Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2008

Технология

Наш опыт – для всех

В Москве завершился первый этап формирования здоровой образовательной среды в образовательных учреждениях. Цель эксперимента, рассчитанного на три года, – создать сетевое взаимодействие между школами

Хорошо, когда школа уделяет внимание сохранению здоровья детей. А если этой проблемой занимаются сразу несколько школ и все они сотрудничают друг с другом? Причем каждая из них отрабатывает определенную здоровьесберегающую технологию?
На отчетной конференции представители школ Юго-Восточного административного округа столицы – участники городской экспериментальной площадки – делились опытом своей работы.
«Пятнадцать ОУ создают «здоровьесберегающее поле», методики, которые они отрабатывают, можно будет потом передать любой общеобразовательной школе. В этом и состоит ценность совместной работы, взаимодействия в сетевом режиме», – объяснила Валентина Морозова, заместитель начальника Управления образованием округа.
Большое значение для передачи опыта имеет подготовка кадров. Научный консультант экспериментальной площадки Серафима Чечельницкая рассказала, что главными направлениями в прошедшем году стали подготовка администрации к работе по здоровьесберегающим технологиям и обучение персонала ОУ. Более 170 педагогов этих школ повысили за год свой профессиональный уровень.
Какие же темы отрабатывались в школах?
В школе № 475 изучали возможность интеграции вопросов здоровья в предметы базисного учебного плана.
«Сначала казалось, что интегрировать вопросы здоровья в школьную программу легко, – вспоминал Андрей Пономарев. – Уроки здоровья ввели в учебный план младших классов. В средней школе начали с классных часов. В начале каждого месяца задается тема, составляется план. Затем проводятся тематический классный час и ситуационный, а на последнем часе рассматриваются результаты. Второй этап – собственно интеграция. Пока готовой методики нет, а есть отдельные наработки учителей. Но мы столкнулись с тем, что учебные программы по некоторым предметам настолько сложны, что перегружать их вопросами здоровья нереально».
В старших классах одна из форм работы – проектная неделя. Многие ребята посвящают свои проекты вопросам здоровья.

Просвещение. Человек должен понимать, что он сам творец своего здоровья. Педагоги школы № 921 разработали комплексный проект «На пути к здоровому образу жизни». Они считают:надо так информировать школьников, чтобы те могли сделать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни. С итогами работы за год присутствующих познакомила Анжела Адамич: «В течение года мы отрабатывали различные формы просветительской работы, разработали комплект материалов по ведущим темам в виде буклетов, плакатов, сценариев радиопередач.
Мы используем и визуальные образы в наглядном оформлении школы, выпускаем стенгазеты и плакаты, например, «Роль движения в жизни человека», «Правила личной гигиены» для младших школьников, «О ценности жизни и здорового образа жизни» для родителей и учителей».
Ребята с удовольствием участвуют в театрализованных представлениях «Путешествие в город чистоты и порядка», «Советы Мойдодыра» и, конечно же, в спортивных праздниках. Из учащихся 9–11-х классов сформирована волонтерская группа, которая пропагандирует здоровый образ жизни. Волонтеры помогли запустить проект «Танцуй ради жизни».
В помощь классным руководителям и учителям разработана методика проведения занятий (в рамках классных часов) по здоровому образу жизни с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей детей.
Опрос показал, что после года такой работы у школьников формируется понятие здорового образа жизни, но понимать – еще не значит делать. Спортом ребята занимаются недостаточно, некоторые продолжают курить, хотя знают, почему это вредно, полноценной еде предпочитают фастфуд. Решить все эти проблемы организаторам просветительской работы предстоит в следующем году.
Болевая точка – малая информированность родителей о том, как сделать жизнь их детей здоровой, и их низкая явка на родительские собрания. Но в школе продолжают проводить для родителей лектории, приглашают на них специалистов.

Борьбой с гиподинамией занимаются в школе № 1909. Здесь делают все возможное, чтобы увеличить двигательную активность учеников. Рассказывает Галина Вуймина: «Мы проанализировали состояние здоровья школьников и фактическую двигательную активность всех возрастных групп, провели инвентаризацию и ремонт спортивного инвентаря, составили перечень необходимых мероприятий для увеличения двигательной активности. Разработали комплексы упражнений для детей разного возраста».
Проводятся лекции по здоровому образу жизни, на школьном интернет-сайте появилась страничка, посвященная эксперименту. Среди учащихся средней школы подготовлены инструкторы для проведения подвижных перемен, для старшеклассников организуются «Веселые старты».

Одно из направлений здоровьесберегающей работы – индивидуализация образовательного процесса. Школа № 582 в этом году получила статус школы здоровья. Все учителя прошли повышение квалификации по данному направлению работы. Внедрение индивидуального подхода в обучении не требует больших дополнительных средств и замены оборудования.

Снизить утомляемость учащихся позволяют рационально составленное расписание занятий, строго дозированные учебные нагрузки, продуманный объем домашних заданий. При проведении уроков учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей, степень их невротизации. Практикуются: индивидуальный подбор заданий, смена деятельности, дозировка нагрузки. Например, при проведении контрольных учителя математики снижают количество заданий медлительным детям, т.к. они не успевают справиться с полным объемом работы. Хороший результат в развитии творческого потенциала учащихся обеспечивает применение открытых образовательных технологий и развивающего обучения, различных форм внеурочной деятельности.
Важно, чтобы ребенок испытывал на уроках положительные эмоции, для этого необходимо правильно выстроить взаимоотношения в системах ученик – ученик, ученик – учитель и школа – семья.

