Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/2008

Коллеги

Проект «Колесо здоровья»

(1–4-е классы)

Проект «Колесо здоровья» направлен на сохранение и укрепление здоровья школьников и затрагивает целый ряд вопросов:

  • интеграция оздоровительной деятельности в образовательный процесс;

  • разработка интегративных курсов;

  • увеличение двигательной активности учащихся;

  • системный подход к организации внеурочной деятельности;

  • работа психологической службы;

  • совершенствование физического воспитания на основе индивидуального подхода.

Цель проекта: создать здоровьесберегающее образовательное пространство, способствующее сохранению, укреплению и формированию физического, психического и социального здоровья школьников.

Основные задачи проекта:

1. Определить возможности, условия и основные направления работы по формированию здоровьесберегающей среды.
2. Сформировать у учащихся стремление укреплять свое здоровье, развивать физические способности.
3. Сформировать у учащихся чувство ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
4. Внедрять в учебно-воспитательный процесс адаптивное физическое воспитание как метод, способствующий восстановлению здоровья и адаптации детей с ослабленным здоровьем.

Принципы построения проекта:

  • принцип сознательности и активности;

  • принцип «Не навреди!»;

  • принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов;

  • принцип приоритета сочетания охранительной и тренирующей стратегий;

  • принцип повторения умений и навыков;

  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

  • принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей;

  • принцип медико-психологической компетентности учителя.

Методы реализации:

  • специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления);

  • общепедагогические (применяются во всех случаях обучения и воспитания).

Сроки реализации: 2005–2010 гг.

Этапы:

І этап (2005/06 уч. г.) – организационный;

ІІ этап (2007/09 уч. г.) – проектно-моделирующий;

ІІІ этап (2009/10 уч. г.) – контрольно-оценочный.

Основное содержание I этапа проекта
(организационный):

  • создание нормативно-правовой базы, способствующей здоровьеориентированному образованию учащихся начальных классов;

  • анализ состояния здоровья школьников (создание банка данных физического состояния здоровья и развития учащихся 1–4-х классов, паспортов здоровья учащихся, индивидуальных карт развития);

  • анализ инфраструктуры и внутришкольной среды (организация учебно-воспитательного процесса; организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы; организация работы по формированию здорового образа жизни; состояние медико-психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса).

Основное содержание II этапа проекта
(проектно-моделирующий):

  • организация сотрудничества с вузами и учреждениями здравоохранения (Институт возрастной физиологии РАО (г. Москва); Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова; ООО «Центр медицинской профилактики «Истоки здоровья» (г. Рязань); МУЗ «Детская поликлиника № 5» г. Рязани);

  • создание научно-исследовательских групп учителей для работы над моделью начальной школы, содействующей здоровью, на основе внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс» (1-я группа – тема: «Применение офтальмотренажеров для расширения зрительного пространства»; 2-я группа – тема: «Личностно ориентированное обучение как одно из средств устранения перегрузки школьников»; 3-я группа – тема: «Обеспечение дифференциации обучения как условие построения траектории развития каждого учащегося школы»);

  • реализация программ:

программа «Основы здоровья» (2–4-е классы): 2-й класс – «Человек и его здоровье»; 3-й класс – «Мир людей»; 4-й класс – «Человек и его здоровье»;
программа «Безопасное детство в группах продленного дня»: I блок – «Красный, желтый, зеленый»; II блок – «Все цвета, кроме черного»; III блок – «Разговор о правильном питании»; IV блок – «Природа и безопасность»;
программа «Пусть ребенок растет здоровым» (родительские университеты): «Интервью по вашей просьбе» (встречи с учеными, врачами, психологами, социальными педагогами); вечер-портрет «Знакомьтесь: семья…»; практикумы (семейная видеотека, фотовыставка, эссе, тесты, выпуск брошюр, стенгазет, бюллетеней, разработка памяток и рекомендаций); конференции отцов;

  • участие в научно-практических конференциях, семинарах-практикумах;

  • улучшение материально-технической базы (приобретение аппаратно-программного комплекса для обследования резервов здоровья школьников; внедрение в учебно-воспитательный процесс биомеханического «Тренажера Агашина» (200 штук); оборудование сенсорной комнаты; создание кабинета массажа; открытие фитобара в школьной столовой).

Основное содержание III этапа проекта
(контрольно-оценочный):

  • экспертиза и оценка реализации проекта;

  • определение дальнейших направлений здоровьесберегающей деятельности в начальной школе;

  • оформление результатов реализации проекта (выпуск брошюр, методических рекомендаций);

  • проведение театрализованного представления «Здоровые дети – здоровая страна» (учащиеся, учителя, родители, жители микрорайона);

  • принятие решения о дальнейшем применении и развитии здоровьесберегающих технологий в начальных классах.

Ожидаемые результаты:

выбор здорового образа жизни должен стать осознанным для всех субъектов образовательного процесса.

Проект «Колесо здоровья» может быть использован и в других общеобразовательных учреждениях.

Валентина Вискова ,
научный руководитель проекта, кандидат биологических наук, доцент РГУ им. С.А. Есенина ;
Светлана Зинкина ,
заместитель директора по учебной работе