сам
это понимает), и в этот период возрастает частота
детско-родительских конфликтов. Подростки
перестают слушаться и многое словно нарочно
делают наперекор родительским указаниям.
Для большого числа родителей изменившееся
поведение сына (дочери) – это сигнал о
необходимости удвоить воспитательные усилия,
потому что они что-то «упустили», где-то
«недоглядели».
На самом же деле деидеализация (обесценивание)
родителей – нормальный процесс, необходимый
подростку для того, чтобы начать путь поиска
собственной идентичности. В этот период
подросток может бросать вызов семейным нормам и
правилам, демонстрировать неприемлемые с точки
зрения родителей способы поведения. К тому же
нередко нарушаются именно те нормы, которые в
данной семье считаются особо значимыми: обычно
это касается успеваемости, помощи по дому, выбора
друзей, внешнего вида, вредных привычек.
Безусловно, это именно те области, которые
неподконтрольны родителям и в которых подросток
утверждает свои права, противопоставляя свое
поведение родительским требованиям и ожиданиям.
Пример 1
На консультацию к психологу Сашу привели
родители. Саша – единственный ребенок в семье,
ему 15 лет, и он учится на первом курсе колледжа.
Родители – и мама, и папа – имеют высшее
образование, они преподаватели вузов. Основные
тревоги родителей связаны с Сашиной
успеваемостью (а точнее – неуспеваемостью):
он часто пропускает занятия, совсем не выполняет
домашние задания и не сдает вовремя контрольные
и лабораторные работы.
Педагоги озабочены Сашиным поведением и часто
звонят родителям, призывая их повлиять на сына и
предупреждая о возможных проблемах, вплоть до
отчисления. В семье сложилась конфликтная
ситуация: родители не разрешают Саше гулять и
играть на компьютере, требуя выполнения уроков.
Они часто посещают колледж, договариваясь о
пересдачах и дополнительных занятиях, делают
преподавателям подарки, проверяют Сашины
тетради. Однако их усилия тщетны: подросток
по-прежнему прогуливает учебу и получает двойки.
Конфликт затрагивает и другие области: родители
недовольны Сашиным внешним видом и его
нежеланием убирать свою комнату.
Кроме того, Саша начал курить и несколько раз
приходил домой с запахом алкоголя. Беседы,
уговоры и угрозы ни к чему не привели. Поведение
подростка явно противоречит родительским
правилам и ценностям.
Статья опубликована при поддержке Центра психологии самореализации Влада Светоча. Вы заметили, что проблемы имеют свойство накапливаться? Они цепляются одна за другую, сворачиваются в плотный клубок, распутать который самостоятельно под силу далеко не каждому. В Центре работают специалисты, которые не просто разбираются с узкой психологической проблемой пациента, а помогают ему изменить жизнь в целом.
Профессиональная консультация психолога для ваших близких может оказаться самым действенным способом избавления от многих болевых точек, разрушающих жизнь человека. Специалистами Центра разработан ряд уникальных методик по эффективной работе с различными психофизиологическими проблемами, в том числе, с алкоголизмом, курением, излишним весом, фобиями, аллергией. С подробной информацией об услугах, оказываемых Центром, и их стоимости Вы можете ознакомиться на сайте cps06.ru.
Комментарий психолога
Родители ошибочно интерпретируют проблемное
поведение подростка: им кажется, что нарушения в
поведении – это следствие личных недостатков
Саши и они могут быть исправлены директивным
образом. То есть родители продолжают действовать
так, как будто Саша еще маленький и не способен к
самостоятельным поступкам. От него по-прежнему
требуются лишь послушание и прилежание. При этом
игнорируется факт взросления подростка, его
стремление к независимости.
Что характерно: чем больше родители контролируют
и ругают Сашу, тем хуже он себя ведет. Но чем хуже
он себя ведет, тем больше родители его
контролируют, считая, что он сам не способен
справляться со своими задачами. И вновь тем
сильнее протестует Саша. Получается замкнутый
круг, и на бег по этому замкнутому кругу уходит
вся энергия и родителей, и подростка.
Большинство конфликтов между родителями и
подростками вытекает из напряженности, которая
создается стремлением подростков к автономии и
тревогой взрослых за жизнь, здоровье и будущее
своих детей.
