Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/2008

Коллеги

Здоровье учителя

Cеминар для педагогов

Пояснительная записка

Проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание, особенно в связи с неблагоприятными условиями труда (напряжением, перегрузками, стрессами, конфликтами и т.д.). Актуальность этой программы заключается в новом подходе к сохранению здоровья педагога, от которого в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения – будущего страны.
Основная цель семинара: укрепление и восстановление профессионального здоровья учителя.
В программе рассматриваются вопросы оздоровления педагогов средствами физической культуры и психологического воздействия; используются различные формы занятий: лекции, психодиагностика, релаксационные упражнения, тренинги и другие. Занятия с педагогами проводят психологи, врачи, социологи, тренеры. Результат обучения – защита учителями рефератов по теме семинара.
Программа может быть использована для организации педагогических семинаров в других образовательных учреждениях.

Статья опубликована при поддержке многопрофильного медицинского центра "Медицентр", одной из основных сфер деятельности которого является диагностика, лечение и профилактика заболеваний, связанных с неблагоприятными условиями труда и профессиональной деятельностью человека. В этом центре можно пройти медицинские осмотры, чтобы получить справку для водительского удостоверения, для получения или продления личной медицинской книжки, при поступлении на работу с неблагоприятными/вредными условиями труда. Опытные специалисты в области профпатологии проведут предрейсовый медицинский осмотр водителей, послесменный медицинский осмотр, а также профилактический ежегодный осмотр сотрудников. Также здесь можно пройти медицинское освидетельствование на право владения оружием и мн.др. обследования. С полным списком услуг, оказываемых центром, и их стоимостью можно ознакомиться на сайте prof.medi-center.ru.

Содержание занятий
(8 часов)

Занятие № 1 (лекция). Современные технологии укрепления и восстановления профессионального здоровья учителя.
Занятие № 2 (лекция). Двигательная активность и организм человека. Влияние движения на здоровье. Развитие, укрепление, коррекция опорно-двигательного аппарата.
Занятие № 3 (коррекционная беседа). Профилактика профессиональных заболеваний.
Занятие № 4 (комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий). Методика В.М. Гомозова «Оздоровление позвоночника и суставов».
Занятие № 5 (психодиагностика). Диагностика предрасположенности к стрессу. Тест «Шкала оценки личностной тревожности (ЛТ)» (по Ч.Спилбергеру и Ю.Л. Ханину).
Занятие № 6 (релаксационные упражнения). Средства и способы снятия стресса. Приемы поведенческой антистрессовой защиты. Релаксационные программы № 1, 2.
Занятия № 7, 8 (тренинг). Сохранение профессионального здоровья учителя (упражнения, игры, дискуссии, тибетская гимнастика).

Темы рефератов

  1. Педагогическая гибкость – один из факторов профессионального развития и сохранения здоровья учителя.

  2. Секреты вашей бодрости.

  3. Достоевский о тайнах психического здоровья.

  4. Типы конфликтов.

  5. Аэробика для хорошего самочувствия.

  6. Управление психическим процессом в спортивных соревнованиях.

  7. Модель труда учителя.

  8. Резервы нашего организма.

  9. Человек, жизнь, здоровье.

  10. Психология общения.

Диагностика предрасположенности к стрессу
Материалы для занятий с педагогами

1. Тест «Шкала оценки личностной тревожности (ЛТ)» (по Ч.Спилбергеру и Ю.Л. Ханину).

Оцените, как часто в последнее время вы испытываете каждое из приведенных в шкале состояний, с помощью баллов: 1 – почти никогда; 2 – иногда; 3 – часто; 4 – почти всегда.

  1. Я испытываю удовольствие.

  2. Я обычно быстро устаю.

  3. Я легко могу заплакать.

  4. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

  5. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения.

  6. Обычно я чувствую себя бодрым.

  7. Я спокоен, хладнокровен и собран.

  8. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня.

  9. Я слишком переживаю из-за пустяков.

  10. Я вполне счастлив.

  11. Я принимаю все слишком близко к сердцу.

  12. Мне не хватает уверенности в себе.

  13. Обычно я чувствую себя в безопасности.

  14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.

  15. У меня бывает хандра.

  16. Я доволен.

  17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.

  18. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.

  19. Я уравновешенный человек.

  20. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.

Данный текст является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния и личностной тревожности как устойчивой характеристики человека).

Сумма баллов 46 и более – высокая тревожность.
Под тревожностью понимается особое эмоциональное состояние, выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством и опасениями, которые препятствуют нормальной деятельности или общению с людьми. Тревожность – важное и довольно устойчивое персональное качество человека.
Под личностной тревожностью понимается индивидуальная черта, отражающая предрасположенность человека к эмоциональным отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его «Я» (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т.п.). Личностная тревожность – это стабильная склонность реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства.

2. Средства снятия стресса.

Снять отрицательные последствия стресса помогут:
1) разрядка эмоций – если нельзя проявить эмоции сразу, то можно это осуществить после события, в одиночестве. Выразите вслух или письменно (главное – чтобы чувства были облечены в слова) все, что вы хотите или хотели сказать;
2) плач: если хочется плакать – плачьте. Особенно это касается мужчин. В нашей культуре считается, что настоящий мужчина не должен плакать. Эту мысль внушают мальчикам с раннего детства, однако слезы приносят облегчение и снижают боль;
3) теплый душ – теплая вода действует расслабляюще на мышцы, тем самым снимая напряжение. Струи воды способствуют также релаксации (расслаблению) путем легкого массирующего действия;
4) физические упражнения;
5) релаксация через расслабление мышц;
6) переключение с неприятных событий на то, что приносит покой, радость, а иногда и просто позволяет не думать о том, что произошло. Это могут быть ваши увлечения, физическая активность, музыка;
7) дыхательные упражнения;
8) умение жить настоящим моментом, делать упор в ощущениях «на здесь и сейчас», а не проигрывать вновь и вновь прошлые события и ожидать плохого.

Литература

  1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М., 1987.

  2. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга: Методологические основы субъективного подхода к групповой работе. – СПб., 2004.

  3. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. – М., 2004.

  4. Купер К., Картрайт С. Стресс на рабочем месте / Пер. с англ. – М., 1985.

  5. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. – М.: Академия, 2005.

 

Надежда Веткова ,
заслуженный учитель Российской Федерации, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19», г. Рязань