Учебный курс «Конфликтология»
(11-й класс)
Пояснительная записка
В традиции культурно-исторической
психологии конфликт занимает весомое место. Для
него можно выделить три основания:
конфликт как диагностический и формирующий
прием – рассматривает конструктивную и
продуктивную функцию как само собой
разумеющееся педагогическое и психологическое
построение, указывает на необходимость
конфликта для успешного учения;
конфликт как диагностическая ситуация – в
этом контексте он используется как понятие,
позволяющее фиксировать определенные
достижения;
конфликт как основа учения – позитивный
смысл состоит в раскрытии для самого ребенка его
собственных возможностей.
Конфликтология как относительно
самостоятельная наука существует в России с
начала 90-х годов. Эта дисциплина предлагается
учащимся 10–11-х классов и является частью
школьного проекта «Мой радужный мир» (5–11-е
кл.). Знакомство с основами данной науки
поможет каждому молодому человеку конструктивно
вести себя в различных социальных конфликтах,
позволит понять самого себя, сохранить свое
здоровье (физическое и психическое),
благосостояние и даже собственную жизнь.
Цели изучения курса: сформировать
представление о том, что конфликт – часть
естественного положения вещей; сформировать
понятие о конфликте, его причинах, развитии и
завершении; познакомить учащихся с различными
типами конфликтов; исследовать внутриличностный
конфликт как часть возрастных особенностей
развития личности; изучить межличностные
конфликты как одну из форм межличностного
взаимодействия; сформировать понятие о том, что
такое толерантность и каково ее значение в
современном обществе.
Задачи курса: научить распознавать
объективную и субъективную природу конфликтов,
их непосредственные причины и мотивы; определять
формы конфликтов и выбор путей их разрешения;
выработать умение управлять конфликтами и
разрешать их; способствовать распространению
конфликтологических знаний в обществе;
формировать культуру делового и межличностного
общения.
В программе рассматриваются вопросы
возникновения конфликта и конфликтных ситуаций,
психологические особенности личности, влияющие
на возникновение конфликтов, управление
конфликтом. Занятия проводятся в форме лекций с
элементами беседы, практических работ с
применением анализа конфликтных ситуаций,
моделирования управления конфликтом, тестовых и
ролевых заданий.
Программа может быть использована в
образовательных учреждениях.
Содержание программы (34 часа)
Введение (1 ч.). Предмет и
задачи конфликтологии. Место конфликтологии в
системе наук. Методы конфликтологии.
Понятие конфликта и конфликтной ситуации (4
ч.). Понятие конфликта и конфликтной
ситуации. Структура конфликтной ситуации.
Причины конфликтов. Функции и границы
конфликтов. Типы конфликтов.
Практические работы: анализ конфликтной
ситуации героев литературного произведения;
моделирование конфликтной ситуации (объект
конфликта – человек, материальные ценности, идея
и т.п.).
Участники конфликта (7 ч.). Человеческий
фактор в конфликте. Проблема эмоций.
Психологические особенности личности, влияющие
на развитие конфликта. Типы конфликтных
личностей. Стили конфликтного поведения. Роль
информации в конфликтах. Виды каналов
коммуникации. «Барьеры» коммуникации. Динамика
конфликтов. Модели развития конфликтного
взаимодействия.
Практические работы: анализ стилей поведения
с использованием литературных текстов;
моделирование ситуаций, в которых искажение
информации является причиной конфликта;
моделирование ситуаций конфликтного
взаимодействия.
Типы конфликтов (7 ч.). Внутриличностный
конфликт. Межличностные конфликты. Семейные
конфликты. Конфликты в группах. Межгрупповые
конфликты. Конфликты в социально-трудовой сфере.
Этнонациональные конфликты. Политические
конфликты. Международные конфликты.
Психологическая война как составная часть
политического и социального конфликтов.
Практические работы: анализ причин
возникновения внутриличностных конфликтов у
людей разного возраста; моделирование ситуаций,
которые способствуют возникновению
межличностных конфликтов; анализ причин
возникновения международных конфликтов.
Управление конфликтом (13 ч.). Сущность
управления конфликтом. Технология
предупреждения конфликтов: изменение отношения
к ситуации, приемы влияния на оппонентов и др.
Толерантность в конфликтной ситуации. Стресс и
предупреждение конфликта. Методы разрешения
конфликтов. Психологические механизмы
разрешения конфликтов. Психологическая
совместимость. Завершение конфликтов: формы,
условия, этапы. Завершение конфликтов: основные
тактики воздействия на оппонента в конфликте. 17
шагов в разрешении межличностных конфликтов.
Понятия «третья сторона», «посредничество».
Посредническая деятельность. 17 шагов в
разрешении конфликта с участием третьей стороны.
Переговоры. Функции переговоров.
Психологические условия успеха на переговорах.
Психологические механизмы ведения переговоров.
Переговорные стратегии, тактические приемы на
переговорах.
Практические работы: моделирование
управления конфликтом (изменение отношения к
ситуации, толерантное поведение, влияние на
оппонентов с участием третьей стороны, с
участием посредников; анализ конфликтной
ситуации с точки зрения психологической
совместимости участников конфликта).
Практикум (2 ч.). Обобщающие уроки в
форме тестовых или ролевых заданий.
Литература
Анцупов А. Я., Баклановский С.В.
Конфликтология в схемах и комментариях. Учебное
пособие. – Питер, 2005.
Атоян А.Д. Конфликтология. – М., 2006.
Добсон Терри, Миллер Виктор.
Принципы айкидо в повседневной жизни. Практика
решения конфликтных ситуаций. – София, 2006.
Леонов Н.И. Конфликты и
конфликтное поведение. Методы изучения. Учебное
пособие. – Питер, 2005.
Сыманюк Э.Э. Психология
профессионально обусловленных кризисов. – М.:
Издательство Московского психолого-социального
института, 2004.
Тертель А.Л. Психология. Курс
лекций. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2006.
Тихомирова О.К. Психология
мышления. Учебное пособие. – М.: АСDЕМА, 2005.
Халин К.Е., Климова Ю.В., Левкина Е.В.,
Богатырева Н.А. Конфликтология. Ответы на
экзаменационные вопросы. – М.: Экзамен, 2006.
Надежда Варфоломеева , заместитель директора по учебной работе
|