4–6 марта
этого года в Новосибирске состоялась
1-я межрегиональная научно-практическая
конференция
«Психосоматические и пограничные
нервно-психические
расстройства в детском и подростковом возрасте»
Печальное лидерство России
Участники конференции с тревогой
отмечали, что состояние психического здоровья
детей и подростков представляет сегодня
серьезную медицинскую, педагогическую и
социальную проблему.
Общая частота психических расстройств
у детей в развитых странах составляет 10%, в
развивающихся странах – около 15%, в России –
более 15%. В городе, где проходила конференция, –
Новосибирске – распространенность психических
расстройств среди детей и подростков составляет
15–20% (Е.Р. Слободская).
Чаще всего встречаются эмоциональные
нарушения: тревога, депрессия, фобии,
психосоматические расстройства – и
поведенческие проблемы: агрессивное поведение,
правонарушения, гиперактивность, нарушение
внимания.
На конференции говорили о детях с
нарушенной социализацией, обсуждали
психофизиологические особенности детей в норме
и с патологией, пограничные психические
нарушения в детском возрасте, предлагали способы
психопрофилактики, коррекции и реабилитации.
Сообщения представляли интерес не только для
психоневрологов и психиатров, но и для
медицинских психологов, педагогов и родителей,
которые могут почерпнуть из них много полезного,
выяснить, какова их собственная роль в борьбе за
психическое здоровье детей.
В последние годы наблюдается резкий
рост числа пограничных психических расстройств
и психосоциальной дезадаптации у детей и
подростков, их тесная связь с различными формами
отклоняющегося поведения. Факторы, которые
оказывают влияние на нарушения поведения, – это
неблагоприятный психологический климат в семье,
состав и численность семьи, алкоголизация
родителей.
Синдром дефицита внимания с
гиперактивностью
Особое внимание на конференции было
уделено синдрому дефицита внимания с
гиперактивностью (СДВГ), представляющему
медицинскую, социальную, педагогическую и
семейную проблему. Сегодня это одна из
актуальнейших тем педиатрии. О синдроме дефицита
внимания в последние годы вышло несколько книг, в
частности, И.П. Брязгунова и Е.В. Касатиковой
«Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных
детях». Дети с таким диагнозом испытывают
значительные трудности в школьном обучении и
социальной адаптации. В результате повышения
учебных нагрузок, которое наблюдается в наши дни,
у таких детей усиливается эмоциональное
напряжение, и это приводит к большей
выраженности симптомов заболевания. Требуется
постоянная работа с родителями, с педагогами
гиперактивных детей. Только при наличии
благоприятного климата в семье и положительного
эмоционального контакта с педагогом можно
получить улучшение в состоянии этих детей,
сделать их жизнь не только более сносной, но и
комфортной.
Контроль за адаптацией детей с СДВГ в
школе должны осуществлять медицинская сестра,
педиатр, психолог, педагог. Для снятия
психоэмоционального напряжения у таких детей
используются аутогенная тренировка и
здоровьесберегающие методики преподавания
предметов. Для коррекции нарушений вегетативной
регуляции предлагается метод термопульсации с
помощью аппарата «Вита Терм». Эту процедуру
может проводить школьная медицинская сестра.
Роль медицинского психолога
Роль медицинского психолога,
работающего в детском психосоматическом
отделении, по мнению Е.А. Котенко, должна
заключаться в психологической диагностике с
целью изучения особенностей психической
деятельности ребенка при психосоматических
расстройствах. Для этого существует стандартный
набор психологических тестов. Коррекционная
работа направлена на снижение рецидива
заболевания либо купирование симптома и на
повышение способности самостоятельно
справляться с различными стрессовыми факторами.
Опыт работы медицинского психолога в
условиях детской городской поликлиники (Е.В.
