Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2008

Урок здоровья

Урок 4. Периоды жизни человека

Задачи урока

1. Рассказать, что отсчет периодов жизни человека начинается с его рождения.

2. Определить основные периоды жизни человека.

3. Объяснить, что жизнь отдельного человека конечна, но жизнь человечества на планете Земля непрерывна.

Содержание урока

1. Работа с рисунком – сопоставление различных возрастных периодов жизни человека.

2. Составление возрастной шкалы жизни.

3. Беседа о жизни и смерти человека, о героях – людях, отдавших свою жизнь за других.

Информация для учителя

В начале урока раздайте ученикам ксерокопии рисунка, на котором изображен контур руки грудного ребенка и взрослого человека. Попросите ребят обвести свою ладонь и поместить этот рисунок между двумя первыми. Предложите ученикам поразмышлять над тем, какому возрасту могут соответствовать эти рисунки. Не сомневайтесь: все ученики дадут правильный ответ, указав, что первый рисунок сделан с руки младенца, второй – с руки школьника, а третий принадлежит взрослому человеку. Спросите учеников, что им известно о том, как выглядят и «ведут себя» недавно родившиеся дети. В ответ вы услышите, что новорожденные дети очень маленькие, они мало весят, совершенно беспомощные, много плачут, едят и спят. Обратите внимание ребят на то, что уже через несколько месяцев младенцы умеют улыбаться, «гулят», заметно прибавляют в весе и росте, а примерно к году малыши начинают ходить и говорить первые слова.
Таким образом, жизнь каждого человека начинается с его рождения. Ребенок, который только появился на свет, конечно, мало что умеет, но он постоянно растет и развивается. Здесь уместно вспомнить определение понятий «рост» и «развитие», которые изучались в прошлом году, а для демонстрации роста может послужить тот же рисунок, которым вы воспользовались в начале урока.
Следующий этап урока посвящается составлению шкалы возрастных периодов жизни человека:

Младенчество – от 0 до 3 лет
Детство – от 3 до 7 лет
Отрочество – от 7 до 14 лет
Юность – от 14 до 16 лет
Молодость – от 16 до 25 лет
Зрелый возраст – от 25 до 60 лет
Пожилой возраст – от 60 до 75 лет
Старость – от 75 до...

Можно сопроводить шкалу рисунками или фотографиями людей в различных возрастных периодах. Фотографии могут принести сами дети.
Затем нужно перейти к деликатной теме. Учитель может спросить учеников, понимают ли они, что человек не бессмертен и что жизнь каждого человека рано или поздно заканчивается. Спросите детей, приходилось ли им в их короткой жизни испытывать горечь утраты близких людей. Какие чувства они переживали? Вспоминают ли они этих людей? Поддержите ребят морально, скажите, что самое лучшее, что могут сделать живые, – это помнить тех, кто ушел из жизни. Причина смерти человека может быть различной: болезнь, старость, несчастный случай, терроризм, военные действия... Бывают и такие случаи, когда люди погибают, чтобы спасти жизнь других людей. Расскажите об этом, опираясь на примеры из истории и современной действительности. Таких людей считают героями, о них помнит вся страна, им ставят памятники. В качестве домашнего задания предложите ученикам узнать, каким героям в вашем городе, поселке или деревне установлены памятники, мемориальные доски, за какие заслуги отмечены эти люди.

Документ