Хорошо, когда школа уделяет
внимание сохранению здоровья детей. А если этой
проблемой занимаются сразу несколько школ и все
они сотрудничают друг с другом? Причем каждая из
них отрабатывает определенную
здоровьесберегающую технологию?
На отчетной конференции представители школ
Юго-Восточного административного округа столицы
– участники городской экспериментальной
площадки – делились опытом своей работы.
«Пятнадцать ОУ создают «здоровьесберегающее
поле», методики, которые они отрабатывают, можно
будет потом передать любой общеобразовательной
школе. В этом и состоит ценность совместной
работы, взаимодействия в сетевом режиме», –
объяснила Валентина Морозова,
заместитель начальника Управления образованием
округа.
Большое значение для передачи опыта имеет
подготовка кадров. Научный консультант
экспериментальной площадки Серафима
Чечельницкая рассказала, что главными
направлениями в прошедшем году стали подготовка
администрации к работе по здоровьесберегающим
технологиям и обучение персонала ОУ. Более 170
педагогов этих школ повысили за год свой
профессиональный уровень.
Какие же темы отрабатывались в школах?
В школе № 475 изучали возможность интеграции
вопросов здоровья в предметы базисного учебного
плана.
«Сначала казалось, что интегрировать вопросы
здоровья в школьную программу легко, – вспоминал
Андрей Пономарев. – Уроки здоровья ввели в
учебный план младших классов. В средней школе
начали с классных часов. В начале каждого месяца
задается тема, составляется план. Затем
проводятся тематический классный час и
ситуационный, а на последнем часе
рассматриваются результаты. Второй этап –
собственно интеграция. Пока готовой методики
нет, а есть отдельные наработки учителей. Но мы
столкнулись с тем, что учебные программы по
некоторым предметам настолько сложны, что
перегружать их вопросами здоровья нереально».
В старших классах одна из форм работы –
проектная неделя. Многие ребята посвящают свои
проекты вопросам здоровья.
Просвещение. Человек
должен понимать, что он сам творец своего
здоровья. Педагоги школы № 921 разработали
комплексный проект «На пути к здоровому образу
жизни». Они считают:надо так информировать
школьников, чтобы те могли сделать осознанный
выбор в пользу здорового образа жизни. С итогами
работы за год присутствующих познакомила Анжела
Адамич: «В течение года мы отрабатывали
различные формы просветительской работы,
разработали комплект материалов по ведущим
темам в виде буклетов, плакатов, сценариев
радиопередач.
Мы используем и визуальные образы в наглядном
оформлении школы, выпускаем стенгазеты и
плакаты, например, «Роль движения в жизни
человека», «Правила личной гигиены» для младших
школьников, «О ценности жизни и здорового образа
жизни» для родителей и учителей».
Ребята с удовольствием участвуют в
театрализованных представлениях «Путешествие в
город чистоты и порядка», «Советы Мойдодыра» и,
конечно же, в спортивных праздниках. Из учащихся
9–11-х классов сформирована волонтерская группа,
которая пропагандирует здоровый образ жизни.
Волонтеры помогли запустить проект «Танцуй ради
жизни».
В помощь классным руководителям и учителям
разработана методика проведения занятий (в
рамках классных часов) по здоровому образу жизни
с учетом возрастных физиологических и
психологических особенностей детей.
Опрос показал, что после года такой работы у
школьников формируется понятие здорового образа
жизни, но понимать – еще не значит делать.
Спортом ребята занимаются недостаточно,
некоторые продолжают курить, хотя знают, почему
это вредно, полноценной еде предпочитают
фастфуд. Решить все эти проблемы организаторам
просветительской работы предстоит в следующем
году.
Болевая точка – малая информированность
родителей о том, как сделать жизнь их детей
здоровой, и их низкая явка на родительские
собрания. Но в школе продолжают проводить для
родителей лектории, приглашают на них
специалистов.