Каплина) показывает, что современные семьи
больше всего страдают от дезинтеграции в новую
для них среду вследствие миграции, от сложной
социально-экономической ситуации, все это
оказывает влияние на здоровье и психическое
развитие детей в ранние годы их жизни. Задачи
медицинского психолога – профилактика,
диагностика, психологическая коррекция и
реабилитация детей с психосоматической
патологией, предболезненными состояниями,
связанными с нервно-психической напряженностью,
хроническим стрессом, нарушениями межличностных
отношений в семье и социуме.
Школа может оказывать детям
комплексную психолого-психотерапевтическую
помощь (М.В. Белоусова). Создана модель
взаимодействия «учитель – ученик – родитель»,
главной целью которой являются защита
психического здоровья ребенка и достижение
взаимопонимания между ним, родителями и
учителями.
По результатам психодиагностики
составляется план психокоррекционных занятий с
рекомендациями для родителей и педагогов.
Психокоррекционный этап предполагает работу
психотерапевта с детьми, их родителями и членами
семьи, педагогами. Психокоррекция
осуществляется в форме индивидуальных и
групповых занятий с детьми, родительских
консультаций и семейной психотерапии. Такая
работа позволяет улучшить состояние
психического здоровья школьников, создать
доброжелательную обстановку в классе, улучшить
внутрисемейные отношения и нормализовать
отношения в системе «дети – родители –
педагоги».
Психосоматические заболевания
В последние годы психосоматические
расстройства в структуре заболеваний детей и
подростков встречаются довольно часто. По мнению
Н.Л. Зуйкова и С.В. Некрасовой, к
психосоматике теперь относят и традиционно
психиатрические функциональные расстройства с
соматическими проявлениями, которые не имеют
объективной патологии органов, свойственных
классическим психосоматическим заболеваниям.
В формировании психосоматических
нарушений играет роль множество факторов, в том
числе личностные особенности ребенка,
дисгармоничные отношения в семье,
социально-психологическая дезадаптация.
Учитывая особое влияние семейного окружения на
формирование психосоматических расстройств, А.А.
Агарков с соавторами считают, что в
комплексной психотерапии таких пациентов
ведущая роль должна принадлежать
психотерапевтической работе с семьей,
разрешению семейных конфликтов и травм.
Немедикаментозным методам лечения
психосоматических функциональных заболеваний
было посвящено сообщение И.П. Брязгунова
и Е.В. Столяровой. Наряду с такими
методами психокоррекции, как интегративный
телесно ориентированный подход, символдрама,
подтверждена высокая эффективность гипноза в
лечении ночного недержания мочи, длительного
субфебрилитета, имеющего самостоятельное
значение, нейрогенной одышки,
посттравматического стрессового расстройства,
первичной артериальной гипертензии…
Как показали исследования,
гипнотерапия также снижает уровень тревожности
и агрессивности у детей. В целом школьная
тревожность является результатом
взаимодействия личности с ситуацией. Высокая
тревожность обусловливает постоянно повышенный
уровень эмоционального возбуждения. Эта форма
тревожности наряду с повышенной ситуативной
тревожностью, вызываемой различными
стрессорами, приводит к разнообразным
психосоматическим заболеваниям. О.Г. Милашина
показала прямую связь между личностной
тревожностью и частотой острых респираторных
заболеваний.
К сожалению, сегодня в педиатрии
психосоматические заболевания недооцениваются,
а зачастую даже игнорируются. Все внимание
отдается органическим заболеваниям, диагностике
с помощью дорогого оборудования. По мнению А.Е.
Логунцовой, при консультировании детей с
психосоматическими проблемами в условиях
добровольной обращаемости можно использовать
психологические тесты, в частности спонтанное
рисование. Ребенок в присутствии психолога
создает рисунки на интересующую его тему с
параллельным обсуждением возникающих в ходе
рисования переживаний. Дети с
психосоматическими проблемами часто отражают их
в рисунках в достаточно прозрачной
символической форме. Проживание проблемы с
помощью рисунка, даже не сопровождающееся
проговариванием, приводит к снятию
эмоционального напряжения и как следствие –
исчезновению симптомов заболевания.
