Уважаемая редакция!
Тема моей работы – «Нестандартные уроки
как средство развития познавательной
деятельности
учащихся начальной школы».
Предлагаю вашему вниманию один из уроков
в третьем классе по программе «Мир вокруг нас»
Тема: «Здоровый образ жизни»
Цели:
– познакомить учащихся с понятием
«здоровый образ жизни»;
– формировать убеждение о пользе здорового
образа жизни и здоровье как самой главной
ценности;
– воспитывать желание быть здоровым, сильным,
сохранить здоровье на долгие годы.
Оборудование: карта путешествия к
сказочным планетам, памятки, пословицы и
поговорки о здоровье.
Ход урока
– Здравствуйте, ребята!
Начинаем наш урок. Сегодня мы отправляемся в
космическое путешествие к сказочным планетам.
Нам нужны успех, улыбки и, конечно же, хорошее
настроение. Посмотрим, какое оно у нас перед
дорогой.
Игра. У меня два нарисованных солнышка –
грустное и радостное; хлопните в ладоши два раза,
если у вас грустное настроение, а если радостное
– три раза.
(Хлопки.)
Я надеюсь, что грустное настроение сменится
радостным, а хорошее станет еще лучше. Пожелаем
друг другу удачи и улыбнемся. Покажите мне свои
ладошки, потрите их, погладьте себя по головке и
скажите: «Какой я замечательный!».
На уроке вас ждут открытия: у кого-то они будут
большие, у кого-то маленькие, но у каждого – свои.
– Ребята! Посмотрите, кто пришел! Хотите с ним
познакомиться?
(На рисунке изображен худой неопрятный
мальчик.)
Жил на свете мальчик Ох,
Сам собою был не плох,
Только рос он слабым, хилым
В городской своей квартире.
– Умываться – никогда!
Если намочусь – беда! –
Он ругает всё на свете,
Пожалейте его, дети!
Он все кашляет, чихает,
Как здоровым стать, не знает.
– Почему мальчик Ох слабый, хилый?
(Ответы детей.)
– Давайте ему поможем стать ловким,
сильным.
Мы – земляне! Мы отправляемся в полет.
Пристегните ремни. Наш корабль на старте! Девизом
урока будут слова:
В дорогу знаний полетим
И здоровье защитим!
– Пока мы летим к неизвестной сказочной
планете, расскажу вам притчу.
Одного мудреца спросили: «Что для человека самое
важное, самое ценное в жизни – богатство, слава?
Мудрец, подумав, ответил: «Ни богатство, ни слава
не делают человека счастливым. Здоровый нищий
счастливее любого больного короля».
А вы согласны с мнением мудреца?
От чего зависит наше здоровье?
(Ответы детей: режим, экология,
соблюдение правил личной гигиены и питания.)
– Мы приближаемся к планете Всезнайка.
Давайте расскажем нашему другу, что приносит
вред, а что дает здоровье.
Сделайте правильный выбор из того, что я назову:
страх, смех, тревога, удача, неуверенность,
растерянность, восторг, радость, подавленность.
Гости планеты дают свои ответы.
(Проверка.)
– А какое сейчас время года?
(Ответы детей: зима.)
– Зимой люди страдают от простудных
заболеваний. А каких?
(Ответы детей.)
– Я вас научу, как защитить себя зимой от
простуды. У человека на теле есть определенные
точки. Мы, воздействуя на них, сможем
предупредить грипп. Приготовьтесь, начинаем
точечный массаж ушей, носа, рук, лба.
Советую проводить массаж ежедневно, по 5–6 раз в
день.
Посмотрите на мальчика Ох: он задумался –
наверное, усваивает правила планеты Всезнайка, а
мы продолжаем путешествие.
– В галактическом пространстве появился
неопознанный объект, похожий на шкатулку. Хотите
узнать, что находится внутри?.. Как вы думаете,
всегда ли можно прикасаться к неизвестному
предмету? Почему?
(Ответы детей: это могут быть взрывчатые
вещества, что-то пугающее...)
– У вас на столе памятки – это кодекс
основ безопасности здоровья.
Давайте с ним познакомимся...
(Чтение памятки.)
Кодекс основ безопасности
здоровья
Если ты обнаружил незнакомый
предмет: сумку, сверток, коробку, то не бери его:
он может быть опасен.
Никуда не ходи с незнакомыми
людьми.
Если в доме пожар, а ты дома один,
постарайся как можно быстрее выбраться на улицу.
|
– Вы можете дополнить кодекс
вместе с родителями. Мальчик Ох тоже усвоил
правила.
Мы приближаемся к дымящейся планете. Откуда
эта гарь и пыль?.. Смотрим на карту. Так это
планета Вредных привычек!.. Какие вредные
привычки вы знаете?
(Ответы детей.)
– А об их вредном влиянии на организм узнаем из
учебника.
(Чтение статьи на стр. 159 «Не начинай курить».)
– Какой вред приносит курение? Как избежать
этой вредной привычки?
(Ответы детей.)
– А о разрушительном воздействии на человека
наркотиков прочтем текст на стр. 160.
Почему нельзя иметь дело с наркотиками?
(Ответы детей.)
– О вреде алкоголя вы узнаете самостоятельно
из дополнительных источников.
Давайте нашему другу посоветуем выбрать ЗОЖ и
скажем: «Вредным привычкам – нет!».
