Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/2008

Коллеги

«Оздоровление позвоночника и суставов»

Методика В.М. Гомозова

В 2007/08 уч. г. педагоги школы исследовали эффективность методики оздоровления позвоночника и суставов на уроках физического воспитания в школе. Автор методики – инструктор по физической культуре школы В.М. Гомозов.
Оздоровление позвоночника и суставов является одним из этапов комплексного оздоровления, улучшающим энергетику и гармонизирующим взаимодействие различных подсистем всего организма. Использование этой методики является хорошим дополнением к учебным занятиям по физической культуре.
Многолетние наблюдения показывают, что даже на начальном этапе оздоровления позвоночника и суставов дети добиваются улучшения работы всех внутренних органов и систем организма.
В.М. Гомозов разработал программу дополнительного образования «Физическая культура. Оздоровление позвоночника и суставов» для учащихся 1–11-х классов, которая соответствует концепции формирования культуры здоровья у обучающихся, разработанной ФГУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки РФ. Главная особенность этой программы – возможность ее использования не только для организации дополнительного образования, но и на уроках физической культуры (3-й час) для учащихся всех классов, в том числе и для тех, кто отнесен к специальным медицинским группам для занятий физической культурой.

Статья опубликована при поддержке Международной Академии K-Taping, которая проводит обучающие семинары по использованию кинезиологического тейпирования в различных областях медицины и в спорте. На сайте kinesiotaping.ru Вы можете не только получить подробную информацию о сущности метода K-Taping, доказавшего свою эффективность в лечении широкого спектра заболеваний, но и узнать об особенностях применения терапии K-Taping в спортивной медицине, в спорте и фитнессе, в неврологии, в педиатрии, в ортопедической реабилитации, в нейрореабилитации, в травматологии и ортопедии и мн. др. направлениях медицины. Все желающие обучиться методике кинезиологического тейпирования приглашаются на обучающие курсы Международной Академии K-Taping , опытные профессиональные преподаватели которой помогут освоить в совершенстве все техники этой терапии.

Перечень основных (контрольных) упражнений и порядок их выполнения:

1. «Молитвенная поза». Опуститься на колени и сесть ягодицами на пятки ног, руки – на коленях. Проделать дыхательные упражнения.
2. «Кролик». Из «Молитвенной позы» на выдохе сделать наклон, доставая лбом до пола и задерживая дыхание после выдоха, остаться в этой позе «Кролика» на время задержки дыхания. Для концентрации энергии положить руки на голову.
3. «Трон». Сидя на полу, согнуть ноги и соединить стопы, стараясь опустить разведенные в стороны колени ближе к полу. Руками взяться за пальцы ног и положить руки локтями на колени.
4. «Полутрон». В отличие от «Трона», одну ногу выпрямить, другую – согнуть и прижать к бедру выпрямленной ноги. Руки положить на колени ног.
5. «Звездочка». Принять позу «Трон» и выполнять наклоны, касаясь лбом ступней, руками держаться за пальцы ног.
6. «Скоба». Сидя с выпрямленными вперед ногами, достать руками до пальцев ног.
7. «Поперечный шпагат». Сидя с широко разведенными ногами, на выдохе доставать руками до пальцев ног, как в «Скобе». Угол разведения ног должен быть не менее 110–120 градусов.
8. «Аист». Лежа, сидя или стоя, на выдохе поочередно сгибать ноги, помогая сгибанию одноименной рукой, голову наклонить и тянуть подбородок к груди.
9. «Лодочка». Лежа на спине, поднять ноги и плечи на одинаковый уровень от пола, затем коснуться лбом колен и задержаться в этом положении.
10. «Стрекоза». Сидя в «Поперечном шпагате», «Граните», «Троне» или стоя, развести руки в стороны, махать кистями рук (при хорошем состоянии грудного отдела позвоночника – до 5 мин.).
11. «Медведь». Ходить, опираясь одновременно на руки и ноги, вышагивая поочередно то левыми, то правыми конечностями (контроль за головокружением).
12. «Гранит». Отличается от «Молитвенной позы» широким разведением коленей.
13. «Орел». Выполнять наклоны из позы «Гранит», разводя руки в стороны.
14. «Висы» (до двух минут) и подъемы ног к перекладине на вдохе (7 раз).

