Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2008

Вне урока

Ребята и зверята

Организация зооуголка в детском учреждении (школа, детсад, интернат) для детей с проблемами в развитии, общение с животными всегда полезны

Зоотерапия

О пользе общения с животными уже известно немало. Пушистые Шарики и Мурки снимают стресс, они – источник положительных эмоций, что немаловажно в нашей жизни. По данным социологического опроса, из 500 подростков, проживающих в неблагополучных семьях, исправительных заведениях, 91% считали своим лучшим другом собаку, кошку, птицу, даже крысу или черепаху. Часто случается, что животное становится единственным другом и у ребенка, который имеет проблемы в развитии. Общение с животными больных детей с целью оздоровления называется зоотерапией.
Это направление получает все большее распространение, поскольку способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Так, зоотерапия с успехом используется для детей с умственной отсталостью, она стимулирует активизацию восприятия и познавательной сферы. Дети-аутисты начинают легче преодолевать свои страхи. Дружба с четвероногими становится благоприятной почвой для расслабления и самовыражения, а это очень важно, если есть задержка в психическом развитии и нарушения в познавательной деятельности.
Группа детей, сформированная для занятий зоотерапией, должна быть однородна по уровню интеллектуального развития и по степени нарушений психического состояния. Поэтому перед началом занятий необходимо провести психологическую диагностику с целью определения интеллектуального уровня и эмоционально-личностных проблем. Диагностика осуществляется несколькими специалистами – психологом и дефектологом. Количество детей не должно превышать 10–12 человек.

Первое знакомство

Животных, с которыми знакомятся дети в процессе занятия, следует располагать на столе. Детей рассаживают на расстоянии 3–5 метров от стола, желательно в один ряд.
Продолжительность занятий – до 30 минут.
Специалисты советуют придерживаться определенной структуры занятий. Например:
1) Предъявление животного. Ведущий показывает животное, обращает внимание на строение его тела, на его особенности.
2) Тактильное знакомство с животным. Детям предлагают потрогать и погладить животное. Объясняют, как сделать это, чтобы оно не пугалось.
3) Словесное описание животного на основании полученного тактильного опыта (какие ушки, лапки, хвостик и т.д.).
4) Наблюдение за эмоциональным состоянием животного (испугано, насторожено, ласкается и т.д.). Важно, чтобы детская аудитория адекватно реагировала на его поведение.
Учитывая особенности ребят, педагог может вносить те или иные изменения в структуру занятий. Детям с нарушенными навыками общения надо уделить большее внимание во время тактильного контакта с животным, так как они обычно избегают прикосновений. Если кто-нибудь из детей отказывается погладить животное, не следует на этом настаивать. В подобной ситуации разумнее обратить его внимание на соседа, который не боится и трогает зверька. Педагог должен вызвать если не прямой интерес к животному, то хотя бы положительное эмоциональное оживление.
Следует также не терять из виду, что главная цель занятия – преодолеть детские страхи и стимулировать положительные эмоциональные реакции. Для закрепления эффекта, полученного в классе, можно предложить детям нарисовать или слепить увиденное животное.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "MiniZooMarket", в котором можно круглосуточно заказать корма и прочие товары для животных, не выходя из собственного дома. Кроме того, MiniZooMarket - это не просто магазин, где можно купить корм для домашних питомцев, но и своеобразный клуб для любителей и владельцев животных. Здесь Вам всегда помогут разобраться в огромном ассортименте представленной продукции, расскажут , чем один корм отличается от другого, обозначат плюсы и минусы каждой товарной позиции, и, в конечном итоге, помогут сделать правильный выбор. При этом стоит отметить, что продукцию от ведущих производителей товаров для животных магазин реализует по весьма привлекательным ценам, в чем можно убедиться, ознакомившись с прайс-листом на сайте minizoomarket.ru.

Опасности живого уголка

Зоотерапия привлекает внимание потому, что не требует больших материальных затрат. Любой живой уголок, созданный в условиях детского учреждения, может быть использован для проведения занятий с детьми. Для этого необходимо наличие отдельного помещения, в котором будут размещены животные, и специалиста, который станет за ними ухаживать.
В живых уголках сейчас можно увидеть самых разных мелких зверушек и птиц – морских свинок, черепах, хомяков, попугайчиков и т.д. Но при всех положительных сторонах присутствия животных в помещениях, где находятся дети, могут возникать и негативные. Дело в том, что многие животные являются источником и переносчиками различных заболеваний. И, чтобы контакт с животными не заканчивался походом к врачам, необходимо соблюдать определенные правила при их содержании.
Так, домашние черепахи, которые нередко бывают постоянными обитательницами живых уголков, представляют непосредственную опасность заражения сальмонеллезом. По некоторым данным, рептилии в 90% случаев бывают источником заражения.
Симптомы, возникающие при этом, таковы: озноб, рвота, лихорадка, спазмы желудка. Для того чтобы эти неприятности миновали детей, следует соблюдать некоторую осторожность: домашние рептилии должны содержаться вдали от кухонь и других зон приготовления пищи; рептилии не должны свободно перемещаться по комнатам; если при мытье рептилий вы используете раковину, то потом ее следует помыть хлорсодержащими средствами. После контакта с рептилией и ее клеткой необходимо тщательно вымыть руки с мылом. Детям младше пяти лет или детям с иммунодефицитным состоянием следует вообще избегать контакта с рептилиями.
Птицы, подобранные на улице или в лесу, могут быть источником такого заболевания, как орнитоз. Оно инфекционное, передается от птиц и характеризуется поражением легких (пневмонией). Ежегодно в Москве отмечается несколько случаев этого заболевания. Возбудители широко распространены среди диких и домашних птиц (куры, утки, голуби, воробьи, вороны), а также среди комнатных декоративных (канареек и попугайчиков).
Нередко болезни возникают от птиц, приобретенных на рынке или отловленных в условиях дикой природы.
При острой форме заболевания птицы становятся вялыми, отказываются от пищи. Их внешний вид тоже должен насторожить – опущенные крылья, грязное оперение, закрытые глаза. Заражение человека может произойти при контакте с такой птицей. Период от момента заражения до появления первых признаков длится от 6 до 10 дней, реже до 20 дней.
Чтобы этого не произошло, следует предпринимать меры безопасности:
– Не приобретать декоративных комнатных птиц без соответствующего документа ветеринарной службы.
– В случае подозрения на заболевание среди птиц, содержащихся в домашних условиях, немедленно обращаться в ветеринарную станцию.
– В помещении, где находилась больная птица, провести влажную уборку с применением дезинфицирующих средств (трехпроцентный хлорамин, двухпроцентная хлорная известь, горячий мыльно-щелочной раствор), использовать при этом ватно-марлевые повязки и резиновые перчатки.

