Наблюдение за поведением детей во
время учебных занятий показало, что утомление
учеников начальной школы наступает уже в конце
третьего урока, если они сидят за «столом», а не
за партой. Уже на втором уроке видны признаки
утомления: увеличен наклон головы при письме и
чтении. В середине третьего урока ученики
отвлекаются, чтобы одолеть утомление. К концу
третьего урока они сначала много двигаются,
потом расслабляются, заводят стопы под стул. На
четвертом уроке дети, сидящие за столами,
демонстрируют повышенную двигательную
активность. Проявляется синдром «низко
склоненной головы», отмечаются частые
скрещивания ног под стулом, многие поддерживают
голову руками, что явно указывает на
переутомление.
Время отвлечений на 4-м уроке составляет 580
секунд, это в 6 раз больше, чем у детей, которые
сидят за школьной партой. Это тоже признак
утомления, требующий компенсации. Удобство
рабочей позы за школьной партой с подлокотниками
позволяет расслабить мышцы, удерживая при этом
тело в физиологически правильной позе. Это
продлевает школьную активность даже на
четвертом уроке за счет энергосбережения на
поддержание необходимой позы во время урока.
Чаще всего школьники отвлекаются на уроках
математики. Причем у детей, сидящих за школьной
партой, время отвлечений практически вдвое
меньше (366 секунд) по сравнению с детьми, сидящими
за ученическим комплектом «стол – стул» (596
секунд). Урок математики сопровождается большими
отвлечениями за счет частой смены вида
деятельности: работа с тетрадью, переключение
внимания на доску, общение с учителем.
Двигательная активность на данном предмете выше.
Наибольшая разница между показателями времени
отвлечений (157 секунд) наблюдается на «чтении». Из
чего следует, что парты наиболее эффективны в
ситуациях, требующих большого статического
напряжения.
Важным гигиеническим условием для поддержания
физиологически правильной позы является
соответствие размеров мебели
антропометрическим данным. Анализируя посадку
1120 учащихся 1–4-х классов г. Архангельска за
традиционной учебной мебелью «стол – стул», мы
увидели, что правильную рабочую позу имеют лишь
12,5% школьников, несмотря на то что мебель
соответствовала росту детей. А за новой моделью
одноместной школьной парты с подлокотниками,
разработанной творческим коллективом Северного
государственного медицинского университета,
правильную позу сохраняли 87% школьников.
Определение величин суставных углов с помощью
гониометрических методов исследования по
фотографиям позы учащихся показало, что
оптимальные значения были у школьников, которые
сидели за партой с подлокотниками, по сравнению с
детьми, сидящими за традиционными комплектами
«стол – стул».
Анализ динамики рабочей позы детей, сидящих за
партой, показал, что признаки утомления в виде
отвлечений при снижении тонуса мышц начали
проявляться только к концу четвертого урока. При
этом на протяжении всего учебного дня у детей
сохранялась высокая активность.
Таким образом, преимущество новой модели
одноместной школьной парты с подлокотниками не
вызывает сомнений. Новая модель школьной парты
отсрочивает наступление утомления и продлевает
период высокой работоспособности учащихся.
|