Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2008

Вне урока

«Алкид» – значит сильный

В Центре образования № 118, что на Ленинском проспекте в Москве, вот уже 13 лет существует спортивный клуб «АЛКИД». Это детский клуб, в котором занимаются борьбой самбо ребята с 6 до 18 лет. А назвали мы его так потому, что «алкид» в переводе с древнегреческого означает сильный

Известно, что современные дети испытывают двигательный дефицит. Родители приводят ребенка в спортивный клуб прежде всего для того, чтобы окрепло здоровье после перенесенных детских инфекций, простудных заболеваний, с целью укрепить иммунитет. Не последнее место занимает стремление хотя бы на какое-то время отвлечь свое чадо от влияния всеобщей компьютеризации, которое особенно вредно в этом возрасте: у детей, часами подвергающих себя неподвижности, ослабляется работоспособность скелетной мускулатуры, нарушается осанка, искривляется позвоночник, возникает плоскостопие, портятся глаза, нервная система находится в постоянном напряжении. А мальчишки, приходящие к нам, мечтают стать сильными, здоровыми, мужественными, а также способными постоять за себя и не дать в обиду слабого.
Занятия в клубе начинаются с отдельной образовательной программы, которая рассчитана на подготовку и адаптацию детей самого младшего возраста – с 6 до 9 лет. Эти группы называются группами ОФП, т.е. общей физической подготовки, с элементами борьбы самбо, которые занимаются два раза в неделю по 55 минут. В этих группах мы прежде всего учим правильно дышать, выполняя простейшие гимнастические упражнения. Научиться правильно дышать необходимо для повышения выносливости при выполнении физических упражнений. Таким образом обеспечивается бесперебойное питание организма кислородом, что положительно скажется на общей работоспособности, а значит, это еще один шаг к здоровому и активному образу жизни ребенка.
В период с 6 до 9 лет мы уделяем постоянное внимание осанке и выполняем различные упражнения на укрепление и растягивание мышц позвоночного столба, что к концу учебного года дает потрясающий результат в плане формирования осанки. Помимо этого, мы активно выполняем упражнения, направленные на развитие различных групп мышц, например, брюшного пресса, рук, ног, груди. Уделяем не меньшее внимание упражнениям, направленным на развитие координации движений. Вот, например, попробуйте попросить свое чадо выполнить вращение руками одновременно в разные стороны, а затем поменяйте направление движения. Получилось? Если получилось с первого раза, то у вашего ребенка очень хорошая координация и ему стоит начать заниматься такими видами спорта, как борьба, гимнастика, акробатика, фигурное катание, – в зависимости от конституции тела и личных предпочтений. Если нет, то не беда: для этого и существуют в нашем клубе группы общей физической подготовки, где дети обязательно всему этому научатся.

 

Ну а коль скоро мы говорим о здоровье наших детей, то кто скажет, что ваш ребенок никогда не падал и не расшибал себе коленки, не обдирал руки или даже нос, а может, и ударялся головой? Конечно, дети есть дети! Веселые, бесшабашные непоседы. Вот безопасности различных падений мы и отводим львиную долю каждого занятия. Начинаем, конечно, с простейших кувырков и развития вестибулярного аппарата. Для начала выполняем упражнения на равновесие, затем различные прыжки с поворотами на 180 и 360 градусов, прыжки на батуте, ну и, наконец, простейшие перекаты и кувырки вперед, вбок, назад. Овладев этими на первый взгляд простейшими навыками, учимся безопасному падению вперед, на спину, на бок. Научившись делать это правильно, вы застрахуете себя на всю жизнь от неожиданных травм. Приведу яркий пример из жизни одного из наших воспитанников. Однажды зимой, помогая отцу счищать снег с крыши гаража, он поскользнулся и упал с двухметровой высоты на спину. Когда приземлился, жутко испугался сам и тем более напугал отца, а когда встал и отряхнулся – понял, что правильно выполненная самостраховка, отработанная до автоматизма, сберегла от тяжелых травм и нежелательных последствий падения. Ну как, теперь вы решили привести к нам своего ребенка?

Конечно, мы не только занимаемся гимнастикой, акробатикой и развиваем силу, мы также развиваем ловкость и координацию в играх. Ведь что может быть интереснее в этом возрасте, чем веселая игра! Где, как не в играх, развиваются такие качества, как ловкость и быстрота! Мы проводим различные эстафеты с мячами, регби на коленках, петушиные бои (это когда два участника, прыгая на одной ноге, должны вытолкнуть соперника из круга или заставить его опереться на вторую ногу). А в конце учебного года ребята сдают переводные испытания. Переводные испытания разработаны так, что включают основные упражнения и элементы, которые изучались и отрабатывались на занятиях во время всего учебного года. Например: прыжки через скакалку, стойки на голове и руках, мосты «борцовский» и «гимнастический», переворачивания и забегания в упоре головой в ковер (отличные упражнения для укрепления шейного отдела позвоночника), кувырки с группировкой и со страховкой, а также силовые упражнения, такие, как сгибание рук в упоре лежа, подтягивание на перекладине, упражнение «складывание» на мышцы брюшного пресса, выпрыгивание из приседа вверх для развития и укрепления мышц ног. И те, кто успешно проходит эти испытания, переводятся в группы борьбы самбо.

