Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №16/2008

Из первых рук

Учителя физкультуры объединяются

В конце июня в Петрозаводске прошел первый в России Международный конгресс учителей физической культуры и специалистов, пропагандирующих здоровый образ жизни

Кадры решают все

Цель конгресса – пропаганда физической культуры в школах как главного компонента здоровьесберегающих технологий.
Участники конгресса – учителя физкультуры, преподаватели вузов, представители науки из Италии, Канады, США, Финляндии, Литвы, Эстонии и России – обсуждали, что должны знать школьники о здоровом образе жизни, как сделать занятия физической культурой интересными для них, проводили мастер-классы по различным видам спорта, спортивным танцам.
Состояние здоровья детей вызывает тревогу не только в нашей стране. По словам профессора Луки Эйда (Италия), стандарты здоровья и физической подготовленности падают во всем мире, а уровень ожирения растет. Наиболее типичные заболевания финских школьников – ожирение, диабет, нарушения опорно-двигательного аппарата, синдром хронической усталости. Катастрофически снизилась физическая подготовленность выпускников. Один из ее показателей – выносливость – упала на 40%. Из армии мальчишек отправляют домой, т.к. они не выдерживают больших нагрузок. 80% российских школьников страдают от гиподинамии.

Публикация статьи произведена при поддержке «Наркологического центра доктора Марыныча» в Ростове-на-Дону. Центр оказывает помощь для наркозависимых (в том числе лечение от "солей"), алкоголиков и заядлых курильщиков. Конфиденциальность и анонимность, лечение по современным методикам. 5 этапов борьбы с зависимостью - мотивация, детоксикация, восстановление, реабилитация и рессоциализация. Вся подробная информация и контакты на сайте: marinich.ru.

Финские специалисты уверены, что физкультура создает возможности для улучшения здоровья. Причем чем младше дети, тем больше у них физиологическая потребность двигаться. Школьникам начальных классов необходимы хотя бы 2 часа физической нагрузки в день, а старшеклассникам (так же как и взрослым) – несколько коротких (по 10 минут) периодов разнообразной интенсивной нагрузки, чтобы пульс дошел до 140.
Школьная программа должна включать как минимум три урока физкультуры в неделю. И еще нужен хотя бы час физической активности в свободное время. В Эстонии, например, по данным профессора университета г. Тарту Тойво Юримяэ, 74% мальчиков и 63% девочек дважды в неделю посещают спортивные клубы. А 39% мальчиков и 24% девочек занимаются спортом 4 раза в неделю.
У нас в России рекомендованы 3 урока физкультуры, но все прекрасно понимают, что не везде есть для этого материальные и кадровые возможности.
Традиционно в школах изучают элементы гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, неудивительно, что интерес детей к занятиям падает. Нужно так построить уроки физкультуры, чтобы школьники не только физически развивались, но и получали положительный эмоциональный заряд, этому могут помочь фитнес, различные виды спортивных танцев. А еще нужно не забывать детей хвалить.
К сожалению, учителя физкультуры зачастую ориентируются на спортивные достижения и показатели, забывая о здоровом образе жизни. Но именно педагоги могут оказать огромное влияние на развитие школьников, а значит – должны быть компетентны и грамотны, знать физиологию и психологию детей и подростков.
Занятия физкультурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья – отдельная тема. «Не изменять мир под больного ребенка, но дать ему возможность проявить себя» – таким должен быть принцип работы с детьми-инвалидами. Мастер-класс, который проводил Эдвард Койл (США), вызвал особый интерес. И это не случайно. Его собственная история является образцом реализованных возможностей человеческого духа. В два года Эд заболел полиомиелитом, полвека назад эта болезнь была так же распространена, как сегодня аутизм, и потерял способность ходить. Сегодня Эд Койл известный человек, он – обладатель четырех золотых медалей Панамериканских игр в силовых единоборствах, завоевал 2 золотые и 1 серебряную медаль на Олимпийских играх. Наверное, не все знают, что наша девочка из Карелии получила 3 золотые медали на Параолимпийских играх в Нагано в 2005 году по горным лыжам.
Дети-инвалиды хотят и могут заниматься спортом и ставить рекорды. Просто учителя физкультуры и тренеры должны иметь для этого специальную подготовку.