Оптимизация двигательной активности в школе полного дня. Над этой темой весь год работали в двух школах.
«Движение может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения», – написал итальянский поэт Т.Тассо еще в XVI веке. Дети должны двигаться, а в школе им приходится все время сидеть: по наблюдениям учителей школьники младших классов проводят за партами 75% учебного времени. «Для повышения двигательной активности ребят мы разработали комплекс мер и на три года расписали все этапы нашей работы», – рассказала Екатерина Дикарева из школы № 1040. После обеда учащиеся младших и средних классов два часа гуляют на свежем воздухе. Ежедневно проводится обязательная для всех общешкольная зарядка, а после 2-го урока – гимнастика для глаз. Постоянно обновляются комплексы упражнений для физкультминуток. Инструкторы, закончившие курсы при центре С.М. Бубновского, проводят занятия ЛФК, а два раза в год, осенью и весной, школьники выезжают за город на свое любимое мероприятие – турслет. Кроме того, дети пьют кислородные коктейли, которые называют «здоровый чай». Медицинское обследование в 5–7-х классах показало, что развитие детей происходит гармонично.
В школе полного дня № 1902, которая тесно сотрудничает с поликлиникой и детским садом, работает центр содействия здоровью детей. Сотрудники центра разработали памятки для учителей (как проводить динамические паузы, уроки здоровья в младших классах и т.д.) и для родителей. Включившись в эксперимент, педагоги школы изучили методическую литературу и выяснили, что есть разные виды двигательной активности (учебная, оздоровительная, спортивная, релаксационная, реабилитационная, бытовая, досуговая и пр.). Следующим шагом стало определение видов активности, присутствующих в школе, и введение изменений в образовательный процесс.
После медицинского обследования показатели по физическому состоянию каждого школьника занесли в специальные папки. Данные этих папок используют в своей работе медики, учителя физкультуры и, конечно, классные руководители: на что они могут повлиять, что должны учесть. Ноу-хау школы – маршрутная карта, составленная для каждого класса. Это очень сложный график, включающий все мероприятия по физической активности детей в первую и вторую половины дня. А еще у школьников есть индивидуальные паспорта здоровья, в которых скрупулезно записываются события за год – курсы лечения, занятия ЛФК, дополнительное образование. Ухудшений показателей здоровья за год не было, но педагоги отметили, что при увеличении физической нагрузки дети и устают больше.

«К здоровью – через образование» – так звучит тема, которая прорабатывалась в школе № 481.
Какой ценой дается образование? Что важнее – здоровье или образование? Можно ли построить образовательный процесс таким образом, чтобы сделать его безопасным для ученика?
Всем известны недостатки современной системы образования: авторитарный стиль преподавания; методика проведения уроков, ориентированная на передачу знаний, а не на развитие индивидуальных особенностей детей. Все вместе это приводит к эмоциональной перегрузке учащихся. Учителя школы решили обратиться к технологиям открытого образования, прошли в этом году курсы повышения квалификации по теме «Открытые образовательные технологии как ресурс здоровьесбережения». Психологическая служба провела диагностику уровней мотивации познавательной активности учащихся. «Мы еще не решили, – заметила Галина Панферова, – воспользуемся мы опытом других школ или путем проб и ошибок будем искать свой путь. Нам предстоит разрешить противоречия между необходимостью сохранить здоровье учеников, с одной стороны, и выполнить требования социального заказа (стандарты образования, качество обучения, ЕГЭ) – с другой».
В лицее № 1547 внедряли методику адаптивной физкультуры, созданную С.М. Бубновским для коррекции и профилактики заболеваний костно-мышечной системы. Методика предусматривает занятия на дорогостоящем тренажерном оборудовании. Сотрудники лицея поставили перед собой задачу разработать схемы занятий адаптивной физкультурой в зависимости от оснащения школьных спортзалов. В самом лицее отрабатывали вариант с 25 тренажерами, а в школе № 921 – с 15. Перед началом занятий каждого ребенка осматривают врачи, ставят диагноз и рекомендуют оздоровительный комплекс по индивидуальной нагрузке (составляют личные карточки). Занятия проводят педагоги, которые обучались в Московском институте открытого образования на кафедре С.М. Бубновского.

Юлия Конзерук сообщила, что сейчас в лицее продумывают два варианта тренировок: для детей с избыточной или критической массой тела и для детей с мышечной недостаточностью. В ближайших планах – создание комплекса упражнений на лето и минимальных занятий на каждый день. Учителя очень подробно объясняют детям направленность каждого тренажера, на что он влияет. Дети все понимают и занимаются осознанно.
«Все принципы работы на тренажерах мы подробно описали в методичке «Физкультура без освобождения», – подвела итог работы за год Юлия Козенрук.

Профилактика профессионального выгорания учителя также важная составляющая общего комплекса здоровьесберегающих технологий. Светлана Орленко из школы № 2028 с сожалением констатировала, что «учитель – это диагноз». Даже молодые педагоги страдают такими заболеваниями, как язва желудка, гипертонические кризы… Эта тема заслуживает отдельной статьи (материал о здоровье педагогов будет опубликован в № 17 нашей газеты, который выйдет в начале сентября).
В конце конференции состоялась презентация интерактивной выставки «Маршрут безопасности». Старшеклассники-волонтеры познакомили представителей школ с тематическими стендами о профилактике ВИЧ/СПИДа и предоставили им возможность проверить свои знания на эту тему.

Роман Алексеев