Врач в школе – работа на опережение
Цель школьных врачей – обеспечить
максимальную посещаемость учащихся и по
возможности уменьшить пропуски, связанные с
болезнью ребенка. Задача, конечно, нелегкая, но не
из тех, которые невозможно осуществить. Как
решают ее в нашей школе?
При поступлении детей в школу врач
проводит мониторинг заболеваемости, причем не
только по медицинским картам, которые были
оформлены в районной поликлинике, но и по
скрининг-анализу, то есть опросу родителей.
Скрининг-диагностика позволяет расширить рамки
понятия о здоровье ребенка. Ведь в медицинской
карте мы знакомимся с диагнозом, а опрос
позволяет предвидеть развитие состояния ребенка
по незначительным признакам-предвестникам.
По данным медицинских карт первоклассников 2007/08
учебного года, лишь 36% детей относятся к 1-й группе
здоровья, а 64% уже имеют тот или иной диагноз (48% из
них – нарушение осанки). Если же учесть данные
скрининг-диагностики, эти цифры изменятся не в
лучшую сторону. Основываясь на всех собранных
данных, врач школы разрабатывает индивидуальный
план оздоровления каждого ученика, в который
входят:
1) лечебная физкультура;
2) фитотерапия;
3) профилактика простудных заболеваний при
помощи обеззараживания помещений, регулярного
проветривания классов, использования
индивидуальных средств (оксолиновая мазь);
4) проведение учителем физкультминуток на
уроках под руководством врача.
В 2007/08 учебном году лечебной физкультурой
занимались 32 ученика (24,6 %). Первый год занятия
идут во всех группах по единой методике. Сначала
освоение элементов дыхательной гимнастики,
точечного массажа и самомассажа; потом
разучиваем упражнения, направленные на
коррекцию костно-мышечной системы и на
релаксацию. На следующий год эти дети будут
заниматься гимнастикой в зависимости от их
диагнозов. Кроме того, в занятиях лечебной
физкультурой в обязательном порядке участвуют
дети, освобожденные после ОРЗ.
Эффективность занятий ЛФК заметили и родители, и
через месяц еще семь человек пополнили
первоначальную группу.
Статья опубликована при поддержке многопрофильного медицинского центра "Доктор Вера", предоставляющего комплекс диагностических, лечебных, хирургических, гинекологических, урологических и прочих услуг по 20 врачебным специальностям. Высокая квалификация и большой клинический опыт специалистов, работающих в центре, вкупе с применяемыми ими современными методиками, основанными на достижениях научного прогресса, позволяют достигать замечательных результатов в диагностике и лечении различных заболеваний. Пациенты медицинского центра "Доктор Вера" всегда могут рассчитывать на качественные услуги в области функциональной, ультразвуковой и лабораторной диагностики, а также на высококвалифицированную медицинскую помощь, в т.ч. на проведение разнообразных манипуляций в объеме амбулаторной хирургии, как в условиях дневного стационара, так и на дому. С подробной информацией об услугах, оказываемых центром, и их стоимости Вы можете ознакомиться на сайте doctorvera-kaluga.ru .
Цель школьных врачей – обеспечить
максимальную посещаемость учащихся и по
возможности уменьшить пропуски, связанные с
болезнью ребенка
Разделы медицины |
По данным медкарт |
По данным скрининга |
неврология |
5,1% |
48,7% |
отоларингология |
2,6% |
28,2% |
гастроэнтерология |
10,3% |
30,8% |
аллергология |
5,1% |
28,2% |
Трудно мы шли к решению
поить детей фиточаями в школе. Ведь врач понимает
не только пользу, но и возможные проблемы
траволечения. Первоначально мы отобрали 6
человек: троих – с аллергическим дерматитом и
поллинозом, одного – с язвой желудка, одного –
с бронхиальной астмой, одного – с эписиндромом.
Причем мы не давали этим детям сразу травяные
сборы, а сначала осторожно пробовали отвары из
одной травы, затем постепенно увеличивали число
компонентов. Таким образом, мы имели возможность
выявить реакцию организма ребенка на каждую
составляющую фиточая.
