Организация зооуголка
в детском учреждении (школа, детсад, интернат) для
детей с проблемами в развитии, общение с
животными всегда полезны
Зоотерапия
О пользе общения с животными уже
известно немало. Пушистые Шарики и Мурки снимают
стресс, они – источник положительных эмоций, что
немаловажно в нашей жизни. По данным
социологического опроса, из 500 подростков,
проживающих в неблагополучных семьях,
исправительных заведениях, 91% считали своим
лучшим другом собаку, кошку, птицу, даже крысу или
черепаху. Часто случается, что животное
становится единственным другом и у ребенка,
который имеет проблемы в развитии. Общение с
животными больных детей с целью оздоровления
называется зоотерапией.
Это направление получает все большее
распространение, поскольку способствует
развитию эмоциональной сферы ребенка. Так,
зоотерапия с успехом используется для детей с
умственной отсталостью, она стимулирует
активизацию восприятия и познавательной сферы.
Дети-аутисты начинают легче преодолевать свои
страхи. Дружба с четвероногими становится
благоприятной почвой для расслабления и
самовыражения, а это очень важно, если есть
задержка в психическом развитии и нарушения в
познавательной деятельности.
Группа детей, сформированная для занятий
зоотерапией, должна быть однородна по уровню
интеллектуального развития и по степени
нарушений психического состояния. Поэтому перед
началом занятий необходимо провести
психологическую диагностику с целью определения
интеллектуального уровня и
эмоционально-личностных проблем. Диагностика
осуществляется несколькими специалистами –
психологом и дефектологом. Количество детей не
должно превышать 10–12 человек.
Первое знакомство
Животных, с которыми знакомятся дети в
процессе занятия, следует располагать на столе.
Детей рассаживают на расстоянии 3–5 метров от
стола, желательно в один ряд.
Продолжительность занятий – до 30 минут.
Специалисты советуют придерживаться
определенной структуры занятий. Например:
1) Предъявление животного. Ведущий показывает
животное, обращает внимание на строение его тела,
на его особенности.
2) Тактильное знакомство с животным. Детям
предлагают потрогать и погладить животное.
Объясняют, как сделать это, чтобы оно не пугалось.
3) Словесное описание животного на основании
полученного тактильного опыта (какие ушки, лапки,
хвостик и т.д.).
4) Наблюдение за эмоциональным состоянием
животного (испугано, насторожено, ласкается и
т.д.). Важно, чтобы детская аудитория адекватно
реагировала на его поведение.
Учитывая особенности ребят, педагог может
вносить те или иные изменения в структуру
занятий. Детям с нарушенными навыками общения
надо уделить большее внимание во время
тактильного контакта с животным, так как они
обычно избегают прикосновений. Если кто-нибудь
из детей отказывается погладить животное, не
следует на этом настаивать. В подобной ситуации
разумнее обратить его внимание на соседа,
который не боится и трогает зверька. Педагог
должен вызвать если не прямой интерес к
животному, то хотя бы положительное
эмоциональное оживление.
Следует также не терять из виду, что главная цель
занятия – преодолеть детские страхи и
стимулировать положительные эмоциональные
реакции. Для закрепления эффекта, полученного в
классе, можно предложить детям нарисовать или
слепить увиденное животное.
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "MiniZooMarket", в котором можно круглосуточно заказать корма и прочие товары для животных, не выходя из собственного дома. Кроме того, MiniZooMarket - это не просто магазин, где можно купить корм для домашних питомцев, но и своеобразный клуб для любителей и владельцев животных. Здесь Вам всегда помогут разобраться в огромном ассортименте представленной продукции, расскажут , чем один корм отличается от другого, обозначат плюсы и минусы каждой товарной позиции, и, в конечном итоге, помогут сделать правильный выбор. При этом стоит отметить, что продукцию от ведущих производителей товаров для животных магазин реализует по весьма привлекательным ценам, в чем можно убедиться, ознакомившись с прайс-листом на сайте minizoomarket.ru.
Опасности живого уголка
Зоотерапия привлекает внимание
потому, что не требует больших материальных
затрат. Любой живой уголок, созданный в условиях
детского учреждения, может быть использован для
проведения занятий с детьми. Для этого
необходимо наличие отдельного помещения, в
котором будут размещены животные, и специалиста,
который станет за ними ухаживать.
В живых уголках сейчас можно увидеть самых
разных мелких зверушек и птиц – морских свинок,
черепах, хомяков, попугайчиков и т.д. Но при всех
положительных сторонах присутствия животных в
помещениях, где находятся дети, могут возникать и
негативные. Дело в том, что многие животные
являются источником и переносчиками различных
заболеваний. И, чтобы контакт с животными не
заканчивался походом к врачам, необходимо
соблюдать определенные правила при их
содержании.
Так, домашние черепахи, которые нередко
бывают постоянными обитательницами живых
уголков, представляют непосредственную
опасность заражения сальмонеллезом. По
некоторым данным, рептилии в 90% случаев бывают
источником заражения.
Симптомы, возникающие при этом, таковы: озноб,
рвота, лихорадка, спазмы желудка. Для того чтобы
эти неприятности миновали детей, следует
соблюдать некоторую осторожность: домашние
рептилии должны содержаться вдали от кухонь и
других зон приготовления пищи; рептилии не
должны свободно перемещаться по комнатам; если
при мытье рептилий вы используете раковину, то
потом ее следует помыть хлорсодержащими
средствами. После контакта с рептилией и ее
клеткой необходимо тщательно вымыть руки с
мылом. Детям младше пяти лет или детям с
иммунодефицитным состоянием следует вообще
избегать контакта с рептилиями.
