Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2008

Урок здоровья

Урок 19. Что такое обида?

Задачи урока

1. Выяснить всем вместе, какие действия и поступки могут быть обидными для человека.
2. Объяснить, как проявляется обида и как ее избежать.
3. Сформулировать определение обиды.

Содержание урока

1. Групповая работа: какие ассоциации возникают у учеников со словом «обида»; подобрать синонимы к этому слову.
2. Коллективное определение понятия «обида».
3. Групповая работа (мозговой штурм): какие причины вызывают обиду у человека?
4. Объяснение учителя: открытые и скрытые проявления обиды.
5. Работа по определению эмоций, вызванных обидой.
6. Обсуждение проблемы: как можно избежать обиды (юмор, извинения и т.д.).
7. Домашнее задание: составить диалог, направленный на устранение обиды.

Информация для учителя

Начните урок с групповой работы, в ходе которой учащиеся пытаются найти ассоциации к слову «обида». Затем попросите учеников подобрать синонимы к этому слову, а затем дать общее определение: «Обида – это...».
Поясните детям, что обида, если она не чрезмерна, это нормальная реакция человека на действия окружающих, которые затрагивают его интересы (чувство достоинства, имущество и т.д.), своего рода защита.
Предложите ученикам в группах, используя метод мозгового штурма, обсудить, что может обидеть человека. Для кого-то это – грубое слово, для другого – насмешка и т.д. Затем сформулируйте эти причины и запишите их на доске. Обсудите записанное со всем классом.
Поясните ученикам, что разные люди по-разному реагируют и то, что может вызвать обиду у одного, у другого не вызывает никаких эмоций.
Обида бывает открытая и скрытая. Открытая обида заметна сразу какими-то ответными проявлениями.
Например, человек сердится, у него учащается дыхание и т.д. Скрытая обида может и не проявляться внешне в виде каких-то действий, но у человека возникает внутреннее напряжение.
Затем предложите детям список эмоциональных проявлений и попросите их отметить только те из них, которые характеризуют наличие обиды.

Например:

Начинаем громче говорить

Деремся

Сжимаем пальцы в кулак

Сжимаем зубы

Улыбаемся

Разговариваем  спокойно

Краснеем

Плачем

Учащается дыхание 

Обвиняем другого

Подшучиваем

Морщимся

Молчим

И т.д.

Далее обсудите с учениками, что иногда мы бываем чрезмерно обидчивыми. Нужно учитывать, что нередко люди обижают других нечаянно. Поэтому если человек сразу же заметил вашу реакцию – обиду – и тут же попросил извинить его или попытался обратить разговор в шутку, то не стоит обижаться. Лучше тоже постараться превратить все в шутку или сменить тему разговора. При этом обратите особое внимание учеников на роль юмора, который помогает скрасить обиды.

Домашнее задание: попросите детей вспомнить случай, когда их обидели или когда они обидели кого-то. Затем – подумать, обиделись ли бы они сейчас на те же действия и слова.
Предложите им составить совершенно другой мысленный диалог с обидевшими их людьми (использовать юмор, слова извинения, утешения и т.д.).

Документ