Задачи урока
1. Напомнить в очередной раз, что
люди различаются по характеру и один человек
может обижаться на то, что другому
представляется «пустяком».
2. Учить умению распознавать эмоции и поступки
обиженных людей.
3. Рассказать, как следует использовать слова
утешения, извинения, юмор, обращаясь к людям,
которых ты обидел.
Содержание урока
1. Повторение понятия «обида».
2. Развернутое объяснение: разные люди могут
по-разному воспринимать слова и поступки, и это
может стать причиной обиды.
3. Групповая работа: подготовка перечня, а
затем общего плаката с перечислением причин,
вызывающих обиду.
4. Обсуждение с учениками изменения эмоций и
поступков обиженного человека.
5. Составление диалогов с людьми, которым
нанесена обида (умение использовать слова
утешения, извинения, юмор).
6. Домашнее задание: составить рассказ по теме
урока.
Информация для учителя
Урок следует начать с повторения: что
мы понимаем под словом «обида»? Какие поступки
окружающих людей могут привести к обиде? Как она
проявляется в реакциях человека и как ее
избежать?
Затем сделайте акцент на то, что люди по-разному
реагируют на поступки и слова других. Бывают
необидчивые, обидчивые и очень обидчивые люди.
Трудно угадать, что может оказаться обидным для
другого человека. Прежде всего надо стараться не
делать и не говорить людям того, что могло бы
обидеть тебя самого. Однако иногда ты не увидел
бы в том или ином замечании, поступке ничего
обидного для себя, но это может обидеть другого
человека. Поэтому необходимо понимать и
учитывать ценности других людей. К примеру, для
твоей подруги важно всегда выглядеть аккуратно и
привлекательно, и если ей сказать что-то
неприятное, касающееся ее внешности, то она
наверняка обидится.
Далее попросите учеников, разделившись на
две-три группы, в течение 5–10 минут составить
перечень причин, которые вызвали или могли бы
вызвать обиду у них самих. Обсудите получившийся
перечень и проведите коллективную работу по
созданию «Плаката обид» для всего класса. Для
этого фломастерами на большом листе бумаги
запишите все те общие причины, которые могут
вызвать обиду у ребят и у вас, учителя. Можно
оставить этот плакат на стене на целый год, чтобы
каждый помнил о том, что бывает обидно не только
для него, но и для одноклассников и для учителя.
Затем обсудите, как человек реагирует на
нанесенную обиду. Он становится замкнутым,
грубит, иногда не хочет разговаривать или
совершает какие-либо неожиданные поступки. На
этом этапе урока проведите сначала
индивидуальную, а затем парную работу, чтобы
разобраться, как меняются эмоции и поступки у
обиженных людей. Пусть ученики попробуют
опираться на собственный жизненный опыт. Затем
проведите обсуждение этой темы со всем классом и
сделайте соответствующие выводы.
В завершение урока подведите итог, еще раз
обсудите с учениками, что помогает преодолеть
обиды. Слова утешения, извинения, юмор могут
наладить дружеские отношения после нанесенной
человеку обиды. Важно, чтобы эти слова были
добрыми, сочувственными, искренними и
сопровождались внимательным взглядом и
ласковыми жестами.
Затем дайте ученикам задание для работы в парах:
составить диалог на умение применять слова
утешения, извинения, юмор при нечаянной обиде.
Домашнее задание: составить рассказ о
том, были ли в вашей жизни случаи, когда вы
обидели кого-нибудь и все же у вас остались
дружеские отношения. Как вы поступили, чтобы
загладить обиду, нанесенную этому человеку?