|
ПриложениеК уроку 2
|
Аспекты здоровья |
Подросток |
Взрослый |
Физический аспект |
Происходит рост тела. Увеличивается вес |
Процесс роста прекратился. Вес в основном постоянный |
Эмоциональный аспект |
Желание иметь верного близкого друга сосуществует с постоянной сменой приятелей |
Сложившиеся отношения с друзьями, родными, сотрудниками по работе |
Личностный аспект |
Дисгармоничность и противоречивость личности. Переход от копирования оценок других людей: взрослых, сверстников – к внутренней самооценке. Протестующий характер отношения к взрослым |
Четкое осознание себя как личности, своего пути самореализации в жизни (в семье, на работе) |
Социальный аспект |
Внешние проявления общения противоречивы: с одной стороны, стремление стать как все, с другой – желание во что бы то ни стало выделиться среди других |
Понимание, что действительно важно при общении с другими людьми |
Интеллектуальный аспект |
Отсутствие четких представлений о собственных интересах и в связи с этим неспособность самостоятельно принимать правильные решения. Только начинает расширяться сфера интеллектуальной деятельности |
Знание собственных интересов, умение получать нужную информацию и использовать ее при принятии решений |
Духовный аспект |
Начало формирования собственных ценностей и постепенная выработка своих внутренних критериев для понимания, что действительно важно для человека |
Осознание своих жизненных ценностей, того, что действительно важно для данного человека и ради чего он живет |
Анкета для человека, имеющего длительный опыт курения
1. Сколько лет вы курите?
2. Хотели бы вы бросить курить?
3. Сколько раз вы бросали курить?
4. Изменился ли у вас за время курения цвет: лица;
зубов; ногтей, пальцев?
5. Ощущаете ли вы запах: от вашей одежды; от волос;
от кожи; изо рта?
6. Считаете ли вы, что в результате курения у вас
изменяется: голос; обоняние; вкус?
7. Бывает ли у вас кашель: по утрам; в течение дня?
8. Ощущаете ли вы какие-то отрицательные
изменения в работе: легких; сердца; желудка;
печени; мозга?
9. Какие материальные затраты на курение вы
несете: каждый день; месяц; год?
10. Какие положительные стороны курения
существуют для вас: в данный момент; когда начали
курить?
11. Считаете ли вы, что куря делаете что-то
полезное для своего здоровья?
12. Какой совет вы дали бы начинающим курильщикам?
На карточках описаны различные ситуации морального и физического насилия. Попросите детей разобрать эти ситуации с точки зрения опасности для здоровья и указать наиболее опасные.
Насилие между сверстниками
1. Ученик, проходя между партами, скинул
вещи своего одноклассника на пол. Обиженный
одноклассник толкнул обидчика, завязалась драка.
2. Учительница на уроке выдала пособия с
заданиями – одно на парту. Один из учеников
пособие забрал себе, пригрозив соседке по парте,
что не отдаст его, если она не выполнит данное ему
задание.
3. Самый сильный мальчик в классе всех бьет и
обижает, чтобы его боялись и слушались.
Насилие между младшими и старшими школьниками
1. Во дворе старшеклассники
требуют деньги у младших школьников.
2. Старшеклассник просит знакомого младшего
школьника сбегать в магазин за кока-колой.
Мальчику не хочется это делать, поскольку он
опаздывает в секцию, и он отказывается. Тогда
старший начинает угрожать расправой.
Насилие между школьниками и их родственниками
1. В некоторых семьях родители
очень строго относятся к учебе своих детей,
поэтому дети, получив плохую оценку, боятся идти
домой.
Нередко применяются «силовые меры» и для
наказания за другие проступки детей (пришел с
гулянья поздно, разбил нечаянно чашку и т.д.).
2. Младший брат пошел на прогулку в свитере
старшего брата и нечаянно порвал его. Старший
брат рассердился и дал волю рукам.
Насилие между школьниками и знакомыми взрослыми
Два одноклассника подрались после
уроков. Один пострадал больше другого: получил
несколько синяков и небольших ушибов. Придя
домой, он рассказал о драке родителям.
На следующий день отец пострадавшего мальчика
нашел обидчика и применил к нему силовые
действия.
Насилие между школьниками и незнакомыми взрослыми
1. Школьник заболел и остался дома.
Утром раздался звонок, мальчик подошел к двери и
спросил: «Кто там?».
Ответил незнакомый голос. Звонивший
представился работником рекламной службы и
предложил мальчику открыть дверь и посмотреть
интересный товар.