В качестве иллюстрации хочу вспомнить мнения родителей наших воспитанников. По их словам, половина детей, пришедших заниматься в наш клуб, уже после года занятий стали болеть меньше. А еще через год число болеющих сокращается еще на 10–20%. Могу привести также в пример наших бывших воспитанников, которые пришли заниматься в группы ОФП, а остались в нашем клубе на 7–8 лет. Громов Юрий с детства страдал хроническим гайморитом и чуть где подстывал или подхватывал инфекцию, так сразу получал осложнения. А сейчас он крепкий парень, курсант Академии ФСБ, неоднократный победитель первенства клуба, призер г. Москвы среди клубов по месту жительства, судья первой категории. Другой пример. Голод Александр постоянно страдал отитами, однако через некоторое время забыл про свои болячки, выполнил норматив первого разряда, стал судьей первой категории по самбо. Подобных примеров могу привести массу. И все это потому, что регулярные занятия спортом, правильное питание и режим дают свои неоспоримые плоды, если только ребенок втягивается и привыкает к такому активному и здоровому образу жизни.
Теперь хотелось бы рассказать о следующем этапе подготовки ребят. Самбо – вид спорта, в котором на первый план выступают развитие силы и выносливости, единоборство с соперником, поэтому к нему можно приступать уже в более старшем возрасте. К нам, в клуб «АЛКИД», приходят дети, решившие заниматься борьбой самбо в 10–12 лет. Для них разработана отдельная образовательная программа подготовки для начинающих с графиком занятий два раза в неделю по 55 минут. Принцип проведения занятий в этих группах такой же, как и в группах ОФП. Однако, поскольку эти дети постарше и уровень их физических возможностей значительно выше, то, помимо занятий по общей физической подготовке и акробатике, ребята изучают простейшую базовую технику борьбы лежа и стоя. Учатся простейшим навыкам переворачивания соперника на спину, болевым приемам, «удержаниям» (в борьбе самбо за удержание соперника на спине в течение 20 секунд дается 4 балла), уходам и защитам от них.

А к концу учебного года воспитанники участвуют в небольших товарищеских соревнованиях. В мае, как и все, сдают переводные экзамены, но уже с более усложненным заданием. Теперь к основным упражнениям добавлены техника выполнения простейших приемов и начальные теоретические знания по самбо. Успешно выдержавшие эти испытания переводятся на следующий год обучения или новый этап подготовки.
Опасение родителей, что их дети, занимающиеся спортом и участвующие по выходным дням в соревнованиях, перегружаются, напрасны, так как здоровье ребят находится под постоянным, тщательным наблюдением врачей Центра образования № 118 и спортивного диспансера. Дети систематически 2 раза в год проходят полное медицинское обследование, и при малейших негативных изменениях в их развитии или здоровье принимаются меры, предотвращающие физическое переутомление. Перед каждым соревнованием детей осматривает врач, контролирующий физическое состояние и развитие воспитанников клуба.
Следующий этап подготовки – группы, скомплектованные из ребят, прошедших переводные испытания в группах ОФП или подготовительных группах самбо. Занимаются они уже три раза в неделю по полтора часа. Здесь ребята овладевают приемами борьбы и приемами самообороны, активно участвуют в соревнованиях разного уровня, а также показательных выступлениях по спортивному и боевому самбо.

Для более качественной подготовки в программу обучения включены дополнительные занятия по акробатике и занятия в тренажерном зале. Это сделано для того, чтобы ребята могли на новом, более качественном уровне развивать свои физические свойства, такие, как сила, выносливость, быстрота, ловкость и координация движений.
И снова пример из жизни. Наш ученик Саша Якунин, который пришел заниматься в 10 лет, однажды, прокатившись на велосипеде, пришел домой с ободранным локтем, ссадиной на ладони, но совершенно сияющий и счастливый. Когда перепуганная мама спросила, что случилось, ответил: «Если бы меня наш тренер не научил правильно падать, я бы все лицо разбил, а так – ерунда! Я перелетел через руль. Это как во время тренировки подставиться на бросок через спину…». На этом этапе ребята становятся почти профессионалами. Они уже сами могут проводить полную разминку перед началом основной части занятий. Они хорошо ориентируются в правилах соревнований, а некоторые даже судят соревнования, проходящие в клубе. И вполне могут постоять за себя и не бросить в беде товарища. Теперь уговаривать ребят ездить и выступать на соревнованиях не приходится. Сами выспрашивают, когда очередные старты. Они защищают честь клуба не только на районных и окружных соревнованиях, но и на городских и даже всероссийских турнирах.
История самбо знает немало случаев, когда в клуб, секцию приходили хилые заморыши или, наоборот, не в меру располневшие «на бабушкиных плюшках» мальчишки, которых обижали в школе и которые очень хотели научиться давать сдачи своим обидчикам. Начав заниматься, они так втягивались в тренировки, что забывали обо всем, а потом становились мастерами этого вида борьбы и давать сдачи уже приходилось редко – былые обидчики начинали уважать.
В заключение попробуем нарисовать портрет здорового ребенка. Это жизнерадостный, активный, доброжелательно относящийся к окружающим, любознательный ребенок. Развитие его физических (двигательных) качеств проходит гармонично. Он вынослив, достаточно быстр, ловок и силен. Неблагоприятные погодные факторы, резкая их смена ему не страшны. Его система терморегуляции хорошо натренирована, он не знает, что такое простуда. Благодаря рациональному питанию этот ребенок не имеет лишней массы, а только необходимый вес в соответствии с конституцией тела; у него есть все возможности для нормального, гармоничного роста. Благоприятный психологический климат в Центре образования № 118 способствует укреплению его психического здоровья.
А у нас, взрослых, есть одна задача – создавать условия для воспитания таких детей.

Роман Алексеев