Птицы, подобранные на улице или в лесу,
могут быть источником такого заболевания, как
орнитоз. Оно инфекционное, передается от птиц и
характеризуется поражением легких (пневмонией).
Ежегодно в Москве отмечается несколько случаев
этого заболевания. Возбудители широко
распространены среди диких и домашних птиц (куры,
утки, голуби, воробьи, вороны), а также среди
комнатных декоративных (канареек и
попугайчиков).
Нередко болезни возникают от птиц, приобретенных
на рынке или отловленных в условиях дикой
природы.
При острой форме заболевания птицы становятся
вялыми, отказываются от пищи. Их внешний вид тоже
должен насторожить – опущенные крылья, грязное
оперение, закрытые глаза. Заражение человека
может произойти при контакте с такой птицей.
Период от момента заражения до появления первых
признаков длится от 6 до 10 дней, реже до 20 дней.
Чтобы этого не произошло, следует предпринимать
меры безопасности:
– Не приобретать декоративных комнатных птиц
без соответствующего документа ветеринарной
службы.
– В случае подозрения на заболевание среди
птиц, содержащихся в домашних условиях,
немедленно обращаться в ветеринарную станцию.
– В помещении, где находилась больная птица,
провести влажную уборку с применением
дезинфицирующих средств (трехпроцентный
хлорамин, двухпроцентная хлорная известь,
горячий мыльно-щелочной раствор), использовать
при этом ватно-марлевые повязки и резиновые
перчатки.
Осторожно: звери!
Если в школе существует живой уголок,
то необходимо соблюдать правила по технике
безопасности.
Выяснить, какие дети подвержены аллергии. По
мнению медиков, аллергия животного
происхождения распространена достаточно широко
и домашние животные – один из сильнейших ее
источников. Аллергены – это слюна (собаки, кошки),
роговые чешуйки (рептилии), экскременты (попугаи,
голуби и т.д.). Наиболее тяжелые формы отмечаются
при аллергии на лошадей и мелких грызунов.
Наиболее частыми симптомами проявления аллергии
являются бронхиальная астма, ринит,
конъюнктивит, реже – экзема. Поэтому, прежде чем
поручать школьникам ухаживать за животными,
следует поинтересоваться наличием
аллергических заболеваний.
1. При уходе за животными учащиеся надевают
халаты, постоянно хранящиеся в помещении живого
уголка, и защищают руки рукавицами или
перчатками.
2. Все обитатели живого уголка периодически
осматриваются ветеринарным врачом.
3. Учащимся, которые ухаживают за животными,
учитель должен объяснить и показать, как брать их
в руки. Особое внимание нужно обратить на самок,
принесших потомство, так как они в этот период
агрессивны.
4. При смене воды в аквариуме запрещается
отсасывать воздух из трубки ртом. Это может
привести к попаданию воды с микроорганизмами в
полость рта школьника. Отсасывать воздух следует
резиновой грушей, соединенной с трубкой сифона.
Наиболее частыми обитателями зооуголков
остаются различные грызуны – мыши, крысы, ежи,
хомяки и др. Проблемы могут возникнуть с
животным, которое было поймано в природных
условиях. Поэтому, прежде чем приносить в живой
уголок грызуна, особенно мышевидного, необходимо
выяснить в местных санитарно-эпидемиологических
центрах, насколько благополучен этот район по
туляремии, энцефалиту, бешенству и другим
заболеваниям, переносчиками которых они могут
быть. Правильнее, конечно, приобретать животных в
зоомагазинах. Там животные контролируются
ветеринарной службой.
Не забывайте, что все животные, содержащиеся в
школе, должны непременно периодически
осматриваться ветеринарным врачом.
Мы в ответе за тех, кого приручили
Однозначное мнение, что зооуголок
необходим в каждой школе, можно подвергнуть
сомнению: функционирование живого уголка
полезно для детей только тогда, когда его
обитатели будут правильно содержаться. А это
возможно при наличии специалиста, который знает
биологические свойства этих животных и может
обеспечить необходимый уход. Ситуация, когда в
зооуголке содержатся животные в плохих условиях,
кроме вреда, ничего не принесет. Дети привыкают к
бездушному и безответственному отношению к
окружающему. Мысль о том, что живое существо
можно приобретать ради сиюминутного
развлечения, также не способствует формированию
здоровой психики.
Нередко в живых уголках появляются зверьки или
птицы, выловленные в лесу. Но, прежде чем принять
такое животное, следует выяснить, а может ли оно
вообще жить в неволе. Часто пойманное и
помещенное в тесную клетку животное обречено на
гибель. Поэтому, поселяя новое животное в
зооуголок, учитель должен знать биологические
особенности этого зверька.
Следует также задуматься и об уходе за кошками,
которые живут в детских учреждениях. Когда кошка
живет в семье – это другое дело, так как за ней
постоянно следят и заботятся. А в школе или
детском саду это животное, несмотря на
многочисленные ласки и внимание со стороны
детей, в основном предоставлено самому себе. И
постоянного хозяина у школьной Мурки, как
правило, нет. А по ветеринарным правилам кошкам,
которые выходят гулять, следует делать
соответствующие прививки – от бешенства и
стригущего лишая. Сейчас много различных вакцин,
и главное – проявить ответственное отношение и
обратиться к ветеринару. Поэтому если кошка
поселилась в детском учреждении, то
администрация должна поручить кому-то из
сотрудников заботу об этом животном.
Таким образом, прежде чем решиться на
организацию зооуголка, надо четко представлять,
есть ли необходимые условия для его содержания и
кто за ним будет осуществлять уход.
|