В этот период семья нуждается в выработке новых
правил взаимодействия, пересмотре прав и
обязанностей всех членов семьи. Этот процесс
может оказаться длительным и болезненным для
всех членов семьи: как правило, подростки не
очень-то охотно принимают новые обязанности, но
хотят пользоваться правами. От взрослых
потребуется – со всей их мудростью, гибкостью и
тактичностью, с уважением к себе и к
подростку – вести процесс переговоров.
Не следует родителям идти «напролом»,
действовать авторитарно: практически невозможно
выйти победителем из борьбы с подростками. Ведь
арсенал методов, которые подростки применяют в
«борьбе» против родителей (в том числе
«запрещенных» методов), гораздо шире, чем тот,
который могут позволить себе родители.
Но даже если родители убедили или заставили
подростка поступать в соответствии с их мнением,
то это может оказаться пирровой победой.
Если подросток чувствует, что невозможно
отделиться от родителей и стать самостоятельным,
он может впасть в самую настоящую депрессию. При
этом подростковая депрессия принимает разные
формы – например, проявляется не только как
безразличие и апатия, но и как бунт против
старшего поколения. Нередко именно депрессия
скрывается за проблемным поведением подростка в
школе, за его асоциальностью. В таких случаях
родители и учителя обычно применяют карательные
меры воздействия, расценивая поведение
подростков как немотивированное и нуждающееся в
коррекции, что может еще больше усугублять
депрессию.
Итак, перечислим типичные признаки кризиса,
переживаемого семьей в связи с вступлением
ребенка в подростковый возраст.
Возникновение конфликтов, рост
взаимных обид, претензий и упреков.
Проблемное поведение подростка.
Резкое падение школьной
успеваемости.
Подростковая депрессия.
Конфликты в родительской подсистеме,
связанные с оценкой качества воспитания ребенка.
Чувство одиночества у матери,
связанное с отделением ребенка от семьи.
В этот период могут актуализироваться
и другие проблемы, связанные с накопившимися
претензиями супругов друг к другу в течение
семейной жизни либо связанные с их
индивидуальными возрастными кризисами.
Пример 2 (продолжение)
Родители Саши находятся в том возрасте, который
принято называть кризисным. Им около 40 лет.
Мама говорит о своих переживаниях: уходит
молодость, вянет красота. У нее есть ощущение, что
сын не дает использовать ей последние годы
молодости для себя – мешает своим проблемным
поведением. Мама выглядит уставшей, в последнее
время начала набирать лишний вес – в общем,
замечает, что уже не так привлекательна, как в
юности. Ходит в спортзал, пытаясь сохранить
фигуру, но ничего не успевает и раздражается еще
больше.
Папа Саши в молодости подавал большие надежды:
окончил институт, потом аспирантуру, защитил
кандидатскую диссертацию, начал преподавать.
Планировал писать и докторскую, но сменилось
начальство, и дело застопорилось. Нагрузка на
работе большая, отношения не складываются,
предметы неинтересные, здоровье стало
беспокоить. Рассчитывал на повышение должности
и, соответственно, зарплаты, планировал взять
машину в кредит, но не сложилось, и от планов
пришлось отказаться.
У папы неважное настроение, есть ощущение, что
все усилия тщетны, что мог достичь большего, но не
достиг. Сожалеет, что не поменял вовремя работу, а
теперь поздно, да и боязно. Чувствует, что сил
мало – «все забирает сын».
Второй кризис – это
индивидуальный возрастной кризис каждого из
супругов.
Кризис среднего возраста – нелегкое испытание и
для мужчин, и для женщин. Психологи называют его
экзистенциальным кризисом, то есть кризисом,
связанным с переоценкой жизненных целей, смыслов
и ценностей.
Это кризис вхождения во вторую половину жизни.
Границы его достаточно размыты – примерно от 35
до 50 лет; среднестатистический максимум
приходится на возраст 46 лет.
В семейной жизни это время отмечено пиком измен и
разводов, в области карьеры – пиком перемен
деятельности. Этот период отмечен также ростом
заболеваемости, всплеском невротизации и даже
увеличением частоты самоубийств.
Основным признаком кризиса становится ощущение
«безрадостности своего существования», которое
связано с негативной оценкой супружеских и
других значимых отношений, а также своих
достижений в карьере. Может казаться, что все
самое важное и интересное в жизни уже случилось,
– впереди только заботы, связанные с семьей,
работой, стареющими родителями и взрослеющими
детьми.
