Сегодня дети с малого возраста
играют в компьютерные игры и часами смотрят
телевизор, а домашней пище, свежим овощам и
фруктам предпочитают фастфуд. Поэтому
воспитание здорового образа жизни –
первоочередная задача родителей и педагогов.
В школе № 1084, получившей в 2006 году лицензию школы
здоровья, здоровью детей уделяется особое
внимание. В конце каждой четверти здесь
проводится день здоровья. 21 марта, в последний
день самой длинной и трудной третьей четверти, в
школе в очередной раз состоялся этот праздник
Для всех учащихся было составлено
особое расписание. В каждом кабинете шли
познавательные игры и тренинги по вопросам
здоровья. Беседы с психологом под лозунгом
«Жизнь с юмором», «Здоровье на каникулах»,
секреты домашней тренировки «Веселый
спортсмен», урок-экскурсия в кабинете ОБЖ «Как
укреплять здоровье», «Кислород и кислородный
коктейль», урок физкультуры в бассейне «Парус»,
лекция специалиста НИИ гигиены о кожных
заболеваниях, беседа психолога социального
центра «Доверие» с девочками 7-х классов,
«Богатырские игры» и «Мужской разговор» для
юношей.
В этот день у каждого школьника была возможность
узнать много нового о здоровье и о том, как его
поддерживать, а также поделиться своими знаниями
с другими. В кабинете ОБЖ проходил урок, на
котором заместитель директора школы по
безопасности, заслуженный работник образования
РФ А.В. Руденко рассказывал детям об оказании
первой помощи человеку, потерявшему сознание. Но
теоретических знаний недостаточно для того,
чтобы не растеряться и помочь человеку. Поэтому,
обсудив теорию, ребята приступили к практике:
спасали робота Гошу, «потерявшего сознание».
Школьники узнали, как правильно делать
искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
На электронном табло, подключенном к «организму»
Гоши, ребята увидели все процессы, происходящие
внутри человеческого организма. Каждый
почувствовал себя спасателем, который всегда
сможет прийти людям на помощь.
Но познавательные уроки – только часть
школьного праздника. В день здоровья у ребят была
возможность проявить и свои творческие
способности. Например, в 1-м классе в этот день
организовали выставку работ старосты класса
Валерии Беляевой. Уже на первых уроках рисования
учительница заметила у девочки необычные
способности – она по-своему видит предметы и
изображает их цвет. Сейчас Лера ходит в школьную
изостудию, посещает Дом творчества, занимается
танцами и мечтает, когда вырастет, стать
художником, балериной и массажистом.
– Необходимо поддерживать ребенка в каждом
начинании, – считает Ю.Н. Шелыгина, завуч
начальной школы. – Тем более что творчество
никак не мешает учебе, а, наоборот, помогает. Ведь
творческое мышление формирует личность. Мы
решили организовать выставку работ Леры, чтобы
другие ребята увидели, как можно творчески
мыслить. Дети ушли на каникулы вдохновленными
новыми идеями и обещали в начале четверти
принести много новых рисунков. Такие выставки, на
мой взгляд, нужны как некий старт, отправная
точка. У меня за время работы в школе накопилось
много интересных детских работ: сочинений,
стихотворений, рассказов. И моя мечта – издать
книжку с «пробами пера» наших учеников. Мы часто
проводим различные конкурсы стихов, и ребята
пишут о Москве, о правилах дорожного движения, о
любимых животных, на тему «5 шагов по чистой
планете» и «Письмо солдату». Каждая из этих
работ, конечно, по-своему оригинальна, и каждая в
будущем может перерасти в серьезное творческое
дело.
В то время как начальная школа занималась
творчеством и говорила о здоровье, ученики
средних классов участвовали в празднике
«Радость движения». Школьный спортзал
превратился в настоящую танцевальную площадку.
