В конце июня в Петрозаводске прошел
первый в России Международный конгресс учителей
физической культуры и специалистов,
пропагандирующих здоровый образ жизни
Кадры решают все
Цель конгресса – пропаганда
физической культуры в школах как главного
компонента здоровьесберегающих технологий.
Участники конгресса – учителя физкультуры,
преподаватели вузов, представители науки из
Италии, Канады, США, Финляндии, Литвы, Эстонии и
России – обсуждали, что должны знать школьники о
здоровом образе жизни, как сделать занятия
физической культурой интересными для них,
проводили мастер-классы по различным видам
спорта, спортивным танцам.
Состояние здоровья детей вызывает тревогу не
только в нашей стране. По словам профессора
Луки Эйда (Италия), стандарты здоровья и
физической подготовленности падают во всем мире,
а уровень ожирения растет. Наиболее типичные
заболевания финских школьников – ожирение,
диабет, нарушения опорно-двигательного аппарата,
синдром хронической усталости. Катастрофически
снизилась физическая подготовленность
выпускников. Один из ее показателей –
выносливость – упала на 40%. Из армии мальчишек
отправляют домой, т.к. они не выдерживают больших
нагрузок. 80% российских школьников страдают от
гиподинамии.
Публикация статьи произведена при поддержке «Наркологического центра доктора Марыныча» в Ростове-на-Дону. Центр оказывает помощь для наркозависимых (в том числе лечение от "солей"), алкоголиков и заядлых курильщиков. Конфиденциальность и анонимность, лечение по современным методикам. 5 этапов борьбы с зависимостью - мотивация, детоксикация, восстановление, реабилитация и рессоциализация. Вся подробная информация и контакты на сайте: marinich.ru.
Финские специалисты уверены, что физкультура
создает возможности для улучшения здоровья.
Причем чем младше дети, тем больше у них
физиологическая потребность двигаться.
Школьникам начальных классов необходимы хотя бы
2 часа физической нагрузки в день, а
старшеклассникам (так же как и взрослым) –
несколько коротких (по 10 минут) периодов
разнообразной интенсивной нагрузки, чтобы пульс
дошел до 140.
Школьная программа должна включать как минимум
три урока физкультуры в неделю. И еще нужен хотя
бы час физической активности в свободное время. В
Эстонии, например, по данным профессора
университета г. Тарту
Тойво Юримяэ, 74%
мальчиков и 63% девочек дважды в неделю посещают
спортивные клубы. А 39% мальчиков и 24% девочек
занимаются спортом 4 раза в неделю.
У нас в России рекомендованы 3 урока физкультуры,
но все прекрасно понимают, что не везде есть для
этого материальные и кадровые возможности.
Традиционно в школах изучают элементы
гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр,
неудивительно, что интерес детей к занятиям
падает. Нужно так построить уроки физкультуры,
чтобы школьники не только физически развивались,
но и получали положительный эмоциональный заряд,
этому могут помочь фитнес, различные виды
спортивных танцев. А еще нужно не забывать детей
хвалить.
К сожалению, учителя физкультуры зачастую
ориентируются на спортивные достижения и
показатели, забывая о здоровом образе жизни. Но
именно педагоги могут оказать огромное влияние
на развитие школьников, а значит – должны быть
компетентны и грамотны, знать физиологию и
психологию детей и подростков.
Занятия физкультурой с детьми с ограниченными
возможностями здоровья – отдельная тема. «Не
изменять мир под больного ребенка, но дать ему
возможность проявить себя» – таким должен быть
принцип работы с детьми-инвалидами. Мастер-класс,
который проводил
Эдвард Койл (США), вызвал
особый интерес. И это не случайно. Его
собственная история является образцом
реализованных возможностей человеческого духа.
В два года Эд заболел полиомиелитом, полвека
назад эта болезнь была так же распространена, как
сегодня аутизм, и потерял способность ходить.
Сегодня Эд Койл известный человек, он –
обладатель четырех золотых медалей
Панамериканских игр в силовых единоборствах,
завоевал 2 золотые и 1 серебряную медаль на
Олимпийских играх. Наверное, не все знают, что
наша девочка из Карелии получила 3 золотые медали
на Параолимпийских играх в Нагано в 2005 году по
горным лыжам.
Дети-инвалиды хотят и могут заниматься спортом и
ставить рекорды. Просто учителя физкультуры и
тренеры должны иметь для этого специальную
подготовку.