Осторожно: звери!

Если в школе существует живой уголок, то необходимо соблюдать правила по технике безопасности.
Выяснить, какие дети подвержены аллергии. По мнению медиков, аллергия животного происхождения распространена достаточно широко и домашние животные – один из сильнейших ее источников. Аллергены – это слюна (собаки, кошки), роговые чешуйки (рептилии), экскременты (попугаи, голуби и т.д.). Наиболее тяжелые формы отмечаются при аллергии на лошадей и мелких грызунов. Наиболее частыми симптомами проявления аллергии являются бронхиальная астма, ринит, конъюнктивит, реже – экзема. Поэтому, прежде чем поручать школьникам ухаживать за животными, следует поинтересоваться наличием аллергических заболеваний.
1. При уходе за животными учащиеся надевают халаты, постоянно хранящиеся в помещении живого уголка, и защищают руки рукавицами или перчатками.
2. Все обитатели живого уголка периодически осматриваются ветеринарным врачом.
3. Учащимся, которые ухаживают за животными, учитель должен объяснить и показать, как брать их в руки. Особое внимание нужно обратить на самок, принесших потомство, так как они в этот период агрессивны.
4. При смене воды в аквариуме запрещается отсасывать воздух из трубки ртом. Это может привести к попаданию воды с микроорганизмами в полость рта школьника. Отсасывать воздух следует резиновой грушей, соединенной с трубкой сифона.
Наиболее частыми обитателями зооуголков остаются различные грызуны – мыши, крысы, ежи, хомяки и др. Проблемы могут возникнуть с животным, которое было поймано в природных условиях. Поэтому, прежде чем приносить в живой уголок грызуна, особенно мышевидного, необходимо выяснить в местных санитарно-эпидемиологических центрах, насколько благополучен этот район по туляремии, энцефалиту, бешенству и другим заболеваниям, переносчиками которых они могут быть. Правильнее, конечно, приобретать животных в зоомагазинах. Там животные контролируются ветеринарной службой.
Не забывайте, что все животные, содержащиеся в школе, должны непременно периодически осматриваться ветеринарным врачом.

Мы в ответе за тех, кого приручили

Однозначное мнение, что зооуголок необходим в каждой школе, можно подвергнуть сомнению: функционирование живого уголка полезно для детей только тогда, когда его обитатели будут правильно содержаться. А это возможно при наличии специалиста, который знает биологические свойства этих животных и может обеспечить необходимый уход. Ситуация, когда в зооуголке содержатся животные в плохих условиях, кроме вреда, ничего не принесет. Дети привыкают к бездушному и безответственному отношению к окружающему. Мысль о том, что живое существо можно приобретать ради сиюминутного развлечения, также не способствует формированию здоровой психики.
Нередко в живых уголках появляются зверьки или птицы, выловленные в лесу. Но, прежде чем принять такое животное, следует выяснить, а может ли оно вообще жить в неволе. Часто пойманное и помещенное в тесную клетку животное обречено на гибель. Поэтому, поселяя новое животное в зооуголок, учитель должен знать биологические особенности этого зверька.
Следует также задуматься и об уходе за кошками, которые живут в детских учреждениях. Когда кошка живет в семье – это другое дело, так как за ней постоянно следят и заботятся. А в школе или детском саду это животное, несмотря на многочисленные ласки и внимание со стороны детей, в основном предоставлено самому себе. И постоянного хозяина у школьной Мурки, как правило, нет. А по ветеринарным правилам кошкам, которые выходят гулять, следует делать соответствующие прививки – от бешенства и стригущего лишая. Сейчас много различных вакцин, и главное – проявить ответственное отношение и обратиться к ветеринару. Поэтому если кошка поселилась в детском учреждении, то администрация должна поручить кому-то из сотрудников заботу об этом животном.
Таким образом, прежде чем решиться на организацию зооуголка, надо четко представлять, есть ли необходимые условия для его содержания и кто за ним будет осуществлять уход.

Екатерина Ушакова