Задачи урока
1. Дать представление о том, что в
жизни каждого человека могут происходить как
радостные, так и печальные события.
2. Рассказать, что пессимисты и оптимисты
переживают неприятные моменты в жизни
по-разному.
3. Объяснить, как могут сказаться на здоровье
переживания, связанные с обидами, горем,
неприятностями.
4. Учить пониманию, что человеку необходимо
уметь сдерживать свои отрицательные эмоции.
Содержание урока
1. Построение «графика жизненных
событий».
2. Обсуждение построенных графиков в парах.
3. Определение и фиксация на графике
собственных эмоций, пережитых в радостных
жизненных ситуациях.
4. Рассказ учителя: каких людей называют
оптимистами, а каких – пессимистами.
5. Обсуждение с классом, какими факторами
определяется понятие «здоровье» и как влияют
эмоции на наше здоровье.
6. Беседа о том, что большинство неприятных
событий можно рассматривать с двух сторон –
положительной и отрицательной.
7. Домашнее задание: ответить на вопросы.
Информация для учителя
В начале урока предложите ученикам
постараться вспомнить обо всех значимых хороших
и плохих событиях в их пока небольшой жизни.
Затем строится график. Первая точка – это день
рождения, далее – события жизни: «горы», уходящие
вверх (причем чем лучше, на взгляд ребенка,
событие, тем выше должна быть гора), и «впадины», в
виде которых изображаются плохие события (чем
хуже событие, тем впадина должна быть глубже).
Попросите учеников в парах обсудить свои графики
с пояснением всех событий. Затем учитель
комментирует: «горы» на графиках совпадают с
«белыми полосами», или радостными событиями в
жизни, а «впадины» – с «черными полосами», или
плохими событиями в жизни. «Белые полосы»
чередуются с «черными», и это нормально, так
происходит у каждого человека, что и доказывают
построенные ребятами графики. Но люди по-разному
переживают эти события и связанные с ними эмоции.
Следующее задание может быть таким: около каждой
«горы» и «впадины» ученики одним-двумя словами
характеризуют свои эмоции, пережитые во время
соответствующих событий. Для облегчения задания
список эмоций можно предварительно написать на
доске или плакате:
Обсудите список с классом. Скорее всего
положительные эмоции дети отметят рядом с
«горами», а отрицательные – рядом с «впадинами»
на своих графиках.
Затем поясните ученикам, что некоторым людям
свойственно долго помнить неприятные эмоции.
Таких людей называют пессимистами. Существует и
другой тип людей, которые очень скоро забывают
обо всех неприятных событиях в жизни и помнят
только хорошее. Таких людей принято называть
оптимистами.
Предложите ученикам вспомнить, что такое
здоровье и что на него влияет. Подробно
остановитесь на том, что эмоции так же сильно
влияют на здоровье, как и другие факторы.
Положительные эмоции укрепляют здоровье,
отрицательные часто приводят к болезням.
Предложите ребятам подумать: как, по их мнению,
неприятности и обиды влияют на здоровье? Кому
легче справиться с болезнью – оптимисту или
пессимисту?
Затем попросите учеников вспомнить исходя из их
опыта: легко ли общаться с человеком, который
только что перенес горе, неприятность, обиду? Как
нужно общаться с ним, какие стараться
использовать слова?
В завершение урока подведите итог: обычно люди,
постоянно испытывающие отрицательные эмоции и
сосредоточенные на мрачных мыслях, труднее
переносят болезни, с ними тяжелее общаться. Все
это ведет к тому, что они еще больше замыкаются на
своих отрицательных переживаниях и мыслях. У них
нет друзей, и это им самим портит жизнь.Покажите
учащимся, что любую неприятную ситуацию можно
рассматривать не только с отрицательной, но и с
положительной стороны. К примеру: ваш друг с утра
разбил чашку, опоздал на автобус и в школу. Он
переживал и думал, что весь этот день неудачный,
лучше было бы в такой день сидеть дома. Но
попробуйте на эту же ситуацию посмотреть с
другой стороны: разбил чашку, опоздал на автобус,
но все это произошло в первой половине дня, а
вторая, вполне возможно, сложится удачно.
Можно предложить обсудить русскую пословицу «Не
было бы счастья, да несчастье помогло».
В качестве домашнего задания предложите детям
подумать и ответить на следующие вопросы:
– Можно ли испытывать положительные эмоции в
даже, казалось бы, неподходящий момент?
– Когда отрицательные эмоции трудно
превратить в положительные и с чем это связано?
– Назовите какую-либо случившуюся с вами
ситуацию, по поводу которой вы очень переживали,
обижались и т.д. Как можно было бы рассмотреть ее
с положительной стороны?
Спокойствие |
Скука |
Разочарование |
Прилив энергии |
Интерес |
Боль |
Тревога |
Вина |
Радость |
Враждебность |
Горе |
Бесполезность |
Бодрость |
Гнев |
Страх |
И т.д. |
Восторг |
Обида |
Удивление |
|
Документ