Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2008

Урок здоровья

Урок 18. Как нужно поступать в случае конфликта?

Задачи урока

1. Заложить понимание того, что существуют различные обстоятельства и причины возникновения конфликтов.
2. Обсудить, как выйти из конфликта при различных обстоятельствах.
3. Учиться различать позитивные и негативные способы разрешения конфликтов.

Содержание урока

1. Повторение основных причин возникновения конфликтов.
2. Обсуждение, каким образом окружающие нас люди, относящиеся к различным категориям (члены семьи, учителя, товарищи и т.д.), влияют на нас в конфликтных ситуациях.
3. Групповая работа по разрешению конфликтов.
4. Рассмотрение проблемы, полезны или вредны конфликты.
5. Обсуждение пословиц по теме.
6. Домашнее задание: написать рассказ о каком-либо конфликте и способе выхода из него.

Информация для учителя

Начните урок с повторения причин возникновения конфликтов. Обсудите их с классом. Затем спросите учеников, кто из окружающих, по мнению самих ребят, оказывает на них сильное влияние: семья, друзья, учителя, коллектив, соседи и т.д.
Бывает ли так, что эти люди (например, родители, друзья, учителя) по-разному влияют на нас, особенно в конфликтных ситуациях? Подумайте вместе, какая группа людей оказывает на нас более сильное влияние и почему.
Можно привести примеры: друзья предлагают пойти купаться на пруд, а родители категорически запретили вам это делать.
На чье мнение вы опираетесь в своем решении и почему?
Затем перейдите к групповой работе по характеристике конфликтов. Дайте задание группам привести примеры конфликтов: 1-й группе – внутренних (психологических, в себе самом), 2-й группе – в вашем классе, 3-й группе – в вашей школе, 4-й – в обществе, 5-й – в семье, 6-й – между вами и вашими друзьями.
Попросите учеников, используя метод мозгового штурма, придумать как можно больше путей разрешения этих конфликтов. Затем предложите группам придумать ролевые игры по разрешению конфликтов.
Завершите урок обсуждением вопроса: «Считаете ли вы конфликты только источником вреда или они могут принести пользу, и почему?». Попросите детей вспомнить конфликты, которые привели к полезному результату.
Подведите итог, указав, что конфликт несет в себе не только отрицательное, но и положительное. Приведите примеры.
В конце урока прочитайте детям несколько пословиц о конфликтной ситуации: «Око за око, зуб за зуб», «Как аукнется, так и откликнется» и др. Спросите детей: часто ли, по их мнению, эти пословицы воплощаются в жизнь? Является ли такой путь разрешения конфликтов положительным или отрицательным? Каким еще способом можно разрешать конфликты?

Домашнее задание: написать рассказ о каком-либо случившемся в прошлом конфликте и о том, как он был разрешен. Попросите отметить, были в этой ситуации только отрицательные моменты или и положительные тоже.

Документ