К апрелю группа траволечения насчитывала уже 17
человек. Часть из них – дети с
желудочно-кишечными заболеваниями в анамнезе (мы
давали им фиточаи для профилактики обострения в
весенний период), часть – получали чаи по
просьбе родителей (для улучшения обмена веществ
– три человека, для профилактики поллиноза – два
человека).
Как курс ЛФК, так и фитотерапия не длятся
постоянно. В нашем случае курс обычно занимает 10
дней, затем делается перерыв на две недели. Все
процедуры проводятся только с письменного
согласия родителей учащихся.
Эффект от этих мер мы видим существенный. Так, у
Олега Л. не только значительно улучшилось
состояние кожных покровов, но на фоне
фитотерапии удалось расширить его диету. Ученица
5-го класса Маша П. осенью пропустила 1,5 месяца
занятий в связи с приступами бронхиальной астмы,
а весной после всех профилактических
мероприятий период приступов длился не более 3
недель.
Кроме того, в 2007/08 учебном году не зафиксировано
ни одного случая пропусков занятий в связи с
обострением хронических болезней
желудочно-кишечного тракта и поллиноза.
В период повышенной заболеваемости ОРЗ
медицинские работники совместно с педагогами
проводят профилактические меры, это позволило
увеличить посещаемость в начальной школе на 20% по
сравнению с предыдущим учебным годом.
Часто болеющим детям мы дважды в день даем
витаминные чаи и всем детям перед началом уроков
смазываем носовые ходы оксолиновой мазью.
Помимо того, обязательным в зимнее время
являются регулярное проветривание классов и
ежедневное обеззараживание воздуха. Все
профилактические меры направлены на повышение
иммунитета детей и как следствие – на снижение
заболеваемости. Это одна из главных задач врача
– предвидеть проблему и не допустить ее.
Конечно, дети все-таки болеют. В таком случае
также необходима помощь школьного врача.
Некоторые дети, в том числе и благодаря нашей
профилактике, переносят простуду без повышения
температуры. А значит, посещают школу. Школьному
врачу приходится заниматься лечением
простудившегося ученика. По нашей статистике, в
2007/08 учебном году таких детей было 75. Только у
девяти из них, несмотря на наши старания,
симптомы острой респираторной инфекции
усилились. Эти дети долечивались дома. Остальные
очень быстро справились с болезнью. Нам кажется,
результат впечатляет.
Какие еще проблемы без школьного
врача не решить? Пресловутый педикулез. По
СанПиНам медсестра или врач должны осматривать
учащихся на наличие педикулеза 4 раза в год. На
самом деле, чтобы управлять ситуацией и работать
на предотвращение случаев этого заболевания,
необходимо осматривать детей гораздо чаще. Мы
делаем это 2 раза в месяц, а при необходимости – и
2 раза в неделю. Игрушки и ковры в игровой комнате,
полы в классах и в физкультурном зале подлежат
обработке с помощью парогенератора 1 раз в месяц.
Только так можно избежать распространения
педикулеза.
Всем известна главная заповедь врача – «не
навреди». Мы с этим не спорим, только хотим еще
добавить – «и предупреди». «Предупреди и не
навреди» – задача медицинского персонала ГОУ
Центра образования № 118. А вытекает она из того,
что сегодня ребенок проводит в школе большую
часть дня. Поэтому если не мы, то кто же?
Благодаря усилиям врачей и педагогов в этом
учебном году на одного ученика нашей школы
приходилось 9 пропусков школьных занятий в год (в
предыдущем – 20). Наверное, неплохо. Нам очень
хотелось бы закрепить, а в дальнейшем и улучшить
этот результат. В перспективе у нас – покупка
установки кислородного коктейля, оснащение
тренажерами зала лечебной гимнастики. Хотелось
бы иметь и небольшое оборудование для
ингалятория, для кабинета охраны зрения. Чтобы
врач школы мог работать на опережение.
Марина Шорина
|