Пояснительная записка
Проблема профессионального здоровья
привлекает к себе все большее внимание, особенно
в связи с неблагоприятными условиями труда
(напряжением, перегрузками, стрессами,
конфликтами и т.д.). Актуальность этой программы
заключается в новом подходе к сохранению
здоровья педагога, от которого в огромной
степени зависит здоровье подрастающего
поколения – будущего страны.
Основная цель семинара: укрепление и
восстановление профессионального здоровья
учителя.
В программе рассматриваются вопросы
оздоровления педагогов средствами физической
культуры и психологического воздействия;
используются различные формы занятий: лекции,
психодиагностика, релаксационные упражнения,
тренинги и другие. Занятия с педагогами проводят
психологи, врачи, социологи, тренеры. Результат
обучения – защита учителями рефератов по теме
семинара.
Программа может быть использована для
организации педагогических семинаров в других
образовательных учреждениях.
Статья опубликована при поддержке многопрофильного медицинского центра "Медицентр", одной из основных сфер деятельности которого является диагностика, лечение и профилактика заболеваний, связанных с неблагоприятными условиями труда и профессиональной деятельностью человека. В этом центре можно пройти медицинские осмотры, чтобы получить справку для водительского удостоверения, для получения или продления личной медицинской книжки, при поступлении на работу с неблагоприятными/вредными условиями труда. Опытные специалисты в области профпатологии проведут предрейсовый медицинский осмотр водителей, послесменный медицинский осмотр, а также профилактический ежегодный осмотр сотрудников. Также здесь можно пройти медицинское освидетельствование на право владения оружием и мн.др. обследования. С полным списком услуг, оказываемых центром, и их стоимостью можно ознакомиться на сайте prof.medi-center.ru.
Содержание занятий
(8 часов)
Занятие № 1 (лекция). Современные
технологии укрепления и восстановления
профессионального здоровья учителя.
Занятие № 2 (лекция). Двигательная
активность и организм человека. Влияние
движения на здоровье. Развитие, укрепление,
коррекция опорно-двигательного аппарата.
Занятие № 3 (коррекционная беседа). Профилактика
профессиональных заболеваний.
Занятие № 4 (комплекс
спортивно-оздоровительных мероприятий). Методика
В.М. Гомозова «Оздоровление позвоночника и
суставов».
Занятие № 5 (психодиагностика).
Диагностика предрасположенности к стрессу. Тест
«Шкала оценки личностной тревожности (ЛТ)» (по
Ч.Спилбергеру и Ю.Л. Ханину).
Занятие № 6 (релаксационные упражнения).
Средства и способы снятия стресса. Приемы
поведенческой антистрессовой защиты.
Релаксационные программы № 1, 2.
Занятия № 7, 8 (тренинг). Сохранение
профессионального здоровья учителя (упражнения,
игры, дискуссии, тибетская гимнастика).
Темы рефератов
Педагогическая гибкость – один из
факторов профессионального развития и
сохранения здоровья учителя.
Секреты вашей бодрости.
Достоевский о тайнах психического
здоровья.
Типы конфликтов.
Аэробика для хорошего самочувствия.
Управление психическим процессом в
спортивных соревнованиях.
Модель труда учителя.
Резервы нашего организма.
Человек, жизнь, здоровье.
Психология общения.
Диагностика предрасположенности к
стрессу
Материалы для занятий с педагогами
1. Тест «Шкала оценки личностной
тревожности (ЛТ)» (по Ч.Спилбергеру и Ю.Л.
Ханину).
Оцените, как часто в последнее время вы
испытываете каждое из приведенных в шкале
состояний, с помощью баллов: 1 – почти никогда; 2 –
иногда; 3 – часто; 4 – почти всегда.
Я испытываю удовольствие.
Я обычно быстро устаю.
Я легко могу заплакать.
Я хотел бы быть таким же счастливым,
как другие.
Нередко я проигрываю из-за того, что
недостаточно быстро принимаю решения.
Обычно я чувствую себя бодрым.
Я спокоен, хладнокровен и собран.
Ожидаемые трудности обычно очень
тревожат меня.
Я слишком переживаю из-за пустяков.
Я вполне счастлив.
Я принимаю все слишком близко к
сердцу.
Мне не хватает уверенности в себе.
Обычно я чувствую себя в
безопасности.
Я стараюсь избегать критических
ситуаций и трудностей.
У меня бывает хандра.
Я доволен.
Всякие пустяки отвлекают и волнуют
меня.
Я так сильно переживаю свои
разочарования, что потом долго не могу о них
забыть.
Я уравновешенный человек.
Меня охватывает сильное
беспокойство, когда я думаю о своих делах и
заботах.
Данный текст является надежным и
информативным способом самооценки уровня
тревожности в данный момент (реактивной
тревожности как состояния и личностной
тревожности как устойчивой характеристики
человека).
Сумма баллов 46 и более – высокая
тревожность.
Под тревожностью понимается особое
эмоциональное состояние, выражающееся в
повышенной эмоциональной напряженности,
сопровождающейся страхами, беспокойством и
опасениями, которые препятствуют нормальной
деятельности или общению с людьми. Тревожность –
важное и довольно устойчивое персональное
качество человека.
Под личностной тревожностью понимается
индивидуальная черта, отражающая
предрасположенность человека к эмоциональным
отрицательным реакциям на различные жизненные
ситуации, несущие в себе угрозу для его «Я»
(самооценки, уровня притязаний, отношения к себе
и т.п.). Личностная тревожность – это стабильная
склонность реагировать на подобные социальные
ситуации повышением тревоги и беспокойства.
2. Средства снятия стресса.
Снять отрицательные последствия
стресса помогут:
1) разрядка эмоций – если нельзя проявить эмоции
сразу, то можно это осуществить после события, в
одиночестве. Выразите вслух или письменно
(главное – чтобы чувства были облечены в слова)
все, что вы хотите или хотели сказать;
2) плач: если хочется плакать – плачьте. Особенно
это касается мужчин. В нашей культуре считается,
что настоящий мужчина не должен плакать. Эту
мысль внушают мальчикам с раннего детства,
однако слезы приносят облегчение и снижают боль;
3) теплый душ – теплая вода действует
расслабляюще на мышцы, тем самым снимая
напряжение. Струи воды способствуют также
релаксации (расслаблению) путем легкого
массирующего действия;
4) физические упражнения;
5) релаксация через расслабление мышц;
6) переключение с неприятных событий на то, что
приносит покой, радость, а иногда и просто
позволяет не думать о том, что произошло. Это
могут быть ваши увлечения, физическая
активность, музыка;
7) дыхательные упражнения;
8) умение жить настоящим моментом, делать упор в
ощущениях «на здесь и сейчас», а не проигрывать
вновь и вновь прошлые события и ожидать плохого.
Литература
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. –
М., 1987.
Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир
тренинга: Методологические основы субъективного
подхода к групповой работе. – СПб., 2004.
Жуков Ю.М. Коммуникативный
тренинг. – М., 2004.
Купер К., Картрайт С. Стресс на
рабочем месте / Пер. с англ. – М., 1985.
- Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А.
Профессиональная деятельность и здоровье
педагога. – М.: Академия, 2005.