До выполнения упражнений учитель рассказывает об их влиянии на организм, показывает двигательное действие и комментирует правильность его выполнения; передает информацию с помощью технических средств обучения. Все это помогает школьникам осознанно применять полученные навыки для укрепления своего здоровья:

  • большинство предлагаемых упражнений имеют статический характер, выполняются сидя или лежа без выраженного напряжения больших групп мышц, направлены на растяжение мышц и связок и не вызывают повышения артериального давления у занимающихся;

  • многие упражнения направлены на улучшение внешнего дыхания, это способствует улучшению кровоснабжения органов и тканей;

  • длительная ходьба и медленный бег не предлагаются, чтобы исключить перегрузки для сердечно-сосудистой системы;

  • упражнения подобраны в таком порядке, что вначале нагрузка падает на мелкие суставы рук, а затем на суставы ног и позвоночник, т.е. увеличивается постепенно и выполняется симметрично;

  • измерение артериального давления у пяти занимающихся (выбор произвольный) не выявило его повышения выше допустимых возрастных показателей.

В.М. Гомозов разработал систему оценки и анализа результатов занятий оздоровительной физической культуры (ОФК) по методике «Оздоровление позвоночника и суставов». На первом этапе в систему оценки включены только 5 упражнений из числа основных (контрольных): «Трон», «Звездочка», «Поперечный шпагат» (сидя), «Лодочка», «Стрекоза». Они позволяют оценивать состояние опорно-двигательного аппарата.
Интегральная оценка опорно-двигательного аппарата строится по сумме баллов, набранных в каждом упражнении. Эта оценка применяется вместо традиционной оценки состояния позвоночника и тазобедренных суставов и ног по расстоянию между пальцами рук и ступнями выпрямленных ног при наклоне вперед. Это позволяет использовать интегральную оценку опорно-двигательного аппарата как показатель эффективности применения в школах методики оздоровления позвоночника и суставов в целях совершенствования системы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях Рязанской области.
Занятия по методике самооздоровления соответствуют психологическим особенностям школьников, отвечают их познавательным потребностям, улучшают физическое развитие, функциональные возможности организма, повышают мотивацию к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

Система оценки опорно-двигательного аппарата (ОДА)

Упражнение, параметры оценки

Степень выполнения упражнения

Количество баллов

«Трон»

Подвижность тазобедренного сустава

Колени касаются пола

300

Колени не касаются пола (расстояние (S) от колен до пола измерить в мм с точностью до 10 мм)

из 300 вычесть S

«Звездочка»

Гибкость позвоночника в наклонах

Касание лбом ступней ног:

– с задержкой, без помощи рук

300

– без задержки, без помощи рук

250

Держась за пальцы ног, касаться лбом рук:

– с задержкой

200

– без задержки

150

Руками тянуть носки вверх и касаться рук без задержки

100

«Шпагат»

Гибкость позвоночника в наклонах

Наклон без помощи рук

– с задержкой в наклоне

300

– без задержки в наклоне

250

Наклон с помощью рук (держась за ноги)

– с задержкой

200

– без задержки

150

Наклон с касанием лбом (до 10 см от пола)

100

«Лодочка»

Состояние позвоночника и сила брюшного пресса

Подъем прямых ног и головы в течение 30 секунд

100

Подъем прямых ног и головы до касания лбом коленей при помощи рук:

– с задержкой в касании

200

– без задержки в касании

150

Подъем прямых ног и головы до касания лбом коленей без помощи рук:

– с задержкой в касании

300

– без задержки в касании

250

«Стрекоза»

Состояние грудного отдела позвоночника

Развести руки в стороны, махать кистями рук:

– 5 мин. ґ 60 (максимальная длительность)

300

– 0,5 мин. ґ 60 (минимальная длительность)

30