Комментарий психолога
Человек, переживающий кризис среднего
возраста, может испытывать чувство внутреннего
разлада, тревоги, утраты жизненных ориентиров,
страх перед старостью, острое ощущение
скоротечности жизни и невозможности
осуществления желаний и достижения отложенных
«на потом» целей.
Мне уже многое поздно,
Мне уже многим не стать,
И к удивительным звездам
Мне никогда не слетать…
(Юрий Лоза)
Британские ученые считают, что одной
из причин кризиса среднего возраста стали
высокие амбиции и навязанный современным
обществом стереотип о необходимости быть
успешным. В результате даже вполне преуспевающие
люди включаются в безудержную гонку, пытаясь
стать еще успешнее (богаче, умнее, красивее,
счастливее) и чувствуя лишь постоянное
беспокойство и неудовлетворенность.
Многие в этот период обращаются к творчеству,
приобщаются к духовным учениям, религии или
эзотерике в поисках смысла жизни.
Для женщин кризис среднего возраста – это еще и
прощание с женской молодостью и принятие женской
зрелости.
Мы говорим пока не о старости как таковой. Мы
говорим о цветущем среднем возрасте, когда еще
очень много чего хочется и можется, но все-таки
«уже» становится больше, чем «еще». Уже вряд ли
будут другие дети. Уже понятно, каков потолок
карьеры. Уже не переглядываешься со случайными
молодыми мужчинами. Уже не очень тянет на
вечеринки: все расклады и сценарии известны. Уже
не можешь безнаказанно провести бессонную ночь и
бежать вперед как ни в чем не бывало. Еще не
верится, что большая часть жизни прошла. Еще
просыпаешься с неясной надеждой на что-то
хорошее... Но уже – можешь не успеть.
(Екатерина Михайлова. Я у себя
одна)
Кризис среднего возраста – это время
переосмысления своей жизни.
Кризис среднего возраста (как и любой другой
кризис) имеет и позитивный смысл, несет в себе
возможность изменения. Появление признаков
кризиса может стать для человека своеобразным
сигналом о том, что душа стремится обрести
подлинное равновесие. И появляется возможность
понять, кто мы такие на самом деле, – узнать свою
истинную сущность и осознать свои настоящие
потребности.
Третий кризис – это кризис супружеской
жизни, по времени часто совпадающий с двумя
вышеописанными кризисами.
Именно на этот период приходится минимальная
взаимная удовлетворенность супругов в браке.
За время многолетнего союза супруги выработали
множество стереотипных способов общения друг с
другом и разрешения (или, наоборот, избегания)
проблем.
С помощью этих способов (или, как говорят
психологи, паттернов взаимодействия) супруги
научились поддерживать устойчивость в семье.
Однако по мере превращения милых, послушных
детей в независимых, конфликтных подростков
напряжение в семье может возрастать, и старые,
проверенные способы поддержания равновесия
вдруг оказываются неэффективными.
В результате усиливаются недовольство друг
другом, взаимные обиды и непонимание растут и
множатся. В некоторых случаях супруги могут
прийти к выводу, что их семейная жизнь себя
исчерпала и содержание супружества безвозвратно
утрачено. Если в течение предшествующего времени
супруги скрывали сами от себя существующие
проблемы, оставаясь вместе для того, чтобы
вырастить детей, то теперь этот мотив теряет
смысл.
У супругов есть несколько выходов: во-первых, они
могут расстаться, не выдержав конфликтов и
разногласий. Во-вторых, они могут проявить
гибкость и изменить семейные роли в соответствии
с изменившейся ситуацией.
Есть и третий (не лучший для всех членов семьи)
вариант, на практике встречающийся довольно
часто: родители могут продолжать действовать
старыми методами, несмотря на возрастающее
сопротивление подростков и общую
неблагоприятную атмосферу в семье.
Неудивительно, что этот вариант так
распространен: любые изменения даются семье
тяжело, а ведь именно в этот период родители,
переживающие кризис, могут особенно нуждаться в
стабильности и сопротивляться переменам. Но в
этом случае семья не способна справиться с одной
из важнейших задач описываемой стадии
жизненного цикла – с подготовкой ребенка (теперь
уже подростка) к самостоятельной жизни.
