Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2008

Урок здоровья

Методические рекомендации для учителя

Министерство образования и науки
Нижегородской области
Нижегородский институт развития образования (НИРО)
Нижегородский гуманитарный центр

Уроки здоровья

Третий год обучения*

Авторы-составители:

О.С. Гладышева,
доктор биологических наук,
завлабораторией проблем здоровья в образовании НИРО

И.Ю. Абросимова,
старший научный сотрудник лаборатории

Рецензенты:

С.К. Тивикова,
завкафедрой начального образования НИРО

Г.А. Игнатьева,
завкафедрой педагогики и образовательных технологий НИРО

________________________

* «Уроки здоровья» 1-го и 2-го года обучения см., соответственно, в № 15/2004 и № 15/2006 нашей газеты.

wpe4.jpg (24830 bytes)

Предисловие

Предлагаемый материал содержит методические рекомендации для учителя по проведению уроков интегрированного с ОБЖ и естественными дисциплинами курса «Уроки здоровья» третьего года обучения (начальная школа) в объеме 1 час в неделю.
Программа курса была разработана лабораторией проблем здоровья в образовании НИРО в рамках выполнения областной программы «Здоровье и образование».
Создание новых интегрированных курсов, решающих задачу гуманизации российского образования, представляется одним из наиболее перспективных путей реформирования современной школы. Среди различных направлений такой работы особо значимой может стать образовательная область «Человек», синтезирующая гуманитарные и естественные дисциплины, а «ядром кристаллизации» – предмет «уроки здоровья», разработанный на базе глубокой интеграции как с «основами безопасности жизнедеятельности», так и с предметами естественно-научного цикла начальной школы («природоведение», «окружающий мир», «естествознание»). Такой подход позволяет решать задачи выработки у учащихся общих мировоззренческих основ, формирования здорового образа жизни и освоения принципов безопасности жизнедеятельности в едином предмете, без увеличения учебной нагрузки.
Содержание каждого урока по программе «Уроки здоровья» выстроено в соответствии с разделами основных учебных пособий по ОБЖ и предметов естественно-научного цикла.
Цели курса носят, с одной стороны, общегуманистический характер, а с другой – сугубо прагматический. Курс выстроен с позиций интегральных представлений о здоровье, о важности биологических, социальных и духовно-нравственных его аспектов. Одновременно с этим он ориентирован на практические знания, практическую деятельность и активность в вопросах сохранения и поддержания здоровья и здорового образа жизни. Наиболее важным является формирование представлений об активной жизненной позиции в вопросах здоровья, о гармоничных взаимоотношениях с природой и обществом.
Программа и учебный курс ориентированы на целостность мироощущения, свойственную детям начального периода обучения. Содержание уроков, не разрывая биологического, психического, социального и духовно-нравственного в человеке, дает возможность решать и образовательные, и воспитательные задачи, позволяет сформировать у учащихся представления не только об интегральной картине окружающего мира, но и о своем месте в нем, единстве с ним, о нормах безопасного поведения, о здоровье и здоровом образе жизни.
Курс побуждает учителя отказаться от использования в построении урока совершенно неэффективных приемов «запугивания» или «устрашения» школьников, предлагает применять деятельностный подход с опорой на активные формы обучения, а следовательно, выстроить содержание предмета совершенно на другой идеологии. Использование игровых и проблемных ситуаций, элементов тренинга, мозгового штурма, различных видов групповой работы помогает каждому ученику приобрести собственный положительный конструктивный опыт в решении смоделированных ситуаций и проблем, который в дальнейшем понадобится ему в реальной жизни. В этом контексте стремление к здоровью у ребенка становится естественной потребностью жизни, а не результатом следования запретам.
Главная цель курса – формирование у школьников понимания здоровья как гармонии своего внутреннего мира, его биологических, социальных и духовных начал, а также гармонического взаимодействия с миром внешним, природной и социальной средой через получение практических навыков такого взаимодействия. В программе третьего года обучения наибольшее внимание уделяется эмоциональному, психологическому здоровью личности, овладению способами адекватного поведения в различных проблемных ситуациях, которые могут возникнуть в реальной жизни, освоению алгоритма принятия решения и т.д. Такие учебные задачи соответствуют возможностям учащихся этого возраста. Решение их базируется на материале предыдущих и новых этапов программы.
Оценивать результаты работы по курсу необходимо, но это не должно быть традиционным. Поскольку главный результат – практические навыки учащихся, умение принимать решения, избегать неоправданного риска, при необходимости оказывать первую помощь в ситуациях, связанных с угрозой здоровью или жизни, то можно при проверке использовать проигрывание ситуаций, решение проблемных задач в ходе групповой работы. В случае неудовлетворительных ответов или ошибок в решениях учитель должен разобрать с учениками основные промахи и вернуться к решению другой практической задачи того же направления.
Кроме приобретения практических навыков, важнейшим результатом изучения курса должно стать изменение взглядов и представлений школьников о своем здоровье, способах его сохранения и приумножения. Можно оценивать эти изменения, используя различные варианты тестирования или анкетирования, причем результаты их может отслеживать сам учащийся. Вообще очень важно, чтобы сами дети ощущали свое развитие, видели свои достижения в вопросах здоровья. Это станет возможным, если продолжить ведение индивидуальных «дневников здоровья», в которых ученики будут выполнять домашние задания, делать заметки, заполнять анкеты, строить графики и диаграммы данных своего развития.
Публикуемый материал содержит краткие рекомендации ко всем урокам курса. Итоговые занятия помогут оценить уровень усвоенных учениками знаний и навыков. В Приложении предлагаются материалы для проведения групповой и индивидуальной работы на уроках, в том числе примеры проблемных ситуаций, а также тесты для оценивания результатов освоения курса.
Рекомендации к каждому уроку включают основные учебные задачи урока, его структуру, краткую информацию для учителя по построению урока, позволяющую реализовать поставленные задачи.
Учитель вправе расширить или изменить содержание урока. При этом следует лишь придерживаться основных учебных задач занятий, а также стремиться решать их в режиме активно-деятельностного подхода.

