Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2008

Нам пишут

Маленький дом большого здоровья

Так называется программа по здоровьесбережению, которая реализуется в Малиновской средней школе пос. Алябьевcкий Тюменской области

Качество образования во многом зависит от состояния здоровья учащихся. Ухудшение зрения, осанки, заболевания органов пищеварения и расстройства центральной нервной системы, наблюдающиеся у школьников, не способствуют хорошему восприятию учебного материала.
А в районах Крайнего Севера, где осенью и зимой короткий световой день, часты перепады температуры, нехватка кислорода в воздухе, нужны особые меры, чтобы не дать ухудшиться здоровью ребенка за время многолетнего обучения в школе. Однако проблема не только в климатических условиях. Неблагоприятные социальные процессы ведут к возрастанию и распространению среди подростков алкоголизма и наркомании.
Сохранение здоровья учителя и ученика – это стратегическая проблема современного образовательного учреждения.

Целью нашей программы является создание здоровой школьной среды, способствующей сохранению и развитию здоровья физического, психологического, социального и построенной на принципах соблюдения санитарно-гигиенических и экологических норм.

Задачи:

1. Создание здоровьесберегающей среды в классе, школе, коллективе с использованием специальных технологий.

2. Пропаганда физической культуры и занятий спортом через массовые, активные формы и методы.

3. Организация учебно-воспитательного процесса на фоне положительных эмоций с предупреждением психотравмирующих ситуаций.

4. Повышение экологической культуры у всех участников образовательного процесса.

Почти три года реализуя основные направления программы, мы могли бы поделиться нашим небольшим опытом.
В школе действует межведомственный план, реализующий цели федеральной программы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации», а также школьной программы «Маленький дом большого здоровья» – совместно с социальными партнерами.
В этот план школа включает следующие мероприятия: организацию работы групп корригирующей гимнастики и проведение дней здоровья; улучшение освещения в классных кабинетах; косметический ремонт классных помещений; обновление школьной мебели; улучшение санитарно-технических условий в учебных мастерских.
Наш социальный партнер «Пионерская районная больница № 2» осуществляет качественный медосмотр учащихся и профилактические прививки; санацию полости рта; витаминизацию пищи в школьной столовой; санитарно-профилактическую работу.
А бассейн «Дельфин» и спортивный комплекс «Орион» – тоже наши социальные партнеры – проводят работу спортивных секций, организуют спортивно-массовые мероприятия и дни здоровья, осуществляют функционирование спортивных лагерей.
Согласно плану реализации программ в школе создан совет по здоровью. Его назначение – координация деятельности всех участников образовательного процесса по внедрению здоровьесберегающих технологий.
В совет входят представители от учащихся и родителей, учителя физкультуры и экологии, логопед, психолог, школьный фельдшер, социальный педагог, заместители директора по ВР и УВР.
Разработано и принято положение о совете по здоровью, в котором (среди прочего) записано, что совет должен обеспечить механизм взаимодействия школьных центров и других организаций по вопросам сохранения и укрепления здоровья, а также анализировать состояние здоровья учащихся и педагогов.

План работы совета по здоровью

1. Анализ результатов медицинского осмотра учащихся. Проведение мониторинга «Твое здоровье» (сентябрь).

2. Смотр-конкурс школьных кабинетов (октябрь).

3. Конкурс открытых уроков «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе» (ноябрь).

4. Подготовка и проведение курса лекций, круглых столов по проблеме своевременного предупреждения вирусных заболеваний (декабрь).

5. Общешкольное родительское собрание «Береги здоровье смолоду» (январь).

6. Конкурс агитбригад «Здоровому все здорово!» (февраль).

7. Проблема охвата горячим питанием учащихся, калорийность блюд (контроль) (март).

8. Правила личной гигиены и их использование учащимися при посещении столовой, на переменах (контроль) (апрель).

9. Общешкольное родительское собрание «Нам стоит подвести итог...» (май).

10. Помощь при организации летнего отдыха учащихся (март – июнь).