Отклоняющееся поведение подростка
(протестующего против старых правил) позволяет
родителям отвлечься от собственных конфликтов и
переживаний и вновь объединиться вокруг решения
проблем младшего поколения.
Пример 3 (продолжение)
Родители Саши часто ругаются, обсуждая поведение
сына. Последнее время это стало чуть ли не
единственной темой их разговоров. Мама чаще
заступается за сына, призывает папу быть мягче,
не ругаться. Папа в ответ обвиняет мать в том, что
она «разбаловала» сына, «посадила его себе на
шею». Разговоры повторяются из раза в раз одни и
те же. В поведении всех членов семьи уже стала
очевидной закономерность: например, Саша
совершает проступок (прогуливает урок, получает
двойку, «забывает» помыть посуду). Далее
обеспокоенная мама (которая уже внутренне готова
к проблемам) ругает Сашу, стыдит, ставит условия,
призывает, плачет. От этого ничего не меняется, и
обессиленная мама обращается к папе. Папа тоже
объясняет, ругается, стучит кулаком по столу и в
конце концов идет в колледж и все улаживает.
Устав от такого интенсивного взаимодействия, на
какое-то время все успокаиваются. Мама, папа и
Саша заняты своими делами. Папа тихо страдает по
поводу работы и все чаще задерживается с
приятелями в баре, мама грустно смотрит в зеркало
и бегает в спортзал. Родители между собой почти
не общаются до следующего Сашиного проступка.
Комментарий психолога
Это похоже на молчаливый сговор: если бы они
начали общаться не про Сашу, а про самих себя, то,
возможно, узнали бы друг о друге много
неприятного. Такого, после чего семью сохранить
было бы очень трудно. Возможно, папа был бы назван
алкоголиком, рохлей и неудачником, на которого
нельзя положиться, а мама – плохой хозяйкой и
ворчливой теткой, которая своими претензиями
отравила ему жизнь до такой степени, что не
хочется возвращаться после работы домой. И оба
они не смогли бы вспомнить, когда у них последний
раз были сексуальные отношения или хотя бы
совместный приятный вечер…
В какой-то момент дистанция между членами семьи
становится такой большой, что это вновь вызывает
напряжение и беспокойство. Здесь кто-то из
родителей может обратить внимание на Сашу – или
он сам привлечет к себе внимание, совершив
очередной проступок. История повторится с самого
начала.
Мы видим, что именно благодаря проблемному
поведению Саши семья вновь становится семьей:
обретается смысл совместного существования. Все
заняты общим делом – воспитывают Сашу. Мама
отвлекается от печальных мыслей, папа забывает
про свою несостоятельность и становится во главе
семьи – мужчина, решающий проблемы сына…
Итак, этот этап в жизни семьи – самый трудный
и болезненный и для родителей, и для детей.
Даже благополучные семьи, в которых отношения
построены на доверии и уважении, могут в этот
период испытывать кризис, связанный с утратой
остроты чувств, с желанием выйти за рамки
привычного жизненного сценария. Это стадия, на
которой семья должна «передоговориться» о тех
правилах, по которым она живет. Перед взрослыми
стоит задача найти новое содержание в
супружестве и научиться быть родителями не
ребенку, а подростку, который скоро станет совсем
взрослым.
Семья стоит перед сложной задачей
одновременного разрешения всех трех
кризисов – принятия подросткового возраста и
изменения способа взаимодействия с подростком;
разрешения своих индивидуальных переживаний,
объясняющихся переходом ко второй половине
жизни, и поиска нового смысла в супружеской
жизни.
При неблагоприятном течении кризиса велик риск
возникновения нарушений поведения и даже
психических заболеваний как у детей, так и у
родителей.
Одним их самых распространенных расстройств,
возникающих в этот период, является депрессия.
Депрессия (от лат. depressio – подавленность) –
болезненное состояние разочарования,
подавленности и заторможенности психической
деятельности. Типичные проявления депрессии –
пониженное настроение, безысходность, тоска,
нарушения сна и потеря аппетита, падение
интереса к происходящему. Человек перестает
управлять своими эмоциями, быстро утомляется;
может испытывать чувство вины за происходящее с
ним и тяжело это переживать.
Среди родителей, обращающихся за
психологической помощью в связи с семейными
неурядицами, много матерей и отцов подростков.
