Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2008

Урок здоровья

Урок 21. Как относиться к обидам, неприятностям, огорчениям?

Задачи урока

1. Дать представление о том, что в жизни каждого человека могут происходить как радостные, так и печальные события.
2. Рассказать, что пессимисты и оптимисты переживают неприятные моменты в жизни по-разному.
3. Объяснить, как могут сказаться на здоровье переживания, связанные с обидами, горем, неприятностями.
4. Учить пониманию, что человеку необходимо уметь сдерживать свои отрицательные эмоции.

Содержание урока

1. Построение «графика жизненных событий».
2. Обсуждение построенных графиков в парах.
3. Определение и фиксация на графике собственных эмоций, пережитых в радостных жизненных ситуациях.
4. Рассказ учителя: каких людей называют оптимистами, а каких – пессимистами.
5. Обсуждение с классом, какими факторами определяется понятие «здоровье» и как влияют эмоции на наше здоровье.
6. Беседа о том, что большинство неприятных событий можно рассматривать с двух сторон – положительной и отрицательной.
7. Домашнее задание: ответить на вопросы.

Информация для учителя

В начале урока предложите ученикам постараться вспомнить обо всех значимых хороших и плохих событиях в их пока небольшой жизни. Затем строится график. Первая точка – это день рождения, далее – события жизни: «горы», уходящие вверх (причем чем лучше, на взгляд ребенка, событие, тем выше должна быть гора), и «впадины», в виде которых изображаются плохие события (чем хуже событие, тем впадина должна быть глубже).
Попросите учеников в парах обсудить свои графики с пояснением всех событий. Затем учитель комментирует: «горы» на графиках совпадают с «белыми полосами», или радостными событиями в жизни, а «впадины» – с «черными полосами», или плохими событиями в жизни. «Белые полосы» чередуются с «черными», и это нормально, так происходит у каждого человека, что и доказывают построенные ребятами графики. Но люди по-разному переживают эти события и связанные с ними эмоции. Следующее задание может быть таким: около каждой «горы» и «впадины» ученики одним-двумя словами характеризуют свои эмоции, пережитые во время соответствующих событий. Для облегчения задания список эмоций можно предварительно написать на доске или плакате:
Обсудите список с классом. Скорее всего положительные эмоции дети отметят рядом с «горами», а отрицательные – рядом с «впадинами» на своих графиках.
Затем поясните ученикам, что некоторым людям свойственно долго помнить неприятные эмоции. Таких людей называют пессимистами. Существует и другой тип людей, которые очень скоро забывают обо всех неприятных событиях в жизни и помнят только хорошее. Таких людей принято называть оптимистами.
Предложите ученикам вспомнить, что такое здоровье и что на него влияет. Подробно остановитесь на том, что эмоции так же сильно влияют на здоровье, как и другие факторы. Положительные эмоции укрепляют здоровье, отрицательные часто приводят к болезням. Предложите ребятам подумать: как, по их мнению, неприятности и обиды влияют на здоровье? Кому легче справиться с болезнью – оптимисту или пессимисту?
Затем попросите учеников вспомнить исходя из их опыта: легко ли общаться с человеком, который только что перенес горе, неприятность, обиду? Как нужно общаться с ним, какие стараться использовать слова?
В завершение урока подведите итог: обычно люди, постоянно испытывающие отрицательные эмоции и сосредоточенные на мрачных мыслях, труднее переносят болезни, с ними тяжелее общаться. Все это ведет к тому, что они еще больше замыкаются на своих отрицательных переживаниях и мыслях. У них нет друзей, и это им самим портит жизнь.Покажите учащимся, что любую неприятную ситуацию можно рассматривать не только с отрицательной, но и с положительной стороны. К примеру: ваш друг с утра разбил чашку, опоздал на автобус и в школу. Он переживал и думал, что весь этот день неудачный, лучше было бы в такой день сидеть дома. Но попробуйте на эту же ситуацию посмотреть с другой стороны: разбил чашку, опоздал на автобус, но все это произошло в первой половине дня, а вторая, вполне возможно, сложится удачно.
Можно предложить обсудить русскую пословицу «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
В качестве домашнего задания предложите детям подумать и ответить на следующие вопросы:
– Можно ли испытывать положительные эмоции в даже, казалось бы, неподходящий момент?
– Когда отрицательные эмоции трудно превратить в положительные и с чем это связано?
– Назовите какую-либо случившуюся с вами ситуацию, по поводу которой вы очень переживали, обижались и т.д. Как можно было бы рассмотреть ее с положительной стороны?

 

Спокойствие

Скука

Разочарование

Прилив энергии

Интерес

Боль

Тревога

Вина

Радость

Враждебность

Горе

Бесполезность

Бодрость

Гнев

Страх

И т.д.

Восторг

Обида

Удивление

 

Документ