Стоит ли открывать незнакомому человеку? Какие
могут быть последствия, если мальчик откроет
дверь?
2. Две девочки днем возвращались из школы. Вдруг
возле них остановилась машина и незнакомый
мужчина предложил довезти их до дому. Надо ли
садиться в чужую машину? Как эта поездка может
закончиться для девочек?
Карточка 1
Ты смотришь по телевизору интересный фильм,
который будет идти еще довольно долго. В это
время тебе позвонил друг и предложил пойти
поиграть в футбол. Твой выбор? Дай его
обоснование.
Карточка 2
В выходные дни вся семья собирается дома, и вы
решаете, как их провести. Родители предлагают
поехать в лес, а брат настаивает на прогулке по
городу с обязательным посещением «Макдоналдса»
(там можно попить кока-колу и поесть гамбургеров).
Чью сторону ты выберешь? Обоснуй свой выбор.
Карточка 3
Реклама чаще всего агитирует нас покупать
кое-какие продукты.
К примеру, вспомните рекламу конфет «фрутис» или
«чупа-чупс». Герой первого ролика выступает с
лозунгом: «Дети любят фрукты!» – и съедает вместо
фруктов жевательную конфету «фрутис», а овощами
заваливает клетку морской свинки. Вторая реклама
гласит, что успех чемпиона связан с тем, что он
постоянно лакомится конфетами «чупа-чупс».
Согласен ли ты с этими или подобными рекламными
утверждениями? Что ты сам выберешь: овощи, фрукты,
спорт или конфету?
Карточка 4
На улице пасмурно и дождливо. Ты пришел в гости к
другу. Как вы проведете этот день?
Сделаете ли вы сначала уроки, а потом поиграете в
какие-нибудь подвижные игры или сразу начнете
играть в компьютерные, пересмотрите все
мультфильмы по телевизору, подкрепляясь
конфетами, а уже вечером, вернувшись домой, ты
сядешь за уроки? Дай обоснование своего выбора.
Карточка 5
У тебя скоро день рождения, и ты собираешься
пригласить друзей. Как ты спланируешь этот день?
Вы просидите несколько часов за столом со
сладостями, кока-колой, пирогами или проведете
этот день более подвижно: будете играть в
различные игры, танцевать, пойдете все вместе на
прогулку? Придумай небольшой сценарий своего дня
рождения – как можно провести этот праздник с
пользой для твоего здоровья и здоровья твоих
друзей?
Карточка 6
Родители зовут тебя в лес за ягодами или грибами,
но все твои друзья собираются пойти на городской
пляж. Останешься ли ты в городе или пойдешь с
родителями в лес?
Карточка 7
Учитель предупредил ваш класс, что завтра после
школы вы поедете в музей и вернетесь домой
поздно, и попросил, чтобы вы взяли с собой еду.
Какие ты возьмешь с собой продукты: быстросуп
«Галина Бланка», бутерброды с маслом, сыром,
колбасой, фрукты, овощи, чипсы, печенье, кефир,
творожную массу, йогурт, орехи, сок, газированные
напитки? Выбери полезную еду для поездки и
обоснуй свой выбор.
Карточка 1
Даша мечтает стать врачом-косметологом, но у нее
есть дурная привычка: она грызет ногти. Может ли
помешать эта привычка в осуществлении Дашиного
желания? Поясните свой ответ.
Карточка 2
Митя хочет в будущем стать путешественником, но
он часто болеет, легко простужается. Как частые
болезни могут сказаться на осуществлении мечты и
как избежать недугов?
Карточка 3
Марина мечтает быть фотомоделью, но при этом
совершенно не следит за своим питанием, ест много
сладостей, мучного. Может ли ее мечта
осуществиться при таких обстоятельствах?
Карточка 4
Слава мечтает о карьере крупного бизнесмена, но в
этом году попал в дурную компанию. В этой
компании практически все курят, употребляют
спиртные напитки, а иногда и наркотики. Сможет ли
Слава осуществить свою мечту, оставаясь в этой
компании?
Карточка 5
Коля хочет стать водителем грузовой машины, но
любит читать книги в полулежачем положении при
плохом освещении. У него уже резко падает зрение
и болит спина. Может ли эта привычка оказать
влияние на будущую жизнь?
Карточка 6
Света мечтает стать известной теннисисткой, но
она не соблюдает режим дня: любит много спать,
подолгу смотрит телевизор, не следит за своим
питанием, уроки делает поздно вечером. Сможет ли
Света при таком режиме дня осуществить свою
мечту?
