Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2008

Вне урока

Ходите в походы! Программа оздоровления с помощью туризма

В казанских школах, участвующих в реализации республиканской программы «Образование и здоровье школьников Республики Татарстан», с 1999 г. проводится комплексный педагогический мониторинг показателей здоровья и уровня знаний. Проблеме мониторинговых исследований здоровья детей, молодежи, населения посвящено Постановление Правительства Российской Федерации № 916 от 28.12.01. Одна из целей – выявление детей с отклонениями здоровья и разработка профилактических мероприятий для его укрепления.
Введенный в школах Республики Татарстан дополнительный час на оздоровительные занятия может быть использован для овладения туристскими умениями и навыками и их совершенствования. Увлекательные игры на открытой школьной площадке, на свежем воздухе способствуют закаливанию организма, имеют жизненно важное прикладное значение и тесно связаны с множеством школьных предметов, в первую очередь с физической культурой, ОБЖ, природоведением, краеведением, экологией.

Цель: оздоровление учащихся средствами туризма.

Задачи:

1. Освоение умений и навыков для автономного существования в природной среде.
2. Оздоровление и закаливание действием природных факторов (солнце, воздух, вода).
3. Общефизическая подготовка и развитие специальных туристских умений.
4. Обучение методике оценки показателей здоровья.
5. Повышение общеобразовательного уровня за счет использования межпредметных связей.

Методика

Решение поставленных задач достигается разработкой и внедрением в практику оздоровительных технологий и собственных инициативных программ по методике преподавания туризма и методике комплексной оценки показателей здоровья. Методическое и информационно-диагностическое обеспечение программы изложено в изданных в Казани учебных пособиях, допущенных МО и МЗ РТ, ГК РФ по ФКСТ, ставших лауреатами Всероссийского конкурса и республиканского конкурса авторских программ, содействующих здоровью. Их апробация и внедрение в практику осуществлены в образовательных учреждениях Республики Татарстан. Такие авторские программы – активная форма поддержания здоровья школьников и содействие его укреплению.

Предмет исследования

Учащийся, прошедший туристскую подготовку, у которого в динамике отслеживается методом мониторинга уровень здоровья по показателям физического развития, физической и функциональной подготовленности.

Проект школы, содействующей здоровью («школа-парк», «школа-спасатель»)

За счет введения дополнительного оздоровительного часа для школьников восполнить с помощью занятий туризмом недостаток двигательной активности, общения с природой, познавательной и творческой активности в поиске знаний, в том числе и относящихся к собственному здоровью, здоровому образу жизни.

Примерный тематический план занятий (один час в неделю)

Урок 1. Знакомство. Как вы любите отдыхать? Что такое туризм? Что вам нравится в туризме? Какие виды туризма вы знаете? Чему можно научиться, занимаясь туризмом? Как с помощью туризма можно овладеть знаниями по большинству предметов общеобразовательного цикла?
Урок 2. Знакомство с картой, компасом, курвиметром, азимутом движения. Отработка умений в ориентировании на местности.
Урок 3. Рюкзаки, укладка рюкзака.
Урок 4. Палатки, установка палатки.
Урок 5. Костры, костровые принадлежности, разжигание костра, приготовление пищи и т.д.

Использование особенностей   игрового метода

  • Игра – беспричинное проявление активности ребенка.

  • Где нет игры, там нет развития.

  • Учение без насилия, учение с увлечением есть игра.

  • Игра – единственная природная форма развития ребенка.

Игры на празднике туризма

Веселые старты включают различные простые элементы туристской полосы препятствий:

  • установка палатки, тента;

  • взятие азимута (компас, газеты для колпаков, скрепки);

  • пролезание через мышеловку;

  • укладка рюкзака (коврик, спальник, котелки, мяч);

  • кто быстрее добежит (ноги связаны);

  • построение на бревне на время (по росту, алфавиту, возрасту);

  • подъем по веревке;

  • движение с двумя ковриками и т.д.;

  • тесты для определения физических качеств – силы, ловкости, быстроты, прыгучести, координации и т.д.

Все игры могут проводиться на открытом воздухе (в туристском прогулочном походе, в лесу, на базе прилегающей к школе территории).

Некоторые из игр можно проводить в спортзале и даже в классе.

Вывод

Из многолетнего опыта работы по реализации программы оздоровления учащихся средствами туризма следует, что подвижные туристские игры:

  • формируют активную личность, так как учат руководить, сотрудничать и действовать совместно со всей командой в самых различных разыгрываемых ситуациях;

  • не ограничивают возрастной диапазон играющих;

  • используют элементарное оборудование, имеющееся в любом образовательном учреждении.

В учебных программах «Туризм и здоровье» следует акцентировать внимание учащихся на таких темах:

1. Тревожная статистика здоровья учащихся (перегруженность спецкурсами, иностранными языками, изучением компьютеров и др.).
2. Туризм в выработке нестандартных решений молодежных проблем.
3. Самореализация, самоуправление, самоорганизация, самоутверждение и пр. в туризме.
4. Оздоровительная функция туризма (из опыта внедрения результатов исследований).
5. Романтика приключений и путешествий, трудовая деятельность при организации, подготовке и проведении похода как средства, обеспечивающие полную занятость и отвлекающие от неправильного образа жизни.

Б. Х. Ланда