Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/2008

Коллеги

Родитель в пространстве школы

Школа – территория здоровья. Наше кредо: «Здоровый родитель, здоровый учитель – здоровый ученик».
Одним из важных видов управленческой деятельности школы является организация совместной работы педагогов и родителей по формированию культуры здоровья подрастающего поколения.
Мониторинг состояния экологической обстановки в районе Городской рощи, где находится наша школа, проведенный десять лет назад, выявил следующее: район экологически неблагополучный, рядом – промышленные предприятия-гиганты. Это влияет на здоровье жителей микрорайона. Поэтому при выборе модели развития администрация школы учитывала социальный заказ родителей, учащихся и местного сообщества на потребность формирования комплекса образовательных услуг, предоставляемых школой. Приоритетными потребностями обучающихся стали создание в школе комфортных условий для обучения и повышение уровня информированности по вопросам сохранения здоровья, потребности родителей – безопасность, здоровье, комфортность, местного сообщества – сохранение и укрепление здоровья.
Создавать атмосферу здоровья в школе помогают родители. Основными направлениями деятельности по сохранению и укреплению здоровья в семье стали: организационная; информационно-просветительская; медико-психолого-педагогическая; досуговая.

 

 Родители-управленцы:

  • совет школы;

  • школьный центр содействия укреплению здоровья;

  • школьный центр медико-психологической реабилитации подростков;

  • совет родителей по экспертизе инновационных технологий;

  • совет профилактики правонарушений.

Родители-консультанты:

  • консультационный пункт врачей-специалистов – родителей учащихся;

  • психологические тренинги;

  • консультации специалистов – родителей школы – работников ГИБДД, МЧС, ИДН;

  • «Интервью по вашей просьбе» (опыт семейного воспитания):

– «Знакомьтесь: семья…»;

– спортивный семейный досуг «Этому мы можем научить…»;

Родители-инициаторы:

  • публицистическое обозрение «Мода сезона – здоровье»;

  • трибуна общественного мнения на темы:

– «Конфликтные ситуации в семьях… Как их разрешить?»;

– «У нас – семейные дни здоровья… А у вас?»

  • конкурс сочинений «Воскресный день в семье моей»;

  • конкурс плакатов семьи «Да!», «Нет!»;

  • телефон доверия в школьном центре содействия укреплению здоровья;

  • лекторская группа «За здоровый образ жизни!».

Родители-участники:

  • научно-практическая конференция по вопросам культуры здоровья;

  • родительские университеты: «Пусть ребенок растет здоровым» (1–4-е кл.); «Учимся беречь здоровье» (5–7-е кл.);

  • клубы семейного общения;

  • группы здоровья учителей, учащихся, родителей (по авторской методике В.М. Гомозова «Оздоровление позвоночника и суставов»);

  • спортивные праздники в микрорайоне: «Богатырская наша сила»; «Мама, папа, я – спортивная семья»;

  • социологические исследования по вопросам здорового образа жизни;

  • спортивно-интеллектуальные игры: «Всё о здоровье»; «Это страшное слово – пожар!».

Родители-организаторы:

  • спортивные секции: настольный теннис, волейбол, футбол, ритмика, аэробика, шахматы;

  • выпуск семейных санбюллетеней «Если хочешь быть здоров…»;

  • электронные презентации семей: «Секреты здоровья», «Мы выбираем спорт», «Здоровье – это…», «Искореним вредные привычки»;

  • социальные мини-проекты: «Фотолетопись семьи»; «Цветы на подоконнике»; «Моя семья и ЗОЖ»; «Здоровье и духовность»;

  • акции «Мы выбираем здоровье…»; «Чистый подъезд»; «Моя улица»;

  • туристические слеты, походы по родному краю.

Опросы членов семей помогли принять следующие управленческие решения:

  • установление контактов с внешними службами: сотрудничество с кафедрой психологии РГМУ им. акад. И.П. Павлова, Рязанским инститом развития образования, Рязанским областным психоневрологическим диспансером, Рязанским областным наркологическим диспансером, Городским комитетом по физической культуре и спорту, Рязанской ассоциацией планирования семьи, МУЗ «Детская поликлиника № 5», спортивно-оздоровительными центрами города;

  • открытие в 2000 году на базе школы центра медико-психологической реабилитации подростков, в котором работают высококвалифицированные специалисты РОПНД: психолог, врач-психиатр, логопед-дефектолог, услугами которых пользуются не только учащиеся, родители, учителя близлежащих школ, но и жители Железнодорожного района города, получая нужную консультацию анонимно на приеме или по телефону доверия;

  • создание в 2001 году совета учащихся «Будь здоров!» и консультационного пункта врачей-специалистов – родителей школы: терапевта, онколога, хирурга, окулиста, реабилитолога;

  • открытие в 2006 году школьного центра содействия укреплению здоровья, который организует курсы по профилактике деструктивного поведения детей и распространения ПАВ в молодежной среде; составляет план мероприятий по антиалкогольной пропаганде, борьбе с наркоманией, токсикоманией, СПИДом в школе и на территории микрорайона.

Опыт, накопленный школой, показал, что идея содействия здоровью успешно проникает во все аспекты школьной жизни и жизни семьи.
Время изменило свои приоритеты. Еще вчера мы отдавали все внимание в системе образования исключительно умственному развитию ребенка, но сегодня перед обществом встала проблема больного детства, а следовательно, проблема выживания нации. Реализуя программу развития школы «Школа, содействующая здоровью», мы считаем приоритетными вопросы укрепления здоровья путем взаимодействия, сотрудничества взрослых и детей как участников образовательного процесса.
Мы уверены: если в школе, содействующей здоровью, обновленный образовательный процесс строится на идеях укрепления здоровья детей, профилактики заболеваемости, рефлексивного управления и воспитания здорового образа жизни всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся и их родителей), то улучшаются следующие показатели:

  • отношения к своему здоровью;

  • объективные статистические медицинские показатели (стабилизация, а не ухудшение здоровья);

  • информированности о пользе здорового образа жизни в семье;

  • мотивации учения, а следовательно, улучшения результатов всего образовательного процесса.

Безусловно, совместная деятельность родительского и педагогического сообщества в формировании здоровьесберегающей среды школы способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников и формирует потребность в здоровом образе жизни.

Результаты блицопроса родителей школы (100 чел.)

Вопросы

2006–2007

2007–2008

Да

Нет

Иногда

Да

Нет

Иногда

Пользуетесь ли вы услугами школьного центра медицинской реабилитации подростков?

35

32

33

48

26

26

Пользуетесь ли вы услугами школьного центра содействия укреплению здоровья?

27

29

44

42

20

38

Посещаете ли вы в школе группу здоровья по оздоровлению позвоночника и суставов?

11

81

8

21

64

15

Галина Ивашкина ,
руководитель школьного центра содействия укреплению здоровья