Тесты для проверки знаний
Третий год обучения
1. Сформулируй определения:
А) Факторы здоровья – это ...
Б) Резервы организма – это ...
В) Образ жизни – это ...
Г) Закаливание – это ...
А – природная среда,
наследственность, образ жизни, медицина.
Б – его ресурсы, запас здоровья.
В – привычки, поступки.
Г – укрепление здоровья с помощью физической
культуры и спорта.
2. Какие средства оказания первой помощи ты выберешь, если у тебя или твоего друга:
А) ссадины;
Б) ушиб;
В) небольшой порез?
Напротив каждой ситуации поставь номера предполагаемых ответов:
1) бинт;
2) лейкопластырь;
3) настойка йода;
4) перекись водорода.
А – 2, 3; Б – 3; В – 1, 2, 4.
3. Из перечисленных ниже ситуаций сгруппируй (укажи соответствующие цифры) те, в которых:
А) ты окажешь пострадавшему помощь сам;
Б) позовешь на помощь взрослых;
В) вызовешь «скорую помощь».
Ситуации:
I) ссадина;
2) легкий порез;
3) небольшой ожог;
4) ушиб;
5) кто-то тонет в реке;
6) кто-то провалился под лед;
7) удар электрическим током;
8) сильный ожог;
9) перелом;
10) автомобильная авария;
11) взрыв;
12) отравление;
13) высокая температура;
14) угорание;
15) шок;
16) потеря сознания.
А – 1, 2, 3, 4.
Б – 5, 6, 7, 8, 9, 13, 14, 15, 16.
В – 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16.
4. Напиши номера телефонов:
А) «скорой помощи»;
Б) пожарной службы;
В) службы спасения;
Г) милиции.
А – 03; Б – 01; В – 04; Г – 02.
5. Соотнеси названия возрастных этапов с периодами жизни человека:
А) от рождения до 3 лет; 1) младенчество;
Б) от 3 до 7 лет; 2) детство;
В) от 7 до 14 лет; 3) молодость;
Г) от 14 до 16 лет; 4) зрелый возраст;
Д) от 16 до 25 лет; 5) старость;
Е) от 25 до 60 лет; 6) отрочество;
Ж) от 60 до 75 лет; 7) юность;
З) от 75 до ... 8) пожилой возраст.
А – 1; Б – 2; В – 6; Г – 7; Д – 3; Е – 4; Ж – 8; 3 – 5.
6. Дай определения:
А) конфликт – это …
Б) обида – это …
В) страх – это …
Г) тревога – это …
Д) самовоспитание – это ...
Е) цель – это ...
Ж) ценность – это ...
А – несогласие между двумя или
несколькими людьми;
Б – эмоциональная защита человека от действий
других людей, затрагивающих его интересы;
В, Г– эмоции человека, возникающие при ощущении
близкой опасности или беды;
Д – действия человека, направленные на
самосовершенствование;
Е – ориентир в организации своей деятельности
(прогнозируемый результат);
Ж – в отличие от цены, важный жизненный ориентир,
например, сама жизнь.
7. Выбери из приведенного списка то, что ты относишь к ценностям:
1) игрушки;
2) друзья;
3) семья;
4) жевательная резинка;
5) кока-кола;
6) велосипед;
7) окружающая природа;
8) твои родные;
9) книги;
10) телевизор;
11) конфеты;
12) знания;
13) домашние животные.
3, 8, 2, 7, 12, 9, 13.
8. Дай определение:
А) Рост – это ...
Б) Развитие – это ...
А – количественное увеличение
размеров и веса тела;
Б – качественные изменения в организме.
9. Выбери привычки, которые ты считаешь:
А) полезными;
Б) вредными.
Укажи номера предполагаемых ответов:
1) курить;
2) мыть руки после туалета и перед едой;
3) лениться готовить уроки;
4) опрятно одеваться;
5) беречь свою одежду и обувь;
6) увлекаться кока-колой;
7) делать зарядку;
8) чистить зубы утром и вечером;
9) пить пиво и вино;
10) грубить родителям и учителям;
11) дразнить слабых;
12) списывать домашнее задание;
13) помогать дома родителям;
14) поддерживать друзей в беде;
15) беречь свое здоровье;
16) заниматься спортом;
17) сплетничать;
18) говорить неправду;
19) обижать слабых;
20) соблюдать чистоту в классе, дома, на улице.
А – 2, 4, 5, 7, 8, 13, 14, 15, 16, 20.
Б – 1, 3, 6, 9, 10, 11, 12, 17, 18, 19.