Задачи урока
1. Выяснить, знают ли дети, кто
относится к членам семьи. Рассказать о семье.
2. Дать представление о принципах,
объединяющих семью.
Содержание урока
1. Опрос учеников о составе их семей.
2. Определение понятия «семья».
3. Групповая работа над текстом о составе
семьи.
4. Домашнее задание: обдумать, что способствует
укреплению семьи, какую семью называют крепкой, и
сформулировать свой ответ.
Информация для учителя
В начале урока учитель просит поднять
руку тех ребят, которые живут в большой семье.
Расспросите этих учеников о составе их семьи.
Запишите на доске под рубрикой «Большая семья»
всех ее членов (отец, мать, дети, бабушка, дедушка,
тетя, дядя и т.д.).
Затем пусть поднимут руки те, кто живет в
маленьких семьях (2–3 человека). Они также назовут
всех членов семьи, живущих вместе. Избегайте
говорить о неполной семье – это ранит ребенка,
употребляйте выражения «большая» и «маленькая
семья».
Обратите внимание учеников на записи и попросите
назвать, что общего между маленькими и большими
семьями. Помогите ребятам сравнить записи и
сформулировать ответ. Важно, чтобы ученики
отметили, что в семье вместе живут люди разных
поколений: родители и дети, а иногда и родители
родителей, и близкие родственники.
Далее вернитесь к домашнему заданию. Спросите у
учеников, что, по их мнению, представляет собой
семья. Они могут сказать, например, что семья –
это те люди, которые живут в одном доме, ведут
общее хозяйство, являются родственниками и т.д.
Вместе с учениками выделите главное в понимании
семьи. Семья – это несколько поколений людей,
состоящих в родстве, живущих вместе, ведущих
общее хозяйство, вместе воспитывающих детей,
любящих и уважающих друг друга. Семьи бывают
очень большие, большие и маленькие.
В конце урока раздайте тексты для групповой
работы, например, описание семьи Кашириных из
книги М.Горького «Детство». Дайте задание
прочитать отрывок и построить схему родства
среди обитателей дома Кашириных.
Для работы можно использовать и другой текст.
В качестве домашнего задания попросите учеников
подумать и кратко записать их мнение о том, что
способствует укреплению семьи и какую семью мы
называем крепкой.