Посттравматическое стрессовое
расстройство (ПТСР)
Свыше 70% россиян живут в состоянии
затяжного психоэмоционального и социального
стресса, поэтому изучение стресса и его
последствий является одной из актуальных
проблем современности.
В настоящее время особое внимание
уделяется посттравматическому стрессовому
расстройству. Оно возникает в результате
психических травм: жестокого обращения,
разбойных нападений – или травм, вызванных
природными и техногенными катастрофами… При
этим состоянии у человека не хватает душевных
ресурсов, чтобы справиться с травматическими
переживаниями.
По нашим данным, у московских
школьников частота выявления
посттравматического стрессового расстройства
составляет 33%.
Среди детей страдающие
психосоматическими функциональными
заболеваниями встречаются более чем в половине
случаев. Поэтому лечение ПТСР может служить
профилактикой различных психосоматических
заболеваний. К сожалению, эта проблема не была
затронута на конференции.
Тактика педиатра и педагога
Педиатру и педагогам следует
обращать внимание на нарушения в межличностных
отношениях одноклассников, они могут привести к
напряженности в коллективе, к психической
дезадаптации его членов, к потере психического
равновесия и в итоге к ухудшению
нервно-психического здоровья учащихся.
Чрезмерная учебная нагрузка,
интенсификация учебного процесса отрицательно
влияют на физическое и психическое здоровье
учеников, мы видим, как увеличивается число
подростков, которые нуждаются в
медико-социальной помощи. Для снижения
психоэмоционального напряжения необходимо
нормировать объем нагрузок с учетом возраста
обучающихся, их функциональных возможностей.
В качестве одного из профилактических
мероприятий, оказывающих положительное влияние
не только на общее состояние здоровья, но и на
всестороннее развитие мозговых структур детей
школьного возраста, можно назвать занятия
физической культурой, в частности беговыми
видами спорта.
Помимо усиления роли физической
культуры, имеют значение и другие
оздоровительные мероприятия, в частности
витаминизация.
Бороться с
наркотиками начнут в школах
Состояние антинаркотической
работы в общеобразовательных учреждениях и меры
по повышению ее эффективности обсуждались на
заседании Общественного совета при Федеральной
службе РФ по контролю за оборотом наркотиков
(ФСКН).
По данным социологических опросов, 15%
школьников и студентов хотя бы раз пробовали
наркотики. В 2007 году только органами
наркоконтроля выявлено 1397 преступлений,
совершенных молодежью, из них 723 – подростками. В
связи с этим основные мероприятия по
профилактике наркомании должны быть направлены
именно на школьников.
Педагоги образовательных
учреждений пока еще не обладают знаниями и
методиками для проведения эффективной
профилактической работы. Ни одно высшее учебное
заведение страны не готовит специалистов по
организации антинаркотической и
профилактической работы в образовательной
среде. Поэтому члены Общественного совета
предложили ввести в вузах специальность
«превентолог» (специалист по предупреждению
отклонений в поведении детей, подростков и
молодежи), а также включить в государственные
образовательные стандарты нового поколения
дисциплину «Профилактика алкоголизма и
наркомании среди молодежи» в качестве
обязательной для изучения в вузах.
Примером тесного взаимодействия
ФСКН России с ОУ является система профилактики
наркомании и антинаркотической пропаганды,
сформированная в МГТУ им. Баумана. В этом вузе
работает специальный центр
«Здоровьесберегающие технологии и профилактика
наркомании», на базе которого разработаны
специальные аппаратно-программные средства
тестирования студентов на употребление
наркотиков. Опыт МГТУ им. Баумана широко
распространяется в других учебных заведениях, а
также изучается коллегами из стран ближнего и
дальнего зарубежья.
Общественный совет утвердил план
своей работы. Ее приоритеты – дальнейшее
совершенствование системы профилактики
наркомании и пропаганда здорового образа жизни.
Напомним, что в Общественный совет при ФСКН
России входят известные общественные деятели,
работники науки, здравоохранения, культуры,
образования, представители средств массовой
информации, спортивных организаций и
религиозных конфессий.
По материалам прессы |
|