Стратегический вопрос
В школах Республики Карелия учатся 68
тысяч детей. «Здоровье школьников – это
стратегический вопрос», – считает Анатолий
Кармазин, замминистра образования Карелии.
С 2007 г. в рамках проекта «Школьное молоко» все
учащиеся 1–4-х классов (22,5 тысячи ребят)
обеспечиваются бесплатным молоком. С 1 сентября
2008 года пятиклассники также будут получать
ежедневно по 200 мл этого полезного продукта. К
сожалению, молоко приходится стерилизовать и
расфасовывать в вакуумные упаковки, иначе просто
невозможно ежедневно развозить его в отдаленные
населенные пункты, ведь большая часть из 254 школ
Карелии – сельские. Не все дети хотят пить
молоко, а некоторые просто не могут по
медицинским показаниям. Если это подтверждено
справкой, то им предоставляется замена – ягодный
морс в такой же упаковке.
Горячее питание необходимо школьникам. Для этой
цели детям из малообеспеченных семей из
республиканского бюджета выделяется 16 рублей в
день. Конечно, этого недостаточно, чтобы
организовать полноценное питание. Сейчас
правительство республики рассматривает вопрос
об увеличении этих субсидий в два раза.
В 90% карельских школ работают столовые полного
цикла, в крупных городах питание школьников
обеспечивают сотрудники муниципальных
предприятий. В сельских школах меню
разнообразится овощами и зеленью с пришкольного
участка, а наиболее предприимчивые директора
заготавливают бруснику, клюкву, чернику,
замораживают ягоды и зимой готовят из них морсы и
компоты.
В Карелии реализуется программа «Здоровый образ
жизни» (2005–2010 гг.), адресованная всему населению,
в том числе и детям. Для них проводятся конкурсы:
«Лучшая спортивная площадка», «Школа –
территория здоровья», «Школа, формирующая
здоровый образ жизни», «Соревнование классов,
свободных от курения» и другие. Но
централизованной обязательной образовательной
программы по культуре здоровья для детей нет.
Поэтому многие школы сами выбирают программы.
Например, используя подобный опыт своих соседей
– финнов.
Коллеги
В Финляндии к вопросу здоровья
подрастающего поколения относятся очень
серьезно: уже 10 лет в стране в обязательную
школьную программу для всех классов включен
предмет «обучение здоровью». Его ведут педагоги,
получившие соответствующую специальность. Есть
учебники, экзамен и оценки.
«В нашем совместном проекте «Здоровье – в
школы» участвуют финские и карельские учебные
заведения, – рассказывает эксперт проекта Владимир
Куйванен (Финляндия), – ведь здоровье детей и
их благополучие – наша общая проблема». Работа
началась с курсов повышения квалификации
учителей, снабжения их необходимой методической
литературой. Затем в пилотных школах (таких, как
школа № 48 и лицей № 1 г. Петрозаводска) были
организованы команды по здоровью. Учителя
физкультуры и ОБЖ, медики и психологи,
представители родителей и учащихся, входящие в
команду, поставили перед собой цель оздоровления
детей с помощью физкультурных занятий и
пропаганды здорового образа жизни.
«…Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым». Эти слова Ж.Ж.
Руссо стали девизом и ориентиром в работе
педагогического коллектива школы № 46, которая
также участвует в эксперименте.
Кроме того, в этих школах реализуются и
собственные творческие идеи, как, например,
проект «Общество и спорт» в школе № 48. Проект
объединяет работу различных
учителей-предметников. Тему «Олимпийские игры в
Древней Греции» ученики 5–6-х классов проходят на
уроках истории, физкультуры, математики и
литературы. А старшеклассники изучают
«Биофизику спорта» с точки зрения физики,
биологии, физкультуры.
Казалось бы, какую работу можно проводить в
малокомплектных сельских школах? Но все зависит
от директора и желания педагогов.
В Кайпинской общеобразовательной школе учатся 143
школьника. Учитель физкультуры Татьяна
Сурина уверена, что за два часа в
неделю невозможно привить интерес к физическим
занятиям. Самая действенная работа – спортивные
секции, ежемесячные соревнования по разным видам
спорта. Форма соревнований может быть разной,
например – семейный серпантин, с привлечением
мам и пап, двоюродных сестер и братьев…
Выпускники школы получают паспорта здоровья, где
записано, с какими результатами они прыгали и
бегали.
