Родитель в пространстве школы
Школа – территория здоровья. Наше
кредо: «Здоровый родитель, здоровый учитель –
здоровый ученик».
Одним из важных видов управленческой
деятельности школы является организация
совместной работы педагогов и родителей по
формированию культуры здоровья подрастающего
поколения.
Мониторинг состояния экологической обстановки в
районе Городской рощи, где находится наша школа,
проведенный десять лет назад, выявил следующее:
район экологически неблагополучный, рядом –
промышленные предприятия-гиганты. Это влияет на
здоровье жителей микрорайона. Поэтому при выборе
модели развития администрация школы учитывала
социальный заказ родителей, учащихся и местного
сообщества на потребность формирования
комплекса образовательных услуг,
предоставляемых школой. Приоритетными
потребностями обучающихся стали создание в
школе комфортных условий для обучения и
повышение уровня информированности по вопросам
сохранения здоровья, потребности родителей –
безопасность, здоровье, комфортность, местного
сообщества – сохранение и укрепление
здоровья.
Создавать атмосферу здоровья в школе помогают
родители. Основными направлениями деятельности
по сохранению и укреплению здоровья в семье
стали: организационная;
информационно-просветительская;
медико-психолого-педагогическая; досуговая.
Родители-управленцы:
совет школы;
школьный центр содействия укреплению
здоровья;
школьный центр
медико-психологической реабилитации подростков;
совет родителей по экспертизе
инновационных технологий;
совет профилактики правонарушений.
Родители-консультанты:
консультационный пункт
врачей-специалистов – родителей учащихся;
психологические тренинги;
консультации специалистов –
родителей школы – работников ГИБДД, МЧС, ИДН;
«Интервью по вашей просьбе» (опыт
семейного воспитания):
– «Знакомьтесь: семья…»;
– спортивный семейный досуг «Этому мы
можем научить…»;
Родители-инициаторы:
– «Конфликтные ситуации в семьях… Как
их разрешить?»;
– «У нас – семейные дни здоровья… А у
вас?»
конкурс сочинений «Воскресный день в
семье моей»;
конкурс плакатов семьи «Да!», «Нет!»;
телефон доверия в школьном центре
содействия укреплению здоровья;
лекторская группа «За здоровый образ
жизни!».
Родители-участники:
научно-практическая конференция по
вопросам культуры здоровья;
родительские университеты: «Пусть
ребенок растет здоровым» (1–4-е кл.); «Учимся
беречь здоровье» (5–7-е кл.);
клубы семейного общения;
группы здоровья учителей, учащихся,
родителей (по авторской методике В.М. Гомозова
«Оздоровление позвоночника и суставов»);
спортивные праздники в микрорайоне:
«Богатырская наша сила»; «Мама, папа, я –
спортивная семья»;
социологические исследования по
вопросам здорового образа жизни;
спортивно-интеллектуальные игры:
«Всё о здоровье»; «Это страшное слово – пожар!».
Родители-организаторы:
спортивные секции: настольный теннис,
волейбол, футбол, ритмика, аэробика, шахматы;
выпуск семейных санбюллетеней «Если
хочешь быть здоров…»;
электронные презентации семей:
«Секреты здоровья», «Мы выбираем спорт»,
«Здоровье – это…», «Искореним вредные
привычки»;
социальные мини-проекты:
«Фотолетопись семьи»; «Цветы на подоконнике»;
«Моя семья и ЗОЖ»; «Здоровье и духовность»;
акции «Мы выбираем здоровье…»;
«Чистый подъезд»; «Моя улица»;
туристические слеты, походы по
родному краю.
Опросы членов семей помогли принять
следующие управленческие решения:
установление контактов с внешними
службами: сотрудничество с кафедрой психологии
РГМУ им. акад. И.П. Павлова, Рязанским инститом
развития образования, Рязанским областным
психоневрологическим диспансером, Рязанским
областным наркологическим диспансером,
Городским комитетом по физической культуре и
спорту, Рязанской ассоциацией планирования
семьи, МУЗ «Детская поликлиника № 5»,
спортивно-оздоровительными центрами города;
открытие в 2000 году на базе школы
центра медико-психологической реабилитации
подростков, в котором работают
высококвалифицированные специалисты РОПНД:
психолог, врач-психиатр, логопед-дефектолог,
услугами которых пользуются не только учащиеся,
родители, учителя близлежащих школ, но и жители
Железнодорожного района города, получая нужную
консультацию анонимно на приеме или по телефону
доверия;
создание в 2001 году совета учащихся
«Будь здоров!» и консультационного пункта
врачей-специалистов – родителей школы:
терапевта, онколога, хирурга, окулиста,
реабилитолога;
открытие в 2006 году школьного центра
содействия укреплению здоровья, который
организует курсы по профилактике деструктивного
поведения детей и распространения ПАВ в
молодежной среде; составляет план мероприятий по
антиалкогольной пропаганде, борьбе с
наркоманией, токсикоманией, СПИДом в школе и на
территории микрорайона.
Опыт, накопленный школой, показал, что
идея содействия здоровью успешно проникает во
все аспекты школьной жизни и жизни семьи.
Время изменило свои приоритеты. Еще вчера мы
отдавали все внимание в системе образования
исключительно умственному развитию ребенка, но
сегодня перед обществом встала проблема
больного детства, а следовательно, проблема
выживания нации. Реализуя программу развития
школы «Школа, содействующая здоровью», мы
считаем приоритетными вопросы укрепления
здоровья путем взаимодействия, сотрудничества
взрослых и детей как участников
образовательного процесса.
Мы уверены: если в школе, содействующей здоровью,
обновленный образовательный процесс строится на
идеях укрепления здоровья детей, профилактики
заболеваемости, рефлексивного управления и
воспитания здорового образа жизни всех
участников образовательного процесса (учителей,
учащихся и их родителей), то улучшаются следующие
показатели:
отношения к своему здоровью;
объективные статистические
медицинские показатели (стабилизация, а не
ухудшение здоровья);
информированности о пользе здорового
образа жизни в семье;
мотивации учения, а следовательно,
улучшения результатов всего образовательного
процесса.
Безусловно, совместная деятельность
родительского и педагогического сообщества в
формировании здоровьесберегающей среды школы
способствует сохранению и укреплению
физического и психического здоровья школьников
и формирует потребность в здоровом образе жизни.
Результаты блицопроса родителей
школы (100 чел.)
Вопросы |
2006–2007 |
2007–2008 |
Да |
Нет |
Иногда |
Да |
Нет |
Иногда |
Пользуетесь ли вы услугами
школьного центра медицинской реабилитации
подростков? |
35 |
32 |
33 |
48 |
26 |
26 |
Пользуетесь ли вы услугами
школьного центра содействия укреплению
здоровья? |
27 |
29 |
44 |
42 |
20 |
38 |
Посещаете ли вы в школе
группу здоровья по оздоровлению позвоночника и
суставов? |
11 |
81 |
8 |
21 |
64 |
15 |
Галина Ивашкина , руководитель школьного центра содействия укреплению здоровья
|