Задачи урока
1. Выяснить всем вместе, какие
действия и поступки могут быть обидными для
человека.
2. Объяснить, как проявляется обида и как ее
избежать.
3. Сформулировать определение обиды.
Содержание урока
1. Групповая работа: какие
ассоциации возникают у учеников со словом
«обида»; подобрать синонимы к этому слову.
2. Коллективное определение понятия «обида».
3. Групповая работа (мозговой штурм): какие
причины вызывают обиду у человека?
4. Объяснение учителя: открытые и скрытые
проявления обиды.
5. Работа по определению эмоций, вызванных
обидой.
6. Обсуждение проблемы: как можно избежать
обиды (юмор, извинения и т.д.).
7. Домашнее задание: составить диалог,
направленный на устранение обиды.
Информация для учителя
Начните урок с групповой работы, в ходе
которой учащиеся пытаются найти ассоциации к
слову «обида». Затем попросите учеников
подобрать синонимы к этому слову, а затем дать
общее определение: «Обида – это...».
Поясните детям, что обида, если она не чрезмерна,
это нормальная реакция человека на действия
окружающих, которые затрагивают его интересы
(чувство достоинства, имущество и т.д.), своего
рода защита.
Предложите ученикам в группах, используя метод
мозгового штурма, обсудить, что может обидеть
человека. Для кого-то это – грубое слово, для
другого – насмешка и т.д. Затем сформулируйте эти
причины и запишите их на доске. Обсудите
записанное со всем классом.
Поясните ученикам, что разные люди по-разному
реагируют и то, что может вызвать обиду у одного,
у другого не вызывает никаких эмоций.
Обида бывает открытая и скрытая. Открытая обида
заметна сразу какими-то ответными проявлениями.
Например, человек сердится, у него учащается
дыхание и т.д. Скрытая обида может и не
проявляться внешне в виде каких-то действий, но у
человека возникает внутреннее напряжение.
Затем предложите детям список эмоциональных
проявлений и попросите их отметить только те из
них, которые характеризуют наличие обиды.
Например:
Начинаем громче говорить |
Деремся |
Сжимаем пальцы в кулак |
Сжимаем зубы |
Улыбаемся |
Разговариваем спокойно |
Краснеем |
Плачем |
Учащается дыхание |
Обвиняем другого |
Подшучиваем |
Морщимся |
Молчим |
И т.д. |
Далее обсудите с учениками, что иногда
мы бываем чрезмерно обидчивыми. Нужно учитывать,
что нередко люди обижают других нечаянно.
Поэтому если человек сразу же заметил вашу
реакцию – обиду – и тут же попросил извинить его
или попытался обратить разговор в шутку, то не
стоит обижаться. Лучше тоже постараться
превратить все в шутку или сменить тему
разговора. При этом обратите особое внимание
учеников на роль юмора, который помогает
скрасить обиды.
Домашнее задание: попросите детей
вспомнить случай, когда их обидели или когда они
обидели кого-то. Затем – подумать, обиделись ли
бы они сейчас на те же действия и слова.
Предложите им составить совершенно другой
мысленный диалог с обидевшими их людьми
(использовать юмор, слова извинения, утешения и
т.д.).