Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2008

Урок здоровья

Урок 29. Алкоголь (наркотики)

Задачи урока

1. Доказать, что употребление алкоголя (наркотиков) является вредной привычкой.
2. Раскрыть причины, по которым знакомство с алкоголем (наркотиками) превращается в физическую зависимость.
3. Объяснить, как алкоголь (наркотики) влияет на жизнь общества.

Содержание урока

1. Обсуждение проблемы.
2. Групповая работа: видимые признаки влияния алкоголя (наркотиков) на человека.
3. Рассказ учителя о формировании алкогольной (наркотической) зависимости.
4. Групповая работа: алкоголь (наркотики) и общество.
5. Домашнее задание (выполняется вместе с родителями): подготовить краткое сообщение о влиянии алкоголя (наркотиков) на здоровье человека.

Информация для учителя

При подготовке к этому уроку необходимо решить, насколько целесообразно в данном классе говорить не только об алкоголе, но еще и о наркотиках. Например, если вы работаете в сельской школе и с проблемой наркотиков ваши ученики в жизни еще не сталкивались, то не стоит и пробуждать к ней интерес. В таком случае занятие будет посвящено только проблеме алкоголя. Поэтому понятия «наркотики», «наркомания» в тексте рекомендаций к уроку везде взяты в скобки.
Как всегда, урок начинается с анализа личного опыта учащихся. Выясните, приходилось ли им сталкиваться в своей жизни с пьяными людьми (наркоманами). Расспросите ребят, приятно ли было смотреть на таких людей или общаться с ними. Попросите объяснить, почему пьяный человек вызывает у окружающих отрицательные эмоции.
Далее проведите групповую работу, в ходе которой ученики называют видимые проявления алкогольного влияния на человека, которые им известны. После окончания работы запишите их ответы на доске, а затем дополните их.
В этом перечне, вероятно, будут указаны: замедление речи и реакции, нарушение ходьбы и движений, ухудшение памяти, тошнота и рвота, невидящий (затуманенный) взгляд, потеря сознания, сна, необдуманные поступки и преступления (драки, убийства, кражи), навязчивое поведение, риск несчастных случаев и др.
Затем поговорите с учениками о том, что употребление алкоголя (наркотиков) приводит к формированию физической потребности в нем и развитию заболевания, которое называется алкоголизм (наркомания). Физическая зависимость формируется за полгода регулярного употребления спиртного (наркоманом становятся, употребив всего лишь 1–2 дозы).
Процесс привыкания к алкоголю начинается со знакомства: пробуя спиртное в первый раз, люди замечают улучшение настроения, им становится весело и т.д. Вторая стадия – регулярное употребление, когда выпивка становится постоянной, по разным поводам. Третья стадия связана с навязчивыми мыслями о выпивке. А четвертая – это и есть алкогольная (наркотическая) зависимость, когда человек уже не может обходиться без спиртного. К тому же приобретение алкоголя (наркотиков) требует значительных денежных средств, поэтому зависимый человек постоянно нуждается в деньгах. Обсудите с учениками, где же берутся деньги на покупку алкоголя (наркотиков).
Затем проведите еще одну групповую работу. Попросите учащихся обдумать, как алкоголь (наркотики) влияет на общество, в котором мы живем. Ощущают ли это вредное влияние другие люди, которые не употребляют алкоголь (наркотики), и каким образом? Обсудите ответы, которые подготовят группы. Сформулируйте общую позицию учащихся, их отношение к этому пороку.
В качестве домашнего задания поручите ученикам вместе с родителями подготовить краткое сообщение о влиянии алкоголя (наркотиков) на здоровье человека.

Документ