Мы подлетаем к планете Спортивная.
Словарная работа
– Слово «спорт» вошло в наш язык из
английского – «sport», а в английском языке оно
образовалось от старофранцузского «депорт» –
развлечение, забава, игра.
Поднимите руки, кто из вас посещает спортивную
секцию. Какую?..
(Ответы детей.)
В школе, в которой вы учитесь, занимался в секции
футбола Дмитрий Кириченко. Он начал ее посещать в
вашем возрасте. Сейчас играет в сборной России.
Училась в нашей школе знаменитая спортсменка
Людмила Рогачева – олимпийская чемпионка по
легкой атлетике.
Мы долго были в пути, сейчас отдохнем!
Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Светло улыбнулись
И тихонько до земли
Низенько нагнулись.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь!
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь!
Делайте зарядку ежедневно!
– Ребята, к нам пришла зашифрованная
телеграмма, в которой записаны пословицы о
здоровье. Но они оказались перепутанными.
Давайте их расшифруем: в первом столбике начало
пословицы, во втором – продолжение.
В здоровом теле – ... залог здоровья.
Кто излишне полнеет... проживешь дольше.
Двигайся больше – ... тот стареет.
Кто день начинает с зарядки... у того дела в
порядке.
Чистота – ... здоровый дух.
Какие еще пословицы и поговорки вы знаете?
(Ответы детей.)
– Думаю, мы порадовали жителей
планеты своими ответами, показали, какие земляне
умные, смелые, сообразительные.
– Наше путешествие продолжается. Разглядываем
карту путешествий. На пути у нас планета Чистюля.
Вы заметили, что вид у мальчика Ох все еще
неопрятный? Давайте ему поможем!
Какие правила гигиены вы знаете?
(Ответы детей.)
Словарная работа
Слово «гигиена» в переводе с
греческого означает «целебный, целительный,
оздоровительный».
Люди стремились к чистоте и много веков назад.
При раскопках царского дворца на острове Крит в
Средиземном море обнаружены древние бани. На
Руси исстари существовал ритуал: перед боем
воины обязательно мылись и надевали чистое
белье. Почему? На чистой коже у человека меньше
бактерий, а значит, в случае ранения уменьшается
вероятность заражения.
Я решила у вас спросить: какие вещи нужно брать с
собой в баню, собрать перед купанием в ванне?
Игра «Какие вещи нужно брать в баню?»
Ученик показывает разные предметы
(полотенце, мыло, очки, чистое белье, мочалку,
счеты, шампунь, ножницы, крем, расческу, книгу,
целительные мази, веник березовый), а другие дети
объясняют, нужна ли эта вещь и для чего.
– Думаю, вы и наш друг Ох поняли, почему люди
должны соблюдать чистоту.
– Мы приближаемся к планете Витаминка.
Может ли человек быть здоров без полноценного
питания?
(Ответы детей.)
– А какое питание можно считать здоровым?
(Ответы детей: богатое витаминами,
разнообразное, с соблюдением режима питания.)
– Обратите внимание на пирамиду здорового
питания. Какие продукты стоят в основании
пирамиды? Почему? А что еще мы употребляем в пищу?
Объясните. Почему конфеты, масло мы должны
съедать только в малом количестве?
(Ответы детей.)
Словарная работа
– Слово «витамин» – сложное, где
«вита» – жизнь, «амин» – вещество. Витамины
обозначаются латинскими буквами А, В, С, D...
А в каких продуктах содержатся витамины?
(Ответы детей.)
– Для детей вашего возраста каждый день нужно
съедать 500–600 граммов овощей и фруктов.
Ребята, ваши ответы понравились жителям
Витаминки, и они решили сделать вам подарок.
Почему вас угостили яблоками? Посмотрите, как
изменился Ох! (Рисунок чистого, опрятного
мальчика.) Какой он красивый! Он просто Ах! У
него веселое настроение. Изменилось ли оно у вас?
(Показываю сначала рисунок открытого солнышка,
а затем солнышко, закрытое тучкой. Дети
сигнализируют хлопками.)
– Мы возвращаемся на Землю. А что же мы
узнали, побывав на сказочных планетах? Продолжи:
Я понял ...
Я хочу ...Я никогда не буду ...
– Я благодарю вас за активную работу, за веселые
улыбки. Я желаю вам здоровья. Ведь еще древний
философ Сократ говорил: «Здоровье – не
всё, но всё без здоровья – ничто». На память о
нашем занятии мне бы хотелось подарить вам
заповеди здорового образа жизни.
Заповеди здорового образа
жизни для детей
Рано ложиться и рано вставать –
горя и хвори не будешь ты знать!
Прогони остатки сна, одеяло в
сторону!
Вам гимнастика нужна – помогает здорово!
С шумом струйка водяная на руках
дробится.
Никогда не забывай по утрам умыться!
Дети должны усвоить, как и их
родители, что горячий завтрак, обед, полдник
просто необходимы!
Ешь спокойно за столом, не надо
торопиться.
Это вредно, и притом можно подавиться!
Неряшливость не только некрасива,
но и опасна.
Чистота – залог здоровья – знают все прекрасно.
Чтобы ночью крепко спать, видеть
сон хороший,
Мы советуем гулять вечером погожим!
|
Галина Козьменко