Положение о дне здоровья

1. Задачи дня здоровья:

– пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся;
– развитие сотрудничества образовательного учреждения, Дома культуры, СК «Орион», МОУ ДОД ДЮСШ «Дельфин», ПРБ № 2;
– профилактика суицидальных и депрессивных состояний, правонарушений, употребления и зависимости от психоактивных веществ;
– формирование у обучающихся ответственного отношения к себе и собственному здоровью;
– развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся и сотрудников.

2. Участники дня здоровья:

– учащиеся и сотрудники школы, социальные партнеры, родители.

3. Порядок проведения дня здоровья

День здоровья проводится по трем направлениям – просветительскому; культурному; спортивному.
По итогам дня здоровья присуждаются первое, второе, третье места в трех возрастных категориях: учащиеся 1–4-х классов; учащиеся 5–8-х классов; учащиеся 9–11-х классов.
Подведение итогов дня здоровья проводится на общешкольных линейках.

Содержание направлений дня здоровья

Просветительские мероприятия

1. Конкурс на лучшее сочинение, посвященное пропаганде здорового образа жизни.
Критерии оценки: самостоятельность изложения; умение убеждать; оригинальная форма изложения; раскрытие темы.

2. Викторины.

3. Конкурс на лучший рисунок «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и «В здоровом теле – здоровый дух».
Критерии оценки: творческий подход; оригинальная форма исполнения.

4. Конкурс плакатов «Мы за жизнь».

5. Конкурс стенгазет «Нет – вредным привычкам!».

Культурные мероприятия

1. Конкурс агитбригад «Мы за здоровый образ жизни», «Наркотикам – нет!», «Все цвета, кроме черного».

2. КВН, посвященный здоровому образу жизни.
Критерии оценки: артистичность исполнителей; актуальность содержания; творческий подход.

Спортивные мероприятия

1. Веселые старты (с различным спортивным инвентарем).

2. Эстафета («Полоса препятствий», «Экологическая тропа», «Туристическая тропа»).

3. Спортивные игры (мини-футбол, баскетбол, перестрелка).

День здоровья на пришкольном участке

Участники: 5–8-е классы.
Название игры: «Маршрут здоровья».
Подготовительный этап: для проведения мероприятия готовятся маршрутные листы – название этапа, места назначения, наблюдатели, оценка за задание.

Оценивание этапов маршрута проводится по пятибалльной системе:

5 – справилась с заданием вся команда;
4 – допущены ошибки при выполнении задания;
3 – не все члены команды справились с заданием;
2 – команда частично выполнила задание;
1 – задание маршрута не выполнено.

На каждом этапе маршрута стоят наблюдатели, отвечающие за правильность выполнения заданий.
Перед началом игры проводится линейка, где командам выдаются маршрутные листы, объясняются задания на этапах. Наблюдатели после линейки расходятся на свои маршруты, а участники по команде начинают движение по заданным маршрутам. Чтобы команды не встретились на этапах, в каждом маршрутном листе указан индивидуальный маршрут.

Примерные этапы маршрута:

1. «Станция походная»: участники игры должны правильно поставить палатку.
2. «Песенный привал»: участники должны исполнить походную песню.
3. «Станция Меткая»: участники должны сбить кегли.
4. «Полустанок Костровой»: участники этапа должны правильно уложить дрова для костра и разжечь огонь.
5. «Станция Смекалка»: участники маршрута должны по топографическим знакам определить местность.
6. «Станция Приседалкино»: участники маршрута должны как можно больше сделать приседаний. Как только один игрок сбивается, вся команда прекращает приседания.
7. «Станция Разминки»: участники этапа должны показать фрагмент зарядки (по выбору):
а) для строителей;
б) для моряков;
в) для оленеводов Севера.
8. «Станция Силовая»: участники этапа должны надуть как можно больше воздушных шариков.
В конце игры подводятся итоги, побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Ольга Кузнецова ,
кандидат биологических наук, Москва