Стратегический вопрос

В школах Республики Карелия учатся 68 тысяч детей. «Здоровье школьников – это стратегический вопрос», – считает Анатолий Кармазин, замминистра образования Карелии.
С 2007 г. в рамках проекта «Школьное молоко» все учащиеся 1–4-х классов (22,5 тысячи ребят) обеспечиваются бесплатным молоком. С 1 сентября 2008 года пятиклассники также будут получать ежедневно по 200 мл этого полезного продукта. К сожалению, молоко приходится стерилизовать и расфасовывать в вакуумные упаковки, иначе просто невозможно ежедневно развозить его в отдаленные населенные пункты, ведь большая часть из 254 школ Карелии – сельские. Не все дети хотят пить молоко, а некоторые просто не могут по медицинским показаниям. Если это подтверждено справкой, то им предоставляется замена – ягодный морс в такой же упаковке.
Горячее питание необходимо школьникам. Для этой цели детям из малообеспеченных семей из республиканского бюджета выделяется 16 рублей в день. Конечно, этого недостаточно, чтобы организовать полноценное питание. Сейчас правительство республики рассматривает вопрос об увеличении этих субсидий в два раза.
В 90% карельских школ работают столовые полного цикла, в крупных городах питание школьников обеспечивают сотрудники муниципальных предприятий. В сельских школах меню разнообразится овощами и зеленью с пришкольного участка, а наиболее предприимчивые директора заготавливают бруснику, клюкву, чернику, замораживают ягоды и зимой готовят из них морсы и компоты.
В Карелии реализуется программа «Здоровый образ жизни» (2005–2010 гг.), адресованная всему населению, в том числе и детям. Для них проводятся конкурсы: «Лучшая спортивная площадка», «Школа – территория здоровья», «Школа, формирующая здоровый образ жизни», «Соревнование классов, свободных от курения» и другие. Но централизованной обязательной образовательной программы по культуре здоровья для детей нет.
Поэтому многие школы сами выбирают программы. Например, используя подобный опыт своих соседей – финнов.

Коллеги

В Финляндии к вопросу здоровья подрастающего поколения относятся очень серьезно: уже 10 лет в стране в обязательную школьную программу для всех классов включен предмет «обучение здоровью». Его ведут педагоги, получившие соответствующую специальность. Есть учебники, экзамен и оценки.
«В нашем совместном проекте «Здоровье – в школы» участвуют финские и карельские учебные заведения, – рассказывает эксперт проекта Владимир Куйванен (Финляндия), – ведь здоровье детей и их благополучие – наша общая проблема». Работа началась с курсов повышения квалификации учителей, снабжения их необходимой методической литературой. Затем в пилотных школах (таких, как школа № 48 и лицей № 1 г. Петрозаводска) были организованы команды по здоровью. Учителя физкультуры и ОБЖ, медики и психологи, представители родителей и учащихся, входящие в команду, поставили перед собой цель оздоровления детей с помощью физкультурных занятий и пропаганды здорового образа жизни.
«…Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Эти слова Ж.Ж. Руссо стали девизом и ориентиром в работе педагогического коллектива школы № 46, которая также участвует в эксперименте.
Кроме того, в этих школах реализуются и собственные творческие идеи, как, например, проект «Общество и спорт» в школе № 48. Проект объединяет работу различных учителей-предметников. Тему «Олимпийские игры в Древней Греции» ученики 5–6-х классов проходят на уроках истории, физкультуры, математики и литературы. А старшеклассники изучают «Биофизику спорта» с точки зрения физики, биологии, физкультуры.
Казалось бы, какую работу можно проводить в малокомплектных сельских школах? Но все зависит от директора и желания педагогов.
В Кайпинской общеобразовательной школе учатся 143 школьника. Учитель физкультуры Татьяна Сурина уверена, что за два часа в неделю невозможно привить интерес к физическим занятиям. Самая действенная работа – спортивные секции, ежемесячные соревнования по разным видам спорта. Форма соревнований может быть разной, например – семейный серпантин, с привлечением мам и пап, двоюродных сестер и братьев… Выпускники школы получают паспорта здоровья, где записано, с какими результатами они прыгали и бегали.
В Аконьярвской основной общеобразовательной школе всего 96 учащихся. Зато у них есть свой проект «Дорога к здоровью», включающий психотренинги, музыкотерапию, дыхательную гимнастику Стрельниковой. В штате школы есть фельдшер, психолог, логопед, социальный педагог. А еще здесь используют методику В.Ф. Базарного, причем конторки и офтальмотренажеры педагоги сделали сами. На переменах мальчики могут подтягиваться на перекладинах, смонтированных в спортивном уголке, а девочки с удовольствием играют в классики, нарисованные прямо на полу в коридорах.