Борьбой с гиподинамией занимаются
в школе № 1909. Здесь делают все возможное,
чтобы увеличить двигательную активность
учеников. Рассказывает Галина Вуймина: «Мы
проанализировали состояние здоровья школьников
и фактическую двигательную активность всех
возрастных групп, провели инвентаризацию и
ремонт спортивного инвентаря, составили
перечень необходимых мероприятий для увеличения
двигательной активности. Разработали комплексы
упражнений для детей разного возраста».
Проводятся лекции по здоровому образу жизни, на
школьном интернет-сайте появилась страничка,
посвященная эксперименту. Среди учащихся
средней школы подготовлены инструкторы для
проведения подвижных перемен, для
старшеклассников организуются «Веселые старты».
Одно из направлений
здоровьесберегающей работы – индивидуализация
образовательного процесса. Школа № 582 в
этом году получила статус школы здоровья. Все
учителя прошли повышение квалификации по
данному направлению работы. Внедрение
индивидуального подхода в обучении не требует
больших дополнительных средств и замены
оборудования.
Снизить утомляемость учащихся
позволяют рационально составленное расписание
занятий, строго дозированные учебные нагрузки,
продуманный объем домашних заданий. При
проведении уроков учитываются индивидуальные
психофизиологические особенности детей, степень
их невротизации. Практикуются: индивидуальный
подбор заданий, смена деятельности, дозировка
нагрузки. Например, при проведении контрольных
учителя математики снижают количество заданий
медлительным детям, т.к. они не успевают
справиться с полным объемом работы. Хороший
результат в развитии творческого потенциала
учащихся обеспечивает применение открытых
образовательных технологий и развивающего
обучения, различных форм внеурочной
деятельности.
Важно, чтобы ребенок испытывал на уроках
положительные эмоции, для этого необходимо
правильно выстроить взаимоотношения в системах
ученик – ученик, ученик – учитель и школа –
семья.
Оптимизация двигательной активности
в школе полного дня. Над этой темой весь год
работали в двух школах.
«Движение может по своему действию заменить
любое средство, но все лечебные средства мира не
могут заменить действие движения», – написал
итальянский поэт Т.Тассо еще в XVI веке. Дети
должны двигаться, а в школе им приходится все
время сидеть: по наблюдениям учителей школьники
младших классов проводят за партами 75% учебного
времени. «Для повышения двигательной активности
ребят мы разработали комплекс мер и на три года
расписали все этапы нашей работы», – рассказала Екатерина
Дикарева из школы № 1040. После обеда
учащиеся младших и средних классов два часа
гуляют на свежем воздухе. Ежедневно проводится
обязательная для всех общешкольная зарядка, а
после 2-го урока – гимнастика для глаз. Постоянно
обновляются комплексы упражнений для
физкультминуток. Инструкторы, закончившие курсы
при центре С.М. Бубновского, проводят занятия ЛФК,
а два раза в год, осенью и весной, школьники
выезжают за город на свое любимое мероприятие –
турслет. Кроме того, дети пьют кислородные
коктейли, которые называют «здоровый чай».
Медицинское обследование в 5–7-х классах
показало, что развитие детей происходит
гармонично.
В школе полного дня № 1902, которая тесно
сотрудничает с поликлиникой и детским садом,
работает центр содействия здоровью детей.
Сотрудники центра разработали памятки для
учителей (как проводить динамические паузы,
уроки здоровья в младших классах и т.д.) и для
родителей. Включившись в эксперимент, педагоги
школы изучили методическую литературу и
выяснили, что есть разные виды двигательной
активности (учебная, оздоровительная,
спортивная, релаксационная, реабилитационная,
бытовая, досуговая и пр.). Следующим шагом стало
определение видов активности, присутствующих в
школе, и введение изменений в образовательный
процесс.