В Аконьярвской основной общеобразовательной
школе всего 96 учащихся. Зато у них есть свой
проект «Дорога к здоровью», включающий
психотренинги, музыкотерапию, дыхательную
гимнастику Стрельниковой. В штате школы есть
фельдшер, психолог, логопед, социальный педагог.
А еще здесь используют методику В.Ф. Базарного,
причем конторки и офтальмотренажеры педагоги
сделали сами. На переменах мальчики могут
подтягиваться на перекладинах, смонтированных в
спортивном уголке, а девочки с удовольствием
играют в классики, нарисованные прямо на полу в
коридорах.
Вместе против вредных привычек
Еще один международный проект –
«Вместе против употребления психоактивных
веществ» –разработан Национальным институтом
общественного здоровья Финляндии. С 2006 года в
совместной работе участвуют школьники четырех
школ Питкярантского района Карелии (трех
сельских и одной городской). Цель – профилактика
вредных привычек и распространение информации в
республике. Финские коллеги представили пакет
информационных материалов для педагогов,
рабочие тетради для детей, наглядные материалы
для каждого урока: плакаты, видеоролики.
Директор одной из этих школ, которая находится в
поселке Ляскеля, Ольга Кузьменко
сообщила, что в последние годы курящих девочек
стало в два раза больше, увеличилось количество
детей, курящих дома, и детей, чьи родители знают о
том, что они курят. Она подчеркнула, что вредные
привычки усваиваются в подростковом возрасте, а
затем становятся образом жизни. Поэтому начинать
говорить на эту тему с детьми нужно как можно
раньше.
Проект включает несколько этапов: обучающие
семинары для педагогов и школьных медработников;
организацию групп поддержки (врачи, учителя,
родители), которые вырабатывают и утверждают код
поведения в школе; проведение уроков и
внеклассных мероприятий на эту тему. Программа
рассчитана на два года занятий и состоит из 10 тем,
например, «Почему другие употребляют ПАВ»,
«Почему я не хочу это делать», «Подводные камни
зависимости» и др. Ребята научатся отличать
человека под действием наркотиков, высказывать
свое мнение и говорить «нет», получать
удовольствие от спорта, от какого-то дела. Уроки
проходят в интерактивном общении.
В школах проводятся дни здоровья, спортивные
состязания и концерты, выступает межшкольная
агитбригада, ребята участвуют в конкурсе «Брось
курить и выиграй» и конкурсе плакатов. Лучшие
плакаты печатают на глянцевой бумаге в
типографии, а победителей награждают футболками
с отпечатками их работ.
Несколько школьников бросили курить или стали
курить меньше. И пусть таких пока немного, но
первый шаг сделан, и слово «здоровье» становится
модным.
Занятия продолжаются. Недостаточно выработать
установки «я знаю» и «я хочу», чем обычно
заканчиваются подобные проекты, подростки
должны сказать себе «я могу» и «я делаю».
Ольга Гаврилова, учительница
39-й средней школы г. Петрозаводска, для того чтобы
ребята лучше поняли пагубность курения и
употребления алкоголя, сделала видеоролики на
эту тему. «Из плена иллюзий» – рассказ об истории
возникновения горячительных напитков и
возможных последствиях злоупотребления ими.
«Иллюзии и реальность» – мини-фильм о вреде
курения. Главный вывод этих сюжетов – «У тебя
всегда есть выбор».
Сейчас ученые университета Хельсинки
разработали новую программу «В школу без
табачного дыма». Об этом рассказала одна из
координаторов проекта Хана Коппеломяки.В
1991 году в Брюсселе была основана международная
организация учителей физической культуры. В
настоящее время в нее входят 29 стран. Подводя
итоги конгресса, Александр Воронов, декан
факультета физической культуры Карельского
государственного педагогического университета
(избран президентом Межрегионального
объединения учителей физкультуры, тел. 8 (8142)
78-30-29, e-mail: ffk@kspu.karelia.ru), отметил, что одной из
целей этого мероприятия было объединение
учителей и создание аналогичной организации в
нашей стране. Создание Всероссийской
организации – дело будущего, а пока участники
конгресса официально зарегистрировали
межрегиональный союз учителей физкультуры.
Информация об этом событии есть на сайте
правительства Карелии.