Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2008

Урок здоровья

Урок 24. Что такое самовоспитание

Задачи урока

1. Учить оценивать качества своего характера как положительные или отрицательные.
2. Объяснить, что можно самостоятельно развить свои положительные качества и избавиться от отрицательных.
3. Вырабатывать умение самостоятельно формулировать цели и знать, как их достигать.

Содержание урока

1. Индивидуальная работа над списком положительных качеств и их обсуждение с классом.
2. Беседа об отрицательных качествах.
3. Ролевая игра в группах.
4. Обсуждение проблемы самовоспитания: с чего начинать?
5. Работа в группах: как сформулировать цели действия в сюжетах ролевых игр?
6. Домашнее задание: творческое задание любого характера, предполагающее этап формулирования цели действия.

Информация для учителя

В начале урока дети выполняют индивидуальное задание: вспомнить и записать на листочке свои положительные качества. Затем предложите желающим выступить – встать и начать со слов: «Я уважаю себя, потому что могу сделать...». Те из ребят, кто стесняется вслух говорить о своих достоинствах, могут передать по ряду листочки учителю, и вы прочитаете их для всего класса, не называя фамилий или, наоборот, называя их (по желанию детей).
Затем нужно перейти к разговору об отрицательных качествах человека. Поясните детям, что, кроме положительных качеств, у каждого из нас есть и отрицательные. Часто о своих отрицательных качествах мы узнаем от других людей: дома от родственников, в школе от товарищей, учителей. Нередко приходится слышать, как окружающие нас люди критикуют, ругают себя и других. Важно, чтобы критические суждения о нас заставляли нас задуматься и становились толчком к превращению отрицательных качеств в положительные.
Наверное, многие ребята уже умеют решать проблемы, возникающие дома и в школе, конструктивно, то есть могут помириться с тем, кого обидели, или попросить извинения у того, кому нагрубили. Проведите ролевую игру на эту тему. Поручите двум парам разыграть эти ситуации перед классом (обида – и слова примирения, грубость – и слова извинения). Можно эту игру подготовить в ходе групповой работы. Если рабочих групп больше, предложите разыграть и другие сюжеты.
После этого предложите ученикам вновь обратить внимание на собственные положительные качества и в своих списках отметить те из них, которые они хотели бы еще более усовершенствовать. Далее обсудите, как преодолеть себя, для того чтобы избавиться от отрицательных качеств. Обратите внимание ребят на то, что это легко было сделать в игре. Значит, и в жизни это вполне возможно, только важно этого желать. Подведите итог: любое положительное качество в человеке можно развить, а от любого отрицательного качества можно избавиться.
Важным этапом урока является его заключительная часть, посвященная изучению механизма, который лежит в основе самовоспитания. Толчком к работе над своими свойствами, конечно, служит желание изменить себя в лучшую сторону. Если такое желание есть, следующий этап – обозначение цели.
Расскажите детям, что одним из положительных свойств личности является умение ставить перед собой цель и достигать ее. При этом человек испытывает чувство уверенности в себе, зная, что он может добиться желаемого. Если цель усложняется, то, разумеется, требуется более упорная работа, но человек, справляясь с ней, чувствует себя еще более уверенно. Вернитесь к сюжетам ролевых игр, которые ученики разыгрывали в начале урока. Попросите ребят сформулировать основные цели, которых они достигали в ходе выполнения заданий. Каждая группа называет свою цель. Задача учителя – помочь ученикам правильно ее сформулировать. Результаты этой работы запишите на доске, а затем ребята запишут их в тетрадь.
В качестве домашнего задания предложите выполнить какое-либо творческое задание: сделать рисунок, написать стихи, рассказ, составить игру, головоломку, кроссворд на тему «Стать лучше». Для представления подготовленной работы каждый ученик должен сформулировать цель, записав ее на отдельном листочке. В течение последующих уроков дети (например, по пять человек) будут представлять свои работы и цели. Встречайте каждое представление аплодисментами.

Документ