После медицинского обследования показатели по
физическому состоянию каждого школьника занесли
в специальные папки. Данные этих папок
используют в своей работе медики, учителя
физкультуры и, конечно, классные руководители: на
что они могут повлиять, что должны учесть. Ноу-хау
школы – маршрутная карта, составленная для
каждого класса. Это очень сложный график,
включающий все мероприятия по физической
активности детей в первую и вторую половины дня.
А еще у школьников есть индивидуальные паспорта
здоровья, в которых скрупулезно записываются
события за год – курсы лечения, занятия ЛФК,
дополнительное образование. Ухудшений
показателей здоровья за год не было, но педагоги
отметили, что при увеличении физической нагрузки
дети и устают больше.
«К здоровью – через образование»
– так звучит тема, которая прорабатывалась в
школе № 481.
Какой ценой дается образование? Что важнее –
здоровье или образование? Можно ли построить
образовательный процесс таким образом, чтобы
сделать его безопасным для ученика?
Всем известны недостатки современной системы
образования: авторитарный стиль преподавания;
методика проведения уроков, ориентированная на
передачу знаний, а не на развитие индивидуальных
особенностей детей. Все вместе это приводит к
эмоциональной перегрузке учащихся. Учителя
школы решили обратиться к технологиям открытого
образования, прошли в этом году курсы повышения
квалификации по теме «Открытые образовательные
технологии как ресурс здоровьесбережения».
Психологическая служба провела диагностику
уровней мотивации познавательной активности
учащихся. «Мы еще не решили, – заметила Галина
Панферова, – воспользуемся мы опытом
других школ или путем проб и ошибок будем искать
свой путь. Нам предстоит разрешить противоречия
между необходимостью сохранить здоровье
учеников, с одной стороны, и выполнить требования
социального заказа (стандарты образования,
качество обучения, ЕГЭ) – с другой».
В лицее № 1547 внедряли методику адаптивной
физкультуры, созданную С.М. Бубновским для
коррекции и профилактики заболеваний
костно-мышечной системы. Методика
предусматривает занятия на дорогостоящем
тренажерном оборудовании. Сотрудники лицея
поставили перед собой задачу разработать схемы
занятий адаптивной физкультурой в зависимости
от оснащения школьных спортзалов. В самом лицее
отрабатывали вариант с 25 тренажерами, а в школе №
921 – с 15. Перед началом занятий каждого ребенка
осматривают врачи, ставят диагноз и рекомендуют
оздоровительный комплекс по индивидуальной
нагрузке (составляют личные карточки). Занятия
проводят педагоги, которые обучались в
Московском институте открытого образования на
кафедре С.М. Бубновского.
Юлия Конзерук сообщила, что
сейчас в лицее продумывают два варианта
тренировок: для детей с избыточной или
критической массой тела и для детей с мышечной
недостаточностью. В ближайших планах – создание
комплекса упражнений на лето и минимальных
занятий на каждый день. Учителя очень подробно
объясняют детям направленность каждого
тренажера, на что он влияет. Дети все понимают и
занимаются осознанно.
«Все принципы работы на тренажерах мы подробно
описали в методичке «Физкультура без
освобождения», – подвела итог работы за год Юлия
Козенрук.
Профилактика профессионального
выгорания учителя – также важная
составляющая общего комплекса
здоровьесберегающих технологий. Светлана
Орленко из школы № 2028 с сожалением
констатировала, что «учитель – это диагноз».
Даже молодые педагоги страдают такими
заболеваниями, как язва желудка, гипертонические
кризы… Эта тема заслуживает отдельной статьи (материал
о здоровье педагогов будет опубликован в № 17
нашей газеты, который выйдет в начале сентября).
В конце конференции состоялась презентация
интерактивной выставки «Маршрут
безопасности». Старшеклассники-волонтеры
познакомили представителей школ с тематическими
стендами о профилактике ВИЧ/СПИДа и предоставили
им возможность проверить свои знания на эту тему.