Здесь прошли выступления по художественной
гимнастике и классическому балету, бальному
танцу и лезгинке, брейк-дансу и уличному танцу, а
также танцам восточным. Ребята демонстрировали
умение владеть своим телом, а зрители не уставали
поддерживать танцоров.
В завершение праздника здоровья 10-й
класс показал костюмированный спектакль по Н.В.
Гоголю.
День здоровья получился замечательным: дети
пополнили багаж знаний, проявили свои творческие
способности, попрыгали и потанцевали в
спортзале, а напоследок приобщились к театру.
Таким вот праздником в конце каждой четверти
школа здоровья провожает своих детей на
каникулы. Заместитель директора по
оздоровительной работе Т.Н. Килёва рассказала
об особенностях статуса школы здоровья:
– Наша школа уже третий год подтверждает свой
статус. У нас создана хорошая оздоровительная
база: кабинет ЛФК, 3 медицинских кабинета, кабинет
массажа, кабинеты психолога и логопеда,
тренажерный зал, 2 спортивных зала, кабинет ОБЖ и
здоровья. Мы организовываем дни открытых дверей,
проводим конференции, обсуждаем со
специалистами новые возможности понижения
уровня заболеваемости и усталости школьников.
Школа здоровья должна воспитывать умных и
здоровых детей, поэтому физической подготовке мы
уделяем особое внимание. У детей с 1-го по 4-й класс
уроки физкультуры проходят в бассейне «Парус»,
где тренер обучает детей плаванию. К тому же у нас
рядом со школой лес, поэтому зимой занятия
физкультурой и лыжные тренировки проходят в
лесу, а в мае мы часто устраиваем походы и
соревнования. Это особенно важно, поскольку в
лесу происходят мощная вентиляция легких и
целостное оздоровление организма. В школе
организованы бесплатное трехразовое питание и
водный режим, дети получают кислородные
коктейли.
На переменах в начальной школе проходят
динамические паузы, упражнения для зрения,
устраиваются конкурсы физзарядок. Сейчас, когда
школьная программа очень насыщенная, необходимо
увеличивать двигательную активность, чтобы
разрядить обстановку и снять психологическое
напряжение.
Школа здоровья регулярно проводит собрания с
родителями, обсуждая вопросы компьютерной
зависимости, правильного питания, режима,
прогулок на свежем воздухе, воспитания
творческого мышления.
– Важно искать у ребенка не ошибку, а
возможность роста, – считает Т.Н. Килёва. –
Детям необходимо повышать самооценку. Мы
начинаем работать уже с первоклассниками.
Недавно школа проводила мероприятие для
родителей первоклашек «Ступени адаптации». Мы
поднимали вопросы обязательного участия всех
членов семьи в формировании физически и
нравственно здорового ребенка.
В 6–7 лет происходит интенсивный рост скелета. Мы
рассказывали родителям о том, как нужно
укреплять мышцы спины и брюшного пресса,
создавая «мышечный корсет». А также о том,
насколько важна благоприятная обстановка в
семье.
Конечно, без соответствующего финансирования
школам сложно реализовывать задуманные идеи. В
прошлом году школа № 1084 выиграла национальный
грант Президента России – миллион рублей. На эти
средства приобрели компьютеры, интерактивную
доску, пополнили аудио- и медиатеку. Сейчас в
школе проводится эксперимент «Комплексное
решение вопроса укрепления здоровья
здоровьесберегающими технологиями».
В комплекс входят учебные программы и
оздоровительные мероприятия на уроках,
психологическая служба,
спортивно-оздоровительная работа,
скрининг-диагностика, социальная защита,
логопедическая служба, организация питания,
психолого-медико-педагогический консилиум, а
также диагностика и лечебно-профилактическая
работа.
Социальная и психическая зрелость учащихся –
результат огромного труда педагогов и
специалистов.
Когда каждая школа будет настоящей школой
здоровья, можно будет говорить об удачной
реализации национальных проектов
«Здравоохранение» и «Образование».
|