Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2008

Урок здоровья

Урок 25. Как правильно принять решение и как предвидеть последствия своих поступков?

Задачи урока

1. Сформировать понимание о жизненных ценностях и их влиянии на поступки людей.
2. Отметить, что у каждого поступка может быть альтернатива, возможен выбор того или иного решения.
3. Научиться выбирать решение, ориентируясь на свои жизненные ценности.

Содержание урока

1. Составление списка личных ценностей, обсуждение его в парах и всем классом.
2. Групповая работа: привести примеры ситуаций с хорошими и плохими последствиями (не менее пяти).
3. Обсуждение этих ситуаций в группах (по заданным вопросам) и в классе.
4. Знакомство со схемой принятия решений.
5. Домашнее задание: определение рейтинга жизненных ценностей и принятие решений в заданных ситуациях.

Информация для учителя

Начните урок с объяснения. У каждого из нас есть свой жизненный опыт. Складываться он начинает уже в детстве на основе различных происходящих в жизни человека событий, как значимых, так и незначительных, но сохраняющихся в памяти.
В результате нашего жизненного опыта формируются определенные жизненные ценности – то, что
для нас наиболее важно.
К примеру, нам важно, чтобы к нам хорошо относились близкие (родители, друзья), то есть чтобы нас любили. Мы отвечаем им тем же. Любовь и дружба – важные жизненные ценности.
Затем проведите индивидуальную работу. Пусть каждый ученик напишет на листочке не менее пяти значимых для него ценностей. Эти записи сначала обсуждаются в парах, затем, опрашивая каждую пару, учитель составляет на доске общий список. Записывайте на доске только то, что еще не было названо.
Обсудите этот список с классом, после чего ребята перенесут его в тетради. Попросите дома на отдельном листе расположить эти ценности в порядке, лично важном для каждого. Эти данные будут служить для промежуточного контроля вашей работы: они показывают, есть ли среди жизненных ценностей, значимых для учеников, здоровье и какое место среди других ценностей оно занимает.
Продолжите урок работой в группах. Каждая группа составляет ситуации (не менее пяти) или называет события, которые, по мнению ребят, имеют хорошие или плохие последствия.
После окончания работы проведите обсуждение в группах. Предложите детям ответить на три вопроса:
– Для каких из этих событий, ситуаций или поступков – хороших и плохих – вы бы хотели повторения?
– Хотели бы вы изменить какие-либо свои поступки или повлиять на события, для того чтобы назвать вашу жизнь совершенной?
– Задумывались ли вы о своих идеалах, ценностях, когда совершали эти поступки?
После обсуждения вопросов целесообразно перейти к заключительной части урока, которая посвящена принятию решений.
Можно показать ученикам репродукцию картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Образ витязя, выбирающего дорогу, как бы воплощает в себе ситуацию, в которой мы находимся, когда приходится принимать решения.
Например, ребята пошли без разрешения взрослых кататься весной на коньках на пруд. Лед уже начал таять, стал обламываться и уходить под воду. Хорошо, что поблизости оказались взрослые и помогли выбраться. Что могло бы произойти, если бы ребят не спасли? Приняли бы они подобное «самостоятельное» решение, если бы подумали обо всех его отрицательных последствиях?
Таким образом, в каждой ситуации существует несколько путей решения, которые могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Прежде чем принять решение, необходимо хорошо подумать обо всех его возможных последствиях. Для этого необходимо руководствоваться теми жизненными ценностями, о которых речь шла в начале урока. Вернитесь к списку и определите вместе: какая из ценностей была бы загублена, если бы поблизости не оказалось взрослых? Конечно, самая главная – жизнь. Если прежде ученики не назвали этой ценности, запишите ее.
Домашнее задание может быть посвящено установлению рейтинга среди личных ценностей, а также принятию решений в различных ситуациях с разбором всех необходимых шагов по схеме.

Документ