Задачи урока
1. Сформировать понимание о
жизненных ценностях и их влиянии на поступки
людей.
2. Отметить, что у каждого поступка может быть
альтернатива, возможен выбор того или иного
решения.
3. Научиться выбирать решение, ориентируясь на
свои жизненные ценности.
Содержание урока
1. Составление списка личных
ценностей, обсуждение его в парах и всем классом.
2. Групповая работа: привести примеры ситуаций
с хорошими и плохими последствиями (не менее
пяти).
3. Обсуждение этих ситуаций в группах (по
заданным вопросам) и в классе.
4. Знакомство со схемой принятия решений.
5. Домашнее задание: определение рейтинга
жизненных ценностей и принятие решений в
заданных ситуациях.
Информация для учителя
Начните урок с объяснения. У каждого из
нас есть свой жизненный опыт. Складываться он
начинает уже в детстве на основе различных
происходящих в жизни человека событий, как
значимых, так и незначительных, но сохраняющихся
в памяти.
В результате нашего жизненного опыта
формируются определенные жизненные ценности –
то, что
для нас наиболее важно.
К примеру, нам важно, чтобы к нам хорошо
относились близкие (родители, друзья), то есть
чтобы нас любили. Мы отвечаем им тем же. Любовь и
дружба – важные жизненные ценности.
Затем проведите индивидуальную работу. Пусть
каждый ученик напишет на листочке не менее пяти
значимых для него ценностей. Эти записи сначала
обсуждаются в парах, затем, опрашивая каждую
пару, учитель составляет на доске общий список.
Записывайте на доске только то, что еще не было
названо.
Обсудите этот список с классом, после чего ребята
перенесут его в тетради. Попросите дома на
отдельном листе расположить эти ценности в
порядке, лично важном для каждого. Эти данные
будут служить для промежуточного контроля вашей
работы: они показывают, есть ли среди жизненных
ценностей, значимых для учеников, здоровье и
какое место среди других ценностей оно занимает.
Продолжите урок работой в группах. Каждая группа
составляет ситуации (не менее пяти) или называет
события, которые, по мнению ребят, имеют хорошие
или плохие последствия.
После окончания работы проведите обсуждение в
группах. Предложите детям ответить на три
вопроса:
– Для каких из этих событий, ситуаций или
поступков – хороших и плохих – вы бы хотели
повторения?
– Хотели бы вы изменить какие-либо свои
поступки или повлиять на события, для того чтобы
назвать вашу жизнь совершенной?
– Задумывались ли вы о своих идеалах,
ценностях, когда совершали эти поступки?
После обсуждения вопросов целесообразно перейти
к заключительной части урока, которая посвящена
принятию решений.
Можно показать ученикам репродукцию картины В.М.
Васнецова «Витязь на распутье». Образ витязя,
выбирающего дорогу, как бы воплощает в себе
ситуацию, в которой мы находимся, когда
приходится принимать решения.
Например, ребята пошли без разрешения взрослых
кататься весной на коньках на пруд. Лед уже начал
таять, стал обламываться и уходить под воду.
Хорошо, что поблизости оказались взрослые и
помогли выбраться. Что могло бы произойти, если
бы ребят не спасли? Приняли бы они подобное
«самостоятельное» решение, если бы подумали обо
всех его отрицательных последствиях?
Таким образом, в каждой ситуации существует
несколько путей решения, которые могут иметь как
положительные, так и отрицательные последствия.
Прежде чем принять решение, необходимо хорошо
подумать обо всех его возможных последствиях.
Для этого необходимо руководствоваться теми
жизненными ценностями, о которых речь шла в
начале урока. Вернитесь к списку и определите
вместе: какая из ценностей была бы загублена,
если бы поблизости не оказалось взрослых?
Конечно, самая главная – жизнь. Если прежде
ученики не назвали этой ценности, запишите ее.
Домашнее задание может быть посвящено
установлению рейтинга среди личных ценностей, а
также принятию решений в различных ситуациях с
разбором всех необходимых шагов по схеме.