wpe5.jpg (12849 bytes)

Образовательные цели курса

Третий год обучения

п/п

Название модуля

Образовательные цели

Мировоззренческие

(воспитательные)

Развивающие

Учебные

1

Еще раз о здоровье

Учащиеся понимают, что здоровью способствуют доброжелательное общение, безопасное поведение, умение избегать экстремальных ситуаций; что владение необходимыми знаниями и навыками оказания первой помощи, вызова необходимой квалифицированной экстренной помощи помогает сохранить здоровье, а иногда и жизнь

Учащиеся характеризуют здоровье как интегральную функцию организма; знают об основных факторах, которые могут влиять на здоровье; называют незначительные травмы и способы самостоятельной помощи при них; указывают те травмы, при которых необходимы помощь взрослых и обращение к врачу; помнят телефоны экстренной помощи

Учащиеся повторяют, что они понимают под термином «здоровье»; вспоминают, от каких факторов зависит здоровье; вспоминают простые навыки оказания первой помощи при незначительных травмах; ранжируют травмы по степени тяжести, выделяя те, при которых необходимо обращаться за помощью к взрослым, к врачу

2

Непрерывность жизни

Учащиеся понимают, что жизнь каждого человека на земле конечна, но жизнь людей на планете Земля непрерывна; что продление жизни происходит благодаря рождению новых поколений людей; что здоровье и благополучие каждого человека зависят от взаимоотношений в семье

Учащиеся называют основные возрастные периоды жизни человека; внутренние (психологические) и внешние (физические) различия между женщинами и мужчинами, девочками и мальчиками; характеризуют отношения, лежащие в основе жизни семьи

Учащиеся узнают, сколько живет человек; знакомятся с основными возрастными периодами жизни человека; рассматривают различия между женщинами и мужчинами, девочками и мальчиками; обсуждают отношения между ними; узнают, что лежит в основе семьи и семейного счастья

3

Здоровье и общество

Учащиеся понимают, что общение с другими людьми должно быть безопасным, поскольку конфликты и вредные привычки отрицательно влияют на здоровье

Учащиеся называют различные нормы социального объединения людей; дают определение конфликтной ситуации; помнят о способах выхода из конфликта; объясняют, чем опасны для здоровья вредные привычки

Учащиеся узнают, что люди живут в сообществе, человек всегда окружен другими людьми (в семье, школе, на улице); что общение с другими людьми может приводить к конфликтам; что не всегда и не всем окружающим людям стоит подражать; чем опасно для здоровья курение, употребление алкоголя и наркотиков

4

Хочешь быть здоровым – действуй

Учащиеся понимают, что сохранение и укрепление здоровья требует теоретических и практических знаний о нем; что оказание помощи себе и окружающим возможно при владении определенными практическими навыками

Учащиеся перечисляют наиболее важные знания о здоровье, которые они получили на уроках; разрабатывают проекты, которые помогут передать эти знания другим людям

Учащиеся узнают, что теоретические и практические знания, которые они приобрели на уроках, можно использовать для укрепления здоровья; знания о здоровье можно передать другим людям в виде совета или практической помощи

Документ