Пример 4
Света всегда училась на тройки – с самого
первого класса. Сейчас Свете 12 лет, она
семиклассница. Света живет вдвоем с мамой,
отца не помнит – они развелись, когда Света была
совсем маленькой.
Семья живет трудно: мама, женщина со слабым
здоровьем, работает уборщицей на двух работах.
Правда, проблем в отношениях матери и дочери не
было: Света росла тихой, старательной, помогала
маме.
До седьмого класса все было более или менее в
порядке. А потом в школу пришла новая учительница
и стала классным руководителем. Отношения со
Светой у нее по какой-то причине не сложились. В
дневнике стали появляться записи красной ручкой,
маму просили обратить внимание на Светину
успеваемость. Несколько раз вызывали в школу. На
родительском собрании в присутствии других
родителей посоветовали маме выучить школьную
программу за седьмой класс и помогать дочери.
Мама после таких разговоров чувствовала себя
разбитой. Она и так постоянно ощущала свою вину
перед дочерью за то, что «оставила ее без отца», а
значит, лишила многих радостей, доступных детям
из полных семей.
Беседы с учителями стали для нее самым настоящим
стрессом, она думала о себе как о плохой матери,
которая не сумела дать достойное воспитание и
образование своей дочери. В конце второй
четверти состоялось еще одно родительское
собрание, на котором Свету в очередной раз ругали
и призывали маму больше времени уделять не
работе, а занятиям с девочкой.
Печальные мысли все чаще посещали маму.
Настроение стало стабильно сниженным, а мысли о
своей несостоятельности – практически
постоянными. Появились головные боли,
периодически стали возникать сердцебиения,
сопровождавшиеся нехваткой воздуха. Нарушился
сон, а потом появились еще и страхи – перестала
ездить в метро, опасаясь, что там произойдет
приступ с потерей сознания.
Света тоже стала угрюмой, перестала рассказывать
маме о своей жизни, все чаще закрывалась одна в
комнате.
По совету подруги мама обратилась за помощью к
специалисту, который и установил диагноз:
депрессия, тревожно-фобическое расстройство.
Потребовалось длительное лечение, прежде чем
состояние Светиной мамы нормализовалось.
К счастью, в восьмом классе еще раз сменилась
классная руководительница. У новой учительницы
сложился контакт и с детьми, и с их родителями.
Она заметила, что у Светы хороший художественный
вкус; по ее совету девушка окончила курсы
флористики и фитодизайна, научилась придумывать
и плести украшения из бисера. На этих занятиях
Света нашла новых подруг по интересам, ее
авторитет в классе значительно повысился. На
родительском собрании, на которое мама шла с
опаской, похвалили не только Свету, но и маму,
которая воспитала такую талантливую дочку.
Учиться Света не стала лучше. Зато мама стала
лучше себя чувствовать и ее отношения с дочкой
снова стали хорошими.
Нет сомнений в том, что семья, переживающая
время тройного кризиса (особенно при бурном его
протекании или при появлении усугубляющих его
обстоятельств), нуждается в помощи и поддержке.
Большую роль здесь могут сыграть
профессиональные педагоги и психологи,
понимающие суть происходящих в семье процессов.
Отказ от авторитарной позиции и установление
доверительных, уважительных отношений – это
то, о чем узнает родитель от специалиста, а
подросток ожидает от родителя.
Правы те педагоги, которые поддерживают
родителей, поощряют их к поиску новых форм
взаимодействия с подростками, а не возвращают к
старым способам контроля и даже диктата; которые
находят ресурсы семьи, позволяющие пережить
взросление ребенка и перейти из статуса
«родители младшего школьника» в статус
«родители подростка», помогают раскрыть ресурсы
подростка и дать им развиться; которые понимают
переживания родителей и могут тактично
посоветовать или даже организовать встречу с
квалифицированным семейным психологом, если
проблема выходит за рамки неуспеваемости и
затрагивает другие области семейной жизни.
И, конечно, правы те педагоги, которые заботятся
не только о душевном состоянии своих учеников и
их родителей, но и о своем собственном: ведь после
уроков учителя тоже оказываются женами и
мужьями, матерями и отцами или просто женщинами и
мужчинами со своими переживаниями и, может быть,
даже кризисами, требующими решения.