В 2007/08 уч. г. педагоги школы исследовали
эффективность методики оздоровления
позвоночника и суставов на уроках физического
воспитания в школе. Автор методики – инструктор
по физической культуре школы В.М. Гомозов.
Оздоровление позвоночника и суставов является
одним из этапов комплексного оздоровления,
улучшающим энергетику и гармонизирующим
взаимодействие различных подсистем всего
организма. Использование этой методики является
хорошим дополнением к учебным занятиям по
физической культуре.
Многолетние наблюдения показывают, что даже на
начальном этапе оздоровления позвоночника и
суставов дети добиваются улучшения работы всех
внутренних органов и систем организма.
В.М. Гомозов разработал программу
дополнительного образования «Физическая
культура. Оздоровление позвоночника и суставов»
для учащихся 1–11-х классов, которая
соответствует концепции формирования культуры
здоровья у обучающихся, разработанной ФГУ
«Федеральный институт развития образования»
Минобрнауки РФ. Главная особенность этой
программы – возможность ее использования не
только для организации дополнительного
образования, но и на уроках физической культуры
(3-й час) для учащихся всех классов, в том числе и
для тех, кто отнесен к специальным медицинским
группам для занятий физической культурой.
Статья опубликована при поддержке Международной Академии K-Taping, которая проводит обучающие семинары по использованию кинезиологического тейпирования в различных областях медицины и в спорте. На сайте kinesiotaping.ru Вы можете не только получить подробную информацию о сущности метода K-Taping, доказавшего свою эффективность в лечении широкого спектра заболеваний, но и узнать об особенностях применения терапии K-Taping в спортивной медицине, в спорте и фитнессе, в неврологии, в педиатрии, в ортопедической реабилитации, в нейрореабилитации, в травматологии и ортопедии и мн. др. направлениях медицины. Все желающие обучиться методике кинезиологического тейпирования приглашаются на обучающие курсы Международной Академии K-Taping , опытные профессиональные преподаватели которой помогут освоить в совершенстве все техники этой терапии.
Перечень основных (контрольных)
упражнений и порядок их выполнения:
1. «Молитвенная поза».
Опуститься на колени и сесть ягодицами на пятки
ног, руки – на коленях. Проделать дыхательные
упражнения.
2. «Кролик». Из «Молитвенной позы»
на выдохе сделать наклон, доставая лбом до пола и
задерживая дыхание после выдоха, остаться в этой
позе «Кролика» на время задержки дыхания. Для
концентрации энергии положить руки на голову.
3. «Трон». Сидя на полу, согнуть
ноги и соединить стопы, стараясь опустить
разведенные в стороны колени ближе к полу. Руками
взяться за пальцы ног и положить руки локтями на
колени.
4. «Полутрон». В отличие от
«Трона», одну ногу выпрямить, другую – согнуть и
прижать к бедру выпрямленной ноги. Руки положить
на колени ног.
5. «Звездочка». Принять позу
«Трон» и выполнять наклоны, касаясь лбом ступней,
руками держаться за пальцы ног.
6. «Скоба». Сидя с выпрямленными
вперед ногами, достать руками до пальцев ног.
7. «Поперечный шпагат». Сидя с
широко разведенными ногами, на выдохе доставать
руками до пальцев ног, как в «Скобе». Угол
разведения ног должен быть не менее 110–120
градусов.
8. «Аист». Лежа, сидя или стоя, на
выдохе поочередно сгибать ноги, помогая сгибанию
одноименной рукой, голову наклонить и тянуть
подбородок к груди.
9. «Лодочка». Лежа на спине,
поднять ноги и плечи на одинаковый уровень от
пола, затем коснуться лбом колен и задержаться в
этом положении.
10. «Стрекоза». Сидя в «Поперечном
шпагате», «Граните», «Троне» или стоя, развести
руки в стороны, махать кистями рук (при хорошем
состоянии грудного отдела позвоночника – до 5
мин.).
11. «Медведь». Ходить, опираясь
одновременно на руки и ноги, вышагивая
поочередно то левыми, то правыми конечностями
(контроль за головокружением).
12. «Гранит». Отличается от
«Молитвенной позы» широким разведением коленей.
13. «Орел». Выполнять наклоны из
позы «Гранит», разводя руки в стороны.
