Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/2008

Коллеги

Учебный курс «Конфликтология»

(11-й класс)

Пояснительная записка

В традиции культурно-исторической психологии конфликт занимает весомое место. Для него можно выделить три основания:
конфликт как диагностический и формирующий прием – рассматривает конструктивную и продуктивную функцию как само собой разумеющееся педагогическое и психологическое построение, указывает на необходимость конфликта для успешного учения;
конфликт как диагностическая ситуация – в этом контексте он используется как понятие, позволяющее фиксировать определенные достижения;
конфликт как основа учения – позитивный смысл состоит в раскрытии для самого ребенка его собственных возможностей.
Конфликтология как относительно самостоятельная наука существует в России с начала 90-х годов. Эта дисциплина предлагается учащимся 10–11-х классов и является частью школьного проекта «Мой радужный мир» (5–11-е кл.). Знакомство с основами данной науки поможет каждому молодому человеку конструктивно вести себя в различных социальных конфликтах, позволит понять самого себя, сохранить свое здоровье (физическое и психическое), благосостояние и даже собственную жизнь.
Цели изучения курса: сформировать представление о том, что конфликт – часть естественного положения вещей; сформировать понятие о конфликте, его причинах, развитии и завершении; познакомить учащихся с различными типами конфликтов; исследовать внутриличностный конфликт как часть возрастных особенностей развития личности; изучить межличностные конфликты как одну из форм межличностного взаимодействия; сформировать понятие о том, что такое толерантность и каково ее значение в современном обществе.
Задачи курса: научить распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы; определять формы конфликтов и выбор путей их разрешения; выработать умение управлять конфликтами и разрешать их; способствовать распространению конфликтологических знаний в обществе; формировать культуру делового и межличностного общения.
В программе рассматриваются вопросы возникновения конфликта и конфликтных ситуаций, психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликтов, управление конфликтом. Занятия проводятся в форме лекций с элементами беседы, практических работ с применением анализа конфликтных ситуаций, моделирования управления конфликтом, тестовых и ролевых заданий.
Программа может быть использована в образовательных учреждениях.

Содержание программы (34 часа)

Введение (1 ч.). Предмет и задачи конфликтологии. Место конфликтологии в системе наук. Методы конфликтологии.
Понятие конфликта и конфликтной ситуации (4 ч.). Понятие конфликта и конфликтной ситуации. Структура конфликтной ситуации. Причины конфликтов. Функции и границы конфликтов. Типы конфликтов.
Практические работы: анализ конфликтной ситуации героев литературного произведения; моделирование конфликтной ситуации (объект конфликта – человек, материальные ценности, идея и т.п.).
Участники конфликта (7 ч.). Человеческий фактор в конфликте. Проблема эмоций. Психологические особенности личности, влияющие на развитие конфликта. Типы конфликтных личностей. Стили конфликтного поведения. Роль информации в конфликтах. Виды каналов коммуникации. «Барьеры» коммуникации. Динамика конфликтов. Модели развития конфликтного взаимодействия.
Практические работы: анализ стилей поведения с использованием литературных текстов; моделирование ситуаций, в которых искажение информации является причиной конфликта; моделирование ситуаций конфликтного взаимодействия.
Типы конфликтов (7 ч.). Внутриличностный конфликт. Межличностные конфликты. Семейные конфликты. Конфликты в группах. Межгрупповые конфликты. Конфликты в социально-трудовой сфере. Этнонациональные конфликты. Политические конфликты. Международные конфликты. Психологическая война как составная часть политического и социального конфликтов.
Практические работы: анализ причин возникновения внутриличностных конфликтов у людей разного возраста; моделирование ситуаций, которые способствуют возникновению межличностных конфликтов; анализ причин возникновения международных конфликтов.
Управление конфликтом (13 ч.). Сущность управления конфликтом. Технология предупреждения конфликтов: изменение отношения к ситуации, приемы влияния на оппонентов и др. Толерантность в конфликтной ситуации. Стресс и предупреждение конфликта. Методы разрешения конфликтов. Психологические механизмы разрешения конфликтов. Психологическая совместимость. Завершение конфликтов: формы, условия, этапы. Завершение конфликтов: основные тактики воздействия на оппонента в конфликте. 17 шагов в разрешении межличностных конфликтов. Понятия «третья сторона», «посредничество». Посредническая деятельность. 17 шагов в разрешении конфликта с участием третьей стороны. Переговоры. Функции переговоров. Психологические условия успеха на переговорах. Психологические механизмы ведения переговоров. Переговорные стратегии, тактические приемы на переговорах.
Практические работы: моделирование управления конфликтом (изменение отношения к ситуации, толерантное поведение, влияние на оппонентов с участием третьей стороны, с участием посредников; анализ конфликтной ситуации с точки зрения психологической совместимости участников конфликта).
Практикум (2 ч.). Обобщающие уроки в форме тестовых или ролевых заданий.

Литература

  1. Анцупов А. Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – Питер, 2005.

  2. Атоян А.Д. Конфликтология. – М., 2006.

  3. Добсон Терри, Миллер Виктор. Принципы айкидо в повседневной жизни. Практика решения конфликтных ситуаций. – София, 2006.

  4. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения. Учебное пособие. – Питер, 2005.

  5. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004.

  6. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2006.

  7. Тихомирова О.К. Психология мышления. Учебное пособие. – М.: АСDЕМА, 2005.

  8. Халин К.Е., Климова Ю.В., Левкина Е.В., Богатырева Н.А. Конфликтология. Ответы на экзаменационные вопросы. – М.: Экзамен, 2006.

 

Надежда Варфоломеева ,
заместитель директора по учебной работе