Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2008

Урок здоровья

Урок 20. Что делать, если ты кого-то обидел?

Задачи урока

1. Напомнить в очередной раз, что люди различаются по характеру и один человек может обижаться на то, что другому представляется «пустяком».
2. Учить умению распознавать эмоции и поступки обиженных людей.
3. Рассказать, как следует использовать слова утешения, извинения, юмор, обращаясь к людям, которых ты обидел.

Содержание урока

1. Повторение понятия «обида».
2. Развернутое объяснение: разные люди могут по-разному воспринимать слова и поступки, и это может стать причиной обиды.
3. Групповая работа: подготовка перечня, а затем общего плаката с перечислением причин, вызывающих обиду.
4. Обсуждение с учениками изменения эмоций и поступков обиженного человека.
5. Составление диалогов с людьми, которым нанесена обида (умение использовать слова утешения, извинения, юмор).
6. Домашнее задание: составить рассказ по теме урока.

Информация для учителя

Урок следует начать с повторения: что мы понимаем под словом «обида»? Какие поступки окружающих людей могут привести к обиде? Как она проявляется в реакциях человека и как ее избежать?
Затем сделайте акцент на то, что люди по-разному реагируют на поступки и слова других. Бывают необидчивые, обидчивые и очень обидчивые люди. Трудно угадать, что может оказаться обидным для другого человека. Прежде всего надо стараться не делать и не говорить людям того, что могло бы обидеть тебя самого. Однако иногда ты не увидел бы в том или ином замечании, поступке ничего обидного для себя, но это может обидеть другого человека. Поэтому необходимо понимать и учитывать ценности других людей. К примеру, для твоей подруги важно всегда выглядеть аккуратно и привлекательно, и если ей сказать что-то неприятное, касающееся ее внешности, то она наверняка обидится.
Далее попросите учеников, разделившись на две-три группы, в течение 5–10 минут составить перечень причин, которые вызвали или могли бы вызвать обиду у них самих. Обсудите получившийся перечень и проведите коллективную работу по созданию «Плаката обид» для всего класса. Для этого фломастерами на большом листе бумаги запишите все те общие причины, которые могут вызвать обиду у ребят и у вас, учителя. Можно оставить этот плакат на стене на целый год, чтобы каждый помнил о том, что бывает обидно не только для него, но и для одноклассников и для учителя.
Затем обсудите, как человек реагирует на нанесенную обиду. Он становится замкнутым, грубит, иногда не хочет разговаривать или совершает какие-либо неожиданные поступки. На этом этапе урока проведите сначала индивидуальную, а затем парную работу, чтобы разобраться, как меняются эмоции и поступки у обиженных людей. Пусть ученики попробуют опираться на собственный жизненный опыт. Затем проведите обсуждение этой темы со всем классом и сделайте соответствующие выводы.
В завершение урока подведите итог, еще раз обсудите с учениками, что помогает преодолеть обиды. Слова утешения, извинения, юмор могут наладить дружеские отношения после нанесенной человеку обиды. Важно, чтобы эти слова были добрыми, сочувственными, искренними и сопровождались внимательным взглядом и ласковыми жестами.
Затем дайте ученикам задание для работы в парах: составить диалог на умение применять слова утешения, извинения, юмор при нечаянной обиде.

Домашнее задание: составить рассказ о том, были ли в вашей жизни случаи, когда вы обидели кого-нибудь и все же у вас остались дружеские отношения. Как вы поступили, чтобы загладить обиду, нанесенную этому человеку?

Документ