14. «Висы» (до двух минут) и подъемы
ног к перекладине на вдохе (7 раз).
До выполнения упражнений учитель
рассказывает об их влиянии на организм,
показывает двигательное действие и комментирует
правильность его выполнения; передает
информацию с помощью технических средств
обучения. Все это помогает школьникам осознанно
применять полученные навыки для укрепления
своего здоровья:
большинство предлагаемых упражнений
имеют статический характер, выполняются сидя или
лежа без выраженного напряжения больших групп
мышц, направлены на растяжение мышц и связок и не
вызывают повышения артериального давления у
занимающихся;
многие упражнения направлены на
улучшение внешнего дыхания, это способствует
улучшению кровоснабжения органов и тканей;
длительная ходьба и медленный бег не
предлагаются, чтобы исключить перегрузки для
сердечно-сосудистой системы;
упражнения подобраны в таком порядке,
что вначале нагрузка падает на мелкие суставы
рук, а затем на суставы ног и позвоночник, т.е.
увеличивается постепенно и выполняется
симметрично;
измерение артериального давления у
пяти занимающихся (выбор произвольный) не
выявило его повышения выше допустимых
возрастных показателей.
В.М. Гомозов разработал систему
оценки и анализа результатов занятий
оздоровительной физической культуры (ОФК) по
методике «Оздоровление позвоночника и
суставов». На первом этапе в систему оценки
включены только 5 упражнений из числа основных
(контрольных): «Трон», «Звездочка», «Поперечный
шпагат» (сидя), «Лодочка», «Стрекоза». Они
позволяют оценивать состояние
опорно-двигательного аппарата.
Интегральная оценка опорно-двигательного
аппарата строится по сумме баллов, набранных в
каждом упражнении. Эта оценка применяется вместо
традиционной оценки состояния позвоночника и
тазобедренных суставов и ног по расстоянию между
пальцами рук и ступнями выпрямленных ног при
наклоне вперед. Это позволяет использовать
интегральную оценку опорно-двигательного
аппарата как показатель эффективности
применения в школах методики оздоровления
позвоночника и суставов в целях
совершенствования системы физического
воспитания в общеобразовательных учреждениях
Рязанской области.
Занятия по методике самооздоровления
соответствуют психологическим особенностям
школьников, отвечают их познавательным
потребностям, улучшают физическое развитие,
функциональные возможности организма, повышают
мотивацию к двигательной деятельности,
здоровому образу жизни.
Система оценки опорно-двигательного
аппарата (ОДА)
Упражнение,
параметры оценки |
Степень
выполнения упражнения |
Количество
баллов |
«Трон»
Подвижность тазобедренного
сустава |
Колени
касаются пола |
300 |
Колени не
касаются пола (расстояние (S) от колен до пола
измерить в мм с точностью до 10 мм) |
из 300 вычесть S |
«Звездочка»
Гибкость позвоночника в наклонах |
Касание лбом
ступней ног: |
|
– с задержкой,
без помощи рук |
300 |
– без
задержки, без помощи рук |
250 |
Держась за
пальцы ног, касаться лбом рук: |
|
– с задержкой |
200 |
– без задержки |
150 |
Руками тянуть
носки вверх и касаться рук без задержки |
100 |
«Шпагат»
Гибкость позвоночника в наклонах |
Наклон без
помощи рук |
|
– с задержкой
в наклоне |
300 |
– без задержки
в наклоне |
250 |
Наклон с
помощью рук (держась за ноги) |
|
– с задержкой |
200 |
– без задержки |
150 |
Наклон с
касанием лбом (до 10 см от пола) |
100 |
«Лодочка»
Состояние позвоночника и сила
брюшного пресса |
Подъем прямых
ног и головы в течение 30 секунд |
100 |
Подъем прямых
ног и головы до касания лбом коленей при помощи
рук: |
|
– с задержкой
в касании |
200 |
– без задержки
в касании |
150 |
Подъем прямых
ног и головы до касания лбом коленей без помощи
рук: |
|
– с задержкой
в касании |
300 |
– без задержки
в касании |
250 |
«Стрекоза»
Состояние грудного отдела
позвоночника |
Развести руки
в стороны, махать кистями рук: |
|
– 5 мин. ґ 60
(максимальная длительность) |
300 |
– 0,5 мин. ґ 60
(минимальная длительность) |
30 |