Вместе против вредных привычек

Еще один международный проект – «Вместе против употребления психоактивных веществ» –разработан Национальным институтом общественного здоровья Финляндии. С 2006 года в совместной работе участвуют школьники четырех школ Питкярантского района Карелии (трех сельских и одной городской). Цель – профилактика вредных привычек и распространение информации в республике. Финские коллеги представили пакет информационных материалов для педагогов, рабочие тетради для детей, наглядные материалы для каждого урока: плакаты, видеоролики.
Директор одной из этих школ, которая находится в поселке Ляскеля, Ольга Кузьменко сообщила, что в последние годы курящих девочек стало в два раза больше, увеличилось количество детей, курящих дома, и детей, чьи родители знают о том, что они курят. Она подчеркнула, что вредные привычки усваиваются в подростковом возрасте, а затем становятся образом жизни. Поэтому начинать говорить на эту тему с детьми нужно как можно раньше.
Проект включает несколько этапов: обучающие семинары для педагогов и школьных медработников; организацию групп поддержки (врачи, учителя, родители), которые вырабатывают и утверждают код поведения в школе; проведение уроков и внеклассных мероприятий на эту тему. Программа рассчитана на два года занятий и состоит из 10 тем, например, «Почему другие употребляют ПАВ», «Почему я не хочу это делать», «Подводные камни зависимости» и др. Ребята научатся отличать человека под действием наркотиков, высказывать свое мнение и говорить «нет», получать удовольствие от спорта, от какого-то дела. Уроки проходят в интерактивном общении.
В школах проводятся дни здоровья, спортивные состязания и концерты, выступает межшкольная агитбригада, ребята участвуют в конкурсе «Брось курить и выиграй» и конкурсе плакатов. Лучшие плакаты печатают на глянцевой бумаге в типографии, а победителей награждают футболками с отпечатками их работ.
Несколько школьников бросили курить или стали курить меньше. И пусть таких пока немного, но первый шаг сделан, и слово «здоровье» становится модным.
Занятия продолжаются. Недостаточно выработать установки «я знаю» и «я хочу», чем обычно заканчиваются подобные проекты, подростки должны сказать себе «я могу» и «я делаю».

Ольга Гаврилова, учительница 39-й средней школы г. Петрозаводска, для того чтобы ребята лучше поняли пагубность курения и употребления алкоголя, сделала видеоролики на эту тему. «Из плена иллюзий» – рассказ об истории возникновения горячительных напитков и возможных последствиях злоупотребления ими. «Иллюзии и реальность» – мини-фильм о вреде курения. Главный вывод этих сюжетов – «У тебя всегда есть выбор».
Сейчас ученые университета Хельсинки разработали новую программу «В школу без табачного дыма». Об этом рассказала одна из координаторов проекта Хана Коппеломяки.В 1991 году в Брюсселе была основана международная организация учителей физической культуры. В настоящее время в нее входят 29 стран. Подводя итоги конгресса, Александр Воронов, декан факультета физической культуры Карельского государственного педагогического университета (избран президентом Межрегионального объединения учителей физкультуры, тел. 8 (8142) 78-30-29, e-mail: ffk@kspu.karelia.ru), отметил, что одной из целей этого мероприятия было объединение учителей и создание аналогичной организации в нашей стране. Создание Всероссийской организации – дело будущего, а пока участники конгресса официально зарегистрировали межрегиональный союз учителей физкультуры. Информация об этом событии есть на сайте правительства Карелии.

Нина Семина