В казанских школах, участвующих в
реализации республиканской программы
«Образование и здоровье школьников Республики
Татарстан», с 1999 г. проводится комплексный
педагогический мониторинг показателей здоровья
и уровня знаний. Проблеме мониторинговых
исследований здоровья детей, молодежи, населения
посвящено Постановление Правительства
Российской Федерации № 916 от 28.12.01. Одна из
целей – выявление детей с отклонениями здоровья
и разработка профилактических мероприятий для
его укрепления.
Введенный в школах Республики Татарстан
дополнительный час на оздоровительные занятия
может быть использован для овладения
туристскими умениями и навыками и их
совершенствования. Увлекательные игры на
открытой школьной площадке, на свежем воздухе
способствуют закаливанию организма, имеют
жизненно важное прикладное значение и тесно
связаны с множеством школьных предметов, в
первую очередь с физической культурой, ОБЖ,
природоведением, краеведением, экологией.
Цель: оздоровление учащихся
средствами туризма.
Задачи:
1. Освоение умений и навыков для
автономного существования в природной среде.
2. Оздоровление и закаливание действием
природных факторов (солнце, воздух, вода).
3. Общефизическая подготовка и развитие
специальных туристских умений.
4. Обучение методике оценки показателей
здоровья.
5. Повышение общеобразовательного уровня за
счет использования межпредметных связей.
Методика
Решение поставленных задач
достигается разработкой и внедрением в практику
оздоровительных технологий и собственных
инициативных программ по методике преподавания
туризма и методике комплексной оценки
показателей здоровья. Методическое и
информационно-диагностическое обеспечение
программы изложено в изданных в Казани учебных
пособиях, допущенных МО и МЗ РТ, ГК РФ по ФКСТ,
ставших лауреатами Всероссийского конкурса и
республиканского конкурса авторских программ,
содействующих здоровью. Их апробация и внедрение
в практику осуществлены в образовательных
учреждениях Республики Татарстан. Такие
авторские программы – активная форма
поддержания здоровья школьников и содействие
его укреплению.
Предмет исследования
Учащийся, прошедший туристскую
подготовку, у которого в динамике отслеживается
методом мониторинга уровень здоровья по
показателям физического развития, физической и
функциональной подготовленности.
Проект школы, содействующей здоровью
(«школа-парк», «школа-спасатель»)
За счет введения дополнительного
оздоровительного часа для школьников восполнить
с помощью занятий туризмом недостаток
двигательной активности, общения с природой,
познавательной и творческой активности в поиске
знаний, в том числе и относящихся к собственному
здоровью, здоровому образу жизни.
Примерный тематический план занятий (один
час в неделю)
Урок 1. Знакомство. Как вы любите
отдыхать? Что такое туризм? Что вам нравится в
туризме? Какие виды туризма вы знаете? Чему можно
научиться, занимаясь туризмом? Как с помощью
туризма можно овладеть знаниями по большинству
предметов общеобразовательного цикла?
Урок 2. Знакомство с картой, компасом,
курвиметром, азимутом движения. Отработка умений
в ориентировании на местности.
Урок 3. Рюкзаки, укладка рюкзака.
Урок 4. Палатки, установка палатки.
Урок 5. Костры, костровые принадлежности,
разжигание костра, приготовление пищи и т.д.
Использование особенностей
игрового метода
Игра – беспричинное проявление
активности ребенка.
Где нет игры, там нет развития.
Учение без насилия, учение с
увлечением есть игра.
Игра – единственная природная форма
развития ребенка.
Игры на празднике туризма
Веселые старты включают различные
простые элементы туристской полосы препятствий:
установка палатки, тента;
взятие азимута (компас, газеты для
колпаков, скрепки);
пролезание через мышеловку;
укладка рюкзака (коврик, спальник,
котелки, мяч);
кто быстрее добежит (ноги связаны);
построение на бревне на время (по
росту, алфавиту, возрасту);
подъем по веревке;
движение с двумя ковриками и т.д.;
тесты для определения физических
качеств – силы, ловкости, быстроты, прыгучести,
координации и т.д.
Все игры могут проводиться на открытом
воздухе (в туристском прогулочном походе, в лесу,
на базе прилегающей к школе территории).
Некоторые из игр можно проводить в
спортзале и даже в классе.
Вывод
Из многолетнего опыта работы по
реализации программы оздоровления учащихся
средствами туризма следует, что подвижные
туристские игры:
формируют активную личность, так как
учат руководить, сотрудничать и действовать
совместно со всей командой в самых различных
разыгрываемых ситуациях;
не ограничивают возрастной диапазон
играющих;
используют элементарное
оборудование, имеющееся в любом образовательном
учреждении.
В учебных программах «Туризм и
здоровье» следует акцентировать внимание
учащихся на таких темах:
1. Тревожная статистика здоровья
учащихся (перегруженность спецкурсами,
иностранными языками, изучением компьютеров и
др.).
2. Туризм в выработке нестандартных решений
молодежных проблем.
3. Самореализация, самоуправление,
самоорганизация, самоутверждение и пр. в туризме.
4. Оздоровительная функция туризма (из опыта
внедрения результатов исследований).
5. Романтика приключений и путешествий,
трудовая деятельность при организации,
подготовке и проведении похода как средства,
обеспечивающие полную занятость и отвлекающие
от неправильного образа жизни.
|