Задачи урока
1. Заложить понимание того, что
существуют различные обстоятельства и причины
возникновения конфликтов.
2. Обсудить, как выйти из конфликта при
различных обстоятельствах.
3. Учиться различать позитивные и негативные
способы разрешения конфликтов.
Содержание урока
1. Повторение основных причин
возникновения конфликтов.
2. Обсуждение, каким образом окружающие нас
люди, относящиеся к различным категориям (члены
семьи, учителя, товарищи и т.д.), влияют на нас в
конфликтных ситуациях.
3. Групповая работа по разрешению конфликтов.
4. Рассмотрение проблемы, полезны или вредны
конфликты.
5. Обсуждение пословиц по теме.
6. Домашнее задание: написать рассказ о
каком-либо конфликте и способе выхода из него.
Информация для учителя
Начните урок с повторения причин
возникновения конфликтов. Обсудите их с классом.
Затем спросите учеников, кто из окружающих, по
мнению самих ребят, оказывает на них сильное
влияние: семья, друзья, учителя, коллектив, соседи
и т.д.
Бывает ли так, что эти люди (например, родители,
друзья, учителя) по-разному влияют на нас,
особенно в конфликтных ситуациях? Подумайте
вместе, какая группа людей оказывает на нас более
сильное влияние и почему.
Можно привести примеры: друзья предлагают пойти
купаться на пруд, а родители категорически
запретили вам это делать.
На чье мнение вы опираетесь в своем решении и
почему?
Затем перейдите к групповой работе по
характеристике конфликтов. Дайте задание
группам привести примеры конфликтов: 1-й группе –
внутренних (психологических, в себе самом), 2-й
группе – в вашем классе, 3-й группе – в вашей
школе, 4-й – в обществе, 5-й – в семье, 6-й – между
вами и вашими друзьями.
Попросите учеников, используя метод мозгового
штурма, придумать как можно больше путей
разрешения этих конфликтов. Затем предложите
группам придумать ролевые игры по разрешению
конфликтов.
Завершите урок обсуждением вопроса: «Считаете ли
вы конфликты только источником вреда или они
могут принести пользу, и почему?». Попросите
детей вспомнить конфликты, которые привели к
полезному результату.
Подведите итог, указав, что конфликт несет в себе
не только отрицательное, но и положительное.
Приведите примеры.
В конце урока прочитайте детям несколько
пословиц о конфликтной ситуации: «Око за око, зуб
за зуб», «Как аукнется, так и откликнется» и др.
Спросите детей: часто ли, по их мнению, эти
пословицы воплощаются в жизнь? Является ли такой
путь разрешения конфликтов положительным или
отрицательным? Каким еще способом можно
разрешать конфликты?
Домашнее задание: написать рассказ о
каком-либо случившемся в прошлом конфликте и о
том, как он был разрешен. Попросите отметить, были
в этой ситуации только отрицательные моменты или
и положительные тоже.