Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2008

Урок здоровья

Физическое развитие через игру-сказку

Общеобразовательная школа должна добиваться гармоничного развития детей, используя все средства и методы физического воспитания. Одним из них является сюжетно-игровой метод (игры-сказки), который наиболее полно соответствует потребностям ребенка в физических нагрузках, положительном эмоциональном фоне и общении в коллективе.
Не так часто можно встретить сейчас учителя физической культуры, способного не только предложить сюжетную игру, но и грамотно ее провести. Это можно понять, так как руководство играми представляет собой трудную задачу. Педагог-организатор и воспитатель должны до предела сократить расстояние между собой и детьми. Инструментом, помогающим решить эту задачу, и является сюжетно-игровой метод. Чтобы уроки физической культуры стали престижными и полезными, нужна заинтересованность учащихся. И без применения притягательных для детей игр, без игрового метода здесь не обойтись. Ведь детей всегда влечет в игре ее конечная цель, а процесс игры создает множество увлекательных ситуаций.
Анализ литературных источников, изучение практического опыта физического воспитания младших школьников позволяют сделать вывод, что в литературе имеется определенный фактический материал, однако конкретных научных исследований, посвященных проведению сюжетных игр с младшими школьниками, в доступной литературе пока нет.
Мы попытались дать определение сюжетно-игрового метода (игры-сказки). Это сознательная деятельность, направленная на достижение поставленной цели, в соответствии с заранее написанным сказочным сюжетом в рамках освоения программного материала, удовлетворяющая потребность детей в развитии двигательных качеств, умений и навыков, на основе самостоятельного регулирования нагрузки.
Игра-сказка рассматривается как система конкретных действий, выполняемых в рамках сюжета сказки на базе программного материала по физической культуре. Причем в зависимости от поставленных задач подбираются различные варианты сюжетов игры-сказки, отличающиеся друг от друга по продолжительности, которая может колебаться от 3 до 5 уроков.
Игры, связанные со сказочными сюжетами, характеризуются не только разнообразием движений, но и свободой их применения в игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества. Играя, дети испытывают радость от реализации физических и умственных сил, что необходимо для их разностороннего развития.

Наиболее характерными признаками сюжетно-игрового метода являютсяъ следующие:

1. Эмоциональные движения и действия учащихся.
2. Постоянно изменяющиеся условия игры-сказки, вхождение в образ героев – изображение зверей, птиц...
3. Высокие требования к творческой инициативе в действиях, соответствующих сюжету сказки.
4. Отсутствие строго управляемых действий и самостоятельное регулирование нагрузки.
5. Повышенная заинтересованность учащихся в двигательной деятельности и меньшая психическая утомляемость.
6. Совершенствование двигательных действий и выработка умений ими пользоваться.
7. Возможность комплексного развития двигательных способностей и создание эффективных условий для развития координации.
8. Выявление личностных особенностей учащихся и эффективное воздействие на формирование нравственных, морально-волевых и интеллектуальных черт личности.
9. Использование масок, костюмов и различных предметов для создания сказочных образов.
Для сюжетно-игрового метода (игры-сказки) характерно наличие всех этих или большинства перечисленных признаков.

С.АЛЕКСАНДРОВ,
ОУ «Гродненский государственный
университет им. Я. Купалы»,
г. Гродно,
Белоруссия

А вот какие игры
для ребят младших классов
предлагает психолог Ольга Скулкова

Перестройка

Играют одна и более команд. Перестроиться по любому признаку, названному водящим, за 10 сек.
Признаки: цвет волос – от темных до светлых (указать место), размер обуви, цвет одежды – контраст.

Копна – горка – тропинка

Играющие разбиваются на группы по 4–10 человек. Каждая группа, взявшись за руки, образует круг. Игра начинается с бега вправо по кругу. По сигналу «тропинка» играющие должны построиться в цепочку, присесть. когда говорят «копна», каждая группа делится на две подгруппы, игроки соединяют руки и поднимают их вверх. По сигналу «горки» ребята снова строятся в цепочку при этом первые во весь рост, следующие постепенно опускаясь, образуя горку. Та группа, которая раньше и лучше выполнила задание, получает очко.

Гол – мимо

Водящий загадывает: правая рука – гол, левая рука – мимо. Одна или более команд должны кричать «гол» или «мимо», в зависимости от того, какую руку поднимает водящий. Крикнувшим неверно назначается штрафное очко. Водящий может показывать из любой позы, с любой скоростью, в любой последовательности.

А не пойти ли нам в театр?

А не пойти ли нам в театр? (Да, да, да.)
А как мы пойдем в театр? (Топ, топ,топ.)
В театре есть большая, скрипучая, тяжелая дверь, и мы ее открываем. (Вж-ж-ж-ж…)
Мы покупаем программку (Шур-шур-шур.)
и идем в зал. (Топ, топ, топ.)
А там уже настраиваются инструменты: скрипки (пили-пили), труба (у-у-у), литавры (бемц), арфа (блу-ум), треугольник (цзинь).
(Зал делится на количество инструментов, и каждая часть зала изображает свой инструмент.)
Итак, мы нашли свое место и сели. (Бряк.)
И вот тихонечко открывается занавес. (Трем ладошки.)
И грянули аплодисменты. (Все хлопают в ладоши.)
Итак, мы с вами в театре, и начинается спектакль, но финал нашего мини-спектакля может быть разным. И актеры от каждой команды продолжат предложенную историю.

С. Александров