Задачи урока
1. Привлечь внимание к тому, что
каждого из нас окружают родные и посторонние,
знакомые и незнакомые люди.
2. Учить применять правила общения с
родственниками, друзьями, учителями, знакомыми и
незнакомыми людьми.
3. Объяснить, что поведение людей может быть
основано на эгоистических или альтруистических
устремлениях.
4. Учить умению соблюдать осторожность при
общении с незнакомыми людьми.
Содержание урока
1. Индивидуальное задание на тему
«Мое окружение».
2. Составление обобщенной схемы на доске.
3. Групповая работа на тему «Правила общения с
различными категориями людей».
4. Объяснение понятий «эгоизм» и «альтруизм».
5. Повторение ключевых слов, связанных с
понятиями «эгоист» и «альтруист».
6. Парная работа на тему «Эгоистичные и
альтруистичные поступки».
7. Повторение основных правил общения с
незнакомыми людьми.
8. Домашнее задание: составить краткий рассказ
о соблюдении осторожности при общении с
незнакомыми людьми.
Информация для учителя
Начните урок с индивидуального
задания. Предложите детям подумать о том, кто
находится вокруг них в разных жизненных
ситуациях каждый день, каждую неделю, каждый год.
Обсудите это с классом и составьте на
доске обобщенную схему человеческого окружения:
Я
Мои родные
Знакомые мне люди
Незнакомые мне люди
Мои близкие родственники
Мои дальние родственники
Друзья
Товарищи
Одноклассники
Соседи
Учителя
...
Мама
Папа
Бабушки
Сестры
Братья
Дедушки
Тети, дяди
Двоюродные и троюродные сестры и братья
Затем проведите групповую работу на
тему, каким должно быть общение с различными
категориями людей. Дайте задания группам:
1-я группа – общение с родственниками;
2-я группа – общение с друзьями;
3-я группа – общение с учителями;
4-я группа – общение со знакомыми людьми;
5-я группа – общение с незнакомыми людьми.
Группам можно предложить отвечать по
следующему плану: «Перечислите слова, которые вы
будете использовать (если это уместно для данной
категории людей) в качестве приветствия
(утреннего, вечернего), для вежливой просьбы,
приглашения в гости, театр, кино, для утешения».
Далее следует повторить материал урока прошлого
года, на котором рассматривалась тема: какие
бывают люди и чего от них можно ждать? Вспомните
определение понятий «эгоизм» и «альтруизм».
Предложите ученикам вспомнить, каких людей мы
называем бескорыстными, добрыми, настоящей
опорой в жизни.
Можно обратиться к выполненным в прошлом году
рисункам или эссе, которые были посвящены добрым
и бескорыстным поступкам. Пусть ученики
вспомнят, что в каждом человеке присутствуют
черты эгоизма и альтруизма и он может вести себя
по-разному в различных жизненных ситуациях.
Затем проведите работу в парах: один из пары
приводит примеры эгоистичных поступков
человека, а другой – альтруистичных.
Далее перейдите к тому, что и незнакомые нам люди
могут поступать по-разному, и нам заранее
неизвестно, добрые или злые у них намерения.
Поэтому при общении с незнакомыми людьми
необходимо соблюдать осторожность. Предложите
детям вспомнить основные правила поведения с
незнакомыми; также можно использовать правила,
которые были сформулированы на уроках второго
года обучения.