Общеобразовательная школа должна
добиваться гармоничного развития детей,
используя все средства и методы физического
воспитания. Одним из них является
сюжетно-игровой метод (игры-сказки), который
наиболее полно соответствует потребностям
ребенка в физических нагрузках, положительном
эмоциональном фоне и общении в коллективе.
Не так часто можно встретить сейчас учителя
физической культуры, способного не только
предложить сюжетную игру, но и грамотно ее
провести. Это можно понять, так как руководство
играми представляет собой трудную задачу.
Педагог-организатор и воспитатель должны до
предела сократить расстояние между собой и
детьми. Инструментом, помогающим решить эту
задачу, и является сюжетно-игровой метод. Чтобы
уроки физической культуры стали престижными и
полезными, нужна заинтересованность учащихся. И
без применения притягательных для детей игр, без
игрового метода здесь не обойтись. Ведь детей
всегда влечет в игре ее конечная цель, а процесс
игры создает множество увлекательных ситуаций.
Анализ литературных источников, изучение
практического опыта физического воспитания
младших школьников позволяют сделать вывод, что
в литературе имеется определенный фактический
материал, однако конкретных научных
исследований, посвященных проведению сюжетных
игр с младшими школьниками, в доступной
литературе пока нет.
Мы попытались дать определение сюжетно-игрового
метода (игры-сказки). Это сознательная
деятельность, направленная на достижение
поставленной цели, в соответствии с заранее
написанным сказочным сюжетом в рамках освоения
программного материала, удовлетворяющая
потребность детей в развитии двигательных
качеств, умений и навыков, на основе
самостоятельного регулирования нагрузки.
Игра-сказка рассматривается как система
конкретных действий, выполняемых в рамках сюжета
сказки на базе программного материала по
физической культуре. Причем в зависимости от
поставленных задач подбираются различные
варианты сюжетов игры-сказки, отличающиеся друг
от друга по продолжительности, которая может
колебаться от 3 до 5 уроков.
Игры, связанные со сказочными сюжетами,
характеризуются не только разнообразием
движений, но и свободой их применения в игровых
ситуациях, что создает большие возможности для
проявления инициативы и творчества. Играя, дети
испытывают радость от реализации физических и
умственных сил, что необходимо для их
разностороннего развития.
Наиболее характерными признаками
сюжетно-игрового метода являютсяъ следующие:
1. Эмоциональные движения и
действия учащихся.
2. Постоянно изменяющиеся условия
игры-сказки, вхождение в образ героев –
изображение зверей, птиц...
3. Высокие требования к творческой
инициативе в действиях, соответствующих сюжету
сказки.
4. Отсутствие строго управляемых действий
и самостоятельное регулирование нагрузки.
5. Повышенная заинтересованность учащихся
в двигательной деятельности и меньшая
психическая утомляемость.
6. Совершенствование двигательных действий и
выработка умений ими пользоваться.
7. Возможность комплексного развития
двигательных способностей и создание
эффективных условий для развития координации.
8. Выявление личностных особенностей
учащихся и эффективное воздействие на
формирование нравственных, морально-волевых и
интеллектуальных черт личности.
9. Использование масок, костюмов и
различных предметов для создания сказочных
образов.
Для сюжетно-игрового метода (игры-сказки)
характерно наличие всех этих или большинства
перечисленных признаков.
С.АЛЕКСАНДРОВ,
ОУ «Гродненский государственный
университет им. Я. Купалы»,
г. Гродно,
Белоруссия
А вот какие игры
для ребят младших классов
предлагает психолог Ольга Скулкова
Перестройка
Играют одна и более команд.
Перестроиться по любому признаку, названному
водящим, за 10 сек.
Признаки: цвет волос – от темных до светлых (указать
место), размер обуви, цвет одежды – контраст.
Копна – горка – тропинка
Играющие разбиваются на группы по 4–10
человек. Каждая группа, взявшись за руки,
образует круг. Игра начинается с бега вправо по
кругу. По сигналу «тропинка» играющие должны
построиться в цепочку, присесть. когда говорят
«копна», каждая группа делится на две подгруппы,
игроки соединяют руки и поднимают их вверх. По
сигналу «горки» ребята снова строятся в
цепочку при этом первые во весь рост, следующие
постепенно опускаясь, образуя горку. Та группа,
которая раньше и лучше выполнила задание,
получает очко.
Гол – мимо
Водящий загадывает: правая рука –
гол, левая рука – мимо. Одна или более команд
должны кричать «гол» или «мимо», в зависимости от
того, какую руку поднимает водящий. Крикнувшим
неверно назначается штрафное очко. Водящий может
показывать из любой позы, с любой скоростью, в
любой последовательности.
А не пойти ли нам в театр?
А не пойти ли нам в театр? (Да, да,
да.)
А как мы пойдем в театр? (Топ, топ,топ.)
В театре есть большая, скрипучая, тяжелая дверь, и
мы ее открываем. (Вж-ж-ж-ж…)
Мы покупаем программку (Шур-шур-шур.)
и идем в зал. (Топ, топ, топ.)
А там уже настраиваются инструменты: скрипки (пили-пили),
труба (у-у-у), литавры (бемц), арфа (блу-ум),
треугольник (цзинь).
(Зал делится на количество инструментов, и каждая
часть зала изображает свой инструмент.)
Итак, мы нашли свое место и сели. (Бряк.)
И вот тихонечко открывается занавес. (Трем
ладошки.)
И грянули аплодисменты. (Все хлопают в ладоши.)
Итак, мы с вами в театре, и начинается спектакль,
но финал нашего мини-спектакля может быть разным.
И актеры от каждой команды продолжат
предложенную историю. |